Открытые уроки.
план-конспект урока по истории (6 класс)

Наталья Геннадиевна Демидова

Предварительный просмотр:

Урок №16.

Тема: «Средневековый город».

                                           Имя урока: «Секреты старых городов (примерное)»

Цели:

  1. Выяснить причины появления городов, а также причины борьбы городов с сеньорами.
    Познакомить учащихся с организацией ремесленного производства в средневековом
    городе.
  2. Продолжить формировать умения изучать исторические источники, анализировать
    исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, умение составлять
    рассказ.
  3. Воспитание уважительного отношения к предмету.

Форма и тип урока: Изучение нового материала.

Основные понятия: город, коммуна, мэр, бургомистр, самоуправление.

Орг.момент.

Новая тема: (план)

•        Формирование средневековых городов:

  • Причины возникновения городов  
  • Места появления новых городов

•        Борьба городов с сеньорами:

  • Причины борьбы
  • Итоги борьбы
  • Образ средневекового города.

•        Ремесло и торговля в средневековом городе.

Целеполагание (вместе с учениками)

Как вы думаете что нам предстоит узнать сегодня на уроке?

  • Почему и когда стали бурно строиться города в Европе?
  • Где строили города в средние века?
  • Кто жил в средневековых городах?
  • Какой был средневековый город?
  • Чем занимались жители городов?

1.Причины возникновения городов (рассказ учителя)

  • Успехи в развитии хозяйства в Х в.;
  • Отделение ремесла от сельского хозяйства.

2.        Места появления новых городов.

* Работа с документом в учебнике стр.113 «...о возникновении города Брюгге»

Комментарии учителя к записям на доске:

«бург» (нем.) – крепость

«хафен» (нем.) – гавань

«честер» (от лат.) - лагерь

«фурт» (нем.) – брод

«бридж» (англ.) – мост

* Работа с картой учебника стр.106-107.

В европейских языках многие названия городов имеют одинаковые части. Найдите на карте в учебнике стр. 106-107 города с такими окончаниями. Объясните, как они возникли. Сделайте вывод: где селились ремесленники, уходившие из поместий феодалов, почему именно в этих местах?

4.        Борьба городов с сеньорами.(рассказ учителя )

  • На чьих землях появлялись города? (На землях феодалов)
  • Как привлекали феодалы новых жителей в города?(0ни в первые годы не брали с них
    платежей)
  • Чем были недовольны жители городов? (Феодалы обогащались за счёт горожан,
    требовали заплатить различные пошлины, у ремесленников забирали лучшие изделия, у
    купцов-деньги взаймы)
  • Как добивались самостоятельности отдельные города?(0ткупались, либо вооружённым
    путём) Коммуна.

Мэр, бургомистр.

5.        Образ средневекового города. (фотографии в презентации)

Слово учителя: Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньоральной зависимости. Возможность получить личную свободу привлекала людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и свободное положение.

Вывод –вопросник:

  • Почему и когда стали бурно строиться города в Европе ?
  • Где строили города в средние века?
  • Кто жил в средневековых городах
  • Какой был средневековый город?
  • Чем занимались жители городов?

ИТОГ: (примерный ответ) В средние века примерно с X по XI века в связи с успехами в экономике, отделении ремесла от сельского хозяйства начинают бурно развиваться города. Жителями средневековых городов становятся ремесленники и торговцы, а также сбежавшие от своих хозяев крестьяне. Одних людей привлекает возможность заработать себе на жизнь своим ремеслом, а других освободиться от власти феодала.

 (рефлексия)

  1. Что нового для себя вы узнали на уроке?
  2. Что наиболее вам понравилось, запомнилось на уроке?
  3. Какое имя вы дали сегодняшнему уроку?

Дом. задание: пар. 13 вопросы. Знать слова.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Русское государство в первой трети 16 века»

1. Используя карту на стр. 29-30 учебника запишите в таблицу, какие земли вошли в состав Российского государства при Иване III и ВасилииIII.

при Иване III

При Василии III

2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
«В одной из легенд о происхождении знаменитых валдайских колокольчиков говорится, что в 1510 г. по приказу великого московского князя вечевой колокол был спущен с Троицкой звонницы. Палач молотом отбил у колокола его медные уши, сквозь которые продевались подвесные канаты. Потом колокол сбросили в заранее выкопанную яму. На третий день колокол погрузили в сани и повезли в Москву. На Валдае сани с колоколом встретили слуги великого князя московского и велели разбить его на куски и разбросать. По осени взошли эти кусочки медными всходами. И стали они называться «валдайскими колокольчиками».  
1) Назовите имя московского князя и город, в котором произошли описываемые события.__________
2)  Подчеркните в тексте «подсказку» к вашему ответу на вопрос 1.
3) За что был наказан колокол?____________________________________________________________
4)  Приведите название города, в котором в XV в. колокол тоже был наказан.  ____________________

5) Подчеркните в тексте слово, указывающее на самоуправление в городе.

3. Характеристика династических браков Иоанна III внимательно рассмотрите генеалогическое древо Иоанна III, опираясь на схему и текст параграфа дайте ответ на вопросы.

https://urok.1sept.ru/articles/668333/img2.gif

Вопросы:

1. Сколько браков было у Ивана III?_____________________________________-

2. Как звали Его жен?___________________________________________________

3. Назовите причину повторного брака?_______________________________________

4. Как звали наследника от первого брака?_______________________________________________

5. Попробуйте предположить (была ли вторая жена Ивана 3 иностранкой или представительницей российских княжеских фамилий, почему?)_________________________________________________

6. Сколько детей родилось от второго брака (перечислите  именадетей)._______________________________________________________________

7. Как вы думаете, кого первоначально объявил наследником Иван 3?__________________________-

8. Используя текст учебника (стр. 28) уточните причину смены наследника.____________________________________________________________________________

4. Используя текст учебника (стр. 29, пункт 2) перечислите основные направления внутренней политики Василия III

5.  Охарактеризуйте систему управления Московского государства в 16 веке. (пункт 3)

Название органа

Деятельность

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

6. Впишите пропущенные термины______________________— должностное лицо, которое великий князь ставил во главе уезда.
______________________--- Система содержания должностных лиц за счёт местного населения получила название

______________________— провинциальные дворяне, несшие обязательную службу и получавшие от великого князя поместья.
_______________________— привилегированное служилое сословие, получавшее на период службы земельное владение от государя.
7. Дайте определение терминов и ответьте на вопрос:

Вотчина______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поместье_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

В чем между ними основная разница?______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку

«Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» § 21.

  1. Заполните пропуски в тексте.

В середине__________ века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в ______________. С X века правитель мусульманских владений в Испании - ______________________ - носил титул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали ____________.

Мусульманская Испания была _____________ частью Европы.

Мавры сначала не мешали местному населению исповедовать свою __________________.

  1. Соотнесите сословие и цели в реконкисте.

Сословие

Цель

Господа

Приобрести землю и личную свободу

Крестьяне

Самоуправление и права

Горожане

Новые земли и должности

  1. Назовите год и место победы христианских государств Пиренейского полуострова над мавританскими войсками_________________________________________________________
  2. Кортесы – это___________________________________________________________________
  3. Исправьте в тексте 6 исторических ошибок.

В 1492 году под властью супружеской пары Изабеллы Арагонской и Фердинанда Кастильского произошло объединение двух государств в единое Португальское королевство.

В 1479 году после 10-летней войны Фердинанд и Изабелла взяли Наварру

  1. Назовите имя «великого инквизитора» Испании_______________________________________
  2. Инквизиция- это__________________________________________________________________

Рабочий лист к уроку

«Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» § 21.

  1. Заполните пропуски в тексте.

В середине__________ века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в ______________. С X века правитель мусульманских владений в Испании - ______________________ - носил титул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали ____________.

Мусульманская Испания была _____________ частью Европы.

Мавры сначала не мешали местному населению исповедовать свою __________________.

  1. Соотнесите сословие и цели в реконкисте.

Сословие

Цель

Господа

Приобрести землю и личную свободу

Крестьяне

Самоуправление и права

Горожане

Новые земли и должности

  1. Назовите год и место победы христианских государств Пиренейского полуострова над мавританскими войсками_________________________________________________________
  2. Кортесы – это___________________________________________________________________
  3. Исправьте в тексте 6 исторических ошибок.

В 1492 году под властью супружеской пары Изабеллы Арагонской и Фердинанда Кастильского произошло объединение двух государств в единое Португальское королевство.

В 1479 году после 10-летней войны Фердинанд и Изабелла взяли Наварру

  1. Назовите имя «великого инквизитора» Испании_______________________________________
  2. Инквизиция- это__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Обществознание, 6 класс

Потребности и способности человека.(пар.4)

Задание 1. Дайте определение понятию потребность.

Потребность – это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу.

Потребности

Характеристика

Биологические

Материальные потребности

Социальные

Духовные

Задание 3. Прочитать притчу:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю собор!» Как вы понимаете притчу?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Как влияют потребности человека на развитие общества?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Дайте определение понятию задатки.

Задатки – это ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 6. О каком человеке можно сказать, что у него богатый внутренний мир? Почему?_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Практикум по теме «Человек славен добрыми делами». 6 класс

1. Придумай не менее пяти предложений со словом «добро», «доброта».

3. Вставь пропущенное слово: __________, сколь ни было оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло. Своими словами объясни, как ты понимаешь смысл этих строк.


4. Ты уже знаешь о золотом правиле морали. Придумай правило к понятию «доброжелательность».


6. Заполни пропуски в предложениях. Выбери слова или словосочетания из предложенного списка. Каждое слово или словосочетание может использоваться только один раз. Когда человек попадает в ситуацию выбора, очень полезно заранее определить для себя, что в данном случае является ______ , а что злом. Такая предварительная установка очень помогает сделать _____, которого человек потом никогда не будет стыдиться. ________ часто маскируется под добро. Распознать его бывает непросто. В этом помогает ______.

А) успех; Б) золотое правило морали; В) покорность; Г) добро; Д) зло; Е) выбор.

7. Нарисуй свой корабль под названием «Добро». Придумай, что стоит взять с собой в долгое плавание по волнам жизни.



8. Какие человеческие качества можно назвать добрыми? Отметь качества, которыми обладаешь ты.


9. В мультфильме «Чертёнок № 13» был девиз: «Люби себя, чихай на всех и в жизни ждёт тебя успех». Напиши и обоснуй своё мнение об этом девизе.


11. Добрые дела так же, как лучи солнца, радуют и душевно согревают людей. Нарисуй вокруг центра «лучи», вдоль которых напиши, что ты можешь сделать доброго для других. Постарайся, чтобы «лучей» было больше.






13. Прочитай стихотворение замечательного поэта А. Л. Барто. Её стихи тебе, конечно, хорошо знакомы с первых лет жизни («Наша Таня громко плачет...»).

Друг напомнил мне вчера...

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок —

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечёт.

Объясни, нужно ли требовать благодарности за совершённый добрый поступок. Аргументируй (обоснуй, докажи) свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Ф.И.____________________________Класс___________Дата_________________

Рабочий лист по §22 «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках».

Задание  №1.  Ответьте на вопросы, используя карту  на стр.114-115 учебника «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»

  1. Где находится Германия?  (Географическое и положение) Частью какого государства являлась?
  2. Где находится Италия? (Географическое положение)
  3. Назовите крупные торгово-ремесленные города Германии и Италии в конце XIVв.
  4. Назовите крупные ярмарки и торги в Германии и Италии.
  5. Какие выводы можно сделать на основе данных карты о развитии ремесла и торговли в этих странах?

Задание№2. Заполните таблицу на основе текста §22 стр.191-197.

Вопросы

Германия

Италия

  1. Особенности развития торговли

  1. Причины сохранения феодальной раздробленности (Почему не сформировалось централизованное государство как в Англии и Франции)

  1. (*)Предположите, как сохранившаяся феодальная раздробленность могла повлиять на дальнейшее развитие этих государств.

Задание №3. Объясните значение новых слов:

Гвельфы –

Гибеллины –

Тиран –

Тирания -  



Предварительный просмотр:

Рабочий лист Ф.И.__________________класс_______

Тема: «На пути к жизненному успеху» пар.5

Задание 1. Прочитай приведённые ниже слова и выбери из них пять наиболее подходящих к понятию «успех».

Труд, целеустремлённость, слава, почёт, усердие, богатство, знание, удача, профессионализм, настойчивость, везение, радость.

К выбранным пяти словам добавь ещё три слова от себя, без которых понять, что такое успех, невозможно

Задание 2. Прочитай текст рубрики «Жил на свете человек» о Аврааме Сергеевиче Норове

                    (с. 44). Ответь на следующие вопросы.

  1. Можно ли считать, что А.С. Норов добился успеха
  2. Какие качества или черты характера помогли ему?

Задание 3. Заполни таблицу.

                                          Мир профессий

Исчезнувшие профессии

Профессии, появившиеся за последние 10 лет



Предварительный просмотр:

Ф. И. __________________________ Класс__________________ Дата__________________

Рабочий лист по истории Древнего мира 5 класс.  

Тема: «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»»

1 задание. Используя текст учебника (параграфы 26-27 на стр.125-134) заполните пропуски в тексте.

           Мифы о десятом годе Троянской войны лежат в основе греческой поэмы (1_____________). Её название произошло от слова (2____________). – таково другое имя города Троя. Согласно приданию поэму создал величайший поэт (3 ___________).  Название другой поэмы этого автора (4______________). Но жизнь самого поэта остаётся загадкой. В наши дни учёные считают, что поэмы были созданы в (5___________)

   Героями поэмы (6______________) были:  Ахиллес – единственным уязвимым местом которого была(7____________);    Микенский царь (8____________); Гектор – (9_______________________). Он был сыном царя Трои (10________________). И Патрокл – (11____________________). Грекам в Троянской войне помогали греческие боги: (12__________________), (13_________________), (14________________), а троянцам помогала (15______________). Поэма «Илиада» заканчивается (16____________________)

   В другой поэме (17__________________) рассказывается о странствиях Одиссея, царя острова (18_____________).   Возвращаясь домой из-под стен Трои, Одиссей побывал на острове одноглазых великанов – (19_________________).  Имя одного из великанов – (20____________). Он был сыном владыки морей бога (21_________________). Потом герой повстречал злых чародеек, полуптиц-полуженщин (22_______________). Вскоре Одиссею и его спутникам вновь пришлось пережить смертельную опасность, проплывая тесный пролив, где они повстречали громадную змею с шестью собачьими головами (23_______________) и страшное чудовище (24______________), трижды в день разверзающую огромную пасть и поглощающую, а затем извергающую обратно чёрные воды. Потеряв всю команду и корабли, герой находит приют у царя (25_______________). Погостив , Одиссей возвращается на свой остров где его ждут жена (26__________) и сын (27_____________).  



Предварительный просмотр:

Рабочий лист Ф.И.__________________________класс_________________

Тема: Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы

(15 – 16 параграфы)

(Обращаю внимание: что пишем полностью предложение в тетрадь и берем текст только из учебника)

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир созданный Богом, разумен и гармоничен, общество делится на три сословия, каждый человек относится к одному из них. 

Дайте определение.  (стр.86)

Сословие – это ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сословия делились:

  1. _______________________________________________________________________,  которое претендовало на роль __________________________, ведь церковь считалась ______________ между человеком и ______________.
  2. _______________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________,

Допишите предложение. (стр.127-133)

Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, указанных в Библии: относиться к людям так, _______________________________________________________.

Образцом считался ____________________. Часть своего дохода церковь была обязана тратить _______________________________________________________________.

 

Церковь была крупнейшим ________________ и обладала __________________________, а также правом ___________ (в переводе с латинского – «милость»). Появились грамоты, которые так же назывались ___________. Их продавали за _______________, чтобы ________________.

До середины XI века христианская церковь считалась ___________.  В Западной Христианской церкви (Римская) главой являлся ______________, в Восточной Христианской церкви (Константинопольская, Византийская) являлся ______________.

В _______ году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали _________. Церковь разделилась на ___________________ и ______________ церкви, после разделения ____________________________________________________.

 

С середины _________ власть пап_________, так продолжалось около __________. В 1073 г. папой становится __________, который желал ____________ , борьба в пап с императорами продолжалась _________ . Наивысшего могущества достигла при ________, который расширил ______________, вмешивался в отношения _______________________. Вассалами себя признавали короли ______________________________________________.

Время от времени среди всех жителей Средневековья были люди, которые критиковали церковь, их называли еретиками. Еретик - _____________________________

В борьбе с еретиками Римско-католическая церковь создала _________________________, являлся _________________________.

Заполните таблицу. Нищенствующие ордены (стр. 134)

Орден

Основатель

О чем проповедовали

 

Крестовые походы.

 В ___году папа _______  возле французского города __________ призывал толпу народа ________ на _______________.

По представлению христиан, Палестина -_______________________, жил и распят ______. Главная Святыня христиан - ___________________.  С середины _______ века ею владели _________. Папа  _________ призвал  ________ Святую землю и __________. Участником похода пап обещал ________________. Участники нашивали себе ________, поэтому их называли _________, а походы _________.

 В походе на Восток, народ увидел возможность _______________________________.

Заполните таблицу.  «Крестовые походы»

Линии сравнения

Первый крестовый поход

Третий крестовый поход

Четвертый крестовый поход

Годы

____________________

____________________

____________________

Участники

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

Цели

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

Итоги

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

Используя стр.147-148, заполните таблицу.

Последствия крестовых походов

Положительные

Отрицательные

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Вставьте термин.

___________- главная книга христиан (католиков, православных, протестантов).

___________- особый налог на содержание духовенства и храмов.

___________- проклятие, отлучение от церкви главой церкви.

___________- лжеучение, противоречит официальному церковному учению.

___________- организация монахов или рыцарей со своими правилами поведения.



Предварительный просмотр:

Урок №

Тема: «Жители Древнего Египта».

Цели:

1. Дать представление о быте и образе жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, о трудностях простого народа.

2.Развивать у учащихся логическое мышление, умение делать выводы, работать с картой, анализировать текст.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, интерес к истории.

Форма и тип урока: Урок – изучение нового материала, с элементами игры.

Основные понятия: Фараон, вельможа, чиновники -  писцы,  воины, земледельцы (крестьяне), ремесленники, жрецы, рабы.

1. Орг. Момент.

2. План урока:

  1. Природа Египта (проверка д.з.)
  2. Жители Древнего Египта:
  1. Фараон
  2. Вельможи
  3. Жрецы
  4. Чиновники – купцы
  5. Воины
  6. Земледельцы (крестьяне) и ремесленники
  7. Рабы

      3) В гостях у египетского ремесленника,  земледельца и вельможи.

Фронтальный опрос и работа по карточкам:

  1. Используя схему, объясните,  как появилось государство?
  2. Перечислите характерные черты государства.
  3. Что такое деспотия?
  4. Какое занятие людей способствовало появлению государства? Почему?
  5. Какие условия необходимы для занятия земледелием?
  6. Как называется страна,  изображённая на схеме? Как вы это определили?

КАРТА (показать на карте)

  1. На территории  какого  материка находится Египет? В Африке
  2. Назовите время возникновения этого государства? Примерно 3000 лет до н.э.
  3. Сколько лет назад? 3000+2021=5021г. назад.
  4. Какой город стал столицей этого государства? Покажите его на карте. Мемфис
  5. Как называли правителя всего Египта? Фараон.
  6. Какая крупная река протекает в этой стране? Нил
  7. Как называются каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству? пороги
  8. В какое море впадает Нил? Пороги
  9. Как называется место на Ниле, где река распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник? Дельта
  10. Как называется жёлтое  пространство окружающее Египет  со всех сторон? Пустыня

Пустыня – это местность где очень сухой и жаркий климат.

  1. Благодаря какому явлению природы, египтянам удалось получать высокие урожаи, не смотря на жаркий и засушливый климат? Разливы Нила.
  2. Как называются частицы полусгнивших растений и красноватых  горных пород, которые остаются на полях после разливов Нила? Ил
  3. Как называются островки зелени в пустыне? Оазисы

ЗАДАЧА

*Вряд ли разумно надеть два головных убора. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кем он был? Сумел ли выполнить своё странное желание? Чем оно было вызвано?

Новая тема

    На предыдущем уроке и дома  вы познакомились с природой и климатом  Древнего Египта. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие  в Древний Египет, чтобы познакомиться с устройством его общества. Мы узнаем,  как правили фараоны, кто такие жрецы и вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники,  рабы.

Работа с презентацией и схемой «Жители Египта».

Читаем по цепочке текст п.1 §7 стр.37-38.

1 слайд

ФАРАОН

«Всесильным владыкой Египта был Фараон»

  • Фараон обладал неограниченной властью, слово его было законом для всего населения.
  • Главный военачальник.
  • Верховный судья.

Царь Египта внушал такой страх, что даже имя его нельзя было произносить. Вместо имени египтяне говорили «пер-о», что означает «Великий дом», т.е. царский дворец. Вместо того, чтобы сказать, например, «Хеопс повелел…», египтяне говорили: «Великий дом повелел…»

2 слайд

ВЕЛЬМОЖИ

«Фараону подчинялись вельможи – царские советники, военачальники».

  • Вельможи – ближайшие помощники фараона из самых знатных семей – ни в чём не смели ему перечить, трепетали перед ним, как перед богом.

3 слайд

ЖРЕЦЫ

- служители храмов, они совершали религиозные обряды и служения.

4 слайд

ЧИНОВНИКИ-ПИСЦЫ

«На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы».

5 слайд

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ (КРЕСТЬЯНЕ) И РЕМЕСЛЕННИКИ

«На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники».

 По всей стране чиновники-писцы измеряли крестьянскую землю, записывали, сколько у кого фруктовых деревьев и лоз винограда, быков и ослов, овец и гусей. Со всего имущества взимался налог-сбор в пользу государства. Чем больше имущества, тем выше налог.

6 слайд

ВОИНЫ

«Могущество фараонов обеспечивало большое, хорошо обученное войско».

Песня:

Это войско вернулось с удачей!

Оно сожгло посёлки соседей.

Это войско вернулось с удачей!

Оно там поразило десятки отрядов.

Это войско вернулось с удачей!

Оно привело многие отряды в плен.

  • Как вы думаете, какова судьба пленных?

7 слайд

РАБЫ

Что могли рассказать рабы о себе.

   Я жалкий раб царя. С восхода до заката,

Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,

И хлеба кус гнилой – единственная плата

За слёзы и за пот, за тысячи минут

Когда порой душа отчаяньем объята,

Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,

И каждый новый день товарища иль брата

В могилу общую крюками волокут.

Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен;

Как утренняя тень, исчезну без следа,

Меня с лица земли века сотрут, как плесень;

Но не исчезнет след упорного труда,

И вечность простоит, близ озера Мерида,

Гробница царская, святая пирамида.

       (В. Брюсов «Египетский раб»)

(Проверка составленной на доске схемы)

Вопросы:

  1. Кто находился во главе древнеегипетского общества?
  2. Как вы думаете, кому в Египте жилось труднее всего?
  3. Чем отличалось положение рабов от положения крестьян и ремесленников?
  4. Какую работу выполняли вельможи?
  5. Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов? Какую работу они выполняли?
  6. В каждом государстве есть войско. А для чего оно существовало в Древнем Египте?

3. А теперь давайте отправимся в гости к египтянам. (10 мин.)

1 ряд – в гостях у земледельца – крестьянина.

Прочитайте п.2-3, рассмотрите иллюстрации на стр.38-39 и составьте рассказ – «Один день из жизни крестьянина - земледельца» для этого используйте слова: орошение полей, каналы, шадуф, амулеты.

2 ряд – в гостях у ремесленника

Прочитайте п.3-4, рассмотрите иллюстрации на стр.41 и составьте рассказ - «Один день из жизни ремесленника» в своём рассказе используйте слова: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители,  амулеты.

3 ряд – в гостях у вельможи.

Прочитайте в параграфе 8 и вставьте пропущенные слова в текст, чтобы восстановить картину жизни вельможи.

Заключение:

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание пар.7-8, выучить записи в тетради.

Приложение №1

Вставьте пропущенные слова.

   Для вельможи ещё при его жизни строили_______________, стены которой украшали____________  и ______________. Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому ___________________ приказывал изобразить в ______________________ себя, свой дом, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У вельможи был красивый дом. Рядом с домом росли_______________. Одежда вельможи шилась из________________. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений:_______, ____________, _________,____________. На столе вельможи была вкусная еда:  ______________________________________________. Развлекали его______________________________. Носили вельможу в __________________.

1 ряд – в гостях у земледельца – крестьянина.

Прочитайте п.2-3, рассмотрите иллюстрации на стр.38-39 и составьте рассказ – «Один день из жизни крестьянина - земледельца» для этого используйте слова: орошение полей, каналы, шадуф, амулеты.

2 ряд – в гостях у ремесленника

Прочитайте п.3-4, рассмотрите иллюстрации на стр.41 и составьте рассказ - «Один день из жизни ремесленника» в своём рассказе используйте слова: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители,  амулеты.

3 ряд – в гостях у вельможи.

Прочитайте в параграфе 8 и вставьте пропущенные слова в текст, чтобы восстановить картину жизни вельможи.

Вставьте пропущенные слова.

   Для вельможи ещё при его жизни строили_______________, стены которой украшали____________  и ______________. Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому ___________________ приказывал изобразить в ______________________ себя, свой дом, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У вельможи был красивый дом. Рядом с домом росли_______________. Одежда вельможи шилась из________________. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений:_______, ____________, _________,____________. На столе вельможи была вкусная еда:  ______________________________________________. Развлекали его______________________________. Носили вельможу в __________________.

Вставьте пропущенные слова.

   Для вельможи ещё при его жизни строили_______________, стены которой украшали____________  и ______________. Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому ___________________ приказывал изобразить в ______________________ себя, свой дом, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У вельможи был красивый дом. Рядом с домом росли_______________. Одежда вельможи шилась из________________. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений:_______, ____________, _________,____________. На столе вельможи была вкусная еда:  ______________________________________________. Развлекали его______________________________. Носили вельможу в __________________.

Вставьте пропущенные слова.

   Для вельможи ещё при его жизни строили_______________, стены которой украшали____________  и ______________. Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому ___________________ приказывал изобразить в ______________________ себя, свой дом, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У вельможи был красивый дом. Рядом с домом росли_______________. Одежда вельможи шилась из________________. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений:_______, ____________, _________,____________. На столе вельможи была вкусная еда:  ______________________________________________. Развлекали его______________________________. Носили вельможу в __________________.

Вставьте пропущенные слова.

   Для вельможи ещё при его жизни строили_______________, стены которой украшали____________  и ______________. Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому ___________________ приказывал изобразить в ______________________ себя, свой дом, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У вельможи был красивый дом. Рядом с домом росли_______________. Одежда вельможи шилась из________________. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений:_______, ____________, _________,____________. На столе вельможи была вкусная еда:  ______________________________________________. Развлекали его______________________________. Носили вельможу в __________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...