Урок истории в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)

Щиголева Татьяна Александровна

Тема урока Древняя Греция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_gretsiya_5_klass.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5 «Б» класс

Тема:  « Древняя Греция. Природа  Греции и занятия древних греков»

Главный вопрос (проблема) урока (внеурочного занятия): Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории.

УУД:

Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.

Познавательные УУД:  Работать с картой, учебником; сравнивать и находить отличия; работа с таблицей.

Коммуникативные УУД: Организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Задачи:

Личностные: формирование  коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории  как к науке.

Предметные: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории, объяснять и конкретизировать примерами смысл новых терминов и понятий .

Метапредметные:

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Задачи:

Обучающая: определить местоположение Древнейшей Греции, природные условия, определившие занятия населения.

Развивающая:

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах, парах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая: воспитание интереса к познанию истории других стран, воспитание патриотических чувств

Используемые образовательные технологи и (методы обучения (воспитания), методические приемы): словесный метод, эвристический метод, практический метод, наглядный метод , приём «Верю – не верю», ИКТ.

Формы взаимодействия участников образовательных отношений: фронтальная, групповая, работа в парах, практическая, индивидуальная.

Контрольно – оценочные средства (диагностический инструментарий), приемы организации рефлексии: выполнение практического задания, опрос, заполнение таблицы, устный рассказ.

Домашнее задание: Базовый: §24,пересказ.  

Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».

Творческий: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

(1 мин.)

Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад.

II.Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.

(7 мин)

Уметь составлять план урока, определять его задачи, раскрывать  понятия и их суть.

- Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями. Сегодня мыс вами познакомимся еще с одной страной, а чтобы узнать с какой,  вам нужно  ответить на 6 вопросов.

1.Место захоронения фараона (Гробница)

2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра)

3.Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)

4.Первый властелин единого Китая (Цинь)

5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия)

6.Имя бога евреев (Яхве).

(Учитель первые буквы отгаданных слов записывает на доске)

Г

Р

Е

Ц

И

Я

- О какой стране идет речь?  ( Греция) Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция.

 Мотивация учеников на изучение нового материала.

Цивилизация,  созданная  древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции. Знаете ли, вы, что такие слова как тетрадь, школа, ботаника, история тоже имеют греческое происхождение. Отцом истории называют греческого ученого - Герадота. Даже некоторые наши имена произошли от греческих. Например: Ангелина – ангел, вестница;Ксения- гостья, чужестранка; Татьяна – устроительница, Зинаида – из рода Зевса, Ирина – мир.

Определение темы урока: Наша новая тема “Древняя Греция. Природа Греции и занятия древних греков”, учебник на стр. 116.

 Тему урока учитель записывает на доске.

Учащиеся записывают в тетради: число и тему урока.

Постановка проблемы: Как вы думаете, с рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Что надо знать о новой стране в первую очередь?

Запись плана урока на доске:

  1. географическое положение
  2. климатические и природные условия
  3. население и культура.

III.Первичное усвоение новых знаний. (10 мин)

Более 3,5 тыс. лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Давайте с вами откроем стр. 115 нашего учебника, и поработаем с картой

Условно Древняя Греция делилась на три части. Посмотрите внимательно на карту и назовите их. ( Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция).

- В Южной  и Средней Греции выделялись области. Каким условным значком  они

обозначены?  (красной линией)

 - Назовите эти области ( Средняя Греция - Беотия, Аттика; Южная Греция -

Мессения, Лакония)

-Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите некоторые из

них ( Розовой  точкой. Афины, Спарта, Тиринф и т.д.) Почти все крупные города стоят

у моря.

- Назовите: моря, омывающие Грецию; крупнейший остров, расположенный рядом с

Грецией. (Ионические, Средиземное, Эгейское моря; о. Крит.)

- Смотрим, а в чем отличие древневосточных государств, которые мы с вами уже изучили и греческих? Ваше мнение? Рассмотрите карту. (отсутствие полноводных рек, близость моря, природные возвышенности).

Климат Древней Греции

Самостоятельная работа. Приём «Верю – не верю»
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-». 

-

Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.

-

В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.

-

Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. 

+

В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. 

+

В Греции нет полноводных рек.

+

Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.

+

Почти все греческие города стоят у моря.

Проверка выполнения задания. Кто не сделал ни одной ошибки?

Рассказ учителя. Послушайте, как описали путешественники Древнюю Грецию. Значительную часть Греции – страны, которые они населяли, покрывали крутые обрывистые горы. Они делали Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме  северной, ее омывают моря, поэтому климат был теплый. Дожди в Греции идут зимой, в остальное время года они редки.  Хотя в стране мало лесов, плодородных земель,  ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы.

Посмотрите на экран,( нем на появляются картинки с изображением рисунков на древнегреческих вазах) попробуйте определить основные занятия древних греков.

 Ответы учащихся (земледелие, мореплавание, торговля, различные ремесла)

IV. Первичная проверка понимания(10 мин)

         Посмотрите на карту на стр.115 . Назовите самый крупный остров? (Крит)

  Остров Крит возник во II тысячелетии до н.э., это самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Этот гористый остров был богат пастбищами и виноградниками. Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания - мифы.

-Кто может сказать, а что такое миф?  (ответы учащихся)

Миф - это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся!

Задание. Продуктивное чтение, работа в парах, заполнение таблицы.

Ознакомившись с  текстовым источником (учебник с. 116-118,пункт 1 учебника " Миф о Тесее и Минотавре"), работая в парах, заполнить таблицу, которая находится на ваших партах.

Вопросы

Ответы

 1. Кто такой Минотавр?

2. Кто такой Эгей?

3. А как звали сына царя Эгея?

4. Что такое лабиринт?

5.Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?

6. К кому за помощью обратилась Ариадна?

Проверка задания. Та пара, которая не сделала ни одной ошибки, им аплодисменты и учитель этим парам раздает смайлики.

Рассказ учителя. Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъёмов  и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстия на крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком,  почитавшемся на Крите  священным животным

- И так, давайте с вами рассмотрим иллюстрации в нашем учебнике на стр. 119 «Игры с быком», и на стр.118 изображение «Световой колодец во дворце на Крите».

- Представьте себе, как зрители наблюдали такие игры с быком, что вы видите на этой иллюстрации? (ответы учащихся).

-  В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.

V. Первичное закрепление(2 мин)

-  Давайте, ребята узнаем, кто сегодня был на уроке самым внимательным? Кто мне ответит, на все  мои вопросы получит сегодня оценку пять.

Вопросы:

-  Греция расположена в Европе, в южной части какого полуострова? (Балканского?)

- На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них? (Крит)

- На каком море властвовали цари Крита  (Эгейском)

- Когда погибло Критское царство? (в XV в. до н.э.)

- Почему погибло Критское царство? (в результате землетрясения и извержения вулкана)

- Откуда ученые узнают об истории Древней Греции? (мифы, раскопки)

VI. Рефлексия(5 мин)

Ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились. Предлагаю вам составить небольшой рассказ «Древняя Греция», каждая пара должна придумать одно предложения о Греции. Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова. А дальше вы продолжаете сами.

(слушаем ответы учащихся)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (2 мин.)

Базовый: §24,пересказ.  

Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».

Творческий: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - (2 мин).

Давайте подведем итог урока:

  1. Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?
  2. Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?
  3. Выставление и комментирование оценок за урок.

 Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....