Игровые технологии на уроках истории
методическая разработка по истории (6 класс)

Овладение знаниями в игре — новое, уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и обретение себя, таким образом, помимо всего прочего, в игре происходит иогромная воспитательная работа. 

На основе изученной литературы можно выделить следующие задачи, решаемые при помощи игровых технологий на уроках истории:

1. образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников;

2. развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных науроке;

3. воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения; вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям; способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности

На уроках истории целесообразно применять сюжетные, предметные, ролевые, деловые, имитационные игры. Кроме вышеназванных типов игр, на уроках учитель применяет элементы игровых технологий. Поскольку порой не бывает возможности «играть» целый урок, а элемент игры может помочь учителю на разных этапах урока сконцентрировать внимание учащихся, проверить их знания или актуализировать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают качество знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного  труда. Эти задачи можно успешно решать через игровые технологии обучения. Таким образом, можно отметить, что применение игровых технологий на уроках истории является актуальной проблемой современной школы.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Кроме выше сказанного, этот тип деятельности более знаком учащимся, поскольку на протяжении длительного времени своей социализации ребенок играет. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. А таких возможностей, которые раскрывает перед педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок. И не удивительно, что игра стала основой для развития игровых технологий.

Игровые технологии подразделятся на:

1. развлекательные (возбуждение эмоций);

2. дидактические (достижение определенного познавательного результата);

3. диагностические (целью является выявление отклонений в развитии и обучении);

4. коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развития или образования).

 Современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. А таких возможностей, которые раскрывает перед педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок. И не удивительно, что игра стала основой для развития игровых технологий.

Игровые технологии подразделятся на:

1. развлекательные (возбуждение эмоций);

2. дидактические (достижение определенного познавательного результата);

3. диагностические (целью является выявление отклонений в развитии и обучении);

4. коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развития или образования).

 Современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. А таких возможностей, которые раскрывает перед педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок. И не удивительно, что игра стала основой для развития игровых технологий.

Игровые технологии подразделятся на:

1. развлекательные (возбуждение эмоций);

2. дидактические (достижение определенного познавательного результата);

3. диагностические (целью является выявление отклонений в развитии и обучении);

4. коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развитияили образования).

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. А таких возможностей, которые раскрывает перед педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок. И не удивительно, что игра стала основой для развития игровых технологий.

Игровые технологии подразделятся на:

1. развлекательные (возбуждение эмоций);

2. дидактические (достижение определенного познавательного результата);

3. диагностические (целью является выявление отклонений в развитии и обучении);

4. коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развитияили образования).

Селевко Г.К. отмечает, что современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: Овладение знаниями в игре — новое, уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и обретение себя, таким образом, помимо всего прочего, в игре происходит иогромная воспитательная работа.

На основе изученной литературы можно выделить следующие задачи, решаемые при помощи игровых технологий на уроках истории:

1. образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников;

2. развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных науроке;

3. воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения; вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям; способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

На уроках истории целесообразно применять сюжетные, предметные, ролевые, деловые, имитационные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Игровые технологии на уроках истории"

1.     Теория игры.2.     Актуальность использования игровой технологии.3.     Из опыта работы....

Из опыта работы. Игровые технологии на уроках истории.

В современном постиндустриальном обществе перед нами  стоят, как и в прошлые времена,  вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появился еще один: “Как у...

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.

Аннотация.  Статья посвящена тематике  использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся.  Предлагается разработка дело...

Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории

даны методические рекомендации по организации игр на уроках истории....

Игровые технологии на уроках истории (из опыта работы)

Материал предназначен для учителей истории, работающих в 5-7 классах...

Игровые технологии на уроках истории и обществознания

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Известно, что учебный материал прини...

Игровые технологии на уроках истории."Страна древних пирамид" обобщающий урок-игра.

Урок проводится  в форме телеигры "Своя игра" после изучения темы "Древний Египет" в 5 классе.  Можно провести на обобщающем уроке или во внеклассной работе....