06.10 История, обществознание для 6-х классов
план-конспект урока по истории (6, 7 класс)

Езипов Александр Витальевич

Материалы к уроку на тему: Образование Великого княжества Литовского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litva.docx17.46 КБ
Файл obrazovanie_velikogo_knyazhestva_litovskogo.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

                                                     Русь и Литва

1.Формирование литовского государства.

Литовские земли представляли собой языческие племена на которых без конца  нападали рыцарские ордена(Тевтонский и Ливонский орден) это сподвигло литовский князей объединится  и  уже к 1240году во главе всех литовских князей стал князь Миндовг. Первоначально земли литовского княжества составляли земли восточной части современной Литвы и так называемую«Черную Русь» (совр. Западная Беларусь). По этническому составу население княжества было балто-славянским с преобладанием славянского православного элемента. Литовцы составляли правящий этнос. При этом они являлись язычниками. Из-за этого религиозного плюрализма перед властями молодого государства сразу же встал вопрос о необходимости религиозной реформы. Возможно, около 1246 г. обсуждался вопрос о переходе всей Литвы в православие. Во всяком случае, его принял сын Миндовга, Войшелк. Однако великий князь сделал другой выбор. В 1252/53 гг. Миндовг получил от римского папы королевский титул в обмен на принятие католичества и основание католического епископства. Он надеялся, что Рим поможет Литве в отражении агрессии немецких рыцарей. Однако его надеждам, как и в свое время планам Даниила Галицкого, было не суждено сбыться. Новые союзники помогали в основном молитвами и воззваниями, но не войсками. А рыцарей тем временем разгромили язычники из племени жмудь. Поэтому в 1261 г. Миндовг отрекся от христианства и принял жмудь в состав своего княжества.

Конец жизни первого литовского правителя был довольно нелепым. Он очень скучал по своей умершей жене Марте. У другого князя, Довмонта, супруга была внешне очень похожа на покойную княгиню. Недолго думая, Миндовг отнял у него жену. Обиженный Довмонт отплатил за свою поруганную честь. В 1263 г. возник заговор во главе с князьями Довмонтом и Тройнатом. В схватке с мятежниками зарвавшийся государь погиб.

Довмонт вскоре покинул Литву, а великим князем стал Тройнат. Но его вскоре убили конюхи Миндовга, мстя за смерть своего господина. После короткой усобицы, в ходе которой в состав Литвы вошли Пинск и, возможно, Полоцк и Витебск, на престол сел Войшелк Миндовгович. Он предпринял вторую попытку крещения литовцев, теперь уже по православному обряду, и в 1265 г. обратился за этим в Псков. Но там с 1266 г. стал князем Довмонт, убийца его отца. После этого ни о каких контактах с русскими, «привечающими преступников», Войшелк не хотел и слышать.

Резкое расширение территории Литвы произошло при великом князе Гедимине (1316-1341). Он присоединил Смоленские, Минские, Киевские, Брестские земли и в 1339 г. вступил в прямой военный конфликт с Ордой, тем самым возглавив восточноевропейское антитатарское национально-освободительное движение.

Столкновение произошло из-за перехода Смоленска под власть Литвы. Хан Узбек в ответ послал на Смоленск карательный отряд Тавкубей-мурзы, в который входили и полки московского князя Ивана Калиты. Т.о., это событие знаменовало собой начало открытого противоборства Москвы и Литвы за спорные территории в Восточной Европе. С помощью литовских дружин удар был отражен, и с этого момента Смоленск больше не платил дани в Орду.

Гедимин в 1324 г. предпринял еще одну попытку католицизации страны, но ей воспротивилось православное население, и проект отвергли. Зато бурными темпами идет территориальный рост: около 1325 г. присоединен Брест. Началось интенсивное наступление на Волынь. В 1320-30-е гг. литовские отряды подчинили часть Киевских земель.

Перед смертью Гедимин разделил свои владения между семью сыновьями. Казалось, что Литва стоит на пороге феодальной раздробленности. Но страна не распалась. После короткой усобицы, в ходе которой новый великий князь Явнут был убит своими братьями, на престол в 1345 гг. взошел Ольгерд, а его соправителем сделался Кейстут. Они вдвоем правили Литовской державой много лет.

Ольгерд и Кейстут стали правителями Литвы в трудное время. В 1345-48 гг. на нее непрерывно нападали немецкие рыцари. В 1348 г. на р. Страве русско-литовское войско оказалось разгромлено, погиб их брат Наримунт. С запада наступала Польша: в 1349 г. ее войска заняли Галицию и Брест. В 1350 г. Москва захватила Смоленск.

Ольгерд сумел быстрыми и решительными действиями стабилизировать ситуацию. Он в 1352 г. просто официально отказался от захваченных поляками территорий, тем самым на время смирив аппетиты западного соседа. Рыцарский натиск литовцы остановили упорным сопротивлением. Был заключен антимосковский союз с Тверским княжеством — давним врагом Калитичей. Тем самым на востоке Литва обрела могучего союзника.

В 1358 г. Ольгерд и Кейстут провозгласили программу объединения под властью Великого княжества Литовского, Жемайтского и Русского всех прибалтийских и восточнославянских земель. В годы их правления происходит стремительный территориальный рост Литвы. В 1350-е г. она захватывает города в междуречье Днепра, Березины и Сожа. К 1362 г. окончательно подчинены Киев, Чернигов, Переяславль, Брянск, Северские земли (процесс их присоединения шел с 1330-х гг.).

При этом литовцы выходили победителями из конфликтов с другими претендентами на господство в Восточной Европе. В 1362 г. в битве у Синих Водполки Ольгерда нанесли сокрушительное поражение Орде (это сражение считают по масштабам аналогом Куликовской битве). В 1368, 1370 и 1372 гг. при поддержке союзной Твери великий князь литовский трижды нападает на Москву. Но она выстояла. Лишь в знак того, что «он здесь был», Ольгерд подъехал и сломал свое копье о кремлевскую стену.

О росте влиятельности Литвы среди европейских государств свидетельствует то, что западные страны начинают искать союза с ней. Польский король Казимир IV, римский папа Климент VII и император Священной Римской империи Карл IV наперебой предлагают принять католичество. Гордый Ольгерд ответил, что согласен, но на одном условии. Пусть Тевтонский орден уйдет из Прибалтики и обоснуется в степях между Литвой и Ордой, став живым щитом против нашествий с Востока. Естественно, что это было заведомо невыполнимым требованием.

Ольгерд пытался оспорить церковное лидерство Москвы в православном мире. Официально глава русской церкви все еще назывался митрополитом Киевским, но его резиденция переместилась сначала во Владимир-на-Клязьме, а после 1326 г. — в Москву. Поскольку подавляющее большинство земель бывшей Киевской Руси исповедывали православие, получалось, что в политическом отношении они подчиняются Литве, а в религиозном — Москве.

Ольгерд видел здесь угрозу единству своей державы. В 1352 г. византийскому патриарху было предложено утвердить литовского кандидата на киевский митрополичий стол — Феодорита. Константинополь Феодорита не признал. Но Ольгерд добился одобрения своего проекта у Болгарского патриарха. Видя, что ситуация чревата расколом православного христианства, Византия пошла на попятную. Было принято компромиссное решение: Киевским митрополитом назначался Алексий, который при этом сидел в Москве. Но в Новогрудке учреждалась особая литовская митрополия, которой подчинялись Полоцкая, Туровская и Галицко-волынские земли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование великого княжества литовского Выполнил : учитель истории Езипов А.В

Слайд 2

Образование великого княжества литовского

Слайд 3

Причины объединения 1.Внешнее политическая обстановка, с запада нападки от рыцарских орденов и с востока монголов 2.Внутренее политическая обстановка, необходимость преодолеть раздробленность и княжеские усобицы, делая беспомощной перед внешним врагом 3.отделение ремесла от сельского хозяйства, и развитие торговли между разными территориями

Слайд 4

Миндовг (1236-1263)

Слайд 6

Гедимин (1316-1341)

Слайд 7

Олгерд (1345-1377)

Слайд 8

Кейстут (1345-1382)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...