Урок по истории «Великая Отечественная война. 1941-1943гг.»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Нагаева Юлия Казбековна

Урок способствует воспитанию у учащихся высоких нравственных качеств: гуманизма, патриотизма, гражданственности. Знать периодизацию Великой Отечественной войны, военноначальников. Характеризовать основные этапы военных действий. Уметь работать с историческими источниками, с картой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по истории «Великая Отечественная война. 1941-1943гг.»

Класс: 10.

Тип урока: урок  изучение нового материла.

Цели и задачи урока: способствовать воспитанию у учащихся высоких нравственных качеств: гуманизма, патриотизма, гражданственности. Знать периодизацию Великой Отечественной войны, военноначальников. Характеризовать основные этапы военных действий. Уметь работать с историческими источниками, с картой.

Подготовка к уроку:  перед началом прохождения темы «Великая Отечественная война»  ученикам даются задания:

1. Ответить на вопрос – «Был ли СССР готов к войне?».

2. Индивидуальные выступления:

- готовность СССР к войне;

- блокада Ленинграда;

- подвиг панфиловцев;

- Сталинградская битва;

- Курская дуга.

Ход урока:

  1. Звучит аудио запись выступления Молотова В.М.

Учащиеся получают карточки с заданиями по аудио записи.

Вопрос: О каком историческом событии идёт речь?

Объявляется тема урока.

Вопросы:

1. Кто делал объявление о начале войне?

2. Какую должность выступающий занимает?

3. Кого винит Германия в развязывании войны? Какие аргументы против этого утверждения выдвигает выступающий?

4. Какой приказ дан  армии Советским правительством?

Учитель: 22 июня 1941г. – начало ВОВ. Отдан приказ о наступлении Красной армии.

 2.  Заполнение сравнительной таблицы «Боевые силы Германии и СССР» по карточкам:

     с. 188 (учебник)

Линии сравнения

Германия

СССР

Солдата и офицеры

4,4 млн.

3 млн.

Боевые самолёты

4,4 тыс.

9,1 тыс.

Танки и штурмовые орудия

4 тыс.

11 тыс.

Пушки и миномёты

39 тыс.

39, 4 тыс.

Выступление ученика «Готовность СССР к войне?». 

 3. Работа с картой – направления наступления немецких войск на СССР.

    Учитель: 23 июля 1941г. образована СВГ. 30 июня 1941г. – ГКО во главе со Сталиным И.В.   От наступления перешли к обороне.

     Кто отражал  атаку немцев почти месяц?

    Показ видео-фильма «Брестская крепость».

 4. Выполнение заданий по карте – схеме (задание записано на доске).

     В тетрадях  указать схематически:

       1. Направления движения немецких войск – карта в тетради. 

- Север - Балтийское море, г. Ленинград.

- Центр (Запад)  - Минск, Смоленск, Москва.

- Юг (Юго-запад) - Киев, Одесса, Севастополь, Ростов-на Дону, Дон, Крым, Харьков, Волга, Сталинград, Курск.

    В тетрадях заполнить таблицу:

       1. Названия фронтов и их командующих (Германии и СССР) – с. 188, 189-197.

       2. Краткая характеристика боевых действий по каждому направлению – с.191-198.

Направления

Командующие немецкой армией

Командующие Советской армией

Главные события

Север

В. Лееба.

Ф.И. Кузнецов, М.М. Попов,

Г.К. Жуков.  

1. Потеря Прибалтики.

2. 8 сентября 1941г. – 27 января 1944г. - блокада Ленинграда.

«Блокада Ленинграда»

Центр (запад)

Ф. Бок.

Д.Г. Павлов,

Г.К. Жуков,

И.С. Конев,

С.К. Тимошенко.

1. Июль – сентябрь 1941г. – Смоленское сражение (Катюши, гвардия).

2. Сентябрь – октябрь 1941г. –

«Тайфун» на Москву.

3. Ноябрь 1941 г. – второе наступление немцев на Москву.

«Подвиг панфиловцев».

4. Декабрь 1941г. – апрель 1942 г. – контрнаступление Советской армии.

Юг

(юга – запад)

Г. Рундштедт,

Ф. Паулюс,

Г. Гот.

М.П. Кирпонос, И.В. Тюленев,

Н.Ф. Ватутин,

К.К. Рокоссовский, А.И. Ерёменко.

1. Июнь – ноябрь 1941г. - потеря Киева, Одессы.

2. Июль – сентябрь 1942г. потеря Севастополя,  Донбасса, бои в Сталинграде.

4. Ноябрь 1942г. – февраль 1943г. – Сталинградская битва.

«Сталинградская битва».

5. Июль 1943г. – битва на Курской дуге.

«Курская дуга».

Выступление учащихся (по мере заполнения таблицы):

   -  «Блокада Ленинграда».

   - «Подвиг панфиловцев».

   - «Сталинградская битва».

   - «Курская дуга».

Д/з.: Причина создания и суть приказа № 227 от 28 июля 1942 года.

   

 

1. «Боевые силы Германии и СССР»

Линии сравнения

Германия

СССР

Солдата и офицеры

Боевые самолёты

Танки и штурмовые орудия

Пушки и миномёты

1. «Боевые силы Германии и СССР»

Линии сравнения

Германия

СССР

Солдата и офицеры

Боевые самолёты

Танки и штурмовые орудия

Пушки и миномёты

1. «Боевые силы Германии и СССР»

Линии сравнения

Германия

СССР

Солдата и офицеры

Боевые самолёты

Танки и штурмовые орудия

Пушки и миномёты

1. «Боевые силы Германии и СССР»

Линии сравнения

Германия

СССР

Солдата и офицеры

Боевые самолёты

Танки и штурмовые орудия

Пушки и миномёты

1. «Боевые силы Германии и СССР»

Линии сравнения

Германия

СССР

Солдата и офицеры

Боевые самолёты

Танки и штурмовые орудия

Пушки и миномёты

1. «Боевые силы Германии и СССР»

Линии сравнения

Германия

СССР

Солдата и офицеры

Боевые самолёты

Танки и штурмовые орудия

Пушки и миномёты

1. «Боевые силы Германии и СССР»

Линии сравнения

Германия

СССР

Солдата и офицеры

Боевые самолёты

Танки и штурмовые орудия

Пушки и миномёты

1. «Боевые силы Германии и СССР»

Линии сравнения

Германия

СССР

Солдата и офицеры

Боевые самолёты

Танки и штурмовые орудия

Пушки и миномёты

Вопросы:

1. Кто делал объявление о начале войне?

2. Какую должность выступающий занимает?

3. Кого винит Германия в развязывании войны? Какие аргументы против этого утверждения выдвигает выступающий?

4. Какой приказ дан  армии Советским правительством?

Вопросы:

1. Кто делал объявление о начале войне?

2. Какую должность выступающий занимает?

3. Кого винит Германия в развязывании войны? Какие аргументы против этого утверждения выдвигает выступающий?

4. Какой приказ дан  армии Советским правительством?

Вопросы:

1. Кто делал объявление о начале войне?

2. Какую должность выступающий занимает?

3. Кого винит Германия в развязывании войны? Какие аргументы против этого утверждения выдвигает выступающий?

4. Какой приказ дан  армии Советским правительством?

Вопросы:

1. Кто делал объявление о начале войне?

2. Какую должность выступающий занимает?

3. Кого винит Германия в развязывании войны? Какие аргументы против этого утверждения выдвигает выступающий?

4. Какой приказ дан  армии Советским правительством?

Вопросы:

1. Кто делал объявление о начале войне?

2. Какую должность выступающий занимает?

3. Кого винит Германия в развязывании войны? Какие аргументы против этого утверждения выдвигает выступающий?

4. Какой приказ дан  армии Советским правительством?

Вопросы:

1. Кто делал объявление о начале войне?

2. Какую должность выступающий занимает?

3. Кого винит Германия в развязывании войны? Какие аргументы против этого утверждения выдвигает выступающий?

4. Какой приказ дан  армии Советским правительством?

Вопросы:

1. Кто делал объявление о начале войне?

2. Какую должность выступающий занимает?

3. Кого винит Германия в развязывании войны? Какие аргументы против этого утверждения выдвигает выступающий?

4. Какой приказ дан  армии Советским правительством?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Великая Отечественная война"

Данный урок истории проводиится в 9 классе в теме "Великая Отечественная война". На уроке используется краеведческий материал по Саратовской области и г. Энгельсу....

Урок по истории "История Великой Отечественной войны"

Данная методическая разработка урока по истории "История  Великой отечественной войны" предназначена для преподавателей истории. Тема Великой Отечественной войны и Второй мировой войны очень важн...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»

Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...

Таблица к урокам по истории Великой Отечественной войне

Таблица даёт возможность учащимся систематизировать материал...