Рабочая программа по предмету "Мир истории" 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Борисова Юлия Александровна

В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.

 Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-IX классах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области

РАССМОТРЕНО                                                                                   на заседании ШМО учителей предметников

Протокол от 28.08.2023 № 1                                                                                                          

Руководитель МО                          

__________/ Попова Т.Б. /                                  

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/ Трухина Т.Б./

30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ        

Директор школы

 ________ / КострикинаН.И./                          

Приказ от 01.09.2023 №100  

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Мир истории»

для 6-х классов

на 2023-2024 учебный год

                                                               Составитель программы:

                                                                                Борисова Ю.А.

                                                                   

Мичуринск-2023

Пояснительная записка

            Адаптированная  рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых актов:

  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;
  3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта       образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении  санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  5. «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2028 гг,  вариант 1», утвержденной приказом директора от 24.05.2023 №56;
  6. Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2023-2024 учебный год, утвержденного директором школы, приказ №63 от 25.05.2023 г.
  7. Положения об адаптированной рабочей программе учебных предметов (коррекционных курсов/ курсов внеурочной деятельности), утвержденного директором школы, приказ № 62 от 25.05.2023 г.

В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.

             Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-IX классах.

        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
  • формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и "историческом пространстве";
  • формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других;
  • формирование умения работать с "лентой времени";
  • формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
  • воспитание интереса к изучению истории.

 Общая характеристика учебного предмета

              Предмет  «Мир  истории» для обучающихся 6 класса  играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Предмет «Мир истории»  следует  рассматривать  в  качестве  введения  в  историю  Отечества. Ее  содержание  выстраивается  в  линейно – концентрической  системе, состоящей  из  следующих  разделов:

1. Введение  (Имя, отчество, семья, родословная  человека).

2. Отчий  дом. Наша  Родина – Россия.

3. О  том, что  такое  время  и  как  его  изучают.

4. Что  изучает  наука  история.

5. История  Древнего  мира.

6. История  вещей. Занятия  человека на Земле.

7. Человек  и  общество.

Все  разделы  программы  объединяются  следующими  смысловыми  линиями:

  • «Я»  как  субъект  познания  (история  имен, фамилий, понятие  семьи, рода, поколения  и  др.).
  • «Я»  и  пространство  вокруг  нас.
  • Время  и  пространство  в  истории.
  • Всякое  явление  и  вещь  имеет  свою  историю.
  • Человек – создатель  и  активный  участник  истории.
  • Патриот и  гражданин  знает  и  хранит  историю  своего  народа.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир истории» входит в обязательную часть предметной области «Человек и общество». На изучение предмета «Мир истории» выделяется в 6 классе 68 часов (2 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используется учебник: «Мир Истории» 6 класс: учеб. для общеобразоват. организациий, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 10-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2023.  

Программа составлена с учетом реальных возможностей обучающихся. Система учебных заданий и в учебниках способствует активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного подхода в обучении.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

   

Планируемые результаты

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

        В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты   образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам   относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

     13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты   включают:

1) знание и понимание некоторых исторических терминов;

2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей);

3) элементарные представления об истории развития человеческого общества.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения   (IX класс):

Мир истории

Минимальный уровень:

понимание доступных исторических фактов;

использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;

последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;

использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;

усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

адекватное реагирование на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;

использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;

участие в беседах по основным темам программы;

высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;

понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;

владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;

владение элементами оценки и самооценки;

проявление интереса к изучению истории.

Содержание программы

Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек.

История имени. Отчество и фамилия человека. Семья. Биография. Повторительно-обобщающий урок Поколение людей.

Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия.

О доме. Название городов и улиц. Родник «Двенадцать ключей». Истоки. Наша родина - Россия. Как устроено государство. Герб, флаг, гимн России. Повторительно-обобщающий урок. Москва – столица России. Мы жители планеты Земля.

Раздел III. О том, что такое время и как его изучают.

Что такое время. История календаря. Русский земледельческий календарь. Счет лет в истории. Историческое время. Повторительно-обобщающий урок.

Раздел IV. Что изучает наука история.

Что такое история. Как работают археологи. Какие науки помогают истории.

Исторические памятники. Историческая карта. Повторительно-обобщающий урок.

Раздел V. История Древнего мира.

Земля и космос. Человек умелый. От кого произошел человек. Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века. Наступление ледников. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Новые занятия людей. Повторительно-обобщающий урок.

Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.

Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар. Вода, ее значение в жизни человека. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. Вода и земледелие. Вода как источник энергии. Какие дома строили древние люди. Как появилась мебель. Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной картошке. О керамике, фарфоре и деревянной посуде. История появления одежды. Одежда и положение человека в обществе. Повторительно-обобщающий урок.

Раздел VII. Человек и общество.

Как люди украшали себя. О далеких предках – славянах и родовом строе. Как люди понимали мир природы в древности. Современные религии, как они появились. Повторительно-обобщающий урок. Итоговая Контрольная работа. Искусство и культура. Письмо. Первые книги. От изобретателя колеса - к новым открытиям. Изобретения человека. Человечество стремится к миру. Краеведческая экскурсия

Тематическое планирование

№ п/п

Разделы,

темы

Кол-во часов

Раздел  I. Представление  о  себе, об  окружающих  людях, о  пространстве  вокруг  нас

7

История имени.

1

Отчество и фамилия человека.

1

Семья.

1

Биография.

1

Поколение людей.

1

Повторительно-обобщающий урок.

1

История имени.

1

Раздел  II. Отчий  дом. Наша  Родина – Россия

11

8

О доме.

1

9

Название городов и улиц.

1

10

Родник «Двенадцать ключей».

1

11

Истоки.

1

12-13

Наша родина - Россия.

2

14

Как устроено государство.

1

15

Герб, флаг, гимн России.

1

16

Повторительно-обобщающий урок.

1

17-18

Москва – столица России.

2

19

Мы жители планеты Земля.

1

Раздел III. О том, что такое время и как его изучают.

5

20

Что такое время.

1

21

История календаря.

1

22

Русский земледельческий календарь.

1

23

Счет лет в истории. Историческое время.

1

24

Повторительно-обобщающий урок.

1

Раздел  IV. Начальные  представления  об  истории  как  о  науке

6

25

Что такое история.

1

26

Какие науки помогают истории.

1

27

Как работают археологи.

1

28

Исторические памятники.

1

29

Историческая карта.

1

30

Повторительно-обобщающий урок.

1

Раздел  V. История  Древнего  мира

9

31

Земля и космос.

1

32

От кого произошел человек.

1

33

Человек умелый.

1

34

Следующее поколение людей каменного века.

1

35

Наступление ледников.

1

36

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

2

37

Новые занятия людей.

1

38

Повторительно-обобщающий урок.

1

Раздел  VI. История вещей. Занятия  человека  на  земле

15

39

Огонь в жизни древнего человека.

1

40

Огонь, глина, гончар.

1

41

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

1

42

Вода, ее значение в жизни человека.

1

43

Вода и земледелие.

1

44-45

Вода как источник энергии.

2

46

Какие дома строили древние люди.

1

47

Как появилась мебель.

1

48-49

Как появились каша и хлеб.

2

50

История об обыкновенной картошке.

1

51

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

1

52

История появления одежды.

1

53

Одежда и положение человека в обществе.

1

54

Повторительно-обобщающий урок.

1

55

Как люди украшали себя.

1

Раздел  VII.  Человек  и  общество

10

56

О далеких предках – славянах и родовом строе.

1

57

Как люди понимали мир природы в древности.

1

58

Современные религии, как они появились.

1

59

Повторительно-обобщающий урок.

1

60

Итоговая контрольная работа

1

61-62

Искусство и культура.

2

63

Письмо.

1

64

Первые книги.

1

65

От изобретателя колеса - к новым открытиям.

1

66

Изобретения человека.

1

67

Человечество стремится к миру.

1

68

Краеведческая экскурсия.

1

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

  1. Учебник: Бгажнокова И.М. Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. - 10-е изд. Перераб. – М.: просвещение, 2023;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Компьютер;
  4. Экран.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«Мир истории».

Данная рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» разработана для обучающихся 6-х классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО, вариант 1).

Цель программы заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-IX классах.

Курс носит пропедевтический характер и создает условия для  удовлетворительного осмысления сведений исторического содержания и представлений об окружающем мире.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» - в конце года.

Формы промежуточной аттестации – итоговая контрольная работа. информатике.

Согласно программе и учебному плану ОУ количество учебных часов по предмету –2 часа в неделю, в год – 68 часов.

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование для 6-х классов

на 2023-2024 учебный год

                 

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во  часов

Дата проведения

по плану

по факту

Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек.

История имени.

1

04.09.2023

Отчество и фамилия человека.

1

08.09.2023

Семья.

1

11.09.2023

Биография.

1

15.09.2023

Поколение людей.

1

18.09.2023

Повторительно-обобщающий урок.

1

22.09.2023

Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия.

О доме.

1

25.09.2023

Название городов и улиц.

1

29.09.2023

Родник «Двенадцать ключей».

1

02.10.2023

Истоки.

1

06.10.2023

Наша родина - Россия.

1

09.10.2023

Наша родина - Россия.

1

13.10.2023

Как устроено государство.

1

16.10.2023

Герб, флаг, гимн России.

1

20.10.2023

Повторительно-обобщающий урок.

1

23.10.2023

Москва – столица России.

1

27.10.2023

Мы жители планеты Земля.

1

10.11.2023

Раздел III. О том, что такое время и как его изучают.

Что такое время.

1

13.11.2023

История календаря.

1

17.11.2023

Русский земледельческий календарь.

1

20.11.2023

Счет лет в истории. Историческое время.

1

24.11.2023

Повторительно-обобщающий урок.

1

27.11.2023

Раздел IV. Что изучает наука история.

Что такое история.

1

01.12.2023

Какие науки помогают истории.

1

04.12.2023

Как работают археологи.

1

08.12.2023

Исторические памятники.

1

11.12.2023

Историческая карта.

1

15.12.2023

Повторительно-обобщающий урок.

1

18.12.2023

Раздел V. История Древнего мира.

Земля и космос.

1

22.12.2023

От кого произошел человек.

1

25.12.2023

Человек умелый.

1

29.12.2023

Следующее поколение людей каменного века.

1

12.01.2024

Наступление ледников.

1

15.01.2024

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

1

19.01.2024

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

1

22.01.2024

Новые занятия людей.

1

26.01.2024

Повторительно-обобщающий урок.

1

29.01.2024

Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.

Огонь в жизни древнего человека.

1

02.02.2024

Огонь, глина, гончар.

1

05.02.2024

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

1

09.02.2024

Вода, ее значение в жизни человека.

1

12.02.2024

Вода и земледелие.

1

16.02.2024

Вода как источник энергии.

1

19.02.2024

Какие дома строили древние люди.

1

26.02.2024

Как появилась мебель.

1

01.03.2024

Как появились каша и хлеб.

1

04.03.2024

История об обыкновенной картошке.

1

11.03.2024

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

1

15.03.2024

История появления одежды.

1

18.03.2024

Одежда и положение человека в обществе.

1

22.03.2024

Повторительно-обобщающий урок.

1

01.04.2024

Как люди украшали себя.

1

05.04.2024

Раздел VII. Человек и общество.

О далеких предках – славянах и родовом строе.

1

08.04.2024

Как люди понимали мир природы в древности.

1

12.04.2024

Современные религии, как они появились.

1

15.04.2024

Повторительно-обобщающий урок.

1

19.04.2024

Итоговая контрольная работа

1

22.04.2024

Искусство и культура.

1

26.04.2024

Письмо.

1

03.05.2024

Первые книги.

1

06.05.2024

От изобретателя колеса - к новым открытиям.

1

13.05.2024

Изобретения человека.

1

17.05.2024

Человечество стремится к миру.

1

20.05.2024

Краеведческая экскурсия.

1

24.05.2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...