Технологическая карта урока "Батыево нашествие на Русь"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Технологическая карта урока "Батыево нашествие на Русь". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batyevo_nashestvie_na_rus.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 6

Предмет: История России

Тема урока:Батыево нашествие на Русь.

Тип урока: Комбинированный

Цель урока

Выявитькак удалось монголам покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития.

Задачи урока

-образовательные:

выявлять причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских завоевателей, объяснять географические особенности русских земель, выявить, какие территории были подвержены вторжению Батыя.

-развивающие:

умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты;

умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;

осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;

-воспитательные:

совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения упражнений, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность при выполнении заданий, продолжить формирование знаний учащихся об истории становления Российского государства.

Планируемые результаты обучения

предметные:

иметь представление о состоянии монгольского войска, применять понятийный аппарат, доказывать, что история России является частью мировой истории, развивать умение работать с историческими картами и историческими источниками.

метапредметные:

Обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.

личностные:

Обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов

Основные понятия

Стан, фураж, Ордынское иго.

Межпредметные связи

География

Ресурсы

- История России, 6 класс. Под ред. А.В. Торкунова. М.: 2018.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент

Здравствуйте, ребята.Давайте отметим того, кого сегодня нет.

Дети приветствуют учителя и говорят кого нет.

2. Мотивационно-целевой этап

Был страшныйгод, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя - внука Чингисхана,

Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города

Н. Кончаловская

Вопросы к классу:

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения)

Верно, тема нашего урока: «Батыево нашествие на Русь».

В течении всего нашего урока мы должны будем ответить на вопрос (проблемный):

Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? (вопрос записывается в тетрадь)

Слушают, формулируют тему урока, вопросы плана. Определяют исторический период, котором пойдет речь на уроке. Соотносят исторический период с событиями

Личностные : понимают необходимость учения и проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

3. Актуализация знаний

говорить об образовании у них государства?

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Вопросы к классу:

- Что представляли собой монголы?

- Где они проживали?

- Перечислите основные занятия кочевников?

- С каким историческим персонажем связаны первые монгольские завоевания?

- Где и когда состоялась первая встреча русских и монголов?

- Какие уроки должны были извлечь русские князья после битвы на Калке?

Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы, размышляют над проблемными вопросами и анализируют свои ответы, пытаясь обосновать свою точку зрения.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, улучшение навыка самоконтроля.

4.Изучение нового материала

Величайшим испытанием для нашего народа стало монгольское нашествие

1237-1241гг (запись в тетрадь)

Кочевники, по словам летописца, «приидошабесчислени (пришли в большом количестве), аки прузы» (как саранча), оставляли за собой дымящиеся развалины некогда цветущих городов и обезлюдевшие села.

По словам историков (Костомаров Н. И), русские защищались героически от ордынских полчищ: « не сдался без боя ни один город, ни один князь»

Рязань сопротивлялась 6 дней, Москва – 5 дней, Владимир – 3 дня, Переяславль-Залесский-5 дней, Торжок – 14 дней, Козельск – 49 дней, Киев продержался 3 месяца

Запишем план урока в тетрадь:

План урока:

  1. Вторжение в Рязанскую землю
  2. Разгром Владимирского княжества
  3. Поход на Новгород
  4. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

1.Вторжение в Рязанскую землю

В 1235г. на курултае было принято решение начать общемонгольский поход на запад. Войско возглавил внук Чингисхана Батый.

В 1236г стерли с лица земли города Волжской Булгарии и покорили всю страну (показывается на карте).

Летом 1237г Батый разгромил половецких ханов.

К осени 1237г. монголы подошли к границам Руси (показывается на карте).

Начинается первый поход на Русь

Первый удар был нанесен в декабре 1237г. по Рязанскому княжеству.

Рязанский князь попросил помощи у владимирского князя Юрия Всеволодовича.

Тот направил небольшой отряд во главе с сыном Всеволодом для защиты рязанской крепости Коломны.

Батый потребовал от рязанских жителей выплаты дани (одна десятая часть от всего что имели). Рязанский князь отправляет к хану своего сына Федора для ведения переговоров. Чтобы задобрить хана были сделаны богатые дары. Батый подарки принял, но от дани не отказался, а также потребовал отдать в жены своим военачальникам княжеских сестер и дочерей. Получив отказ, Батый казнил Федора.

Рязань сопротивлялась 6 дней.

21 декабря 1237г. монголы взяли город

Рязань была стерта с лица земли, население перебито.Рязанский князь и его семья также погибли.

Уцелевшие жители собрали дружину и стали преследовать врага.

Во главе встал ЕвпатийКоловрат.

Вопросы к классу:

- По какому княжеству монголы нанесли первый удар?

- Что потребовал Батый от жителей Рязанской земли?

- Что предпринял рязанский князь?

- Какие последствия имели переговоры с монголами?

2. Разгром Владимирского княжества

В 1238г. разгрому подверглось Владимирское княжество.

Была захвачена Коломна (зима 1238). Путь во Владимиро-суздальское княжество был открыт

5 дней мужественно сдерживала напор враг Москва. В результате была взята, разграблена и сожжена, население перебито. Возглавил оборону воевода Филипп Нянька.

7 февраля 1238г. пал Владимир. Во время штурма города монголы использовали стенобитные устройства и камнеметные машины.

Князь Юрий отправился за подмогой на север.

Оборону Киева возглавил воевода Петр Ослядюкович

После трехдневной осады город пал.

Местные жители и княжеская семья погибли в огне.

Пожар уничтожил иконы, фрески, ценнейшие книги.

Были захвачены и опустошены почти все города Владимиро-Суздальского княжества, в том числе Переяславль-Залесский.

Русские сделали попытку разгромить завоевателей (Юрий Всеволодович). Однако князь недооценил противника. В марте 1238г. стоялось сражение на р. Сить. Русские были разбиты.

Подведем итоги.

Вопросы к классу:

- Назовите и покажите на карте города Владимиро-Суздальского, захваченные монголами (работа с картой)

- Какое вооружение использовали монголы при штурме городов?

- Какой владимирский князь попытался объединить силы и разгромить противника? Каковы итоги сражения?

3. Поход на Новгород

Кочевники стремительно продвигались на северо-запад Руси

5 марта 1238г. после 2х недельной осады сдался Торжок

Начиналась весенняя распутица, силы монголов были на исходе, закончился фураж. Монголы решили «повернуть морды коней на юг». До Новгорода они не дошли всего лишь 100 верст (1 верста=1,067 км).

Господин Великий Новгород монголы не взяли

На обратном пути монголы захватили город Козельск (в конце марта 1238г). Город оборонялся 7 недель.

Дополнительный материал (раздается детям на карточках, читают самостоятельно)

Отрывок из «Ипатьевской летописи» (Приложение 1)

Вопрос по тексту: Почему монголы назвали город Козельск «злым городом»?

Лето 1238 обессиленные отряды Батыя провели в степях, на Дону.

Были совершены набеги на Муром, Нижний Новгород и др. города

Одновременно вели борьбу с половцами и народами Северного Кавказа.

Подведем итоги. Работа с картой.

Вопросы к классу:

- Какому городу удалось избежать участи многих русских городов?

- Почему монголы решили повернуть «морды коней на юг»?

- Почему Батый назвал Козельск «злым городом»?

4.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»

Даты

События

Весной 1239г.

Второй поход Батыя на Русь

5 сентября 1240г.

Осада Киева

Весной 1241г

Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию

В конце 1242г.

Вернулись на нижнюю Волгу

Итак, каковы же были итоги вторжения татаро-монголов на Русь? (учащиеся высказывают свои мнения)

Итоги монгольского завоевания(запись в тетрадь):

  1. Резко сократилось население Руси.
  2. Много народу было убито и угнано в рабство.
  3. Разрушено 30 городов (из 74)
  4. Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.
  5. Большая часть русских земель оказалась полностью опустошенной и попала в зависимость от иноземной власти

Слушают рассказ, основные моменты записывают. Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы, размышляют над проблемными вопросами и анализируют свои ответы, пытаясь обосновать свою точку зрения.

Когнитивные:

работа с информацией, анализ, выбор главного, понимание закономерностей, умение ориентироваться по тексту учебника.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные: планирование своих действий.

3.Первичное закрепление материала

Беседа по  проблемному вопросу: Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

Попробуйте назвать сильные стороны монголов   и слабые стороны русских.

Учитель организует беседу, помогает учащимся ответить на данный вопрос, обобщает результаты.

Сильные стороны монголов

1. Численное превосходство;

2.  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;

3.  Военно-тактическое превосходство.

Слабые стороны Руси

1.  Феодальная раздробленность;

2.  Отсутствие единой армии;

3. Техническая отсталость русских дружин.

После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.

Отвечают на вопросы и общаются с учителем.

Когнитивные:

первичное запоминание нового материала.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, улучшение навыка самоконтроля.

4. Домашнее задание

П. 16. От имени жителя Рязани составить рассказ для потомков о нашествии монголо-татар.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно.

5.Рефлексия

Я узнал(а)...

Я понял(а)...

 Я хочу...

Мне кажется...

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Приложение 1

Отрывок из «Ипатьевской летописи»

Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: « Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от Бога получим». Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взощли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты.Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии не известно, иные говорили , что он в крови утонул, потому, что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называю его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Нашествие с Востока"

Данный урок - урок изучения нового материала. Основная задача урока: направить учебные действия на формирование планируемых результатов согласно требованиям стандарта. Основные методы работы на уроке:...

Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Батыево нашествие на Русь"

Технологическая карта урока истории в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" по учебнику История России под редакцией А.В.Торкунова...

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь".

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" к УМК  А.В. Торкунова....

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Рабочий лист "Монгольское нашествие на Русь. Походы Батыя на Русь"

История России с древнейших времен до нача-ла XVI в. 6 класс: методическое пособие к учебни-ку И. Л. Андреева, И. Н. Федорова / Е. В. Симоно-ва. — М. : Дрофа, ...

Разработка технологической карты урока по истории 6 кл., по теме "Батыево нашествие на Русь" на основании требований обновленных ФГОС ООО

Технологическая карта урока по истории, 6 кл., по теме "Батыево нашествие на Русь" составлена в соответствии и на основании требований обновленных ФГОС ООО. Учебник "История России"...