Технологическая карта урока по теме "Древнейший Рим"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Зырзов Вадим Валерьевич

Технологическая карта урока по обновленным ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2023_5_klass.doc195.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(Урок-исследование)

Предмет – История

Класс  - 5

Тема урока – Древнейший Рим

          Цели: способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян, создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнем Риме, продолжить формировать умения работать с картой, текстом учебника.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся смогут:

- на основе работы с исторической картой определять местонахождение и природные условия Древнего Рима, находить города, реки, горы и на основе природных условий определять основные занятия жителей; сравнивать природные условия Греции и Рима, общественный строй, сформировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Древнего рима, его географических особенностях;

- давать определения историческим терминам и названиям: латины, патриции, плебеи, весталки, Марс, консул, трибун, сенат, диктатор, легион, Народное собрание;

Метапредметные: учащиеся смогут

-  принять участие в  планировании и оценке собственной деятельности на уроке;

- находить и анализировать информацию в тексте, формулировать и представлять собственное мнение;

- вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- принять участие в обсуждении в ходе урока.

Личностные: учащиеся смогут

- сформировать уважительное отношение к другому народу, его культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям и ценностям;

- сформировать  понимание взаимосвязи прошлого  и настоящего в развитии мировой истории;

- представить результаты своей познавательной и творческой деятельности.

Ресурсы урока:

- рабочие листы с заданиями;

- учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. -  М.: Просвещение, 2020 г.

- карта «Древний Рим»;

- Атлас История Древнего;

- компьютер.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

1 этап. Орг. момент

Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя и совместной деятельности на уроке

Звучит музыка Древнего Рима

-  Здравствуйте дети! Я вижу улыбки  на ваших  лицах и желание активно работать на уроке. Он у нас сегодня необычный, на нем присутствуют гости, которых мы с Вами приглашаем в удивительный мир истории.  Начинаем?

2 этап. Проверка домашнего задания.

Ребята, Вы ведь  побывали уже во многих странах Древнего мира. Давайте вспомним их, отгадав загадки.

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли. 
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна.

(Египет)

Передней Азии народ.

Он изобрел стекло, и вот...

Ткани пурпурные продавал.

Детей нередко воровал.

Пробороздив просторы моря.

Всем он принес немало горя,

(Финикийцы)

По берегам реки Евфрат

Был город всем на удивленье:

Сады «висят», башни стоят,

А храмы, просто загляденье

(Вавилон)

Там в храмах спят древние боги,
Измазаны пеплом аскеты,
Устав после дальней дороги,
Купаются в Ганге рассветы.
(Индия)

На фронтоне Парфенона

Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости Афина.

(Древняя Греция)

Фарфор и шёлк, и порох, и Великая стена —
Чем только не известна эта дивная страна!
Напитков разных много здесь, но самый главный — чай.
Страну узнает каждый под названием … .
(Китай)

2 этап. Мотивация

 

Видеоряд «Арт-путешествие»

- Какие ассоциации у вас возникли после просмотра видео?

- А сейчас пришло время узнать о еще одной удивительной стране древнего мира, в которую мы сегодня с Вами отправимся.

Стадия вызова: учитель читает  загадку:

- Закройте  глаза и представьте  себе эту страну.

В этом славном городе
Есть площадь древнего музея
Здесь сражались гладиаторы
На арене колизея.
(Рим)

Или

На какой реке возник,

Город, что сейчас велик.

Его латины основали.

Своё богатство там ковали.

 (Тибр, Рим)

- Как вы думаете, что это за страна древнего мира ?

Общий вывод: итак мы сегодня будем говорить о Древнейшем Риме.

Тема урока - запись на доске: «Древнейший Рим».

3 этап. Целеполагание и  планирование.

Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций Античности.  Как сказал русский литератор XIX века В.Г. Белинский «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество».  Многие путешественники утверждали, что Рим отличался от Греции.

- Правы ли были путешественники?

- Можем ли мы ответить на данный вопрос?

Цель – сравнить природные условия и занятия Древней Греции и Рима. Определить, чем отличались и были схожи природные условия и занятия Греции и Рима.

Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? (ответить на вопрос?)

План урока (на доске):

1. Географическое положение и природно – климатические условия Рима

2. Занятия жителей
3. Легенда о возникновении Рима

В результате урока вы сможете:

Сегодня на уроке мы определим местоположение Рима, познакомимся с легендой о возникновении города, узнаем о природных условиях и занятиях жителей древней Италии.

 Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

Мы сегодня с вами будем выполнять задания на рабочих листах, подпишите их, запишите число и тему нашего урока: «Древнейший Рим». Так же не забывайте оценивать свою работу на туристических билетах самооценки во время нашего путешествия.

4 этап. Актуализация знаний 

Задаёт вопросы для актуализации знаний:

- Что вы уже знаете об этой стране?

- Укажите, а что вы хотите узнать об этой стране?

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

5 этап.  

Географическое положение, природные условия Древнего Рима, занятия жителей.

1.Работа с учебником, картой и рабочими листами

Заполнить первую часть таблицы по Древней Греции для выполнения задания на сравнение.

Прочитать вступление к параграфу 44, стр 217 2 абзац

2.Беседа по прочитанному, работа с картой, заполнение таблицы.

Сравнительная характеристика Греции и Рима

Критерии

сравнения

Греция

Рим

Географическое положение

Балканский полуостров

Апеннинский полуостров

Климат

Климат жаркий

Климат тёплый

Моря и реки

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями.

Горы

Гора Олимп

Горы Альпы

Рельеф

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф  - долины, равнины, холмистые местности

Занятия жителей

Выращивали виноград и оливки, коз и овец, занимались ремеслом, торговлей.

Выращивали  виноград, зерновые культуры (пшеница, рожь), скотоводство

Легенда о возникновении Рима.

1.Работа с визуальным источником информации.

Видео «Легенда об основании Рима».

1.Беседа по вопросам:

- Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем.)

- Кто спас малышей от гибели? (Волчица, а потом пастух и его жена.)

- Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города, Ромула.)
- В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, так как Рим - по-латински Рома.)

- Кто окружал и помогал Ромулу? (Ликторы – личная охрана)
2. Мини-квест «Ученые исследователи»

Задание: представьте, что вы ученые-исследователи, подумайте и определите, что в легенде соответствует исторической правде, а что является выдумкой.

Правда

Выдумка

- Город возник не сразу
- до 753 году до н.э, на территории Рима существовало несколько поселений на 7 холмах.

- строили храмы богам.
- создание единого города в 753 году до н.э.

- существование Ромула
- Ромул сын бога Марса

3.Давайте проведем минутку математики. Работа с Лентой времени.

Задача: Рим основан в 753 году до н.э. Сколько лет сейчас Риму? (На ленте времени необходимо отметить правильно года и посчитать).

Ответ: 2023+753=2776 лет Риму.

Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах.

По преданию, в Риме правили семь царей. Первым из них был Ромул. Он заложил основы государственного устройства в древнем Риме. Но это уже следующее наше путешествие.  

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Наше путешествие подходит к завершению. Какой вопрос мы планировали решить в начале нашего урока?

Ответ на проблемный вопрос урока: Сравнить природные условия и занятия Древней Греции и Рима. Определить, чем отличались и были схожи природные условия и занятия Греции и Рима.

Предполагаемый ответ: 

1.Территория Италии была более пригодна для земледелия, климат мягкий, районы не так изолированы как в Греции, больше выпадало дождей.

2.Схожими были занятия – земледелие, рыбная ловля, занятие ремеслом.

Викторина «Загадки»

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни,  нужно полуостров

Найти,  похожий на... (сапог)

Конечно,  путь туда не близкий,

На полуостров ...(Аппенинский)

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины)

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица)

Ромул  дал

Названье  месту,

Это  потому, что  им

Был  основан  город ... (Рим)

7 этап. Рефлексия и оценивание

1. Задает вопросы:

– Какую проблему мы ставили в начале урока?

–Удалось ли решить поставленную проблему? Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему?)

 

Организует рефлексию, самооценку

  1. Дополнить колонку в таблице (узнал на уроке)
  2. Учащимся предлагаются две картины с изображением смайликов.   Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

        3. Заполнение листов самооценки.

8 этап. Домашнее задание

(2 мин)

Домашнее задание (на выбор)

1. Рассказ от имени путешественника побывавшего в Древнем Риме.

2. Составить кроссворд по теме урока (10 слов)

3. Параграф 44 (пункты 1 и 2). Ответить на вопрос №2 в конце параграфа.

- А сейчас, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке. А сейчас давай соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...