Доклад: Технология продуктивного чтения на уроках истории"
статья по истории

Елена Федотова

Данный  опыт работы был представлен на районном семинаре заместителей директоров 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

Доклад

Технология продуктивного чтения на уроках истории

Автор: Федотова Елена Афанасьевна, учитель истории и обществознания Каменского лицея

Каменск 2023г

В условиях активного внедрения ФГОС ООО в процесс обучения, перед современным учителем встала очень серьёзная задача: сформировать читательскую компетенцию ученика.  Современные школьники  мало читают, у них часто  отсутствует  мотивация к прочтению текста, они не вдумываются в учебные задания, не умеют работать с текстовым материалом и с инструкцией к заданию.  Все эти проблемы необходимо решить учителю. Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология,  направленная на полноценное восприятие и понимание текста  учеником,  формирование активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору. Главная цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Я очень часто на своих уроках прибегаю к различным педагогически практикам, в том числе применяю данную технологию.

На уроках истории и обществознания  применение технологии  продуктивного чтения  -  это  работа с различными источниками информации и понимание прочитанного текста.

Стратегия смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: чтение текста, выделение главного,  анализ  и синтез материала,  сравнение его отдельных частей и нахождение существенных  характеристик, чтение таблиц, графиков, схем, умение  пересказывать изученное.  

 На уроке истории в 5  классе, при изучении  темы: «Демократия в Афинах при Перикле»,  учащиеся работают с различными  источниками информации. Необходимо дать определение понятию демократия. 1 группа ищет определение понятия в учебнике, 2 группа работает с хрестоматийным материалом (из жизнеописания Фукидида), 3 группа находит информацию в толковых словарях, 4 группа анализирует  исторический документ «Речь Перикла» (Хрестоматия по истории Древнего мира).  Каждая группа презентует свой ответ. Ребята учатся рассуждать, делится мнением, выбирать главное, осмысливать текст.  

В рамках технологии  продуктивного чтения применяются такие задания как:  допиши историю,  составь путевые заметки, сконструируй свой текст, напиши пост в социальных сетях к какой либо исторической дате или событию.  

При работе с понятиями,  можно применить приём переводчик. Даётся определение, а учащиеся самостоятельно вписывают термин или  заполняют пропущенные элементы.  

Также при изучении  исторических терминов активно применяю метод ассоциаций. Учащимся предлагается  дать характеристику понятию, представить как оно может выглядеть, каким оно может быть цветом, придумать синоним и т.д.  Это  позволяет развивать креативное мышление, творческие  способности ученика. Сравнение исторических понятий по общим признакам и выявление различий способствует  расширению знаний по предмету через изучение специальных терминов,  развитию  логической памяти  и образному мышлению школьника.

Для создания эмоционального фона на уроке и отработки навыков смыслового чтения,  активно применяю приём – «театральный этюд», что позволяет ребятам реконструировать историческое прошлое,  познать предмет как бы изнутри  через демонстрацию  фрагментов исторических событий и чтение по ролям.  Например: на  уроке  по истории древнего мира «Зарождение демократии в Афинах»  мы проводим голосование, выбираем стратега.  Ребята самостоятельно участвуют в импровизированном голосовании.  А выбранный ученик выступает в роли оратора,  произносит  речь Солона.  Каждый ученик может попробовать себя в новой роли: архонта, стратега,  философа, атлета и т.д.

В старших классах приветствуются дебаты по поставленной проблеме, когда ребята защищают своё мнение, приводят аргументы в защиту своей позиции. Применяя приём – «ораторское искусство» на уроках истории,  учащиеся  учатся  составлять свою речь и публично выступать перед аудиторией, учатся представлять социальные проекты.    

Технология продуктивного чтения способствует созданию условий для  успешного обучения и направлена на формирование основ функциональной грамотности  школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Технология продуктивного чтения на уроке географии в 8 классе.

Разработка урока "Почва- особое природное тело" с использованием технологии продуктивного чтения....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Доклад. Технология продуктивного чтения

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпрети...

"Технология смыслового продуктивного чтения на уроках истории"

О техгологии смыслового и продуктивного чтения на уроках истории и обществознания как инстирумента подготовки к ЕГЭ...

"Технология смыслового и продуктивного чтения на уроках истории и обществознания"

Методика технологии смыслового и продукттвного чтения на уроках истории и обществознания как инструмента подготовки старшеклассников к ЕГЭ...