Сценарий литературно - музыкальной композиции "Дети блокады"
классный час по истории

Комиссарова Наталья Николаевна

материал подойдет для проведения внеклассных мероприятий, посвященных блокаде Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno_-_muzykalnaya_kompozitsiya_deti_blokady.docx28.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция «Дети блокады»

Даня Ч. В 1941 году фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от нашей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Даня Т Не было топлива.

Замерло электричество.

Вышел из строя водопровод.

Начался голод.

Даня Ч. По Ленинграду ходила смерть.

Но не сдавался город.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград.

С суши, с моря, с воздуха

Бросали на город даже морские мины.

Даня Т В городе начались пожары.

Рушились дома от обстрелов.

Люди погибали в домах и на улицах.

Но ленинградцы держались.

Даня Ч. Ленинград в блокаде! — набатом неслось по стране. Жителей города должны были убить голод, бомбёжки, обстрелы и наступившая зима.

Даня Т  Ленинградцы сражались 900 дней, это самое продолжительное сопротивление в истории и  они не стреляли  – их оружием были Мужество, Воля, Сила Духа.

Ваня  Детям блокадного города посвящается…

   Саша   Дети блокады – это маленькие герои блокады, это жители города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых.

Слава В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе оставалось 400 тысяч детей разных возрастов.

Звучит заставка песни «Ленинградские мальчики»

  Мы их не забыли, девчонок, мальчишек,

Чья жизнь молодая за нас отдана.

Мы в сердце своём, как на знамени пишем

Простые и гордые их имена!

Алена  Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней — молчит в ответ,

 Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Слава Вы спросите в 2019 году: «А почему ж она молчит?». Мы вам сегодня напомним ее судьбу. Не бойтесь распахнуть свои сердца и на минуточку представить, что вынести пришлось таким же вы ребятам, но только 75 лет назад.

Ваня Понятия «дети» и «война» несовместимы. Однако ленинградским детям пришлось наравне со взрослыми пережить всю трагедию осажденного города. Детям было хуже чем взрослым, они не понимали, что происходит. Не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему все время хочется есть, почему каждый раз на вой сирены надо бежать в бомбоубежище. Но своим недетским чутьем они осознавали, что в их дом пришла большая беда.

Алена: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Слава: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Алена: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Слава: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Алена: А вот и мамины шаги слышны!

Слава:  Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей...

Даня Ч. Самым страшным испытанием для детей блокады был голод … Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось…

Даня Т Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Я раньше тоже не знал... Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо, как можно дольше, жевать этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала....ни одна крошечка...

Звучит песня «Дети блокады»

Дети блокады!

Дети войны!

Тронуть снаряды

Вас не должны!

Чтобы не кануть!

Чтобы дожить!

Чтоб в нашу память

 Путь проложить!

  

  Ваня Юные ленинградцы рыли окопы, делали светомаскировку, проверяли затемнение окон жилых домов, обходили металлолом, необходимый для изготовления снарядов и патронов.

Алена    Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых: читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медицинским сёстрам: скатывали бинты после стирки,  кормили с ложки особо слабых, мыли полы и убирали палаты.

Саша В опустевшие цеха предприятий пришли тысячи подростков. Они становились сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, реактивные снаряды. 

Слава Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары.

Песня «Лениградцы»       В далеком тревожном военном году

                      Под гром батарей, у Земли на виду

                     Стояли со взрослыми рядом

                     Мальчишки у стен Ленинграда!

                     На парте осталось раскрытой тетрадь-

                     Не выпало им дописать, дочитать,

                     Когда навалились на город

                    Фугасные бомбы и голод.

Читаются отрывки из писем детей блокадного Ленинграда

Алена Привет Даша! Я хочу рассказать тебе, как тяжело сейчас в Ленинграде. У нас уменьшили выдачу хлеба. Он стал черный и мокрый, как глина. Я согреваю свой вечно голодный желудок кипятком. Мне очень тяжело ходить. Я шатаюсь. Я загадываю на каждую будущую неделю: проживу или нет? Я боюсь, что скоро не смогу держать в слабых руках перо, так что прощай.

Слава Милая тетя Настя. Мы с сестренкой решили написать Вам письмо потихоньку от мамы. Она сказала, что вы очень добрая тетя, так помогите достать хлебушка, спасти маму от голодной смерти. Тетя Настя Вы сами выросли без мамы и знаете, как тяжело жить без мамы. Спасите нам маму. Извините за беспокойство. Целуем Вас крепко.

Саша В суровые дни блокады в осажденном городе работали 39 школ. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены. Занятия продолжались в бомбоубежищах.

                  Ваня  Девочка руки протянула

                   И головой -  на край стола.

                   Сначала думали - уснула,

                   А оказалось -  умерла…

                      Никто не обронил ни слова.

                 Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

                 Учитель выдавил, что снова

                 Занятья - после похорон. 

Слава Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть.

 

Алена Обессиленные, голодные дети  шли в школу несмотря ни на что: ни на бомбёжки, ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс.  

Саша  В замерзшем темном городе зимой 1942 года звучала музыка, перед ребятами  выступали артисты. Но главное,  что в пригласительных билетах было написано, что их ждет  обед. А еще в город  привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший  подарок от Деда Мороза.

 Ваня В рабочем посёлке Шатки Нижегородской области в годы войны находился детский дом, в котором жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Среди них была Таня Савичева, имя которой известно всему миру.

Слава В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

Ваня Детской, теряющей силы, рукой
Строчки написаны скупо,
Как, нарушая непрочный покой,
Входит в квартиру без стука
Смерть — эта жуткая гостья семьи
В дни ленинградской блокады:

Алена Молча уходят один за другим
Бабушка,  Женя,  два дяди,
Брата не стало, и…мама ушла.
УМЕРЛИ ВСЕ! ТОЛЬКО ТАНЯ,,,
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.

Даня Ч.  Блокада Ленинграда – это память,

Блокада Ленинграда – это боль.

Мы не забудем этих дней суровых

Унесших сотни жизни за собой.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать

Но были они ленинградцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я познакомился с тобой война" посвященный прорыву Блокады Ленинграда

Одной из важных направлений в нашей школе является военно-патриотическое напралвение. И ежегодно, на протяжении многих лет,  наша школа открывает двери для ветеренов ВОВ. В памятный день 27 январ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной годовщине полного снятия блокады Ленинграда .

Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в боль­шую жизнь выпускников......

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

Сценарий былнаписан для постановки силами учеников 9 класса. Предлагается как внеклассное мероприятиепо предмету....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.Задачи.1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастнос...