Урок по истории Древнего Мира по теме: Ассирийская держава
план-конспект урока по истории (5 класс)

Титова Любовь Андреевна

Урок представлен по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_assiriyskaya_derzhava.docx33.82 КБ
Файл prezentatsiya_assiriyskaya_derzhava.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ассирийская держава

Тип урока: урок «открытия»  нового  знания

Цель:  познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, о причинах возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:   

Метапредметные:   

Личностные: 

Учащиеся смогут  дать определение понятию держава, характеризовать географическое положение Ассирии,  называть направления военных походов ассирийцев, причины возникновения и гибели Ассирийской державы.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.  Планировать свою работу на уроке, определять критерии успешной реализации цели.  

Работать с иллюстрациями, исторической картой, текстом учебника как источником информации, составлять схему «Завоевания ассирийских царей», анализировать текст документа.

Проводить само и взаимооценку, саморефлексию.

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Словарь урока:   держава, таран.

Ресурсы урока:

-  учебник «История Древнего мира», 5 кл. (А.А. Вигасин, Г.И. Годер и др.);

- компьютер, проектор

-мильтимедийная презентация;

- рабочий лист (на каждого ученика).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Орг. момент

1 мин.

Здравствуйте ребята, гости.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,  

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем всем удачи,

И успешности в придачу.

Вниманию учащихся предлагается «черный ящик», о содержимом которого они узнают к концу урока.

- самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности).

Слайд 1

2 этап.

Проверка домашнего задания

5 мин.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы  познакомимся еще с одним государством. Для того, чтобы попасть в это государство, нам нужно определить его «адрес», т.е. географическое положение.

Для этого давайте вспомним, какие страны Древнего мира вам уже известны?

А теперь поиграем в  игру «Исторические события».

Вам необходимо соединить страну с событием или наоборот.

Двуречье  - клинопись, шумеры

Вавилон – Хаммурапи

Египет – Нил, фараон

Финикия – стекло, пурпурная краска

Палестина – Моисей

Древнееврейское царство – Соломон, Самсон

Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина.

Соотносят страну с событием.

3 этап

Мотивация

4 мин.

Давайте посмотрим на карту. Оно окрашено  красным цветом.

1)Кто сможет словами определить его географическое местоположение? (Ассирия располагается в верхнем течении Тигра в Западной Азии).

 Если вы затрудняетесь, используйте опорные слова.

1)Опорные слова:

Восточнее

Верхнее течение

Севернее

Средиземное море

Река Тигр

Вавилон

Западная Азия

2) Ассирия

2) Так как называется это государство? Прочитайте на карте! (Ассирия)

Карта на доске и  в учебнике с. 82.

Слайд 2

4 этап.

Актуализация знаний

3 мин.

Территория Ассирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие изученные вами государства древнего мира. В исторической науке Ассирию называют державой.

Новое слово, что оно означает? -  прочитайте на стр. 84 в учебнике.

Что такое держава? (Большое и сильное государство)

Помогите мне сформулировать и записать тему урока: АССИРИЯ  И  ДЕРЖАВА – «Тема урока: Ассирийская держава».

Главной задачей сегодняшнего урока будет выяснение причин создания сильного и мощного государства Ассирии.

Работа с текстом учебника, с. 84, знакомство учащихся с темой, урока, целью и проблемным вопросом. Записывают термин  держава в рабочий лист

Знакомство учащихся с планом- схемой урока слайд 3,4.

Слайд 5

Слайд 6

5 этап.

Целеполагание и планирование

2-3 мин.

Вопрос к классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить вопрос?

План урока (на доске):

  1. Освоение железа.
  2. Ассирийское войско.
  3. Завоевания ассирийских царей.
  4. Царский дворец, столица державы
  5. Ашшурбанапал, библиотека глиняных книг.

В результате урока вы сможете:

- сформировать представление об Ассирийской державе.

- дать определение понятию держава, таран,

- характеризовать ассирийское войско;

- называть причины  возникновения и гибели Ассирийской державы.

  В конце урока вы должны будете ответить на вопрос:  Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа?

6 этап.

«Открытие» нового знания

20 мин.  

  1. Освоение железа.

Люди  до появления железа уже пользовались металлами.

Как вы уже знаете, это были,  какие металлы? (медь и бронза). Сегодня мы узнаем о новом металле и с теми изменениями, которые произошли в связи с его освоением.

Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства  метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Как вы думаете, почему железные орудия были выгоднее медных и бронзовых?  (железной руды в природе было больше, чем медной, железо дешевле). 

Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около 10 века до н.э. Со временем в каждой семье стали появляться железные топор, лопата. Стало процветать земледелие.

Что еще можно было изготовить из железа? (оружие)

Ответы обучающихся

Слайд 7

Ответы обучающихся

Слайд 8

  1. Ассирийское войско.

Давайте вспомним, где располагалась Ассирия? (в Верхнем течении Тигра).

Это горная страна, богатая залежами железной руды. Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. В 8-м веке до н.э. их армия стала самой сильной в мире.

Давайте посмотрим на изображения и вместе прочитаем п. 2 на стр. 86-87, и  ответим на следующие вопросы:

Из каких родов войск состояла ассирийская армия? (Состояла из  пехоты, конницы и воинов на колесницах).

 Назовите, что использовали ассирийцы для штурма крепостей? (Для  штурма крепостей использовали тараны и осадные башни)

  • Каковы были оружие и доспехи ассирийского войска? (Железные мечи, копья, луки, щиты, шлемы, панцири )

3. Завоевания ассирийских царей.

Почему же страна стала такой большой? (в результате  завоевательных походов)

Работая с картой и текстом учебника на стр. 87-88   п. 3, документ 2 и 3 в рабочем листе  составьте схему завоеваний Ассирии. 

С какой целью ассирийские цари совершали военные походы?

Что забирали с собой в качестве добычи воины?

Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

Работа с иллюстрацией

Физкультминутка (видео)

Слайд 9-10

- работают с информацией учебника  и с иллюстрациями, отвечают на вопросы учителя, анализ текста, поиск информации в тексте.

Слайд 11

Слайд 12

- находят информацию в учебнике, делаю записи в схему на рабочем листе.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

4. Царский дворец

5.  Ашшурбанапал, библиотека глиняных книг.

- Кто же управлял этим государством?  - Царь. В Ассирии царь не считался, как например, в Египте, богом. В  первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и судьей.

Самым известным царём в Ассирии был царь Ашшурбанапал. Он был  образованным человеком, приказывал привозить с завоёванных стран не  только богатства и пленных, но и приказывал собирать книги из разных  стран. Книги были написаны на глиняных табличках.

- Столицей Ассирийского царства был город Ниневия, где находился царский  дворец.

- Достигнув невероятного могущества, Ассирийская держава в 612 г. до н. э.

всё же прекратила своё существование!!! А библиотека уцелела!!!

- Почему???

- Найдите ответ на вопрос на стр. 89

На этом наше путешествие по Ассирии подходит к концу.

Работают с иллюстрациями слайд 16-17

Слайд 18-20, запись в рабочий лист

- находят информацию в учебнике, отвечают на вопрос

7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

4 – 5 мин.

 Давайте оглянемся назад и вспомним основные этапы пройденного пути.

Игра «да-нет»

  1. Ассирия расположена в верхнем течение Тигра? (Да)
  2. Самым известным царём Ассирии был царь Ашшурбанапал? (Да).
  3. Ассирийцы преимущественно использовали бронзовые орудия труда? (Нет).
  4. Ассирийцы  впервые стали широко использовать конницу? (Да).
  5. Ассирия стала могущественной державой в 7 в.? (Нет).
  6. Ашшурбанапал был необразованным правителем? (Нет).
  7. Войны Ассирии носили мирный характер? (Нет).

В рабочей тетради задание № 73 стр. 56

- формулируют  мнение и аргументируют  ответ

Слайд 21

8 этап.

Рефлексия и оценивание

4 мин.

Организует рефлексию, самооценку.

Интрига: Что в «черном ящике»?

В черном ящике находятся 2 материала, очень распространенные в Ассирийской державе. Один из них они использовали и для строительства и, даже, для изготовления писчего материала. А благодаря освоению второго, в Ассирии успешно развивалось земледелие и ассирийская армия стала самой сильной в мире.

Теперь мы с вами можем ответить на вопрос поставленный в начале урока:  Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа?

На уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что…

Я научился….

Выставляет  и комментирует оценки.  

- фиксируют настроение.

- оценивают свою работу на уроке

Слайд 22

Слайд 23

9 этап.

Домашнее задание

          2 мин.

Домашнее задание:

Инвариантная часть: параграф  18, вопросы 1-5.

Вариативная часть: выполнить рисунок  на тему: «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?».

Слайд 24


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте ребята, гости. Пусть сегодня для нас всех, На урок придет успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелаем всем удачи, И успешности в придачу.

Слайд 2

Опорные слова: Восточнее Верхнее течение Севернее Средиземное море Река Тигр Вавилон Ассирия

Слайд 3

Держава – большое и сильное государство

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: А ССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА

Слайд 5

познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, о причинах возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев. ЦЕЛИ УРОКА 1.Освоение железа. 2. Ассирийское войско. 3. Завоевания ассирийских царей. 4. Царский дворец, столица державы. 5. Ашшурбанапал , библиотека глиняных книг. ПЛАН УРОКА

Слайд 6

ПроБлемный вопрос: Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа?

Слайд 7

ОСВОЕНИЕ ЖЕЛЕЗА Изделия из железа Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Как вы думаете, почему железные орудия были выгоднее медных и бронзовых?

Слайд 8

Обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Железо было прочнее меди и бронзы ОСВОЕНИЕ ЖЕЛЕЗА Ассирийские железные орудия

Слайд 9

Ассирия - горная страна, богатая залежами железной руды. Г лавным занятием жителей было скотоводство и охота. Наличие залежей железной руды, в которой н уждались Вавилон и Египет, способствовали тому, что вторым занятием жителей Ассирии стала торговля . Ассирия в первой половине 7 века до н.э.

Слайд 10

АССИРИЙСКОЕ ВОЙСКО В 8-м веке до н. э. Армия ассирийцев стала самой сильной в мире. Ассирийский воин

Слайд 11

Посмотрите на изображения, из каких родов войск состояла ассирийская армия?

Слайд 12

Назовите, что использовали ассирийцы для штурма крепостей? Ассирийский воин,переправляющийся через реку на кожаном мешке.

Слайд 13

ЗАВОЕВАНИЯ АССРИЙСКИХ ЦАРЕЙ Работая с картой и текстом учебника на стр. 87-88 п . 3, документ 2 и 3 в рабочем листе составьте схему завоеваний Ассирии. 1) С какой целью ассирийские цари совершали военные походы? 2) Что забирали с собой в качестве добычи воины? 3) Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

Слайд 14

ЗАВОЕВАНИЯ АССРИЙСКИХ ЦАРЕЙ В 8-7 ВВ. ДО Н. Э. Возвращение войска в Ниневию. Царей покорённых стран запрягли в колесницу ассирийского владыки

Слайд 16

В 8 – 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Ниневия. Название города связано с богиней Нив. Дворец ассирийских царей был построен на искусственном холме и походил на крепость. Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов — крылатых ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ быков с человеческим лицом. У них пять ног — спереди казалось, что они стоят, а сбоку, что идут. Дворец в Ниневии

Слайд 17

Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и раскрашенными. Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колеснице, вот охотится на львов, вот принимает послов, которые распростерлись перед троном и целуют пол у его ног. ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ Охота Ашшурбанапала . Рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии

Слайд 18

БИБЛИОТЕКА ГЛИНЯНЫХ КНИГ Несмотря на свою жестокость, ассирийские владыки не чуждались просвещения. В их дворцах создавались библиотеки. Самая знаменитая из них - библиотека царя Ашшурбанапала . Ее обнаружили во время раскопок в Ниневии. Эта библиотека представляет собой собрание сотен тысяч глиняных табличек, покрытых клинописью. Но это не просто груда табличек. В библиотеке Ашшурбанапала

Слайд 19

БИБЛИОТЕКА ГЛИНЯНЫХ КНИГ Сам Ашшурбанапал в своей надписи с гордостью сообщает, что его «ухо было открыто для знания» и что он учился толковать язык звезд и постигать умножение и деление. Одна из его табличек гласит: «Отрадой для меня было повторять наизусть дивные творения на темном шумерском и на трудном для запоминания аккадском». Ашшурбанапал

Слайд 20

Власть Ассирии вызывала всеобщую ненависть. Логово льва” – так называли порабощенные народы Ассирию, а ее столицу дворец сожжен. ПАДЕНИЕ АССИРИЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ Гибель Ниневии Ниневию -город крови. После долгой осады в 612 году до н.э. Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Вопрос: Почему Ассирия пала, а библиотека уцелела?

Слайд 22

ПроБлемный вопрос: Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа?

Слайд 23

На уроке я узнал… Было интересно… Было трудно…. Я понял что… Я научился….

Слайд 24

Домашнее задание: Инвариантная часть: параграф 18, вопросы 1-5. Вариативная часть: Выполнить рисунок на тему: «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Персидская держава"

Данная презентация внесет в школьный урок элемент новизны, повысит интерес учащихся к приобретению знаний....

урок по истории Древнего мира на тему :"Древний Египет"

Данный урок предназначен для 5 класса  и соответствует требованиям ФГОС ООО...

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....

Разработка урока по истории Древнего мира по теме: "Персидская держава "Царя царей".

Изучить географическое положение Персии. Установить взаимосвязь природы и климата, их влияние на характер хозяйственной деятельности персов....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Искусство Древнего Египта".

Данный материал содержит технологическую карту урока истории Древнего мира по теме: Искусство Древнего Египта. Добавлен рабочий лист....