урок истории "Сеньоры и вассалы"
план-конспект урока по истории (6 класс)

открытый урок по всеобщей истрии "История средних веков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii_senory_i_vassaly.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Сеньоры и вассалы»

Цель урока: формирование представления об основных чертах феодального общества, определение социально-экономических основ складывания отношений между феодалами и крестьянами, сеньорами и вассалами, познакомить с понятием – рыцарь, его воспитанием и рыцарской культурой.

Задачи урока:

  1. охарактеризовать отношения между сеньорами и крестьянами;
  2. развивать умения работы с текстом параграфа, иллюстрациями, выделять основную мысль автора, уметь оценивать её;
  3. формировать личностную позицию при оценке поступков, анализе поведения.

Обоснование используемых приёмов, методов обучения, педагогических технологий:

#1086;пережающее домашнее задание – подготовка материала о рыцарях на основе текста параграфа, дополнительной литературы;

2. работа в группах с целью развития коммуникативных способностей;

#1084;етод «компьютерной презентации» - словесное описание возможных слайдов, их обоснование;

#1090;ехнология продуктивного чтения – приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и анализ прочитанного.

Планируемые результаты:

#1091;ченики должны знать понятия: сеньор, вассал, феодальная лестница, сословия, рыцарство;

#1091;меть распознавать основные черты феодального общества;

#1091;меть характеризовать образ жизни рыцарей;

4. уметь работать с разными видами исторических источников.

Перечень оборудования и материалов к уроку:

Мультимедийный проектор, презентация, учебник «История Средних веков

#1054;рганизационная часть.

2. Постановка темы и целей урока.

Тема нашего урока сегодня «Сеньоры и вассалы»

На этом уроке мы с вами познакомимся с особенностями феодального общества.

#1048;зучение новой темы.

«Новое устройство общества», «Сеньоры и вассалы» объясняется на основе рассказа с элементами беседы. Обращает внимание на возросшую роль дружины, крупных землевладельцев.

Феодальная Европа — это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью,— сеньоры. Феодальное общество в средние века состояло из двух частей: феодалов и крестьян. Феодалы владели землей и имели зависимых крестьян, которые выполняли в их пользу определенные повинности: платили оброк и работали на барщине.
Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов,—
феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии.), иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.
Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы.

(читает заранее подготовленный ученик, на преклоненном колене)

«Клянусь честью не делать того, что ниже перечислено и желаю тем самым заслужить твою милость:

-Никогда не поднимать руку на тебя и твоих родичей;

-Всегда защищать тебя от врагов твоих, коих немало;

-Никогда не покушаться на твои богатства;

-Никогда не действовать против тебя советом и оружием, кроме тех случаев, когда буду выполнять свой долг перед сеньором, которому обещал клятвенно верность;

-Не причинять достоинству и чести твоей никакого вреда;

-Приходить на помощь по первому зову со своими рыцарями».

(«Я становлюсь твоим слугой…»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда — периодически повторялась.
Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

(Из-за военных угроз правители старались создавать конное войско, крестьяне не могли заниматься военным делом, постепенно попадали в зависимость от владельцев земли).

Отношение старшинства и подчинения складывались подобно лестнице - одни феодалы находились на более высоких ступеньках, т.е. имели больше власти и богатства, чем другие.

По отношению к крестьянам все феодалы были сеньорами. Историки называют такой порядок «феодальной лестницей»

Феодальная лестница

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора.
Главой всех феодалов в стране считался король. Свою власть он получил “от Бога” через обряд помазания и коронации. Король считался верховным владельцем всех земель в государстве. Он наделял феодами верных ему людей. Он был сеньором для герцогов и графов. В их владениях были сотни деревень, они распоряжались большими от-рядами воинов.
Ступенькой ниже стояли бароны — вассалы герцогов и графов. Обычно они владели двумя-тремя десятками деревень и могли выставить отряд воинов. Бароны были сеньорами мелких феодалов — рыцарей, у которых уже не было своих вассалов. Рыцарей в походах чаще всего сопровождали оруженосцы – юноши из феодальных семей, которые сами еще не имели рыцарского звания.

Эти отношения и получили название феодальной лестницы.

  1. Работа с терминами

На доске понятия

Сеньор- с латинского «старший»: светские лица, епископы, монастыри

Зависимые крестьяне – крестьяне, имевшие свою землю, но выполняющие повинности в пользу сеньора.

Сословия – большие группы людей, за которыми закреплены определённые права и обязанности, передающиеся по наследству.

В средние века люди по - разному представляли себе общество, но наиболее важную роль сыграла теория, в соответствии с которой Бог разделил общество на три сословия: молящихся, воюющих и работающих.

Перед каждым сословием стояли свои задачи:

1)Духовенство заботилось о спасении души.

2)Воюющие должны были, проливая свою кровь, защищать общество от внешних врагов,

обеспечивать порядок и правосудие.

3)Трудящиеся кормили всех остальных.

5. Работа с иллюстрацией

Организуется работа с иллюстрацией «Представители сословий являются во сне английскому королю Генриху I. Миниатюра XII века».

-По каким признакам можно определить, где какое сословие? Почему вы так решили?

Ответы учеников коллективно обсуждаются, при необходимости корректируются учителем.

Руки- воины.

Ноги- крестьяне.

- Как вы думаете, какая часть тела - духовенство?

Грудь - молящиеся

- Равны ли между собой сословия?

-Почему мы представили средневековое общество в виде человека? (Сословия несмотря на неравенство необходимы, зависят друг от друга.)

6. Работа с документом

Работа с документом «Письмо Одона, графа Блуаского, королю Франции Роберту. 1025 год».

-Ребята, представьте, что в ваших руках случайно оказалось письмо, адресованное самому королю. Конечно, чужие письма некрасиво читать, но у нас с вами исторический источник. Прочитаем его вслух.

-Чем поразило оно вас, в чём его необычность? Предположите, чем мог прогневать граф короля, и удалось ли сеньору отобрать феод у неугодного вассала?

7. Сообщения детей о рыцарях

Последние пункты плана, касающиеся жизни рыцарей, представляют учащиеся, разделившись на 2 группы. Дома в качестве опережающего задания они должны были прочитать соответствующий материал, найти дополнительные источники.

Ребята, Вы обратили внимание, что на последней ступеньке этой вассальной пирамиды находятся рыцари. В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом

Вашим домашним заданием было найти и приготовить материал о рыцарях.

  1. Война как образ жизни
  2. Мир турниров и гербов
  3. Воспитание рыцаря
  4. Рыцарская культура

Вывод по сообщениям

Рыцарь должен быть верным своему сеньору, храбрым, стремящимся к славе, щедрым воином. От рыцаря требовали помощи сиротам, вдовам и всем обездоленным.
Рыцарь должен был иметь даму сердца, слагать в честь нее сонеты, петь серенады.
Но в повседневной жизни феодалы были грубы и невежественны. Всех, кого рыцари считали «неблагородными», то есть людей других сословий, они презирали и вели себя по отношению к ним крайне высокомерно

8. Закрепление

Рабочий лист

Вопросы для группы 1.

#1063;то означает слово «рыцарь»?

#1050;то мог стать рыцарем в средневековье?

#1050;аково было вооружение рыцарей?

4.Инсценировка «Посвящение в рыцари»,

Вопросы для группы 3.

#1050;ак воспитывали рыцарей?

#1063;то представлял собой средневековый замок?

#1050;акик качества рыцарей больше всего ценились в Средневековье?

#1048;нсценировка «Предложение сердца возлюбленной даме»

9. Рефлексия. Подводятся итоги работы на уроке.

Давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.

-Какие основные сословия сформировались в Европе?

-Кого в средневековье называли рыцарем и кого можно назвать рыцарем в наши дни? Какими качествами должен обладать современный рыцарь?

10. Домашнее задание – параграф 10, вопросы к параграфу, в рабочей тетради. Нарисовать рыцарский герб и объяснить его значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Методическая разработка урока "Сеньоры и вассалы"

Представлен урок истории в 6 классе. Используемые технологии позволяют развить читательскую компетентность учащихся....

Сеньоры и вассалы

Слайдовая презентация по истории Средних веков...

Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) "Сеньоры и вассалы" (6 класс)

Данная презентация проверяет знание понятий: сеньор, вассал, феод, сословие, феодализм по принципу выбора правильного ответа из 4-х вариантов....

презентация к уроку истории "Сеньоры и вассалы"

презентация к уроку по истории средних веков "Сеньоры и вассалы"...