Мастер-класс по формированию познавательных УУД на уроках гуманитарного направления
методическая разработка по истории

Учебные ситуации проблемного характера позволяют создать условия для достижения таких метапредметных результатов, как умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, доказывать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и заключения, способствуют развитию умений организовать учебное сотрудничество и конструктивное взаимодействие с учителем, одноклассниками с целью поиска совместного решения.

Одним из главных источников информации является печатный текст, поэтому на уроках необходимо создавать различные учебные ситуации, предполагающие работу с ним.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_k_vershinam_masterstva.docx59.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Работа с информацией как средство формирования познавательных универсальных учебных действий»

Цель мастер - класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с информацией на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию познавательных УУД на уроках гуманитарного цикла; предлагаемые приёмы работ можно применять на уроках педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • показать использование приёмов работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на   уроке;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию познавательных УУД;
  • предоставить возможность участникам мастер-класса приобрести практический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе работы над приемами.

 

План проведения мастер - класса:

  • представление педагогического опыта педагогом;
  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер - класса);
  • обсуждение целесообразности применения на уроках   показанных приёмов по формированию познавательных УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании познавательных УУД на уроках , обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.


Ход проведения мастер – класса:

  1. Организационная часть.

Добрый деньЗдравствуйте! Меня зовут Людмила Михайловна, я учитель истории, ОРКСЭ, ОДНКНР.

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.   Пусть это занятие принесет нам радость общения. 

 Теперь нам надо мыслить креативно,
Поставить знак «Равно» учитель – ученик. 

Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Я предполагаю, что сегодня перед каждым из нас    стоит образовательная задача. Но сначала давайте попробуем сформулировать тему мастер-класса.  Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Идет презентация слайдов 1-8. Остановились на 9-м. пожалуйста,  ваши варианты.  Участники предлагают свои варианты.

Действительно – тема мастер класса работа с различными видами информации  на уроках гуманитарного цикла для формирования УУД у школьников.

Но я бы хотела остановиться на формировании именно познавательных универсальных учебных действиях.

Слайд с темой.

Сейчас я раздам вам разного цвета жетончики, которые помогут вам объединиться в группы.

Каждая группа будет работать со своим маршрутным листом, в котором прописаны все этапы деятельности и указано время выполнения. Сейчас вы распределите обязанности в группе: кто будет выступать, кто будет следить за временем и др. Некоторые задания будут одинаковыми  для всех групп, некоторые - разные, но материал один – в данном случае – это текст.

2.Самоопределение к деятельности.

Посмотрите на эти буквы – УУД (вывешивается на доску). Перед вами лежат наши «светофорики». Покажите, пожалуйста, с помощью сигналов, что вы знаете о них. Красный - много знаю, жёлтый - мало знаю, синий - ничего не знаю. (показывают) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем мастер - классе? Предположите цель нашей с вами встречи. В этом нам помогут вопросы-помощники. (вывешиваются по одному вопросу на доску)

  1. Что такое УУД?
  2. Какие виды УУД бывают?
  3. Как формируют УУД?
  4. Зачем нужно формировать УУД?

(заслушиваются ответы участников мастер-класса)

Да! Мы будем говорить о том, как  же можно сформировать познавательные УУД  на уроках гуманитарного цикла. (цель встречи вывешивается на доске)

3.Актуализация знаний.

Выясним, что же означают эти буквы? Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

А как вы думаете, что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?

Да! В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Мы все знаем, что их всех можно сгруппировать в четыре основных блока. Но мы будем говорить, в основном,  о познавательных   универсальных учебных действиях.

 

Что представляют собой познавательные универсальные учебные действия? (Ответы участников семинара)

А вкратце у нас получается: (вывешиваем на доску под синим кружочком)

Познавательные УУД:

1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) учимся делать схемы;

3) учимся делать выводы;

4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;

5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы

Отсюда следует, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.

 

Ну что ж, мы с вами рассмотрели все виды УУД. А теперь, давайте немножко отдохнем.

 

  1. Работа в группах.

Продолжаем наше занятие. И поработаем с вами в группах. Мы, с вами должны разобрать, как  же формируются познавательные универсальные учебные действия при работе с информацией. Рассмотрим разные виды работы с текстом.

На примере урока Основы православной культуры. Тема: Любовь к ближнему.

 

 

Дети делают зарядку

Личностные- красный

Дети работают в паре

Коммуникативные - зелёный

Познавательные - синий

У доски в группе решают пример

Познавательные - синий

Коммуникативные - зелёный

Дети оценивают свою работу

Регулятивные_- желтый

Самопроверка.

А теперь проверьте свои результаты.(на доске образец: красный, зелёный, синий, синий, зелёный, жёлтый)

Итак, кто не допустил ни одной ошибки - поставьте внизу восклицательный знак (или мы рисуем жёлтый смайлик).

У кого одна ошибка - плюс,(или мы рисуем зелёный смайлик)

У кого две ошибки - минус (или мы рисуем красный смайлик)

Как вы думаете, что предложим тому, у кого больше трёх ошибок?, (Ещё поработать над этой темой, почитать книги, поработать в Интернете и т.д..)

Итог занятия.

Итак, подведём итог нашего занятия.

Какова же роль учителя в формировании познавательных УУД на уроках при работе с текстом?

 

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Рефлексия

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

РЕФЛЕКСИЯ:

Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно?

Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы.

Спасибо вам за ваш сегодняшний труд.

 

 

 

 

 

   Суть принципа -  сделать уроки проблемными, с помощью “приемов удивления” вызвать неподдельный интерес учащихся и … оставить вопрос открытым;

Приём  “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример.

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло? (возможные варианты ответов от слушателей)

Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Приручение огня» (4 класс) 

2. Принцип деятельности.

   Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”. “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать”, - говорил академик Александр Минц.

   Суть принципа - учитель привлекает детей к получению новых знаний. На каждом уроке ученик должен заниматься конкретной деятельностью, которую он понимает, определяет для себя, получать реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо.

      Приём  “Я беру тебя с собой “

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

   Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

 

3. Принцип идеальности.

   Суть принципа - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.

  Приём  “Хорошо-плохо”

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Пример

Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает тетрадь. Покупатель – Буратино. 1 группа  играет за Буратино, 2 группа – за Мальвину.

(Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.

 (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.

(Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.

(Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...

и т.д. 

4. Принцип свободы выбора.

   Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

     Суть принципа -     ученикам задается несколько заданий (массив), они сами выбирают любые из них.

      Прием «Задание массивом»

Пример. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Уровень 1

Спишите, написав проверочные слова

Окрес..ность, звёз..ный, сол..це, здра..ствуй, радос..ный.

Уровень 2

К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным - имена существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час.       

Цветы, горячее, человек, сильное, сельское.

Уровень 3

Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ. 

5. Принцип обратной связи.

   Суть принципа - только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…

Прием «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

   Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

   В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

   В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  

 

Приём  «Сообщи свое Я»   

   Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности ученик сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.

Формирует:

  • умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
  • сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
  • умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.    

«Задание массивом»
«Отсроченная отгадка»

«Плюс-минус-интересно»

«Сообщи свое Я»

«Удивляй!»

«Хорошо-плохо»

«Я беру тебя с собой» 

Педагогические приёмы для формирования УУД 

Универсальные учебные действия

Педагогические приёмы

Результаты развития УУД

Познавательные

«Я беру тебя с собой «

«Хорошо-плохо»

«Удивляй!»

Общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска в т.ч. с помощью компьютера, структурирование знаний, выбор эффективного способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы, моделирование.

Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление причинно - следственных связей, выдвижение гипотез

Постановка и решение проблемы – формулирование, самостоятельного создание способов решения проблемы 

   Таким образом, мы определили для себя какими приемами можно пользоваться в урочной и внеурочной         деятельности для формирования УУД. Важно отметить, что выбранный прием может служить для формирования всех универсальных действий.

  И в заключении хотелось бы напомнить, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД. 

 

                                        Список литературы:

1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - М.: Просвещение, 2009.

 5. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

 Уважаемые коллеги! - Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий. II этап. Актуальность проблемы. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически?   Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины – метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм) - Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…) Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычной предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске. Итак, резимируем: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на: (Слайд 6) 1. Побуждение учащихся к достижению цели. 2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои). 3. Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?») - А теперь я предлагаю поработать в группах над другими приемами целеполагания. (Слайд 7) Возьмите, пожалуйста, лист с заданием 1. Перед вами приемы целеполагания. Как я уже сказала, что главное в целеполагании - это диалог и очень важно его грамотно провести. Для этого учитель должен так сформулировать вопросы, чтобы они точно вывели ученика на постановку цели. (Работа в группах, по 1 приему на каждую группу). Обсуждение. Задание 1. С помощью приемов постройте диалог так, чтобы в совместной работе определить тему урока и целеполагание. Продемонстрируйте «работу» приемов. Проблемная ситуация4 Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Группировка Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием своих высказываний. Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь). Верите ли вы, что… (Слайд 8) Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы. Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце». Земля – это одна из планет солнечной системы. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар. Температура Солнца достигает 7000 градусов. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. Земля движется вокруг Солнца. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.5 Исключение (Слайд 9) Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир по теме урока "Дикие животные". Работа над понятием Учащимся предлагается для зрительного восприятия название тема урока с просьбой объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока "Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогично можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник". Подводящий диалог (Слайд 10) Детям предлагается несколько уравнений, например 9 + х = 15 3 ∙ х = 15 3 ∙ х + 6 =15 В процессе диалога выясняется тема урока («Решение составных уравнений») Следует помнить, что процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. 2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».6 Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю план работы: (Слайд 11) 1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены. 2. Выбрать несколько слов из списка. 3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались. 4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово. 5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки. Далее провожу обсуждение: - Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда? - Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?). Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять. А теперь предлагаю вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапе планирования учебной задачи. (Слайд 12) Приёмы планирования. Проверка (Слайд 13) Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема. (Группа 1) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы. План: Составить два ребуса. Выбрать слова из списка. Оформить работу красиво. Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли. Прием ____________________________________________________ (Слайд 14) Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема. (Группа 2) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам математических понятий. Эля написала себе план работы.7 План: 1. Выяснить, как зовут всех первоклассников. 2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли. 3. Выбрать несколько понятий из списка. 4. Составить кроссворд. 5. Составить рассказ со всеми словами. 6. Оформить работу красиво. 7. Посчитать количество гласных в каждом слове. Прием ____________________________________________________ (Слайд 15) Задание 2. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема. (Группа 3) Учительница попросила ребят выучить стихотворение на конкурс. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца. Прием ____________________________________________________ План: 1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение. 2. ________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________ 4. Прочитать стихотворение перед зеркалом. Обсуждение по работе в группах. - Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы: 1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи; 2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи; 3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами; 4. Составление своего плана решения учебной задачи. План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, выявления причин ошибок и их коррекция. 3. Контроль и оценка. Как любой управляемый процесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять8 не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Приемам действия контроля необходимо специально учить. Необходимо вооружить детей такими умениями, как: (Слайд 16)  выделять критерии оценки,  фиксировать их определённым образом,  проводить пооперационный контроль,  проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,  высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д. Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд): На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например, «Лесенка» (Слайд 17), «Число-контролер» (Слайд 18) (Слайд 19) сверка с образцом (готовым ответом); выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль с товарищем; (взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность). Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики: (Слайд 20) решение обратной задачи; проверка полученных результатов по условию задачи; решение задачи различными способами; моделирование; примерная оценка искомых результатов (прикидка);9 Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг – вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”. Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. (Слайд 21) - прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками); На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы. Собрав работы, учитель ставил свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означало: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывал ребенку свои критерии оценивания и просил в следующий раз быть к себе добрее или строже. - прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия; (учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения. - прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.); - прием «умные вопросы»; (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»). - прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки) - прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы). Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются. - прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»); (Слайд 22) Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной10 задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи. На одном из примеров хочу вам показать, как тесно между собой связаны контроль и оценка. Возьмите конверт. Выберите себе карточку любого цвета. Задание 3. Выберите только те приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия целеполагания. (Красные карточки с названием приемов) Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия планирования. (Оранжевые карточки с названием приемов) Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия контроля. (Жёлтые карточки с названием приемов) Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия оценки. (Синие карточки с названием приемов) Взаимопроверка. Проконтролируйте работу соседа. Укажите на ошибки. Прежде чем мы проверим вашу работу, хочу обратить ваше внимание, коллеги, что мы сейчас отработали с вами два приема: прием самоконтроля – взаимопроверка и прием оценки – многоступенчатый выбор (вы оценили свои знания и выбрали нужный конверт). IV. Моделирование. А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. Кто выбрал красный цвет, озвучьте нам приемы целеполагания (прикрепляю карточки на доске под надписью целеполагание , оранжевый - приёмы планирования, жёлтые - приёмы контроля, синие – приёмы оценки. У нас получилась таблица приемов регулятивных универсальных учебных действий. Я думаю, что все эти приемы станут вашими помощниками, и вы сможете использовать их для построения урока с целью формирования регулятивных УУД. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно11 переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Я думаю, что материал сегодняшнего мастер-класса поможет вам эти звездочки зажечь. V.Рефлексия мастер-класса. (Слайд 23) - Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы: вам поможет прием «Рефлексивный экран» «Рефлексивный экран» 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось


Что представляют 
познавательные универсальные действия? (Ответы)

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

(Слайд 16)

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.

Чтобы быть успешным и конкурентоспособным необходимо владеть информацией, т.е. не просто ориентироваться в безграничном информационном море, окружающем человека, а владеть технологией работы с различными информационными источниками, включающей отработанные навыки поиска, анализа, систематизации, классификации, кодификации, хранения и использования информационных источников

готовы к творческой креативной деятельности в быстро меняющихся условиях современного мира

несформированность навыка самостоятельного субъектного обучения и развития, функциональная неграмотность, прежде всего, в работе с информационными источниками

главным условием успешной социализации в современном мире является умение непрерывного, постоянного обучения и развития, которое включает в себя умение работать с информационными источниками

коллективным характером обучения на уроке: деление класса на группы, дифференциация учебного материала, дифференциация содержания деятельности учащихся на основе дифференциации заданий, учитывающие разный уровень подготовленности и возможностей обучающихся

развитии технологии проблемного обучения, которая отражает совершенно новый этап в работе с источниками, базирующийся на иных основах

преимущество в организации работы с источниками отводится именно практическим занятиям и самостоятельной работе и источниками

в связи с появлением новых носителей информации( СД, Interhet, локальные информационные сети, ЭОР) которые характеризуются широкой доступностью, учащиеся получили возможность самостоятельно и непосредственно ознакомится с текстами первоисточников. У преподавателей появилась возможность альтернативного обучения

Поэтому важно научить детей работать с информацией, вооружить их соответствующей технологией работы с информационными источниками

Информационный источник целесообразно рассматривать как «любую систему, вырабатывающую сообщение или содержащую информацию, предназначенную для ее передачи, а также научный документ или издание»

Личностно-деятельностный подход к образовательному процессу в качестве доминирующей цели ставит содействие раскрытию потенциала ученика, его реализации и развитию, а значит воспитание и обучение необходимо перестроить, ориентируясь на развивающие образовательные технологии

на уроках важную роль я отвожу учебным ситуациям, которые позволяют учащимся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

  • Так на уроках в 8 классе предлагаю ребятам незаполненный кластер по изучаемой теме и интересуюсь, какого рода информацией его можно заполнить – в ответах ребята предполагают, какие вопросы будут изучаться на уроке, что и как необходимо для этого сделать, формулируют цель и предлагают план дальнейшей работы.
  • На уроках в 9 классе вниманию ребят предлагаю видеофрагменты, с проблемными вопросами, отвечая на которые, школьники определяют цели своего обучения.

учебные ситуации проблемного характера позволяют создать условия для достижения таких метапредметных результатов, как умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, доказывать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и заключения. Кроме этого подобные ситуации способствуют развитию умений организовать учебное сотрудничество и конструктивное взаимодействие с учителем, одноклассниками с целью поиска совместного решения.

Одним из главных источников информации является печатный текст, поэтому на уроках создаю различные учебные ситуации, предполагающие работу с ним. Например, предлагаю ученикам ознакомиться с текстом и выписать его ключевые слова, кратко изложить главную мысль в виде биологической СМС-ки, найти несоответствия и исправить ошибки в прочитаноном тексте. Часто предлагаю учащимся вступить в «диалог с текстом» - прочитать его по предложениям и по ходу чтения выполнить задания, включённые в текст в символической форме, обозначенные буквой – символом.

В последнее время мы часто прибегаем к цифровым источникам информации: электронным приложениям к учебникам, интернет-урокам, цифровым образовательным ресурсам, мультимедийным энциклопедиям.

активно работают с электронным приложением к учебнику «Биология» издательнства «Вентана-Граф», что предполагает обработку текстовой, иллюстративной информации, работу с интернет-ресурсами. В данном случае создаю на уроке учебные ситуации-упражнения, например, предлагаю по тексту составить «толстые» и «тонкие» вопросы, преобразовать информацию в кластер, таблицу; составить рассказ, пользуясь рисунком или выполнить интерактивное задание, предложенное авторами пособия.

сомненно, на каждом уроке имеет место учебная ситуация, предполагающая развитие рефлексивных умений: умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и проводить самооценку, принимать решение о дальнейших действиях.

Так в конце урока предлагаю ребятам проанализировать свою работу и завершить предложения, которые вы видите на экране.

Методы и приёмы их создания используются всеми педагогами. Убедимся в этом на конкретном примере. Предлагаю вам сейчас побыть в роли обучающихся и немного поработать над темой, которая напрямую никак не связана с педагогикой или областью какого-либо учебного предмета.

В ходе отчёта групп формулируется общий вывод о способах создания на уроке учебных ситауаций:

  • 1 группа – работа с текстом, ситуация-тренинг;
  • 2 группа – работа с интернет-ресурсами, ситуация-упражнение;
  • 3 группа – работа с видеоинформацией, составление рассказа;
  • 4 группа – работа с рисунками, инструкциями; творческое задание;
  • 5 группа – работа с текстом, решение задач; составление рассказа.

Для всех команд – изменение формы предоставления информации.

Планируя учебную ситуацию, необходимо следовать алгоритма её создания. Перед вами на экране информация о действиях педагога, планирующего учебную ситуацию. Определите правильную последовательность его действий.

  1. Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи
  2. Отбор учебного материала
  3. Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся)
  4. Прогнозирование возможных действий детей.

Помимо следования определённого алгоритма, нужно придерживаться и соблюдать правила, требования, предъявляемые к созданию учебных ситуаций. Я предлагаю вам снова объединиться в группы и предложить несколько правил для учителя, желающего создать учебную ситуацию на уроке.

  1. Учебные ситуации строятся с учётом возраста ребёнка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, подростка оставит равнодушным).
  2. При организации учебной ситуации учитывается специфика предмета.
  3. Необходимо учитывать степень сформированности действий учащихся.

Подробнее хотелось бы остановиться на познавательных УУД, одним из составляющих которых является смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

Ведь известно, что продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. 

одним фактом, доказывающим необходимость формирования познавательных УУД у младших школьников, являются результаты проведенного всероссийских проверочных работ у учащихся 4 классов, в частности по русскому языку [Error: Reference source not found]. В данном документе отмечено, что у половины учащихся познавательные УУД сформированы на среднем уровне, у десяти процентов учащихся познавательные УУД сформированы на высоком уровне, но есть и те дети, уровень сформированности познавательных УУД у которых низкий, что составляет всего пять процентов детей.

Поэтому из всего вышесказанного вытекает следующие противоречия:

- между необходимостью целенаправленного, системного и систематичного формирования познавательных УУД у детей в процессе учебной и недостаточной системностью имеющихся приемов осознанного чтения;

- между наличием огромного потенциала приемов смыслового чтения и недостаточным использованием соответствующих ресурсов в процессе формирования познавательных УУД у младших школьников;

-между требованиями к сформированности познавательных УУД у учащихся начальной школы и недостаточной сформированностью познавательных УУД у младших школьников в реальности.

Таким образом, можно констатировать проблему в поиске способов, которые могут использоваться для формирования познавательных УУД у младших школьников.

В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия «познавательные универсальные учебные действия».

По мнению психологов и педагогов, а именно В.В. Давыдова [Error: Reference source not found], Д.Б. Эльконина [Error: Reference source not found] , умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.   

Как указано в примерной образовательной программе [Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с.], термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Познавательные универсальные учебные действия, по мнению Ларисы Ивановны Лазаревой [Лазарева Л.И. Формирование универсальных учебных действий.//Начальная школа, 2014, №6], – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Вышеприведенные определения позволяют утверждать, что познавательные УУД, прежде всего, система способов познания окружающего мира, построения поиска, исследования, обработки и использования информации.

А.Г.Асмолов [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.] подразделяет познавательные УУД на: общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы, что необходимо на каждом уроке в начальной школе.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу  универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера.

Процесс формирования УУД – это сложный, поэтапный процесс, по мнению А.Г.Асмолова [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.], встроенный в общую систему овладения новым знанием и занимающий много времени. Чем сложнее и разнообразнее знание, которое осваивает учащийся, тем больше способов познания мира ему может понадобиться. Следовательно, можно выделить следующий механизм формирования познавательных УУД:

  • первичный опыт и мотивация;
  • приобретение знаний;
  • тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
  • контроль.

Безусловно, универсальные учебные действия, в том числе и познавательные, имеют свои функции:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний;
  • формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
  • обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания [Error: Reference source not found].

Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [Друзина И.В. Приемы работы над смысловым чтением в начальной школе: автореф. препод. Екатеринбург, 2014.]. По сути, в данном определении предложен перечень основных умений смыслового чтения, которые постепенно должны осваиваться обучающимися в начальной школе. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики"

Мастер-класс по теме "Развитие творческой активности на уроках математики"...

мой мастер - класс по теме"Формирование индивидуального познавательного учащихся на основе метапредметности

Данный мастер- класс был представлен на районном конкурсе. Немецкий язык, И.Л.Бим, 6 класс. Тема:  "Листопад"....

"Формирование учебно - познавательной компетенции на уроках гуманитарного цикла"

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций обучающихся. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихс...

Мастер-класс : «Формирование познавательных УУД на уроках физики и внеурочной деятельности» Буданова Ольга Евгеньевна, учитель физики МБОУ СОШ №128.

На уроках и во внеурочное время создать условия для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхо...

Методическая разработка мастер-класса «Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: 1. Познакомить коллег с поняти...

Мастер-класс по теме: «Активизация познавательной деятельности на уроках через приемы технологии критического мышления»

Цель:  -познакомить обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)             - помочь осмыслить возможности использовани...

Мастер-класс по теме "Формирование креативного мышления на уроках литературы в основной школе"

Новый ФГОС и инструмент оценки уровня качества образовательных достижений учащихся PISA диктуют в обязательном порядке формировать креативное мышление, как основной компонент функциональной грамо...