Интегрированный урок истории и физики 8 класс
презентация к уроку по истории (8 класс)

Молоканов Арслан Даваевич

 

 Интегрированный урок истории и физики в 8 классе на тему «Великие первооткрыватели».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok.pptx566.69 КБ
Microsoft Office document icon teh._karta.doc382 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок истории и физики Учителя: Молоканов А. Д., Ходжаева Э. В.

Слайд 2

Тема урока: Великие первооткрыватели

Слайд 3

Эратосфен (родился в Древней Греции за 276 лет до рождения Иисуса)

Слайд 4

Опыт Эратосфена для вычисления размеров Земли в день летнего солнцестояния 5 000 стадий (одна греческая стадия примерно равна 157,5 м ) лучи Солнца падали под углом 7,2 о к вертикали L = 2 π R , R – радиус окружности π = 3,14 R = L / 2 π средний радиус Земли – 6 371 302 м (вычисленный современными приборами)

Слайд 6

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Италия)

Слайд 7

Исаак Ньютон родился 4 января 1643 года в деревне Вулсторп в Королевстве Англия

Слайд 8

Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в Пизе (Италия)

Слайд 9

Михаляев Бадма Борисович доктор физико-математических наук

Слайд 10

Задача : И звестно, что скорость света 300 000 км/сек, а расстояние от Солнца до Земли 150 000 000 км. Вычислите в минутах через какой промежуток времени солнечный луч достигнет земли. Дано: Решение : v c =300000 км / сек t л = S : v c S=150000000 км t л = =500 сек Найти: t л − ? 500 сек ≈ 8 мин Ответ : за 8 мин

Слайд 11

Домашнее задание: Написать сообщение про ученых физиков на выбор



Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока истории и физики в 8 классе

Тема: «Великие первооткрыватели».

Цель: Формирование знаний об истории развития науки и закрепление усвоенных навыков.

Задачи: 1.Образовательные: Закрепить знания истории развития науки; дать учащимся представление об основных представителях, создавшим современную естественнонаучную картину мира, способствовать развитию кругозора учащихся, правильной речи и грамотности.

2.Коррекционно-развивающие: Развивать умения работать с иллюстрациями, наглядным материалом; развивать умение анализировать исторический источник, проводить исследования.  

3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважение к достижениям науки; прививать привычки самообучения и влечения к учебе.

Основные термины и понятия: Древняя Греция, экватор, свободное падение, механика, физика.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок – закрепление знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

(3-4 мин.)

Учителя приветствуют учащихся, проводят проверку на наличие учебных принадлежностей. После учитель начинает проверку домашнего задания.

-Добрый день, ребята! Будьте добры, садитесь. Я надеюсь, все готовы к уроку, да?

- Вспоминаем, о чем говорили на предыдущих уроках.

Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы.

Вспоминают домашнее задание.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

2.

Актуализация деятельности учащихся

(5 мин.)

Слайд 1

Учитель истории создает проблемную ситуацию, в которой необходимо коллективное участие и знание прошлого материала. Из проблемной ситуации под руководством учителя вытекает тема урока.

Учитель истории:

- Ребята, история - это ведь не только политика, ведение войн и колониальные экспансии. Люди также вписывают свое имя в историю благодаря духовной составляющей – науке.

Ученые стоявшие на заре науки сталкивались в первую очередь с проблемой традиционного общества, с тем, что их учения шли вразрез с учением церкви и представлением о сотворении мира.

Скажите, пожалуйста, каких великих ученых в области физики вы знаете?

- А кто же действительно был на заре науки? Попробуйте догадаться!

- Какой вклад в науку внесли эти ученые?

Слайд 2

 Тема урока: «Великие первооткрыватели»

 

Учащиеся сообща пытаются решить проблемную ситуацию. Под руководством учителя ученики выводят тему нового урока.

- (предлагают правильные ответы)  

- Галилео Галилей (термометр, микроскоп, колебания маятника), Эратосфен (первым в истории человечества вычислил размеры Земного шара, создал первую карту мира), Исаак Ньютон (сформулировал закон Всемирного тяготения, телескоп). Леонардо да Винчи (основоположник прототипов современных изобретений)

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Устанавливать рабочие отношения.

Постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Освоение общемирового культурного наследия.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

3.

Объяснение нового материала.

(20-25 мин.)

Учитель истории:

На уроке мы изучим и оценим научные достижения былых лет, рассмотрим и пощупаем наследие величайших открытий.

Слайд 3

Первый с кого мы начнем - это ученый, который родился в Древней Греции за 276 лет до рождения Иисуса. Его звали Эратосфен и он вошел в историю тем, что рассчитал размеры Земли. Древнегреческий астроном и географ Эратосфен жил в Александрии, там он и проводил свои наблюдения.

Более двух тысяч лет назад Эратосфен рассчитал экватор, и не просто рассчитал, а сделал это с погрешностью в 1%!

Слайд 4

Учитель физики:

Как-то он узнал, что в месте, находящимся на расстоянии 5 000 стадий (одна греческая стадия примерно равна 157,5 м) от Александрии в день летнего солнцестояния Солнце освещает дно колодца.

Учитывая то, что по наблюдениям самого Эратосфена в этот день лучи Солнца падали под углом 7,2о к вертикали, вычислить размеры Земли.

Давайте каждый сейчас повторит вычисления Эратосфена. Возьмите пожалуйста карточки и ручки и выполним вычисления.

Выполним чертёж к этой задаче, учитывая, то что солнечные лучи падают на Землю параллельно, так как Солнце находится по сравнению с размерами Земли на очень большом расстоянии, (на чертеже они изображены оранжевым цветом)

(Работа у доски)

Рассчитаем расстояние от точки А до Б

5 000 стадий · 157,5 м = 787 500 м

Так как центральному углу АОВ = 7,2о  соответствует дуга. АВ = 787 500 м, то составим пропорцию: 360о / 7,2о = длина всей окружности / 787 500 м. Решив эту пропорцию, получаем длину всей окружности 360о · 787500 м / 7,2о = 39 375 000 м.

Помня о том, что длина всей окружности = 2∏R, где R – радиус окружности, находим:

R = 39 375 000 м / 2∏ = 6269904,4586 м.

Сравним полученные данные с размерами Земли, рассчитанными другими, более современными способами, где минимальный радиус Земли у полюсов 6 356 863 м, максимальный радиус на экваторе 6 378 245 м, а средний радиус Земли – 6 371 302 м.  

Рассчитаем погрешность вычисления в опыте Эратосфена 

(6 371 302 м – 6 269 904 м) / 6 371 302 м = 0,0159 = 1,59 %.

Учитель истории

Вы наверняка слышали фразу: Талантливый человек - талантлив во всем.

Вы наверняка догадались о ком идет речь!

Слайд 5

Правильно, Леонардо да Винчи. В своих научных и инженерных работах гений и универсальный человек эпохи уделял особое внимание тому, что облегчит и упростит труд человека. Что изобрел Леонардо да Винчи? Среди его разработок потомкам известны: Устройство подводной лодки, парашюта, велосипеда, прообраз современного танка, вертолета, пулемет и многоствольная пушка. Летательная машина, созданная на основе изучения полета птиц.

Слайд 6

Многие проекты гения опередили свое время и на уровне развития техники периода ренессанса не могли быть воплощены в жизнь. Современные исследователи изобретений Леонардо да Винчи считают, что некоторые из них дали толчок в развитии механики и промышленности. Слава его произведений пережила века и осталась неизменной до наших дней.

Учитель физики

Физкультминутка:

- Ребята, прикоснемся  к наследию Леонардо да Винчи. Перед вами на рабочем столе лежит парашют, и не просто парашют, а парашютная система для классической дисциплины «точность приземления», а также страхующий прибор к нему: ППКУ работающий на заданном атмосферном давлении. 

Слайд 7

Учитель истории:

Следующий ученый - это безусловно один из самых выдающихся ученых всех времен Исаак Ньютон.

Исаак Ньютон выпускник Кембриджского университета. Преподаватели рано увидели потенциал юного Ньютона и позволили продолжить обучение на бесплатной основе. Он сделал немало открытий в области физики, астрономии, механики и математики. Но его идеи и открытия были частично основаны на исследованиях Галилео Галилея.

Слайд 8

Например, изобрел телескоп-рефлектор, разложил солнечный луч через призму на радужные цвета и, в том числе, открыл закон всемирного тяготения. 

Слайд 9

В нашей республике (Калмыкия) открылась первая астрономическая обсерватория в городе Элиста на базе Калмыцкого госуниверситета

В обсерватории стоит современное высокотехнологичное оборудование: специализированный телескоп, спектрограф, устройство для слежения за Солнцем.

Этот проект реализовали ученые университета под руководством профессора, доктора физико-математических наук Бадмы Михаляева вместе с коллегами из Кисловодской горной астрономической станции, которая является подразделением главной (Пулковской) астрономической обсерватории.

Учащиеся работают с текстом, иллюстрациями, проводят анализ, выполняют задание и пытаются прийти к общему выводу. Попутно записывают в тетрадь новые термины.

 

 

Учащиеся решают задачу, пытаются прийти к общему выводу. Попутно записывают в тетрадь результаты и формулируют вывод.

Ребята просматривают иллюстрации на слайдах.

Вспоминают, с каким ученым связаны изображения.

Учащиеся организованно проходят к столу, на котором лежит парашют и изучают его.

Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Умение выдвигать проблему, гипотезу, искать пути решения проблемы, доказательства гипотезы, проводить по заданным параметрам эксперимент.

4.

Закрепление изученного материала.

(5 мин.)

 Слайд 10

Учитель физики:

Ребята, решите задачу!

Задача: Известно, что скорость света 300 000 км в секунду, а расстояние от солнца до земли 150 000 000 км. Вычислите в минутах через какой промежуток времени солнечный луч достигнет земли.

8 минут

Выполнение задачи в тетради и самоконтроль.

Осуществление обратной связи

 Ребята самостоятельно решают задачу. Затем обмениваются тетрадями и проверяют решение.

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

5.

Подведение итогов урока

(3 мин.)

Рефлексия

Учитель истории

Таким образом, исследования и открытия Эратосфена, Леонардо да Винчи, Галилео Галилея, а также исследования Ньютона и его законы, оставили незабываемый след в истории науки и продолжают вдохновлять ученых по всему миру.

Учитель задает задание на дом.

-Итак, давайте запишем домашнее задание.  

Слайд 11

Написать сообщение про ученых физиков на выбор.

-Вот и все, ребята. Урок окончен, до свидания!

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

Проверяет способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность.

Приложение 1

Оценочный лист ученика(цы)_____класс

Тема урока___________________________________________________

Работа с презентацией

Решение задачи

Обратная связь

Критерии:

Оценка (1 или 0 баллов)

Критерии:

Оценка (1 или 0 баллов)

 

Оценка (1 или 0 баллов)

Знаю понятия:

Знаю ученых

Могу объяснить явление

Умею решать задачи

Умею работать с текстом

Умею проводить опыт

Умею  формулировать вывод

Оценочный лист ученика(цы)_____класс

Тема урока___________________________________________________

Работа с презентацией

Решение задачи

Обратная связь

Критерии:

Оценка (1 или 0 баллов)

Критерии:

Оценка (1 или 0 баллов)

 

Оценка (1 или 0 баллов)

Знаю понятия:

Знаю ученых

Могу объяснить явление

Умею решать задачи

Умею работать с текстом

Умею проводить опыт

Умею  формулировать вывод



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по теме

«Великие первооткрыватели»

Целевая аудитория – учащиеся 8 класса

Тип урока – интегрированный урок

Данный урок является уроком повторения и закрепления практических навыков, полученных учащимися на предыдущих уроках. Эти знания будут использованы при изучении дальнейшего материала на следующих уроках.

Учащиеся были достаточно активны и мотивированы.

2. Цель, учебные задачи.

Цель: формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в тему урока «Великие первооткрыватели»

Задачи:   

     

I. Учебные задачи, направленные на достижение

личностных результатов обучения:

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

2. Воспитание патриотизма и чувства гордости за деятелей науки, оставивших заметный след в развитии мира;

3. Развитие навыков сотрудничества.

II. Учебные задачи, направленные на достижение

 метапредметных результатов обучения:

Познавательные:   развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать  материал, анализировать его и делать выводы;

Регулятивные:    формирование умения   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные:   формирование умения кратко, чётко и доступно излагать информацию и отвечать на вопросы учителя; умение вести дискуссию

III. Учебные задачи, направленные на достижение

предметных результатов обучения:

1. Подвести итог сформированных представлений об открытиях великих ученых разных времен.

3. Содержание, виды заданий.

Для отбора содержания были использованы:

- энциклопедическая литература (сведения о научных работах ученых)

- Интернет – ресурсы;

Готовясь к уроку, я поставила перед собой следующие цели:

1.     Создать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся, для этого основным методом обучения был проблемный метод.

2.     Переконструировать прежние знания учащихся о научной работе ученых.

3.     Направить изучения материала на овладение навыками экспериментальной деятельности, добывать эти знания.

4.     Обеспечить эмоциональную поддержку, для этого я использовала работу в парах.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядно-словесный, репродуктивный.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.

Оборудование: 

  1. компьютер;
  2. экран;
  3. чертеж Эратосфена на каждую парту.

Наглядные предметы: презентация, микроскоп, глобус, парашют, страховочный прибор
Основные этапы урока:

Структурные элементы

Временная реализация

Организационный момент

3 мин

Актуализация знаний

5 мин

Изучение нового материала и его закрепление

30 мин

Домашнее задание

2 мин

Подведение итога урока

5 мин

Содержание урока: соответствует цели и задачам урока. Заранее была подготовлена мультимедийная презентация с изображением чертежа Эратосфена для расчета размеров Земли, необходимых формул,  условием практической задачи.

Урок имел форму фронтально-самостоятельной экспериментальной деятельности. Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение небольшой беседы по пройденной теме подготовило учащихся к основной работе – выполнению расчета размеров Земли.

Материал для изучения с помощью слайдов был очень нагляден, доступен и прост, а также была удобная навигация между слайдами. Для закрепления изученного материала было подготовлено практическое задание. Задача, где требовалось вычислить время, за которое солнечный луч достигнет Земли. Решение задачи необходимо было выполнить самостоятельно в тетради. После чего обменяться с соседом по парте и произвести проверку вычислений, а также оценить выполнение решения.

Умения и навыки контролировались при выполнении практической части работы. Ученики были активны и вместе с тем дисциплинированы; была открыта возможность диалога с преподавателем.

Реализация принципов обучения: соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования. Опыт с расчетом размеров Земли способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой.

Методы обучения: на уроке были использованы следующие методы обучения: беседа, объяснение, рассказ учителя с применением презентации, практические задания. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся.

Организация учебной работы на уроке:

Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.

Система работы учителя:

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Система работы учащихся:

Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.

Общие результаты урока:

План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие развивающие цели урока. Домашнее задание было зафиксировано на доске.

В конце урока проведена рефлексия на  содержания учебного материала и на эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - математика в физике. «Приложения определенного интеграла в задачах физики».

Интегрированный урок - математика в физике содержит исторические сведения о происхождении терминов и понятий, об ученых, знакомит с историей развития интегрального исчисления, физические задачи, приво...

Интегрированный урок по биологии , физике, истории "Кто умнее?"

Данный урок разработан при соавторстве с Ивановой И.В.- учителем физики, Чураевой Р.П.- учителем истории Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее? Цель: установить межпредметные связи по истории...

«Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале 17 века». Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс

Интегрированный урок / история – музыка / 7 класс                                          ...

Интегрированный урок истории и физики "Оружие Победы"

Этот урок посвящен событиям Великой Отечественной войны. Все дальше от нас уходит это время. Мы с вами на протяжении этого года знакомились с различными страничками истории Великой Отечественной войны...

Интегрированный урок истории в 7 классе, сочетающий формы деятельности по внедрению ФГОС и создания условий для работы с детьми с ОВЗ.

Основной целью данного урока является создание оптимальных условий для восприятия материала учащимися в соответствии с требованиями ФГОС наряду с детьми, имеющими ОВЗ в рамках инклюзивного образования...

Технологическая карта интегрированного урока истории и физики в 7 классе "Рождение новой европейской науки»

Цель данного урока - это формирование знаний о становлении современной научной картины мира в Европе XVI-XVII вв. и объяснение явления инерция.Задачи: организовать учебный процесс по закреплению знани...

Интегрированный урок истории 7-9 классы

Презентация к уроку истории в коррекционных классах...