"Технология смыслового и продуктивного чтения на уроках истории и обществознания"
статья по истории (11 класс)

Розалия Хертековна Джалилова

Методика технологии смыслового и продукттвного чтения на уроках истории и обществознания как инструмента подготовки старшеклассников к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 26 № 1764

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования — это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль школы;

2) принципы образовательной политики в РФ;

3) основные направления реформы образования;

4) эффективная модель образования.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Задание 24 № 3503

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

Пояснение.

Могут быть приведены следующие:

аргументы в подтверждение:

1) страна была ввергнута при нем в череду войн и революций, которые привели к краху царского режима

2) не умел правильно подбирать людей для управления страной, в годы Первой мировой войны министры правительства с калейдоскопической быстротой сменяли друг друга, многие из них были некомпетентными;

3) был довольно нерешительным и непоследовательным - не довел до конца преобразования Столыпина.

4) Неудачная политика привела к кровавому воскресению и, соответственно, к первой русской революции и ко второй, соответственно ;|

5) Бюрократия чиновников, которые не боялись царского наказания

6) Поражение в русско - японской войне.

7) Отказ от реформаторской деятельности в период, когда в стране развивалась промышленность, отказ от улучшения положения рабочих...

Аргументы в опровержение:

1) первым из правителей предложил ограничить вооружения, был инициатором созыва Гаагской мирной конференции, выступал за мирное разрешение конфликтов между странами;

2) ввел в стране демократические права и свободы, дал население избирательное право, разрешил деятельность политических партий;

3) ввел в стране законодательный и представительный орган власти Государственную Думу

4) отменил выкупные платежи.

Источник: ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

Задание 21 № 368

На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.

Из сочинения историка.

«Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для "фальшивого движения". Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать... Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.

В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением <...> и всеми видами снабжения».

Пояснение.

Могут быть указаны следующие задачи Тарутинского марш-манёвра:

— сохранить армию;

— защитить стратегически важные регионы страны (прикрыть Калугу, где были сосредоточены военные запасы, и Тулу с оружейными заводами);

— обеспечить пополнение и снабжение русской армии (расположиться лагерем в Тарутино)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»   конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и...

«Смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

Работа учителя истории и обществознания по теме: "Смысловое чтение на уроках истории и обществознания" содержит теоретический и практический материал по исследуемой проблеме....

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

«Как развивать смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолко...

Роль библиотеки в формировании смыслового чтения на уроках истории и обществознания.

Будут рассмотрены педагогические методы и формы работы с детьми в библиотеке, раскрыта роль влияния библиотеки на формирование смыслового чтения на уроках  истории и обществознания....

"Технология смыслового продуктивного чтения на уроках истории"

О техгологии смыслового и продуктивного чтения на уроках истории и обществознания как инстирумента подготовки к ЕГЭ...

Сообщение на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности (смысловое чтение) на уроках истории и обществознания."

Сообщение было подготовлено для выступления на РМО учителей истории и обществознания...