Выступление "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"
материал по истории
Выступление на методическом объединении воспитателей с темой "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курганская специальная (коррекционная) школа-интернат №60»
«Экскурсия – одна из действенных форм гражданско-патриотического воспитания»
Социальный педагог
Шатковская М.А.
Одним из основных направлений организации воспитания учащихся в свете ФГОС является гражданско-патриотическое воспитание:
- формирование ценностных представлений о любви к России, ее народам, к своей малой Родине;
-развитие ценностных представлений об общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
Программами в развитии воспитательной деятельности могут быть:
- направлены на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);
- направлены на исследование истории родного края, культурного наследия страны и отдельного региона.
- направлены на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур.
Экскурсия - как средство реализации этих программ очень важная и главное, интересная сторона школьной жизни детей. Они воспитывают, помогают освоиться и адаптироваться ребенку в современном мире. Кроме того, помогают, выработать уважительное отношение истории памяткам архитектуры, прививают любовь к прекрасному.
Я уверена в том, что экскурсионная деятельность в патриотическом воспитании занимает очень важное место.
Экскурсия – это форма воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.
Цель экскурсии — создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения (в т.ч. и формирование потребности в самообразовании и повышении культурного уровня).
Задачи экскурсии это:
- способствовать развитию нравственной личности средствами краеведения;
- обеспечить условия для формирования и развития общеучебных навыков;
- способствовать расширению, углублению и систематизации предметных знаний;
- способствовать решению образовательных и воспитательных задач данного образовательного учреждения;
- содействовать формированию полной картины особенностей природы, хозяйства, жизни населения в разные исторические эпохи на территории своего края;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся в деятельности, отвечающей их индивидуальным потребностям;
- формировать потребность в исследовательской деятельности в выбранном учащимися направлении;
- способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся в процессе общественно-полезной деятельности и общения;
- способствовать формированию национальной, социальной, речевой, экологической культуры; реального патриотизма;
- способствовать осознанному выбору профессии;
- способствовать формированию системы наглядного материала для обеспечения краеведческого принципа преподавания школьных предметов.
Экскурсии модно разделить на следующие виды:
- Социально-бытовые экскурсии;
- Экологические экскурсии;
- Экскурсии эстетического характера;
- Экскурсии, направленные на профориентацию обучающихся.
Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание младших школьников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
Младший школьный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у воспитанников могут быть сформированы и развиты элементы гражданственности и патриотизма.
Формирование чувства любви к природе в процессе экскурсий, решаем через комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:
1) Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;
2) Расширить познавательную сферу деятельности детей: развивать кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего города;
3) Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.
В работе с детьми младшего школьного возраста используем все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию школы-интерната, целевые прогулки, мини походы.
Ознакомление с природой – это прекрасный вид развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у наших детей удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.
Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Большинство наших воспитанников умеют рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы.
Так же экскурсии помогают нам в изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизнедеятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.
С ребятами школы-интерната мы посетили:
- Курганский областной краеведческий музей:
1. Зал природы;
Экспозиция отдела природы построена по ландшафтному принципу. Для наглядного изображения ландшафтов используются диорамы и биогруппы. Более 200 видов зверей и птиц представлены в зале природы, среди них редкие животные, занесенные в Красную книгу Курганской области.
Древнейшие экспонаты музея представлены в палеонтологической коллекции. Это ископаемые останки, возраст которых составляет более 30 млн. лет.
Самая большая коллекция музея – археологическая (более 40 тыс. единиц). Её основу составили материалы из раскопок археологических экспедиций. В коллекции представлены предметы быта и охоты, скотоводства и земледелия, культовые предметы и украшения разных эпох.
2. Истории родного края;
Украшением коллекции фарфора являются изделия Императорского фарфорового завода и фабрик Ф.Я. Гарднера, М.С. Кузнецова и И.Е. Кузнецова. В коллекции стекла можно выделить собрание изделий уральских заводов.
Интересна по своему разнообразию коллекция металла. Коллекция оружия включает образцы холодного оружия XVI-XIX веков: кистени, булавы, копья, мечи, бердыши, сабли, шпаги, кинжалы русского и иностранного производства.
Коллекцию дополняют боеприпасы и предметы воинского снаряжения разных времен - шлемы, кольчуги, щиты. В коллекции представлено огнестрельное оружие XVIII-XX веков: дульнезарядное с кремневым и капсульным замком, казнозарядное и автоматическое.
г.г. кладов.
3. Советского общества.
Коллекция орденов и медалей представлена русскими, советскими и иностранными наградами с конца XIX века до настоящего времени. Среди них боевые, спортивные, юбилейные и памятные награды. Большую часть коллекции нумизматики составляют российские монеты второй половины XVIII века - до настоящего времени. Самая ранняя монета 1700 года. Основная часть монет поступила в музей из найденных в 1957-1986.
С 1957 года при музее стал работать планетарий, который мы посещали неоднократно.
Фонд редкой книги насчитывает около 500 экземпляров. В него входят редкие печатные издания начала XVII-XVIII веков, в том числе культовые, например Евангелие 1649 года, выпущенное Московским печатным двором, Псалтырь 1692 года, изданная в типографии Киево-Печерской лавры. Уникальные лицевые рукописи XVIII-XIX веков, редкие книги на иностранных языках, дореволюционные краеведческие издания. Ежегодно фонд музея увеличивается в среднем на 5-6 тысяч музейных предметов. Сотрудники музея проводят работу по учету, оформлению, хранению, систематизации, сверке и комплектованию коллекций
В настоящее время в состав областного музея входит четыре филиала Дом музей декабристов, Дом музей В.К.Кюхельбекера, Дом музей Т.С.Мальцева (в селе Мальцево Шадринского района) и музей Авиации. Дом музей декабристов открылся 10 декабря 1975 года. Он расположен в доме, где с 1833 по 1837 годы жил ссыльный декабрист М.М. Нарышкин со своей семьей. После реставрации дом сохранил не только внешний облик, но и внутреннюю планировку, архитектурно – декоративные элементы фасада и интерьеров комнат. В Кургане с 1830 по 1857 годы жили 13 декабристов. В музее представлены более 1300 экспонатов, отражающих основные события их жизни на поселении.
В прошлом году мы со старшеклассниками посетили Музей истории города Кургана (ул. Куйбышева, 59). Музей истории города Кургана открыт в мае 2006 года. Экспозиция музея расположена в купеческом особняке, некогда принадлежавшем купцу I гильдии Семену Ивановичу Березину, а затем его сыну Федору. После смерти владельцев усадьба была куплена городом для размещения окружного казначейства, и дом подвергся небольшой перепланировке.
В летнем пришкольном лагере дети посещали Курганский областной художественный музей. Собрание музея представляет отечественное искусство ХХ века: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Его дополняет раздел икон, металлопластики, старопечатных и рукописных книг ХVIII - начала ХХ вв.
В музее также организуют постановки мини-спектаклей, различных мероприятий, направленных на социализацию детей.
31 января в рамках работы по профориентации мы посетили Музей вагонного ремонтного депо. Нам провели интересную и познавательную экскурсию в прошлое, узнали об истории появления железной дороги, узнали о профессиях работников данной сферы, узнали как они трудились раньше и как сейчас.
Воспоминания о прогулках, экскурсиях дети могут передать в беседах, сочинениях, сообщениях, и в рисунках.
В заключении хочу сказать: музеи охотно работают со школьниками. Это форма обучения очень важная. Экскурсионное занятие– это обычное занятие, отличающееся от рядового тем, что оно проводится не в классе. Любой экскурсионный объект воспринимается обучающимися в определённом исторически-культурном контексте.
Китайская народная мудрость гласит:
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…»
Экскурсия – это как раз та форма работы, когда можно и услышать, и увидеть, и попробовать. Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. И считаем, что экскурсионная работа является одним из важнейших средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Краеведческая работа как форма патриотического воспитания"
Выступление на пед.совете...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71694.jpg)
Музейная педагогика, как форма патриотического воспитания в школе
Всероссийское совещание организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений на тему «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». Выс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-168886-1356221216.jpg)
Краеведение - одна из форм патриотического воспитания школьников.
В статье представлено обобщение моего опыта по внекласной работе с использованием музейного пространства. Краеведческая работа является частью патриотического воспитания школьников....
"Наставничество - одна из действенных форм работы с молодыми педагогами"
для учителей физической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/15/picture-1163453-1568557204.jpg)
Игра как одна из действенных форм обучения
В статье рассмотрена как одна из форм обучения - деловая игра, которая позволяет углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развивает навыки работы с дополнительной литературой. Применение...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-673058-1606199626.jpg)
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Статья о волонтерском движении, которое способствует героико-патриотическому воспитанию молодежи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-708913-1447505364.jpg)
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения
В статье представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...