Cтатья: «Интеграция истории и культуры Санкт-Петербурга в школьную программу общего образования»
статья по истории (6 класс)

Кухарская Валентина Юрьевна

Мы рассматриваем интеграцию истории и культуры Санкт-Петербурга  в  школьную программу общего образования на примере темы «Античные традиции в петербургской культуре».

Интеграция темы «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Интегративный подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его элементов: обучения, воспитания, творческого развития личности в их взаимосвязи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_integratsiya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 371 Имени Героя Российской Федерации Е.Н. Зиничева

Московского района Санкт-Петербурга

Cтатья: «Интеграция истории и культуры Санкт-Петербурга  в  школьную программу общего образования»

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

Кухарская Валентина Юрьевна

Мы рассматриваем интеграцию истории и культуры Санкт-Петербурга  в  школьную программу общего образования на примере темы «Античные традиции в петербургской культуре».

Интеграция темы «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Интегративный подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его элементов: обучения, воспитания, творческого развития личности в их взаимосвязи.

Главной целью интеграции краеведческого материала и  общеобразовательной программы школы  является гармоничное развитие личности  учащегося  и достижение нового качества целостного образовательного процесса. Понять взаимодействие общего и дополнительного образования детей вне системного подхода практически невозможно. Исходя из классического принципа целостности и системности, мы можем предположить, что целостная образовательная система вправе реализовать две главные взаимосвязанные цели: социализацию и индивидуализацию каждого учащегося.

Данный материал позволяет расширить потенциал общего (базового) образования за счет более полного использования личностных ресурсов обучающихся посредством реализации досуговых форм освоения социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности на основе индивидуальных образовательных программ.

Практика убедительно доказала следующее явление: дополнительное образование детей успешно развивается в той школе, где в этом заинтересованы учителя школы, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, методисты, административные кадры школы и образовательные учреждения дополнительного образовательного, которые создают максимальные условия эффективного взаимодействия основного и дополнительного образования детей.

Я хочу рассказать об интеграции  краеведческого материала в школьную программу на примере Летнего сада, где объединились история Санкт-Петербурга и мотивы античных мифов и аллегорий.

Летний сад – исторический заповедник культуры и искусства Санкт-Петербурга.

Летний сад - старейший сад  Петербурга,  ровесник нашего города. Он был создан по указу Петра I в1704 году и  изначально создавался как летняя царская резиденция.  Сначала сад сделали регулярным и в нем высаживали только однолетние цветы. Потом посадили деревья, оборудовали фонтаны и установили великолепные мраморные статуи,  большинство из которых являются изображениями аллегорий, так популярных в петровское время, а также скульптуры богов и героев античных мифов и легенд.

В 70-х годах XVIII века по проекту архитектора  Юрия Матвеевича Фельтена,  была возведена ограда Летнего сада - одна  из самых красивых в мире.

Летний сад был излюбленным местом прогулок и российских императоров, и простых горожан.  И сегодня мы можем любоваться этим произведением садово-паркового искусства. Конечно, за более чем 300 лет здесь многое изменилось, но в нем осталось главное - душа Петербурга .

Летний сад - это не только прекрасный сад, но и музей скульптуры под открытым небом. А музей - это книга, на каждой странице которой можно открыть для себя что-то новое и интересное. Путешествие по Летнему саду  подобно чтению огромной познавательной книги, где каждый открывает  для себя настоящее сокровище.

Летний сад в школьной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга».

В курсе школьной программы «История и культура Санкт-Петербурга» Летнему саду уделено большое внимание как  важному историческому объекту нашего города. История Летнего сада тесно связана с событиями истории России: петровские ассамблеи и  маскарады XVIII века, посещение сада  Пушкиным, Крыловым, Ахматовой. Летний дворец Петра I, Кофейный домик, блокадные школьные грядки.

При прохождении программы рассматриваются  следующие учебные темы:

  1. Летний сад – царский огород.
  2. «Дворец архитектор Трезини поставил у края Невы…»
  3. Фонтаны Летнего сада.
  4. «Где лучшая в мире стоит из оград».
  5. Школьная аллея - память о детях блокадного Ленинграда.
  6. Мраморные боги, герои, скульптуры-аллегории.

При рассмотрении данных учебных тем особое внимание уделяется исторической составляющей курса: как Летний сад связан не только с историей города, но и с историей страны.

Для раскрытия последней темы: «Мраморные боги, герои, скульптуры-аллегории,» нам как раз и помогает дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Античные традиции в петербургской культуре».

Летний сад в программе ОДОД «Античные традиции в петербургской культуре».

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Античные традиции в петербургской культуре» главный акцент  при изучении
Летнего сада делается на изучение  учащимися  мифов, легенд и аллегорий и их изображениях в скульптурах и барельефах  Летнего  сада.
Учащиеся учатся находить "подсказки" у мраморных богов и героев, читать  язык аллегорий.

Созданный в начале XVIII века уникальный комплекс скульптуры Летнего сада сыграл в своё время исключительную роль в развитии светской объемной пластики в России, эстетическом воспитании, а также пропаганде искусств, наук, служивших основными целями и идеями государственных, военно-политических, экономических и культурных преобразований.

При прохождении программы рассматриваются следующие темы:

1.Античная мифология - источник сюжетов и тем.

2.Летний сад и аллегории.

3.Античные мифы, воплощенные в скульптуре.

4.Скульптурные композиции Летнего сада.

5. Герои мифов славят Россию.

Ценность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ состоит в том, что они усиливают вариативную составляющую общего образования, способствуют практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулируют познавательную мотивацию обучающихся.

Способы реализации интеграции курсов программ.

Учитывая взаимосвязь между темой учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»  Мраморные боги, герои, скульптуры-аллегории и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Античные традиции в петербургской культуре» мы решили использовать принципиальное отличие дополнительного образования от общего. Оно  заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе дополнительного образования педагоги имеют возможность изменить передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся.

Был проведен анализ учебного материала,  для обнаружения взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения идей и объектов программ.  После определения «точек соприкосновения» было решено подготовить и провести квест «Летний сад».

Этапы реализации:

  1. Подготовка материалов для мероприятия
  2. Согласование и утверждение проекта с администрацией отдела садов и парков Русского музея
  3. Подготовка учащихся к прохождению квеста, с посещением Русского музея и Летнего сада
  4. Участие в квесте.
  5. Подведение  итогов.  

Прежде всего, был отобран интересный материал для вопросов и заданий, затем разработана программа проведения квеста и раздаточный материал.

Все это было согласовано с администрацией отдела садов и парков Русского  музея и было получено разрешение на проведение квеста в Летнем саду в определенные дни  и часы.

Через систему дополнительного образования была проведена подготовка учащихся к прохождению квеста, с посещения не только Русского музея, Летнего сада, изучением литературы, но и знакомством с другими памятными местами и архитектурными ансамблями нашего города. При подготовке широко использовались Электронные Образовательные Ресурсы (ЭОР).

Примерно через 6 месяцев после начала работы над квестом было проведено несколько игр среди учащихся школы, а затем и среди школ нашего района, при активной поддержке и помощи  Дворца Детского и юношеского творчества Московского района. Причем при проведении районной  игры-квеста  сотрудниками Русского музея  был сделан  нам  приятный сюрприз, проведя бесплатную экскурсию по Летнему саду перед началом  игры.

Администрация отдела садов и парков Русского  музея не отказалась и дальше сотрудничать с нами, и мы ждем осени 2019 года, чтобы снова провести серию игр в Летнем саду, каждый раз подбирая новый материал.

Реализация проекта включают в себя следующие этапы:

  1. Подготовка материалов для мероприятия
  2. Согласование и утверждение проекта с администрацией отдела садов и парков Русского музея
  3. Подготовка учащихся к прохождению квеста, с посещением Русского музея и Летнего сада
  4. Участие в квесте.
  5. Подведение  итогов.  

Заключение.

Дополнительное образование детей может выступать как связующее интегративное звено между миром детства и развивающейся личности подрастающего человека в школе. Ведь проблема интеграции рассматривается, прежде всего,

  1. как синтез научного знания;
  2. как  интеграции отдельных наук и научных направлений (педагогическая, гендерная психология);
  3. как межпредметные и междисциплинарные связи в образовании.

Одним из факторов, определяющим научную и практическую значимость в разрешении проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей, является острая потребность общества в повышении качества образования.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Рабочая программа учебного предмета « Физическая культура» 1 класс, начальное общее образование, на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа учебному предмету «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (индивидуальное обучение) Основное общее образование 8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (индивидуальное обучение)  Основное общее образование 8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Лечебная физическая культура» 9 класс Основное общее образование (ФГОС ООО)

Рабочая программа учебного курса по физической культуре для учащихсяспециальной медицинской группы с заболеванием опорно-двигательного аппарата. 9 класса разработана на основе: Федерального ...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 1 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 1 класса...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 2 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 2 класса...