Батыево нашествие на Русь.
презентация к уроку по истории (6 класс)

Марина Сергеевна Заякина

Урок истории в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon batyevo_nashestvie_na_rus.ppt1.19 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_batyevo_nashestvie_na_rus.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В мировых окраинах просвистев осою, Саранча надвинулась черной полосою, Выкосила пастбища смертною косою, Жалами язвящими изготовясь к бою. «…» Царства опрокинуты, вытоптаны грады, Под кривыми саблями падают отряды, Старому и малому не найти пощады, В Божиих обителях гибнут Божьи чада

Слайд 2

План урока: 1. Битва на реке Калке. 2. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей. 3. Причины поражения русских княжеств. 4. Установление ордынского владычества на Руси.

Слайд 3

31 мая 1223г. - битва на реке Калке.

Слайд 4

Проблемные вопросы: Какое значение имело поражение русских войск на Калке? И почему только через 14 лет после этой битвы монголы организуют поход на Русские земли?

Слайд 5

Запись в тетради: 1236 г. - была захвачена Волжская Булгария. 1237-1240гг. – 1, 2, 3 походы Батыя на Русь.

Слайд 6

21 декабря1237г. - разгромлена Рязань.

Слайд 7

7 февраля 1238г. – завоеван Владимир. 4 марта 1238г. – битва на реке Сить.

Слайд 8

Весна 1238г. – 50дневная оборона Козельска «Злой город»

Слайд 9

6 декабря 1240 г.– пал Киев.

Слайд 10

Проблемный вопрос: 1.Чем можно объяснить тот факт, что монголы не дойдя 100 верст до Новгорода повернули обратно? 2. Какие княжества остались нетронуты захватчиками и почему? 3. Почему Батый не повел войско в Европу до «моря франков»?

Слайд 11

1243г. - образование Золотой Орды. Столица – Сарай-Бату.

Слайд 12

Причины поражения Руси: 1. Невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность). 2. Разобщённость русских войск и политическая раздробленность. 3. Умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военоначальников.

Слайд 13

Золотоордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. «ордынский выход» перепись податного населения баскаки ярлык военная повин-ность

Слайд 14

Баскаки на Руси:

Слайд 15

Высказывание. А. С. Пушкин писал: «: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы, варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь. Образующее просвещение было спасено растерзанной Россией». Объясните слова поэта.

Слайд 16

Итог урока: Монголо-татарское нашествие 1237-1241гг, а затем и ордынское иго (1243-1480гг) принесли на Русь разруху, смерть, экономическое оскудение целых регионов, а также стали основными причинами отставания Руси от Западноевропейских держав.

Слайд 17

Итоги урока: Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: Меня поразило….. Я узнал….. Мне было интересно….. Я восхищался…..



Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 6 классе.

Тема: «Батыево  нашествие на Русь»

Цель урока: сформировать представление о нашествии Батыя и его значении для последующего хода отечественной истории

Задачи:

  • сформировать представление о Монгольском нашествии;
  • объяснить особенности завоевания русских земель;
  • выявить причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII в;
  • применять понятийный аппарат;
  • соотносить историческое время и историческое пространство;
  • соотносить действия и поступки исторических личностей;
  • соотносить и систематизировать информацию из различных источников.

МетапредметныеУУД:

  1. Коммуникативные:
  • планировать и регулировать свою деятельность;
  • владеть монологической контекстной речью;
  • развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
  1. Регулятивные:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
  1. Познавательные:
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логические рассуждения и делать выводы;
  • анализировать материал учебника и дополнительный материал.

Личностные УУД:

  • формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;
  • оценивать исторические события и роль личности в истории;
  • воспитывать патриотизм, раскрывать идеи патриотизма на примере защитников нашей Родины.

Оборудование: учебник, проектор, презентация, историческая карта «Нашествие хана Батыя на Русь».

Тип урока: комбинированный урок

Используемые ресурсы:

  1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс. В 2-х частях. Часть 2
  2.  Фильм «Рюриковичи. История первой династии» (фрагменты)

№ п/п

Этап урока

Содержание этапа

Время, мин

1

Начало урока.  Организационный момент

Цель этапа: психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся  посредством беседы.

1 мин.

2

Ориентационно-мотивационный этап

Цель этапа: обозначить  тему урока, цель занятия.

Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций.

Задача 1

Определение темы урока через прослушивание стихотворения

В мировых окраинах просвистев осою,

Саранча надвинулась черной полосою,

Выкосила пастбища смертною косою,

Жалами язвящими изготовясь к бою.

«…»

Царства опрокинуты, вытоптаны грады,

Под кривыми саблями падают отряды,

Старому и малому не найти пощады,

В Божиих обителях гибнут Божьи чада.

(Ответы учеников).

Тема урока: «Батыево нашествие на Русь»

Задача 2. Постановка цели урока.

Учитель: На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы по этой теме?

(Ответы детей).

Цель урока: знакомство  с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами, подвигом защитников русских земель.

Задача 3. Постановка проблемной ситуации.

Учитель: Почему русские князья, имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников, не устояли перед монгольским нашествием?

(Ответы-предположения детей).

Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти.

5 мин.

3

Актуализация знаний.

Цель этапа: определить связь политической раздробленности на Руси и установления монголо-татарского ига.

Учитель: Чтобы  нам было легче найти ответы на все поставленные вопросы, нужно вспомнить:

  1. Что такое политическая раздробленность?
  2. Какие отрицательные последствия  она имела для Руси?

Метод: фронтальная беседа.

 ( Ответы детей).

Главным отрицательным последствием обязательно должно быть названо ослабление обороноспособности Русского государства.

5 мин.

4.

Изучение нового материала

Цель этапа:

Познакомить учащихся с  этапами монгольского нашествия, основными сражениями, персоналиями, а также причинами  и последствиями завоевания Руси монголами с использование карты учебника стр.127.

Задача 1: Вспомнить  племена монголов, область их расселения, занятиям, образ жизни.

На прошлом уроке вы знакомились с образованием Монгольского государства. Вспомним его особенность по таблице в тетради.

Задача 2: Познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты.

А) Обзорная характеристика первой встречи русских князей в союзе с половцами на р.Калке в 1223 г. Почему союзники проиграли битву?

Заполняют таблицу по битве и анализируют ее исход.

Б) проблемная беседа.  Почему моголо-татары лишь через 14 лет решат вернуться на Русь?

Борьба за власть между потомками Чингисхана. Междоусобица.

 В) самостоятельная работа с учебником и контурной картой «1,2,3 походы Батыя на Русь.»

Просмотр видеосюжета о разорении Рязани и о падении Киева.

Дети отвечают на вопрос: Какие княжества остались нетронуты захватчиками  и почему, почему Батый не повел войско  в Европу до «моря франков»? 

– формулировка причин поражения Руси в столкновении с монгольскими завоевателями.

Почему русские князья, имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников, не устояли перед монгольским нашествием?

 (1. Военно-техническое  превосходство монгольского войска над русскими ратями; 2.Разобщённость русских войск и сил; 3.Структура и организация монгольского войска и полководческий талант Батыя и его военачальников)

Задача 3.Подвести итоги нашествия Батыя на Русь

А) Видеосюжет о Сарае бату.

Б) Русь попала в зависимость от Золотой Орды.

 Заполнить таблицу

Золотоордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями.

“ордынский выход”

перепись податного населения

баскаки

ярлык

военная повинность

Ежегодная дань, которую Русские княжества платили Золотой Орде.

учет податного населения на Руси. (С духовенства дань не брали)

военная охрана сборщиков дани.

грамота на княжение, выдаваемая русскому князю монгольским ханом.

мужское население должно участвовать в завоевательных походах монголов.

25 мин.

5.

Закрепление изученного материала

Цель этапа: закрепление полученных  на уроке знаний по теме: «Батыево нашествие на Русь»

Задача: Определить значение этого этапа в истории России и мировой истории.

Методы:

аналитический  слова А.С.Пушкина: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь. Образующее просвещение было спасено растерзанной Россией».

Таким образом, выжженная, разграбленная, обезлюдевшая Русь была вынуждена подчиниться врагам. В истории России началась долгая эпоха, которая характеризуется старинным понятием «Иго» - ярмо. По словарю русского языка Ожегова - порабощающая, угнетающая сила.

8 мин.

6.

Рефлексия

Предлагает поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

Меня поразило…..

Я узнал…..

Мне было интересно…..

Я восхищался…..

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Батыево нашествие на Русь

Методическая разработка урока по истории в 6 классе по теме "Батыево нашествие на Русь" с использованием электронной формы учебника...

Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Батыево нашествие на Русь"

Технологическая карта урока истории в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" по учебнику История России под редакцией А.В.Торкунова...

Батыево нашествие на Русь

Цели и задачи: познакомить с периодом вторжения на Русь внука Чингисхана Батыя; объяснить особенности завоевания русских земель; выявить причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских хано...

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь".

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" к УМК  А.В. Торкунова....

Батыево нашествие на Русь.

Тема: Батыево нашествие на Русь.Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Тор...

Интерактивная презентация Тест "Батыево нашествие на Русь" (6 класс)

Интерактивная презентация по теме "Батыево нашествие на Русь" позволит быстро и эффективно оценить знания учащихся 6 класса....