Методическая разработка по теме "Личность Ивана Грозного".
план-конспект урока по истории (7 класс)

Коваль Надежда Владимировна

Методическая разработка по теме "Личность Ивана Грозного".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_ivanu_groznomu.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме

«Роль Ивана IV Грозного в российской истории».

Подготовила учитель истории

МБОУСОШ№3 г. Ессентуки

 Коваль Надежда Владимировна

Тема урока: Роль Ивана IV Грозного в российской истории.

Цели: Образовательная:

1.Повторить пройденный материал по данной теме.

2.Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного.

3.Побудить обучающихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории.

4.Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий.

5.Развить навыки работы с тестами и историческими терминами.

Развивающая:

1.Развивать у обучающихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения.

 Воспитательная:

2.Воспитать понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторических подходов к оценки личности.

Оборудование.

Карты «Образование и расширение Российского государства в XIV – XVI веках», «Российское государство в  XVI веке», портрет  И. Грозного, выставка литературы, карточки с темами выступлений,  интерактивная доска и компьютеры с заранее приготовленными заданиями.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока:

I. Вступительное слово преподавателя.

Ребята! Мы изучили эпоху Ивана Грозного. На этом уроке мы должны еще раз  вспомнить изученный материал, убедиться в том, хорошо ли запомнили даты, события, факты и важнейшие черты политики Ивана Грозного. Деятельность Ивана IV Грозного до сих пор вызывает споры среди историков страны и за рубежом. Ей даются самые противоречивые оценки: с одной стороны Иван IV  стремился укрепить свою политическую власть, уничтожить последствия феодальной раздробленности, хотел создать сильное, централизованное  и независимое  государство. С другой стороны, возникает вопрос, имел ли он право на неоправданные   многочисленные жертвы, публичные казни, ссылки и расправы над населением. Каков же он, Иван Васильевич Грозный? Чего в его деятельности больше: положительного для страны и жителей или отрицательного? На этот вопрос нам и предстоит сегодня дать ответ.

 Начнем с разминки «Снежный ком». «Эпоха Ивана Грозного – это…..». Обучающиеся называют свои версии, повторяя все то, что называли до них. Преподаватель обобщает   и кратко записывает на  интерактивной доске ответы обучающихся.

II. Беседа с обучающимися по вопросам.

- На  какие  этапы  можно разделить политическое развитие России при Иване Грозном? Дайте им характеристику.

- Что значит «Боярское правление»?

- Какое значение имело торжественное венчание Ивана IV на царство?

-  Какое важное событие произошло летом 1527  года? Последствия этого события?

III. Работа с документами, в группах. (Учащиеся поделены на 4 группы)

Сформулируйте отношение историка к эпохе Ивана Грозного.

Используйте такие словесные конструкции:

  • Историк <…> считает, что…
  • По его мнению…
  • Основная мысль сводится к тому, что…
  • Положительные итоги правления он видит в…
  • Отрицательные результаты деятельности Ивана Грозного заключаются в том, что…
  • Сделайте вывод.

Каждая группа должна представить краткое выступление с характеристикой позиции того или иного историка. Таким образом, на уроке будет представлена палитра мнений специалистов об итогах правления Ивана IV.

Документ для группы №1.

А.А. ЗИМИН, А.Л. ХОРОШКЕВИЧ (советские историки):

«Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории. Разгром Избранной Рады, бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии».

Документ для группы №2.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ (русский историк XIX–XX в.):

«...Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него. Важнейшие вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. Одностороннее и мнительное направление его мысли при его нервной возбужденности лишило его глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственных преобразований, заложенных его предками, он незаметно для себя самого закончил тем, что поколебал самые основания этого порядка. Вражде и произволу царь уделил больше внимания, чем и себе, и своей династии, и государственному благу».

Документ для группы №3.

Б.Н. ФЛОРЯ (современный историк):

«Если конкретная роль Ивана IV в развитии России вполне ясна и определенна, то историческая оценка этой роли требует большого внимания.

Если мы предположим, что итогом деятельности Ивана Грозного является создание наилучшего общественного устройства для Руси, то все равно нам придется ответить на вопрос: обязательны ли для достижения такого итога были все те кровавые жертвы, которыми ознаменовалось правление Ивана IV и которые привели в конечном итоге к разорению всей страны, сделав ее неспособной отразить наступление своих противников? Мы сомневаемся, что царь в своей политике сталкивался с непримиримым боярским сопротивлением, и продолжают сохраняться серьезные сомнения в существовании целого ряда заговоров, которые Иван IV подавлял с такой жестокостью».

Документ для группы №4.

Н.Н. ВОЕЙКОВ (русский историк):

«Независимо от своих личных качеств и недостатков самодержавный государь,  черпая силу и полноту власти из своего единения с народом и союза с Церковью, несомненно, являлся в то время монархом наиболее совершенного типа.

Россия, выпутавшаяся из-под тяжкого монгольского ига, нуждалась в перестройке многих отраслей своего быта и в экономических и технических усовершенствованиях, введенных на Западе. Иван IV это понимал. Вместе с тем система правления была налажена правильно.

Иван IV глубоко сознавал свою ответственность пред Богом за служение русскому народу, как до него сознавали это лучшие князья, создававшие государство. Несмотря на все войны и внутренние потрясения, Россия крепла и одухотворялась, покуда оставалась нерушимой гармония, царившая между Церковью и государством».

Документ для всего класса:

Из письма Андрея Курбского Ивану Грозному, после бегства князя в Литву:

«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным

князям предал... В чём провинились перед тобой и чем прогневали тебя

христиане – соратники твои? Не сдались ли тебе крепости немецкие?.. За это ли

нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки

твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для

твоей же славы. а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все

тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет. И не

надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду

беспрестанно со слезами обличать тебя. .казненные тобой, у престола

Господнего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо изгнанные тобой из

страны взываем день и ночь  к Богу обличая тебя».

Беседа по документу

Работа с документами  - "мозговой штурм" в условиях ограниченного времени.

В группах сформулируйте собственное отношение к эпохе Ивана Грозного. Для этого ответьте на вопросы:

1. Какие положительные стороны его правления вы видите?

2. Какие отрицательные итоги его правления вы выделяете?

3. Сделайте вывод

Каждая группа должна представить краткое выступление с характеристикой позиции того или иного историка. Таким образом, на уроке будет представлена палитра мнений учащихся об итогах правления Ивана IV.

V. Итог урока:

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются

различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек

зрения, существующих в исторической науке.

«Правление Ивана Грозного негативно сказалось на дальнейшем развитии нашей страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить

данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении

аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

В течении нескольких уроков, изучая,  период правления Ивана Грозного, воспоминания современников и самих участников событий, мы сформулировали роль Ивана 4 в российской истории учитывая:

 1) Каким образом сформировалась личность Ивана Грозного;

 2) Какие реформы были проведены Иваном IV на первом этапе его правления, какие они дали результаты;

 3) Как сказалось введение опричнины на положении в стране, каковы были результаты этой политики;

 4) Какую роль имел Иван Грозный в  определении внешней политика России во второй половине XVI;

 

5) Какой же стала социально-экономическая и политическая ситуация в стране к концу правления Ивана IV.

 Суммируя изученные факты, нам бы хотелось выделить следующие этапы воздействия Ивана Грозного на развитие Российского государства: во время правления боярской думы (в юные годы Ивана Васильевича) в стране возник некоторый хаос в борьбе за власть. Ранние реформы Ивана Грозного (до опричнины) крайне благоприятно сказались на развитии Руси – было сделано несколько важных шагов в стабилизации обстановки в стране: укрепление централизованной государственной власти, её социальной опоры – служилого дворянства. Стало меньше возможностей для злоупотребления своим положением, церковь лишили возможности бесконтрольно увеличивать свои владения.

 Очень удачной оказалась внешняя политика Ивана Грозного на восточном направлении – были освоены богатейшие земли; крайне неудачной оказалась война на западном направлении – поражение серьезно ухудшило положение и экономику Российского государства.

 Опричнина – самый неоднозначный этап в правлении – Иваном IV были проведены чрезвычайно жёсткие меры по централизации власти. Тут сразу же встаёт вопрос об оправданности таких мер – ведь в результате получилось, что пострадали тысячи невинных людей, жизнь на Руси оказалась серьезно нарушенной, опричнина стала одной из причин поражения в Ливонской войне. Но, по большому счёту, с помощью опричнины удалось сделать невероятно ценный и важный шаг в истории Российского государства – власть окончательно централизовалась под властью Москвы.

 Царь Иван IV три с половиной десятилетия обладал полнотой власти в Московском государстве. Он ставил перед собой весьма масштабные задачи и нередко добивался успеха, но затем терял плоды первоначальных побед, во всем желая большего, не умея себя ограничить. В результате он окончил свои дни как проигравший картежник, слепо уверовавший в свою удачу, поставивший на карту все свое состояние и к концу игры распрощавшийся с большей его частью.

 Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны – «поруху» 70-80 годов XVI века, установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный период для России XVI-XVII вв., который современники называли «смутой».

 Складывая все плюсы и минусы, победы и провалы в правлении Ивана Грозного, мы все же приходим к выводу, что в целом политика Ивана Грозного оказала положительное влияние на развитие Российского государства. Хотя не стоит забывать, что столь важное объединение Руси было получено чрезвычайно дорогой ценой и, несомненно, в правлении Ивана IV Васильевича были допущены серьезные политические промахи, которых можно было и избежать.

Домашнее задание:

Выполните задание:

Укажите время жизни Ивана Грозного (с точностью до десятилетия

или части века).

Укажите не менее двух направлений его деятельности и дайте их

характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности

должна содержать основные факты, относящиеся к этим направлениям.

Приведите результаты его деятельности по каждому из указанных Вами направлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории в 6 классе "Лики Ивана Грозного"

Цель урока:Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы. Воспитать негативное отношение к террору как способу решения политических проблем, к деспотизму и тирании, научить...

Разработка урока "Правление Ивана Грозного. Реформы 50-хгг. Опричнина."

эта разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме Иван Грозный...

Методическая разработка по истории 10 класс на тему: «ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО»

Цели:1. Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над этим периодом  отечественной истории.2. Закрепить формирование исторических по...

Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".

Урок по истории России в 6 классе.  Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо  учителю, который ...

Разработка урока "Внешняя политика Ивана Грозного". 10 класс. (презентация + план-конспект)

План-конспект урока в 10 классе по теме "Внешняя политика Ивана Грозного" + презентация....

Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"

Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика....

разработка урока "Внешняя политика Ивана Грозного".7 класс

Методическая  разработка урока в 7 классе....