Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Нашествие с Востока"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Ефимочкина Ирина Анатольевна

Данный урок - урок изучения нового материала. Основная задача урока: направить учебные действия на формирование планируемых результатов согласно требованиям стандарта. Основные методы работы на уроке: проблемное изложение , частично- поисковый, наглядный , словесный. Основные понятия в теме: темник, тьма, нашествие, кулунтай. На уроке использовалась мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashestvie_s_vostoka.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  конструирования урока «Нашествие с Востока».

Предмет

история

Тип урока

урок открытия нового знания

Тема урока

«Нашествие с Востока»

Основные задачи урока

1.Вовлечь обучающихся в процесс эффективного освоения поставленных учебных задач.

2. Направить учебные действия на формирование планируемых результатов согласно требованиям стандарта:

Предметных

Метапредметных

личностных

- показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;

-описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;

- выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей;

- уметь показывать на карте направления главных ударов монголов и места решающих битв.;

- излагать суждения о причинах поражения русских княжеств в ходе монгольского нашествия.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности

Дать оценку и выразить свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности.

Сформировать  чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.

Метапредметные связи: литература

Необходимое оборудование  к  уроку: карта « Монгольские завоевания в XIII в», мультимедийная презентация, учебник  История России с древнейших времен до конца XVI. 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  М.: Просвещение, 2014.

Методы работы: проблемное изложение , частично- поисковый, наглядный, словесный.

Основные понятия изучаемые в теме: стан, фураж, кулунтай, нашествие, тьма, тумен, темник.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УДД

Этап мотивации к учебной деятельности

Эмоциональ-

ная, психологи

ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Беседа по картам

учебника

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней  потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку цели и постановку цели урока.

Эпиграф к уроку:

      Россия! В  дни Батыя.

 Кто, кто монгольскому потопу

 Возвел плотину, как не ты?

 Чья     в напряженной воле, шея,

 За плату рабства  спасла Европу

От Чингисхановой пяты?

В. Брюсов «Россия».

Организует беседу по проблемному вопросу.

Откройте карты «Русь в XII- начале XIII в» стр.89 и «Русь в середине XIII века» стр.109 рассмотрите их внимательно. Что общего вы в них увидели и что особенного?

Сформулируйте тему и

 цель нашего урока?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Фронтальная работа

Личностные : понимают необходимость учения и проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Актуализация знаний

Обсуждение слов из текста летописи.

 Организует беседу на повторение

-Что означают    слова  из текста древнерусской летописи?

«Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев»

- Назовите отрицательные черты феодальной раздробленности.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают,

определяют период феодальной раздробленности и называют отрицательные черты данного периода ( снижение обороноспособности страны)

Фронтальная работа

Познавательные:

осуществляют анализ слов из текста летописи с целью выделения признаков; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

высказывают собственное мнение;

слушают друг друга; строят понятные речевые высказывания.

Изучение нового материала

1. Сообщение учителя. Создание проблемной ситуации

1.Зачитывает слова из летописи.

Современник той эпохи так воспевал Древнюю Русь: « О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

Многими красотами преисполненная : озерами многими, реками и  источниками месточестными, горами крутыми,  холмами, высокими, дубравами, частыми,  полянами дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами обильными, домами церковными,   вельможами многими.

Всем ты наполнена,  земля Русская» – такой описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: «И в те дни обрушилась беда на христиан».  

Как ни тяжело приходилось русским в борьбе с половцами, хазарами, печенегами, нашествие  монголо-татар затмило по своей жестокости и последствиям все прежние испытания, выпавшие на долю русской земли.

- Откуда этот враг у Киевской Руси  появился?

Участвуют в диалоге, формулируют ответы, вспоминают других кочевников, вторгавшихся на территорию Древней Руси.

Фронтальная работа.

Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений.

Личностные:

проявляют положительное отношение к учебной деятельности

Регулятивные :ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу.

2.Рассказ учителя. Работа по карте.

2. Знакомит учащихся с  территорией  расселения и  образом жизни   монголо- татар.

 

«Скотоводческие монгольские племена заселяли  обширные пространства от Великой Китайской Стены до озера Байкал ( территории, ныне входящие в состав Бурятии и Монголии). Носили они различные названия: монголы, меркиты, кереиты, ойраты, татары. Прирожденные наездники, они кочевали по необъятным степным просторам в поисках богатых пастбищ. Пастбища, скот, табуны лошадей составляли богатство монголов, из – за которого между родами и племенами нередко проходили кровавые столкновения. С конца XII века у монгольских племен начался процесс разложения родоплеменного строя и становления раннефеодальных отношений. Здесь начала выделяться родоплеменная знать – найоны (князья) и багатуры (богатыри), окруженные дружинниками – нукерами. Они захватывали у общин скотоводов – аратов пастбища и стада».

2.Знакомятся  с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Фронтальная работа

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителя. Личностные:

проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

3.Беседа по вопросам. Решение проблемного вопроса. Беседа по мультимедий-

ной презентации

3. Организует беседу по вопросам

- Проанализируйте текст из  «Истории государства Российского»   Н. М. Карамзина о монголах и ответьте на вопросы

- Какую характеристику монголо- татарам дает Н. М. Карамзин а «Истории государства Российского»?

- Предположим , мы посылали в стан монголов своего человека .Что он еще мог узнать о монголах?

- Чем государство монголов отличалось от древнерусских княжеств?

3.Учащиеся анализируют и   обсуждают текст

Н. М. Карамзина

(Приложение1)

 Сообщение  ученика о монголах.

( Приложение2)

3.Индивидуаль

ная работа

Познавательные : самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации

Личностные: определяют свою личностную позицию.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и ясностью., адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

4. Рассказ учителя. Беседа  по мультимедий-

ной презентации. Работа по карте.

4.Знакомит учащихся с новой информацией,  организует беседу, показывает слайды презентации.

«В начале XIII века на съезде монгольской знати

( курултае) Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя Чингисхана – великого хана. Он поставил задачу – захватить весь мир.  История Монгольской империи неразрывно связана с именем Чингисхана. По своим личным качествам Чингисхан, как никто другой, подходил такому государству. Для создания империи требовался, прежде всего, дар военачальника – Чингисхан был выдающим полководцем и государственным деятелем. Чтобы скроеннное  силой государство  не распалось, нужна была твердость и жесткость – основатель империи правил твердой рукой.  Не случайно в памяти многих народов он остался как беспощадный и жестокий завоеватель».

Какие земли были захвачены монголо- татарами до вторжения в русские земли?

( мультимедийная презентация).

4. Учащиеся знакомятся с новой информацией, обсуждают ее. Оценивают роль личности в истории.

4. Фронтальная работа

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителя.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.

5.Рассказ учителя. Беседа. Анализ исторических документов.  Работа по мультимедий

ской презентации

5. Знакомит учащихся с вторжением татар в Половецкую степь, организует исследовательскую деятельность по анализу источников.

« Вот такая сильная, организованная армия появилась на Половецкой земле. В 1223 разве дательный отряд монголов под командованием Джэтэ и Субэдэя,  разгромив на Кавказе войска армян, грузин, аланов и половцев появился в южнорусских степях.  Н.М. Карамзин пишет «Многие половцы ушли в Киевскую землю со своими жёнами, скотом и богатством. В числе беглецов находился знаменитый князь Котян, тесть Мстислава Галицкого. Сей хан взволновал Россию вестью о нашествии монголов и говорил: Ныне они взяли нашу землю; завтра возьмут вашу».

- Прочитав отрывок из «Истории государства Российского» И.М. Карамзина, также  отрывок  из «Повести о битве на реке Калке»    назовите причины поражения русских князей на р. Калке.

-Представьте себе, что вы, узнав о трагедии на реке Калке, собрались на военном совете  и обсуждаете то, что случилось в половецких степях. Предположите , о каких уроках для Руси должна была пойти речь на совете. ( По ходу проверки выполнения  задания учитель делает записи на доске)

1) Следует соблюдать обычаи врага. Нельзя убивать послов- это гость , а гостю по восточным обычаям оказывают почести. За убийство посла на Востока жестоко мстят.

2) Следует изучать заранее тактику врага, чтобы не попасть в смертельную ловушку.

3)Нельзя действовать разрозненно , идя в бой с таким серьезным противником.

4) Следовало понять, что жестокий и страшный враг оказался на пороге дома. Необходимо готовиться к встрече с ним, объединить силы, готовить общее военное руководство, прекратить междоусобицы и объединиться.

- Предположите : услышали ли князья друг друга? Правильно ли они поняли ,что произошло на Калке.

Вывод: к сожалению, русские князья не сделали правильных выводов из трагедии на Калке. Монголы же приняли окончательное решение о  походе  на Русь в 1235 г. Батыю , внуку Чингисхана, предстояло выполнить волю своего деда, организовать поход на Русь.

5. Учащиеся рассуждают, высказывают собственное мнение.

5.Индивидуаль-

ная работа.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач , контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Выделяют существенную информацию из источника , осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Личностные:  осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

6. Работа с историческими документами. Групповая работа. Беседа. Рассказ учителя.

Определение  по карте учебника

основных направлений движения войск Батыя.

6. Ставит проблемный вопрос. Организует групповую  работу по изучению исторических документов. Обращает внимание  на героическую борьбу русского народа против иноземных захватчиков.

 - Дорогие ребята! Мы с вами должны выяснить причины поражения Руси в борьбе с монголами.

«В 1236 году монголы вновь двинулись в Волжскую Булгарию. Война носила ожесточенный характер. Почти на целый год монгольская армия увязла в Булгарии. Разрушения были колоссальными. Кто остался в живых либо бежали на север, в леса, либо попали в плен.

В декабре 1237 года, дождавшись снега и мороза, Батый двинул армию на Рязань.

1 группа.  

Анализирует   отрывки  из  «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина,   из  книги В. Яна «Батый»  об обороне Рязани. Чтение текста учебника с. 106-107

Согласно преданию Рязанский боярин Евпатий Коловрат собрал дружину и смело вступил в сражение с войском Батыя. Смельчаки с честью пали на поле боя. Их подвиг поразил татарских военачальников. Они говорили, что дружинники Коловрата “люди крылатые, не знающие смерти, так крепко и мужественно ездя, бились один с тысячью, а два с тьмою”.

– Как вы думаете, что придавало силы Евпатию  Коловрату и его малой дружине в борьбе с ордынцами?

Вслед за Рязанью Батый направился к Коломне, сжег Москву «умертвил таможного      воеводу Филиппа Няньку, и всех жителей», захватил малолетнего сына Юрия Всеволодовича Владимира.

2 группа

Анализ  отрывков  из Лаврентинской летописи, из  книги В. Яна «Батый» о захвате Владимирского княжества. Чтение учебника с. 108

 От Торжка отряд Батыя двинулся на север, к Новгороду. Однако, не доходя ста верст, возле местности Игнач-крест, повернули назад.

 - Назовите причины возвращения войск противника и спасения Новгорода от погрома.

На следующий год в 1239г. Батый начал новый поход на Русскую землю. Были захвачены и сожжены Муром и Гороховец, а затем войска Батыя двинулись на юг. В декабре 1240 г. был взят Киев. Княживший там Михаил Всеволодович Черниговский сначала приказал убить отправленных к нему послов Батыя, но затем, вместо того чтобы организовать оборону города, бежал, и обороной руководил воевода Дмитрий. Несмотря на героизм жителей оборонявших город около трех месяцев , он был взят Батыем.

Затем монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь.

1241г. Батый двинулся в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию, однако в Западной Европе войска Батыя пришли уже значительно ослабленными сопротивлением, встреченным ими на Руси.

- Объясните слова А.С. Пушкина , который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией».

6. Знакомятся  с историческими документами, текстом учебника, аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Готовят индивидуальные сообщения о героической обороне Торжка и Козельска, Киева.

Определяют основные направления движения монголо-татарских войск.

Групповая работа. Индивидуальная работа.

Коммуникативные:

договариваются  о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации , устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Личностные:  осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

7. Беседа по  проблемному вопросу : « В чем причины поражения Руси в борьбе с монголами».

7. Организует беседу, помогает учащимся ответить на данный вопрос, показывает слайды презентации.

7. Участвуют в диалоге и аргументировано отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Коммуникативные: выражают свою  позицию по обсуждаемому вопросу.

Познавательные : структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Личностные:  осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Первичное осмысление и закрепление изученного

Выполнение задания 2 на с. 33

Заполните пропуски в таблице «Походы Батыя  на Русь»

(  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI. Рабочая тетрадь. 6 класс).

Проводит тестирование, обобщает результаты.

Самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы.

Познавательные: используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию.

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Анализ слайдов мультимедий-

ной презентации

Организация беседы

«Можно ли назвать 1237-1240 гг временем трагическим и героическим?».

Отвечают на вопросы. Работают по мультимедийной презентации.

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные: оценивают свою работу  на уроке, анализируют эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.

Домашнее задание

Учебник

103-112. Индивидуаль

ное задание под рубрикой «Учимся быть историками»

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа.

 Приложение 1.

 «В нынешней Татарии китайской, на юг от Иркутской губернии, в степях, не известных ни грекам, ни римлянам, скитались  орды  монголов, единоплеменных с восточными турками. Сей народ дикий, рассеянный, питаясь ловлей зверей, скотоводством и грабежом, зависел от татар, господствовавших в северной части Китая. Но около половины XII века усилился и начался славиться победами».

Приложение 2.

« Монгольская армия хорошо обучена и организованна. У монголов лучшее в мире войско, в котором поддерживается жесткая дисциплина. Организация монгольского войска основана на десятичном принципе – 10.100,1000 и10000 т.д. Монгольское войско почти целиком состоит из конницы и преодолевает большие расстояния. Основное оружие – мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливается на расстоянии. Монголы используют такие приемы: ложное бегство, окружение. Большое значение придают разведке. У Китая позаимствовали осадные орудия, с помощью которых могли захватывать крупные крепости».

Приложение3.

«1 (31  1223 г). Битва началась. Пылкий Даниил изумил врагов мужеством; вместе с Олегом Курским теснил густые толпы их и, копьём в грудь уязвлённый не думал о своей ране. Мстислав Немой, брат Ингвара Луцкого, спешил дать ему помощь и крепкого мышцею разил неприятелей. Но малодушные половцы не выдержали удара монголов: смешались, обратили тыл; в беспамятстве ужаса устремились на россиян, смяли ряды их и даже отдаленный стан, где два Мстислава, Киевский и Черниговский, ещё не успели изготовиться к битве, ибо Мстислав Полоцкий, желая один воспользоваться честию победы, не дал им никакой вести о сражении»

 Приложение 4

В «Повести о битве на реке Калке» было написано, что киевский князь Мстислав, находившийся со своим отрядом в стороне от основного лагеря, видя ее зло, не движется с места. Это и определило и исход всего боя, а также его собственную судьбу. Огородившись тыном из кольев, отряды Мстислава приготовились к обороне. Но они смогли продержаться  всего три дня. Все захваченные воины были перебиты, а Мстислав и другие князья были подвергнуты мучительной и позорной казни – их раздавили дощатым помостом, на котором пировали победители. Заканчивается повесть словами о том, что татары преследовали русских до Днепра, что было убито шесть князей, а из воинов только десятый « приде каждо восвояси». Поражение на Калке вызвало всеобщее горе на Русской земле.

Приложение 5

Н.М. Карамзин «История государства Российского».

«Батый двинул ужасную рать свою к столице Юриевой, где сей князь затворился. Татары на пути разорили до основания Пронск, Белгород, Ижеславец, убивая всех людей без милосердия, и, приступив к Рязани оградили её тыном или острогом, чтобы тем удобней биться с осажденными. Кровь лилась 5 дней: воины Батыевы  переменялись, а граждане, не выпуская оружия из рук, едва могли стоять на стенах от усталости. В шестой день, декабря 21 (1237), поутру, изготовив лестницы, татары начали действовать стенобитными орудиями и зажали крепость; сквозь дым и пламя вломились в улицы, истребляя всё огнем и мечом. Князь, супруга, мать его, бояре, народ были жертвою их свирепости.

Веселясь отчаянием и муками людей, варвары Батыевы распинали пленников или, связав им руки, стреляли в них как в цель для забавы; оскверняли святыни храмов насилием юных монахинь; жгли иереев или кровию их обогряли алтари. Весь город с окрестными монастырями  обратился в пепел. Несколько дней продолжались убийства. Наконец исчез вопль отчаяния: ибо уже некому было стенать и плакать. На сем ужасном театре опустошения и смерти ликовали победители, снося со всех сторон богатую добычу.  

В книге В. Яна «Батый» так описывается оборона Рязани.

 «Штурмы повторялись и день и ночью в течение пяти суток. Рязанцы упорно стояли на своих местах. Но ряды и их уменьшались, и некому было заменить павших. Женщины становились на место мужчин, убитых стрелами или раздробленных пудовыми камнями. А татары посылали на приступ всё новые и свежие силы. Они  лезли упырём., надеясь на скорую наживу : кто первый ворвется, будет грабить всё, что захочет.

   Вслед за камнеметной машиной к воротам подползли два тарана – большие бревна с железными наконечниками, подвешенные на прочных подставках. Работавшие возле таранов монголы и пленные, прячась за кожаные  щиты, раскачивали брёвна, со страшной силой, ударяя ими в городские вороты. Дубовые доски трещали, отлетали щепки, со стен лили кипяток, горячую смолу, метали стрелы и камни.

  А тараны  упорно били и били без остановки и, наконец , раскололи ворота.

С криком торжества вырвались  в ворота татары и натолкнулись на толстую каменную стену, наглухо закрывающую вход. Её сложили за дни  штурма  рязанские женщины, которым помогли дети.

  Татары не прекращали натиска и, добавив лестниц, снова посылали отчаянных воинов, старавших сломить упорство рязанцев. Защитники города видели, что силы их слабеют, понимали, что конец близок».

Приложение 6.

 В Лаврентинской летописи записано «В ту зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной, оставить своих сыновей, Всеволода и Мстислава, вместо себя. И поехал он на Волгу, и расположился на реке Сити лагерем, поджидая братьев своих, Ярослава с полками и Святослава с дружиной. В ту же зиму пришли татары к Владимиру…Всеволод и Мстислав были в нем, а воеводой был Петр Ослядюкович.

Татары станы свои разбили у Владимира, а сами и взяли Суздаль, и разграбили церковь Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь Святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей губили, а немых монахов и монахинь, и попов, и лошадей, и дьяков, и жен их, и дочерей, и сыновей всех увели в станы свои, а сами пошли к Владимиру».

В книге В. Яна «Батый» так описывается захват Владимира.

«Шестого февраля тысячи татар подтащили к стенам города странные, собранные из бревен сооружения, каких владимирцы раньше не видели. Это были стенобитные и камнебитные машины. Татары подвозили на санях большие камни, глыбы замерзшей земли, хворост и бревна и ставили все это грудами, возводили леса и складывали примет, по которому собирались взобраться на крепкие стены.

Они спешили окружить город сплошным тыном, чтобы перехватить   убегавших граждан.

Никаких надежд у владимирцев  больше не оставалось. Татар было так много, что на одного горожанина приходилось по двадцати противников».

В. Ян пишет «Седьмого февраля на рассвете татары бросились со всех сторон на город. Княжна Агафья и две ее снохи, ближние боярыни и старейшие попы и монахи укрылись в каменной Соборной церкви. Там их ждал епископ, владыка Митрофан, высокий, худой, с черной бородой и воспаленными черными глазами. Рядом с ним на амвоне перед иконостасом, в погребальных черных ризах, стояло все духовенство.

Они пели хором молитвы, епископ низким сильным голосом  призывал всех спокойно, мужественно, с верой встретить неизбежную мученическую кончину.

Двери были слишком узки для толпы теснившихся монголов, желавших проникнуть в собор. Монахи в длинных черных подрясниках встретили их яростными ударами, избивая воинов. Куча изрубленных тел росла в дверях, закрывая доступ к добыче.

- Нукеры  разломали соседние соборы и сложили из них огромный костер. Высокое пламя закрыло темный вход. Огненные языки ворвались внутрь собора, лизали прочные каменные стены.

Сквозь дым и огонь из собора доносилось все то же протяжное заунывное пение, прерываемое отчаянными криками женщин.

Все выше взвивалось пламя, все тише становилось пение. Монголы ждали, пораженные упорством и непримиримостью владимирских женщин».

В книге В. Яна «Батый» так объясняются причины поражения Юрия Всеволодовича.

«Стан на реке Сити обеспечивал великокняжескому войску ряд преимуществ: дремучие леса прикрывали лагерь от наступления монголо-татарской конницы. Князь мог отсидеться за лесными чащобами до прихода подкрепленный от северо-восточных князей. Но князья не торопились на помощь своему брату. Приход темника Бурундая на Сити был неожиданным для русских войск. Неожиданное нападение, поставившее оборонявшихся в тяжелое положение, усугублялось еще и особенностями размещения владимирских полков.  В районе  Сити не было крупных населенных пунктов, и войска из-за сильных морозов приходилось размещать по отдельным деревням. Собрать воинов для отпора врагу было нелегко, на это требовалось время.

Первый натиск врага могли бы задержать заранее подготовленные укрепления, но на Сити не было ни городов, обнесенных крепкими стенами, ни укрепленных замков феодалов, и построить новые укрепления в зимнее время невозможно.

Владимирское войско мужественно встретило врага. Началась жестокая битва. Но силы были слишком неравными. Владимирская дружина не выдержала согласованных ударов монголо-татарской конницы. Монголо-татары неотступно преследовали их до самого устья Сити, безжалостно избивая отступавших».

Задание в  рабочей тетради.

Заполните пропуски в таблице «Походы Батыя на Русь».

Дата

 Событие

1235

Совет монгольских ханов решил начать поход на Русь. Войско возглавлял внук __________________

Батый.

1236

Монголы разгромили _____________________________

1237

Монголы подчинили себе половцев и начали подготовку к походу на Русь

Декабрь 1237

Осада и взятие половцами ______________________________________________

Январь 1238

Взятие монголами Коломны и ______________________

_________________________

Осада и взятие монголами Владимира

4 марта 1238г

 Битва на реке ________________ русских войск во главе с великим князем владимирским _____________
Возвращение монгольского войска, не дошедшего 100 верст до __________________________, в южные степи,

25 марта 1238 года

Начало 50-дневной осады монголами небольшого русского города_____________________________

Лето 1238 года

Обессиленные отряды Батыя отдыхали в придонских степях

Осень 1238года

Вторжение отрядов Батыя в Рязанскую землю. Разгром городов _________________________

__________________

Вторжение Батыя в земли Южной Руси. Сожжение городов______________________________________

5-6 сентября

Осада и взятие монголами ___________________________

Сообщения  детей.

Сражение под Торжком

    Две недели потратил Батый, чтобы овладеть упорно защищавшимся небольшим городом Торжком, он в 100 верстах находился от Новгорода. Жители Торжка запросили помощи. Но богатый и многолюдный Новгород не помог Торжку. Летописец писал: «Тогда каждый о себе пекся и на всех страх был, и все в недоумении были и неустраении». Батый мечтал захватить Торжок, чтобы пополнить запасы зерна, которые хранились в его закромах. Взять город с ходу не удалось, город был хорошо укреплен, на его стенах и воротах защитники наморозили ледяной панцирь. Много дней татары били по стенам Торжка, много раз монголы с гиком и шумом бросались на штурм, гоня перед собой в качестве заслона беззащитных русских пленников. И, наконец, через две недели обессиленный Торжок пал. Однако город был в огне, и закрома тоже горели. 

Сражение под Козельском.

  Особую славу заслужил крошечный город Козельск, за что был назван «злым городом».   Козельск стоял на круче, омываемой двумя речками. Город надежно укрывали деревянные крепостные стены с башнями и глубокий ров.  Наконец, подведя стенобитные машины, монголы проломили  крепостную стену. Началась  рукопашная схватка. «Горожане резались с татарами на ножах, а другие вышли из города и напали на татарские полки, так что перебили 4 тыс. татар». Монголы смогли взять   его после того, как к ним подошло подкрепление. Убитых было такое множество, что монголы даже не смогли отыскать тела трех погибших сыновей темника. Некому было хоронить защитников, все были мертвы. Батый подверг Козельск разорению.

6 дней – продержалась под натиском татар Рязань,

5 дней – Москва,

10 дней – Владимир,

14 дней – Торжок,

А маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати

Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...