Работа с текстом на уроках истории
методическая разработка по истории

Белякова Ольга Владимировна

Небольшая статья с примерами заданий по работе с текстом с  историческими ошибками.Такого рода игра позволиляет  держать внимание учеников включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию. Помимо занимательности, при регулярном использовании данной технологии заметно улучшается зрительная память учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx382.19 КБ

Предварительный просмотр:

                      Работа с текстом на уроке истории и обществознания

  •            Самостоятельная работа с текстом становится увлекательной, если превращается в игру «Найди ошибки». Эта игра проводится как при изучении нового материала, так и при закреплении и контроле знаний. Желательно, что бы в конце урока учащиеся прокомментировали найденные ошибки, прежде чем правильные ответы появляться на экране.
  •           Работа строится на основе работы с текстом правильным в течение определенного времени (в зависимости от сложности текста и количества времени на уроке). При наличии времени
  •  Тексты с ошибками по Всеобщей истории.

Древний Египет

«Тутмос III намеревался увековечить свое имя, построив величайшую пирамиду Египта. Стараясь во всем отличаться от предыдущих царей, он приказал заложить фундамент постройки на восточном берегу Нила, чтобы ветры, дующие из Сахары, не смогли замедлить строительство. Однако верховный жрец Хеопс доложил царю, что строительство пирамиды затягивается из-за нехватки рабов.

Царь повелел собирать войско для похода в далекую северную Нубию. Он рассчитывал на большую добычу: серебро, слоновую кость, дерево и, конечно, “живой товар”. Армия египтян наводила ужас на своих соседей. Покоренные народы называли столицу Египта – город Каир – “городом крови”.

Обеспечив строительство достаточным количеством рабов, царь повелел завершить строительство пирамиды к концу 1750 года до н.э.»

Ошибки:

  1. Во времена Тутмоса III пирамиды не строились.
  2. Величайшая пирамида была выстроена по приказу Хеопса.
  3. Правители Египта – фараоны, а не цари.
  4. Все пирамиды были построены на левом берегу Нила в соответствии с религиозными представлениями египтян о том, что “царство мертвых” расположено на западе.
  5. Хеопс был фараоном.
  6. На строительстве пирамид были задействованы в основном крестьяне.
  7. Нубия расположена южнее Египта.
  8. Каир не был столицей древнего Египта.
  9. “Городом крови” называли столицу ассирийского царства - Ниневию.
  10. Тутмос III правил позже.

Древняя Персия

«Величайшим правителем Персидской державы, простиравшейся от реки Инд на западе до Средиземного моря на востоке, был “царь царей” Дарий I. Продолжая дело своего отца Кира, он расширил владения за счет присоединения Вавилона и Египта.

Власть царю вручил бог Шамаш, повелев мудро распоряжаться ею, не допуская излишней жестокости в отношении подданных. Дарий I отличался образованностью и заботился о процветании государства и развитии культуры. До нас дошла знаменитая глиняная библиотека, созданная по его приказу.

Главным городом он сделал прекрасный Персеполь. Потоком текло золото в сокровищницы царя, позволяя возводить невиданные чудеса архитектуры. Дарий I приказал возвести великолепные висячие цветущие сады. Вход в сады охраняли огромные статуи крылатых быков с пятью ногами. Позаботился царь и о своих предках, приказав перенести их могилы в Долину царей, а к ней построить знаменитую “царскую дорогу”.»

Ошибки:

  1. Персидская держава на западе доходила до побережья Средиземного моря, на востоке - до реки Инд.
  2. Дарий I не был сыном Кира.
  3. Вавилон был завоеван Киром в 538 году до н.э.
  4. Египет был присоединен к владениям Персии Камбизом – сыном Кира.
  5. Шамаш был вавилонским богом.
  6. Глиняная библиотека, дошедшая до нас, создана по приказу ассирийского царя Ашшурбанапала.
  7. Висячие сады были построены по приказу Навуходоносора в Вавилоне.
  8. Статуи крылатых богов – культурное наследие Ассирии, они не охраняли вход в сады.
  9. Долина царей находится в Египте, там нет захоронения предков Дария I
  10. Царская дорога проходила по азиатским владениям Персии и не могла привести в Долину царей.

Религиозные войны во Франции

«В XVI веке Франция раскололась на два противоборствующих лагеря – католиков во главе с королевским домом и гугенотов во главе с герцогами Гизами. Французские короли из династии Бурбонов поддержали католическую церковь, так как опасались раскола государства и ослабления королевской власти. В ходе религиозных войн гугеноты получали помощь от Испании, а католики – от римского папы.

Ожесточенная борьба в течение первых десяти лет привела к решению прекратить распри: примирение предполагалось осуществить на свадьбе сестры короля Маргариты с Генрихом Гизом – лидером французских гугенотов. Воспользовавшись удобным случаем, в ночь на 24 августа 1582 года гугеноты устроили страшную резню католиков в Париже, вошедшую в историю под названием Варфоломеевской ночи. Расправа длилась две недели, погибло 30 тысяч человек, среди жертв оказался и король Генрих III. Генрих Гиз, получив корону Франции, издал Нантский эдикт: кальвинизм был объявлен государственной религией, религиозные войны прекратились

Ошибки:

  1. Герцоги Гизы были лидерами католического лагеря.
  2. Король Франции происходил из династии Валуа.
  3. Гугеноты не могли получать помощь из Испании, где особенно сильны были позиции католической церкви.
  4. Маргарита вышла замуж за Генриха Наваррского.
  5. Варфоломеевская ночь была в 1572 году.
  6. Резню устроили не гугеноты, а католики.
  7. Расправа продолжалась три дня, затем перекинулась в провинции.
  8. Королем Франции во время Варфоломеевской ночи был Карл IX, он принимал участие в избиении гугенотов.
  9. Королем Франции, который издал Нантский эдикт, был Генрих IV Бурбон.
  10. По Нантскому эдикту государственной была объявлена католическая вера.

Тексты с ошибками по истории России.

Россия в период правления Ивана IV Грозного

«Великий князь московский Василий III умер в I533 году, регентшей при трехлетнем сыне Иване стала его мать Софья Палеолог. Однако правила мать Ивана всего год. После ее смерти наступил период боярского правления, который был назван Смутным временем. Разгул и притеснения бояр вызывали всеобщее недовольство. Народ связывал надежды на прекращение Смуты с коронацией Ивана IV Васильевича.

Молодой царь решительно взялся за наведение порядка и укрепление государственной власти. С этой целью он созвал Земский собор, принявший новый Судебник. Статьи законов были разделены на 100 глав, поэтому собор вошел в историю как “Стоглавый”. По новому Судебнику ограничивались злоупотребления наместников, усилилась зависимость крестьян от землевладельцев. Создавались новые центральные органы управления – приказы. Была проведена военная реформа: отменялось местничество, создавалось опричное и стрелецкое войско.

Благодаря этим реформам появилась возможность проведения более активной внешней политики и захвата Поволжья и Прибалтики. В 50-е годы XVI века в состав России вошли Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Началась длительная война с Ливонским орденом, завершившаяся в 1584 году присоединением к России части польской Ливонии. Во время войны некоторые бояре, в том числе князь Андрей Курбский, бежали в Литву, так как опасались необузданного царского гнева и подозрительности.

В 1565 году болезненно подозрительный Иван IV ввел опричнину, жертвами которой стали не только бояре, но и близкие царю люди. В 1581 году в припадке гнева царь убил своего сына и наследника престола царевича Ивана. В 1584 году скончался Иван Грозный, династия Рюриковичей по мужской линии пресеклась.»

Ошибки:

  1. Регентшей Ивана IV была его мать Елена Глинская.
  2. Правила Елена Глинская с 1533 по 1538 год.
  3. Смутное время – более поздний период истории, связанный с династическим кризисом (пресечением династии Рюриковичей)
  4. Стоглавым был церковный собор, а не Земский.
  5. Судебник, принятый в 1550 году, не содержал 100 глав.
  6. Но новому закону местничество ограничивалось. Отмена местничества произойдет позже, в 1682 году.
  7. В ходе военной реформы создавалось стрелецкое, а не опричное войско.
  8. В состав России в 50-е годы вошли Казанское и Астраханское ханства, Крым был присоединен в период правления Екатерины Великой.
  9. Ливонская война закончилась поражением России в 1583 году.
  10. Династия Рюриковичей пресеклась после смерти Федора Иоанновича в 1598 году.

Реформы Петра Великого

«Во время правления Петра I были проведены реформы, преобразившие Россию. Целью этих реформ было превращение страны в великую европейскую державу. Для достижения этой цели необходимо было получить выход к морям, а значит, требовались сильная армия, флот и деньги.

Первым делом Петр I ликвидировал стрелецкие полки и полки иноземного строя. Началось формирование регулярных полков на основе рекрутской повинности. Образцом для других полков служили Преображенский и Семеновский полки.

Служба государю была поставлена выше знатного происхождения. Введя в 1714 году “Табель о рангах”, Петр I разделил всех служилых людей на 14 рангов или чинов. Всякий получивший чин шестого класса становился потомственным дворянином.

Для обеспечения регулярного поступления денег в казну Петр I провел перепись населения. Вместо прежней подушной подати все население платило единую подворную подать.

Вместо Боярской Думы в 1708 году был учрежден совет высших чиновников, получивший название Правительствующего Сената. Московские приказы Петр I заменил коллегиями. Президенты коллегий решали дела по своему усмотрению и подчинялись только императору. Для усиления местного аппарата власти страна была разделена на 50 губерний, которые в свою очередь делились на провинции.

Были приняты меры к ограничению прав духовенства и изъятию части церковных доходов. После смерти патриарха Никона царь не назначил ему преемника, а учредил Духовную Коллегию или Адмиралтейство, подчинив церковь самодержавной власти царя. Таким образом, при Петре I в России оформился абсолютизм.»

Ошибки:

  1. Петр I ликвидировал только стрелецкие полки.
  2. “Табель о рангах” была введена в 1722 году.
  3. Потомственное дворянство получали лица, дослужившиеся до чина 8 класса.
  4. Петр I заменил подворную подать подушной.
  5. Подать платили только мужчины.
  6. Правительствующий Сенат был создан в 1711 году.
  7. В коллегиях решения принимались коллективно.
  8. В петровское время было 8 губерний.
  9. Патриарх Никон жил в XVII веке, в петровское время патриархом был Адриан.
  10. Духовная коллегия была преобразована в Святейший Правительствующий Синод, Адмиралтейство занималось делами морского флота.

Северная война

«Чтобы вывести Россию в ранг европейских держав, необходимо было получить выход к незамерзающим морям. Для этого Россия должна была вступить в борьбу с сильными противниками: либо с Турцией, либо со Швецией. Азовские походы против Турции продемонстрировали неподготовленность России к войне. Попытка закрепиться на берегах Черного моря оказалась неудачной.

Для поиска союзников в войне со Швецией в 1699 году в Европу было отправлено Великое посольство. В ходе переговоров был заключен Северный союз против Швеции. Петр заручился поддержкой Пруссии, Дании и Австрии.

Северная война началась неудачно для союзников. Первое сражение под Нарвой в 1700 году из-за численного превосходства войск шведского короля Карла XII было проиграно русской армией. Однако неудачи не сломили Петра  I. Воспользовавшись тем, что Карл XII был занят борьбой с Пруссией и Австрией, русский царь восстановил боеспособность войск с помощью рекрутских наборов, переплавил колокола на пушки и уже через несколько лет праздновал первую победу, одержанную под Санкт-Петербургом.

Разделавшись с союзниками, Карл XII двинулся на Украину на соединение с войсками гетмана Мазепы. Шведы осадили Полтаву, где было много боеприпасов и провианта. 27 июня 1708 года произошла Полтавская битва, которая закончилась полной победой русского оружия, а Карл XII чуть не попал в плен.

Турецкий султан оказал поддержку шведскому королю и объявил России войну. Однако русская армия осуществила блестящий Прутский поход и вынудила турецкого султана подписать перемирие.

После одержанных русским флотом побед на Балтийском море Карл XII был вынужден подписать в 1725 году Ништадтский мир, по которому Россия получила огромную контрибуцию и обширное побережье Балтийского моря от Выборга до Риги. Завершение Северной войны было отмечено пышными празднествами, а Петр I был провозглашен императором.»

Ошибки:

  1. Второй Азовский поход был удачным. Россия получила выход к Азовскому морю.
  2. Великое посольство отправилось в Европу в 1697 году.
  3. Главной целью посольства был поиск союзников в борьбе с Турцией.
  4. Союзниками России были Дания, Саксония и Речь Посполитая.
  5. Сражение под Нарвой не было первым сражением Северной войны, оно произошло после поражения Дании и неудачной осады Риги войсками Августа II.
  6. В сражении под Нарвой численное превосходство было на стороне русских войск.
  7. Первая победа русскими войсками была одержана в Прибалтике, а Санкт-Петербург начали строить в 1703 году.
  8. Полтавская битва произошла в 1709 году.
  9. Прутский поход был неудачным для русской армии.
  10. Ништадтский мир был подписан после смерти Карла XII, в 1721 году.

Россия в период дворцовых переворотов

«Петр I, изменив порядок престолонаследия, умер в 1725 году, не успев назначить преемника. При поддержке гвардии и сподвижников Петра на престол взошла его вторая жена Екатерина I. При императрице государством фактически управлял А.Меншиков. Однако правление Екатерины длилось недолго, всего пять лет. После ее смерти для решения вопроса о престолонаследии был создан Верховный тайный совет, который пригласил на российский трон курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, племянницу Петра I.

Во время ее правления в стране господствовали иностранцы. В стране процветали казнокрадство, произвол, свирепствовала тайная полиция. Дворяне и гвардия попытались отстранить от государственных дел всесильного фаворита Бирона и ограничить власть императрицы, вручив ей секретные кондиции. Однако попытка оказалась неудачной.

После смерти императрицы, согласно ее завещанию, российский престол заняла дочь Петра I Елизавета. Она правила 25 лет. Елизавета Петровна стремилась продолжать политику, начатую ее великим отцом. Высшие государственные должности при ней занимали русские, среди которых было немало талантливых, образованных людей. При Елизавете Петровне была отменена смертная казнь, расширялись привилегии дворянства, был открыт Московский университет.

В 1756 году Россия в союзе с Францией и Англией вступила в войну с Пруссией и Австрией. Позже она получила название Семилетней войны. Прусская армия Августа II потерпела поражение в сражениях при Гросс-Егерсдорфе и Кунерсдорфе, что позволило русским войскам захватить Берлин. Положение Пруссии становилось безнадежным, но смерть Елизаветы и вступление на русский престол в 1762 году императора Петра II изменили ход войны. Петр II возвратил Пруссии все завоеванные территории и заключил союз с прусским королем против вчерашних союзников России.»

Ошибки:

  1. Екатерина I правила с 1725 по 1727 гг.
  2. Верховный тайный совет был создан в период правления Екатерины I, а не после ее смерти.
  3. Анна Иоанновна была приглашена на российский трон после смерти Петра II в 1730 году.
  4. Кондиции были вручены Анне Иоанновне до ее вступления на престол, их цель - ограничение власти императрицы.
  5. Елизавета Петровна взошла на престол в результате очередного государственного переворота, отстранив от власти малолетнего Ивана VI.
  6. Правила Елизавета 20 лет, с 1741 по 1761 гг.
  7. Россия была в союзе с Францией и Австрией, им противостояли Пруссия и Англия.
  8. Прусским королем был Фридрих II.
  9. После смерти Елизаветы Петровны правил Петр III.
  10. Петр III вступил на престол в 1761 году.

Россия в период правления Екатерины Великой

«После смерти Елизаветы Петровны в 1761 году российской императрицей стала Екатерина II. Властная и энергичная императрица окружила себя талантливыми дипломатами и полководцами, сосредоточила в своих руках все нити управления страной. В течение первых лет царствования возле нее находился всесильный фаворит Г.Орлов, о котором А.С.Пушкин писал: “Ему мы обязаны Черным морем”.

Екатерина II проводила активную внешнюю политику. В ее правление произошли три русско-турецких войны, в результате которых были присоединены Молдавия, Валахия, Крым, часть Польши. Одним из лучших русских полководцев был фельдмаршал А.В.Суворов, который за взятие Крыма получил титул графа Таврического. К концу правления Екатерины II Россия значительно расширила свои владения и превратилась в великую мировую державу. Канцлер А.Безбородко говорил: “…при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела”.

Внутренняя политика Екатерины II была отмечена расширением прав и свобод подданных, заботой о благосостоянии и просвещении народа. Императрица проводила политику “просвещенного абсолютизма” и руководствовалась идеями французских просветителей. В 1775 году ею была издана “Жалованная грамота дворянству”, через пять лет - “Жалованная грамота городам” и “Жалованная грамота крестьянам”. Вслед за просветителями Екатерина II критиковала роль православной церкви в государстве и хотела лишить ее права активно вмешиваться в политику. С этой целью она издала указ о секуляризации церковных земель.

Впервые в истории Екатерина II привлекла к разработке нового свода законов выборных депутатов от разных сословий и даже сама составила “Наказ” Уложенной комиссии, в котором использовала идеи французских просветителей.»

Ошибки:

  1. Екатерина II вступила на трон в результате переворота в 1762 году.
  2. Слова Пушкина относились к Г.Потемкину.
  3. В период правления Екатерины II с Турцией Россия воевала дважды: в 1768-1774 гг. и в 1787-1791 гг.
  4. Молдавия и Валахия не входили в состав Российской империи.
  5. Часть польских земель была присоединена в результате трех разделов Речи Посполитой.
  6. А.В.Суворов носил титул графа Рымникского, титул князя Таврического носил Г.Потемкин.
  7. Расширение прав и свобод распространялось исключительно на дворянское сословие.
  8. “Жалованная грамота дворянству” была издана в 1785 году.
  9. “Жалованная грамота городам” была издана в 1785 году, а “Жалованной грамоты крестьянам” в истории не было.
  10. Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, но никогда не критиковала роль и место православной церкви.

D:\Дирректории\Users\Олюшка БЕЛЯКОВА\Desktop\2016-2017\ФОТО\IMG_1136.JPGD:\Дирректории\Users\Олюшка БЕЛЯКОВА\Desktop\2016-2017\ФОТО\IMG_1137.JPG Результат: игра позволила держать внимание учеников включенным, способствовала развитию способности анализировать полученную информацию. Помимо занимательности, при регулярном использовании данной игры заметно улучшается зрительная память учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории....

Программа коррекции нарушений навыка работы над текстом на уроках истории

Учащиеся 7 класса с ОВЗ в большей степени не умеют работать с текстом учебника и дидактического материала в силу своих специфических особенностей, которые заключаются в вязкости мышления, неумении сос...

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания

Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...

Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....