Методическая разработка урока "Сеньоры и вассалы"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Шкаленко Наталья Ивановна

Представлен урок истории в 6 классе. Используемые технологии позволяют развить читательскую компетентность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon senory_i_vassaly.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей№3

г. Воронеж

Методическая разработка урока  истории  «Сеньоры и вассалы»

УМК «История Средних веков. 6 класс»

под редакцией А. О. Чубарьяна. –М.: Просвещение, 2009

 

                                                        Шкаленко Наталья Ивановна

                                                                  учитель истории и обществознания

Тема урока «Сеньоры и вассалы»

Цель урока: формирование  представления об основных чертах феодального общества,  определение социально-экономических основ складывания отношений между феодалами и крестьянами, сеньорами и вассалами

Задачи урока:

  1. охарактеризовать отношения между сеньорами и крестьянами;
  2. развивать умения работы с текстом параграфа, иллюстрациями, выделять основную мысль автора, уметь оценивать её;
  3. формировать личностную позицию при оценке поступков, анализе поведения.

Обоснование используемых приёмов,

методов обучения,

педагогических технологий:

 1.опережающее домашнее задание – подготовка материала для мини-проектов на основе рабочих листов, текста параграфа,   дополнительной литературы;

 2. работа в группах с целью развития коммуникативных способностей;

 3.метод «компьютерной презентации» - словесное описание возможных слайдов, их  обоснование;

 4.технология продуктивного чтения – приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и анализ прочитанного.

  Планируемые результаты:

1.ученики должны знать понятия: сеньор, вассал, феодализм, феодальная лестница, сословия, рыцарство;

2.уметь распознавать основные черты феодального общества;

3.уметь характеризовать образ жизни рыцарей;

4. уметь работать с разными видами исторических источников.

Перечень оборудования и материалов к уроку:

Мультимедийный проектор, презентация, учебник «История Средних веков», рабочая тетрадь к учебнику.

Структура урока:

1.Организационная часть.

2.Актуализация опорных знаний

3.Изучение новой темы.

4. Работа в группах.

5. Рефлексия

6.Домашнее задание.

Содержание этапов урока.

1.Организационная часть. Подведение итогов  тестовой работы по теме «Арабский мир в VI- XI веках».

2. Актуализация опорных знаний. Учитель называет общие черты ХI—ХII вв. — периода расцвета средневековой экономики, общества и культуры.

3.Изучение новой темы. Учитель сообщает название темы (слайды 1-2), ставит перед учащимися познавательный вопрос.

-При каких условиях формировались основные слои феодального общества? Чем феодальное общество отличалось от рабовладельческого? Слайд 2.

Первый пункт плана «Новое устройство общества» объясняет учитель на основе рассказа с элементами беседы. (Слайд 3). Обращает внимание на возросшую роль дружины, крупных землевладельцев.

-Вспомните, в чём заключались основные черты реформ Карла Мартелла во Франции, Альфреда Великого в Англии, Генриха I в Германии? Что общего в этих реформах?

(Из-за военных угроз правители старались создавать конное войско, крестьяне не могли заниматься военным делом, постепенно попадали в зависимость от владельцев земли). Слайд 4.

Учитель предлагает найти объяснение понятиям в учебнике, пункт 1.

Сеньор- с латинского  «старший»: светские лица, епископы, монастыри

Зависимые крестьяне – крестьяне, имевшие свою землю, но выполняющие повинности в пользу сеньора.

Сословия – большие группы людей, за которыми закреплены определённые права и обязанности, передающиеся по наследству.

Организуется работа с иллюстрацией «Представители сословий являются во сне английскому королю Генриху I. Миниатюра XII в».

-По каким признакам можно определить, где какое сословие? Почему вы так решили?

Ответы учеников коллективно обсуждаются, при необходимости корректируются учителем.

Ученики схематически изображают в тетради человека, который представляет собой средневековое общество, обозначают

Руки- воины.

Ноги- крестьяне.

 -  Как вы думаете, какая часть тела  -  духовенство?

 - Равны ли между собой сословия?

 -Почему мы представили средневековое общество в виде человека? (Сословия несмотря на неравенство необходимы, зависят друг от друга.)

В тетрадь ученики записывают определения понятий, выделенных в первом пункте плана.

Слайд 5. «Сеньоры и вассалы». Учитель объясняет сущность феодальной лестницы, причины зависимости вассалов от сеньоров. Ученики должны уяснить, что в основе феодальной иерархии – наделение феодами. На основе текста ученики изображают в тетради феодальную лестницу:

Государь

Герцоги

Графы

Маркизы

Рыцари

- Как вы думаете, в чём заключались обязанности перед сеньором?

- Что может означать фраза  «Вассал моего вассала  - не мой вассал?» Почему это правило не действовало в Англии и Германии?

Ученики высказываю мнения, ответы проверяют в тексте параграфа – пункт 2.

Работа с документом «Письмо Одона, графа Блуаского, королю Франции Роберту. 1025 год».

-Ребята, представьте, что  в ваших руках случайно оказалось письмо, адресованное самому королю. Конечно, чужие письма некрасиво читать, но у нас с вами исторический источник. Прочитаем его вслух.

-Чем поразило оно вас, в чём его необычность? Предположите, чем мог прогневать граф короля, и удалось ли сеньору отобрать феод у неугодного вассала?

Последние пункты плана, касающиеся жизни рыцарей, представляют учащиеся, разделившись на 3 группы. Дома в качестве опережающего задания они должны были прочитать соответствующий материал, найти  дополнительные источники.

Задание: «презентовать» своё выступление, то есть устно объяснить, какие слайды, необходимый текст они бы разместили в своей презентации. В группах ученики обсуждают расположение иллюстраций, характеризуют их, готовят  небольшие инсценировки.

1 группа- Война как образ жизни (Слайд 6)

2 группа – Мир турниров и гербов (Слайд 7)

3 группа- Воспитание рыцаря, рыцарская культура. (Слайд 8)

Рабочий лист

Вопросы для группы 1.

1.Что означает слово «рыцарь»?

2.Кто мог стать рыцарем в средневековье?

3.Каково было вооружение рыцарей?

4.Инсценировка «Посвящение в рыцари»,

Вопросы для группы 2.

1.Назовите занятия рыцарей, кроме войны.

2.Как организовывались турниры?

3.Что представляли собой гербы рыцарей.

4.Инсценировка «Рыцарский турнир»

Вопросы для группы 3.

1.Как воспитывали рыцарей?

2.Что представлял собой средневековый замок?

3.Какик качества рыцарей больше всего ценились в Средневековье?

4.Инсценировка «Предложение сердца возлюбленной даме»

5. Рефлексия. Подводятся итоги работы на уроке.

Давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. При каких условиях формировались основные слои феодального общества? Чем феодальное общество отличалось от рабовладельческого? (Обсуждаются ответы учеников.)

-Какие основные сословия сформировались в Европе?

-Кого в средневековье называли рыцарем и кого  можно назвать рыцарем в наши дни? Какими качествами должен обладать современный рыцарь?

6. Домашнее задание – параграф 10, вопросы к параграфу, в рабочей тетради. Нарисовать рыцарский герб и объяснить его значение.

 

Список информационных источников

1.История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват.учреждений / В. А. Ведюшкин; под ред. А. О. Чубарьяна. -М.:Просвещение, 2009.

2. Методические рекомендации к учебнику «История средних веков» 6 класс /В. А. Ведюшкин, Н. И. Шевченко – М., Просвещение, 2009 г.

3. История, 6 класс. Занимательные материалы. / И. И. Варакина, С. В. Парецкова, Т. Н. Степанова – Волгоград: «Корифей», 2008 г

4.Энциклопедия для детей «Аванта +» Всемирная история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...