ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИСТОРИИ
рабочая программа по истории

Фендриков Владимир Олегович

Рабочая программа по подготовке к олимпиадам по истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часов).

Цель курса: подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешное участие в предметных олимпиадах по истории.

Задачи курса:

  1. научить учащихся ориентироваться в заданиях повышенного уровня;
  2. стремиться принимать участие в олимпиадном движении;
  3. повышение мотивации к изучению гуманитарных наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_olimpiadam.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ

ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ

 ПО ИСТОРИИ

Составитель: Фендриков В.О

учитель истории и обществознания

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по подготовке к олимпиадам по истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часов).

Цель курса: подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешное участие в предметных олимпиадах по истории.

Задачи курса:

  1. научить учащихся ориентироваться в заданиях повышенного уровня;
  2. стремиться принимать участие в олимпиадном движении;
  3. повышение мотивации к изучению гуманитарных наук.

Организация и проведение олимпиад является важной частью внеклассной работы по  истории. Они способствуют активизации познавательных и творческих способностей учащихся, выявлению талантливых детей, интересующихся историей. Такие олимпиады дают учителю возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.

В целях эффективной подготовки к муниципальным и региональным олимпиадам проводится собеседование, направленное на выявление затруднений, с которыми сталкиваются учащиеся в изучении курсов истории. Именно этим проблемам на занятиях уделяется больше времени.

При составлении тематического планирования занятий по подготовке учащихся к олимпиадам по истории  учитываются следующие положения:

• отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет);

• переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим;

• развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий;

• индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);

• деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей.

Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.

Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных  исторических понятий. Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.

Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимают практические занятия по решению исторических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий.

Поскольку задания туров Всероссийской олимпиады по истории предполагают написание эссе на выбранную тему, его рецензирование и защиту, значительное внимание в процессе подготовки уделяется выполнению заданий данного типа. В качестве тем эссе используются различные афоризмы писателей, поэтов, философов.

                               

                              Литература и источники заданий

Всероссийские олимпиады школьников по истории  по истории: материалы и

комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор

образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные

стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников

http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика,

социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории

России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные

проблемам исторического пути России.

www.gov.ru – Сервер органов государственной власти РФ.

www.kremlin.ru – Официальный сайт Президента РФ.

www.encyclopedia.ru/internet/bryue.html – Большая юридическая энциклопедия.

www.allpravo.ru – «Все о праве» – компас в мире юриспруденции.

www.echr-hase.ru – Информационная система по правам человека и Европейскому суду.

www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал

www.websib.ru/noos/economy/ – Экономика и право: Материалы Новосибирской открытой образовательной сети.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела или темы

Кол-во часов

1.

Вводный урок

1

2.

Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов

5

3.

Раздел II. Задания на соответствие элементов

3

4.

Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных

6

5.

Раздел IV. Задания по работе с изобразительными материалами

2

6.

Раздел V. Работа с историческими текстами

6

7.

Раздел VI. Решение познавательных задач

4

8.

Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами

6

9.

Обобщающее тестирование

1

Итого:

34

                  Основное содержание:

Введение -1 час

Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.

Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов (5 часов)

Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни пропуски». Задания на выявление лишнего элемента

Раздел II. Задания на соответствие элементов        (3 часа)

Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)

Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных  (6 часов)

Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ диаграмм

Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом  (2 часа)

Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями

Раздел V. Работа с историческими  текстами (6 часов)

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте.

Раздел VI. Решение познавательных задач  (4 часа)

Анализ исторических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму исторического  анализа.

Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами

 (6 часов)

Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей. Написание сочинений – эссе.

Тестирование с различными видами заданий  (1 час)

Выполнение итогового теста

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

       Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них практическая работа

Кол-во часов на самостоятельную работу

1.

Введение: зачем нужны олимпиады; виды олимпиадных заданий

1

Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов

5

4

1

2.

Общая характеристика заданий данного типа

1

3.

Задания по принципу образования и продолжения рядов

1

1

4.

Задания типа «Заполни пропуски»

1

1

5.

Задания на выявление лишнего элемента

1

1

6.

Самостоятельное выполнение заданий

1

1

Раздел II. Задания на соответствие элементов

3

2

1

7.

Общая характеристика заданий этого типа

1

8.

Выполнение заданий с учителем

1

1

9.

Самостоятельная работа с тестами этого типа

1

1

Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных

6

4

1

10.

Общая характеристика заданий данного типа

1

11.

Как выполнять задания со схемами

1

1

12.

Анализ таблиц и построение таблиц

1

1

13.

Работа с графиками

1

1

14.

Задания на анализ приведенных в диаграмме данных

1

1

15.

Самостоятельная работа с заданиями данного типа

1

1

Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом

2

1

16.

Общая характеристика заданий

1

17.

Практическое выполнение заданий

1

1

Раздел V. Работа с историческими текстами

6

5

2

18.

Общая характеристика заданий этого типа

1

19-20.

Работа с историческими текстами

2

2

1

21-22

Работа с историческими текстами

2

2

1

23.

Самостоятельная работа с текстом

1

1

Раздел VI. Решение познавательных задач

4

3

1

24.

Общая характеристика заданий

1

25.

Решение познавательных  исторических задач

1

1

26.

Решение познавательных исторических задач

1

1

27.

Самостоятельная работа с задачами познавательного характера

1

1

Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами

6

5

2

28.

Общая характеристика заданий

1

29-31

Написание сочинения - эссе

3

2

1

32-33

Составление исторических текстов из заданных слов

2

1

1

34.

Тестирование с различными видами заданий

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...