Урок-суд "Нюрнбергский процесс"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Урок-суд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-sud_nyurnbergskiy_protsess.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- суд «Нюрнбергский процесс»

- Вступление ведущего

Этапы судебного разбирательства:

  1. Слово секретаря
  2. Слово судьи
  3. Слово подсудимых
  4. Слово главных обвинителей от США и СССР
  5. Допрос свидетелей (узница концлагеря, женщина- мать, партизан, ребенок, выпускница)
  6. Предоставление видео, фото, вещественных доказательств (просмотр видео)
  7. Слово экспертам
  8. Последнее слово подсудимых
  9. Приговор судьи

- Заключительное слово ведущего

Участники процесса:

- Судья

- Секретарь

- Главный обвинитель от США

- Главный обвинитель от СССР

- Эксперты

- Свидетели

- Подсудимые

Звучит песня группы «Непоседы» «Идет война»

Вступительное слово ведущего:

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.

Поэтому, должен хотя бы наш разум дорогой победы пройти.

И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными словами, такими же полными слез.

 Нюрнбергский процесс - международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии.   Проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия). 

8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.

Участниками Нюрнбергского процесса стали представители стран-победительниц: СССР, США, Великобритании и Франции. Согласно уставу Международного военного трибунала, в его состав вошли восемь судей и их заместителей - по два человека от каждой стороны Лондонского соглашения.

Нюрнбергский процесс длился 10 месяцев. В течение этого времени провели 216 судебных слушаний. К обвинению было представлено 24 военых преступника. Возглавил» группу Герман Геринг - рейхсмаршал, «отец» люфтваффе, второй после Гитлера человек в НСДАП и официальный преемник фюрера с 1941 года. Доказательства вины подсудимых были представлены за 72 дня. Суд заслушал показания 280 свидетелей. Обвиняемые и их защитники пользовались правом голоса.

1 октября 1946 года в Нюрнберге был провозглашен приговор Международного военного трибунала, осудивший главных военных преступников.

        

Ход судебного процесса

Секретарь (при входе судьи)- «Встать ! Суд идет!»

Судья- Слушается дело над главными преступниками. Сегодня мы рассматриваем преступления  Геринга, Риббентропа, Лея, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Функа, Шахта, Круппа, Деница, Редера, Шираха, Заукеля, Йодля, Бормана, Папена, Зейсс-Инкварта, Шпеера, Нейрата и Фриче индивидуально и как членов любой из групп или организаций, к которым они принадлежали.

Вы обвиняетесь в:

  • Преступлениях против мира
  • Военных преступлениях
  • Преступлениях против человечности

Секретарь- Слово предоставляется подсудимым.

Судья –  Вы должны ответить на два вопроса: «Виновны вы или нет?»

Секретарь-  Ваша честь! Все подсудимые признали себя невиновными!

Секретарь- Ваша честь, слово предоставляется главному обвинителю от США- Роберту Джексону.

Обвинитель от США (Роберт Джексон) - Преступления, которые мы стремимся осудить и наказать, столь преднамеренны, злостны и имеют столь разрушительные последствия, что цивилизация не может оставить их без внимания.

Эти люди являются живыми символами расовой ненависти, террора и насилия, надменности и жестокости, символами жестокого национализма и милитаризма, а также провокации, которые ввергали Европу в пучину войн. 

Во Вторую мировую войну было втянуто 61 государство, в которых проживало  80 % населения планеты. Военные действия велись не  только на суше, но и на океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 110 млн. человек. Погибло около 65 млн. человек, приблизительно половину, из которых составляли жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций. Больше 20 млн. погибших составили граждане Советского Союза. Ранено и искалечено 110 млн. человек. Сиротами остались 42 млн. детей.

Фашисты вынашивали грандиозные проекты колонизации значительной части СССР и Восточной Европы, а также предполагалось насильственное переселение в Сибирь нескольких десятков миллионов человек из Польши, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Крыма и других областей. Остальным «неполноценным» было уготовано нищенское полуголодное существование и малооплачиваемый принудительный труд.

Гитлеровцы подвергли планомерному массовому истреблению еврейское население СССР, Польши и других стран Европы. К исходу Второй мировой войны было фактически уничтожено примерно 6 млн. европейских евреев – в основном это было мирное гражданское население.

Подлинными хозяевами Европы объявлялись германцы, а представители других национальностей фашистские «теоретики» считали второсортными и «расово неполноценными»

Прошу Ваша честь  учесть все сказанное и вынести справедливое решение.

Секретарь – Слово предоставляется главному обвинителю от СССР- Роману Андреевичу Руденко.

Обвинитель от СССР (Р.А.Руденко) –Ваша честь, а также все присутствующие в этом зале разрешите зачитать текст обвинения к главным преступникам против мира, принесшему нашей Земле неисчислимые страдания.

Господин судьи! Подсудимые обвиняются   в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны в целях установления мирового господства германского империализма, т.е. в преступлениях против мира; в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран, угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ, убийствах заложников, разрушении городов и деревень,   в истреблении, порабощении, ссылках и др. жестокостях, совершённых в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, т. е. в преступлениях против человечности.

Мирное население страдало от бомбежек, голода и холода. На оккупированной территориях завоеватели вводили жесткий режим, основанный на насилии и ограблении коренного населения. Концентрационные лагеря, которые в годы войны стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и гражданского населения противника.  К концу войны в Германии и оккупированных ею странах действовали до 1,1 тыс. фабрик смерти». За несколько лет через них прошло около 18 млн. человек, примерно две трети, из которых погибли.

Секретарь- Ваша честь! Слово предоставляется свидетелю – узнику концлагеря!

Узник концлагеря:

– Нас было семьдесят тысяч пленных
В большом овраге с крутыми краями.
Лежим
Безмолвно и дерзновенно,
Мрем с голодухи
в Кельнской яме.
О граждане Кельна, как же так?
Вы, трезвые, честные. Где же вы были,
Когда, зеленые, чем медный пятак,
Мы в Кельнской яме
с голоду выли?
Собрав свои последние силы,
Мы выскребли надпись на стенке отвесной,
Короткую надпись над нашей могилой –
Письмо солдату страны Советской.

Секретарь-  Слово предоставляется свидетелю - ребенку

Ребенок:

…Что такое сиротство спросите меня
Малышом пятилетним в 43-ем году
Грел я руки свои в у чужого огня,
Полуголый
таскал по дорогам
нужду.
О, как горек
сухой подаяния хлеб!
О, как жестки
ступени
чужого крыльца!
Я, приюта, искавши
от горя ослеп,
И никто
моего не погладил лица…
Испытал я,
что значит
расти сиротой.

Секретарь-  Слово предоставляется свидетелю – партизану.

Партизан:

– Мы борцы за народное счастье,
Мы народный над Гитлером суд.
Красной Армии братские части
Нам на помощь идут и придут.
Кончим бой– придем домой
С партизанской славой.

Секретарь – Слово предоставляется свидетелю – выпускнице школы

Выпускник:

– Я шлю письмо из сорок первого.
Взгляни на снимок, сверстник дорогой,
На нем я вместе с нашими ребятами,
Ты посмотри, какой я молодой.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Секретарь- Слово предоставляется матери.

Женщина мать:

– Я проводила на фронт единственного сына, и вместе со мной на фронт провожали своих мальчиков тысячи и тысячи других матерей!

– Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Умирали мальчики , где – не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Черный дым сражений на броне покатой,
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики– храбрые солдаты –
Волгу в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.

– Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь, не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?

Секретарь – Ваша честь, разрешите начать присмотр фото-видео-документальные доказательства преступлений фашизма?

Судья- Разрешаю!

На экране все участники процесса и гости суда просматривают видео-фотоматериалы.

Секретарь- Господа эксперты, вам были представлены также документы – доказательства преступных деяний подсудимых. Считаете ли вы, что все предоставленные доказательства доказывают деяния подсудимых преступными против мира и человечества?

Слово экспертов-  Да! Все доказательства доказывают преступные деяния присутствующих здесь подсудимых.

Секретарь- Последнее слова предоставляется подсудимым!

Судья- Подсудимые, оправдательные ходатайства не принимаются и не рассматриваются!

Приговор судьи

Судья-

  • К смертной казни через повешение приговариваются : Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель, Зейсс-Инкварт, Борман (заочно), Йодль.
  • К пожизненному заключению приговариваются: Гесс, Функа Редер
  • К 20 годам тюремного заключения: Шираха, Шпеера.
  • К 15 годам тюремного заключения: Нейрата.
  • К 10 годам тюремного заключения: Дёница.
  • Оправданы: Фриче, Папен, Шахт.
  • Трибунал признал преступными организации СС, СД, СА,
  • Гестапо и руководящий состав нацистской партии.

Заключительное слово ведущего- Смертные приговоры были приведены в исполнение в ночь на 16 октября 1946 года в спортзале Нюрнбергской тюрьмы. Геринг отравился в тюрьме незадолго до казни (существует несколько предположений, как он получил капсулу с ядом, в том числе, что она была передана женой во время последнего свидания при поцелуе).

В Нюрнберге осудили не просто военных преступников. Пусть даже главных. И суд не закончился в тот момент, когда палач накинул петлю на шею последнего из подсудимых, приговоренных Международным военным трибуналом к смертной казни. В Нюрнберге судили фашизм – политическую систему открытой террористической диктатуры, идеологию, с ярко выраженной античеловеческой направленностью. Нюрнбергский процесс иногда называют «Судом истории», поскольку он оказал существенное влияние на окончательный разгром нацизма.

Помните, какой ценой завоеваны свобода, счастье и независимость
нашей Родины!

«Мы говорим о Нюрнбергском процессе, потому что необходимо напомнить молодому поколению про весь ужас фашизма. К сожалению, мы видим возрождение фашизма во многих странах Европы, особенно на Украине. Нынешнее общество забывает про вторую мировую войну, не знает, кто победил в ней, кто освобождал Европу и концлагеря, находящиеся на ее территории. Исторические факты «переделываются» и «переписываются» в соответствии с политическими взглядами, поэтому необходимо вспоминать итоги второй мировой войны и Нюрнбергский процесс, чтобы люди помнили уроки истории».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Информационный процесс. Виды информационных процессов

Разработка урока в условиях реализации ФГОС...