Урок на тему «Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г.»
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Каратанова Алла Геннадьевна

Урок на тему «Формирование политических партий.

                                 Революционные события конца 1905 г.»

Цель урока: формирование представлений о программных положениях основных российских партий и ходе революции в конце 1905 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Урок на тему «Формирование политических партий.

                                 Революционные события конца 1905 г.»

Цель урока: формирование представлений о программных положениях основных российских партий и ходе революции в конце 1905 г.

Формируемые УУД:

 предметные: овладение понятийным аппаратом темы урока, знание основных дат и персоналий темы, умение характеризовать исторические условия формирования, основные программные положения политических партий социалистического, либерального и консервативного направлений, умение сравнивать программы этих партий и высказывать своё мнение о степени их осуществимости в данных исторических реалиях, умение составлять хронологию революционных событий конца 1905 г., умение анализировать исторические источники, умение оценивать значение процесса становления многопартийности в России в начале ХХ в.; 

метапредметные:

1) познавательные: умение работать с разными источниками информации, анализировать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, подбирать критерии для характеристики объекта; 

2) регулятивные: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать результаты своей работы; владение основами самоконтроля и самоанализа;

 3) коммуникативные: умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, сотрудничать, обмениваться информацией, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, аргументированно высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.

личностные:

-освоение норм общения в процессе групповой работы

-формирование рефлексивного отношения к учебе

-Формирование мотивации изучения истории

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, доска, маркер.

Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.

Ход урока

I Организационный момент

II Мотивационно-целевой этап

– Ребята, обратите внимание на изображение на экране (слайд 1).

Вопросы к классу – О чём может говорить данное изображение? Как в контексте изучаемых нами тем, можно их трактовать?

– Предположите, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

– Записываем в тетради тему сегодняшнего урока: «Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г.»

III Введение в новый материал

Для того, чтобы разобрать эту тему, нам понадобится вспомнить некоторые определения, а также идеологические направления.

– начнем с  определения ,что такое «политическая партия»? Используем знания полученные на уроках обществознания. (организованная группа граждан, которая выражает интересы тех или иных социальных слоев и стремится к реализации своей цели путем борьбы за государственную власть и ее использования).

– На следующих слайдах в виде картинок зашифровано 3 идеологических направления. Попробуйте их расшифровать (слайд 2).

Каждое идеологическое направление обсуждается, вспоминаются основные характеристики.

IV Работа по теме урока

1. Политические партии России начала XX века

Для дальнейшей работы обучающиеся распределяются на 5 групп, каждая из которых будет выполнять своё задание.

Задание для 1 группы

Внимательно ознакомьтесь с материалом первого пункта параграфа 31 «Социалистические партии» (стр.236-239 учебника). Систематизируйте материал о социалистических партиях России в начале XX века. Обязательно укажите название партий, год основания, руководителей, программные позиции, предпочитаемую тактику.

Результаты своей работы оформите в таблице.

Задание для 2 группы

Внимательно ознакомьтесь с материалом второго пункта параграфа 31 «Либеральные партии» (стр. 239-241 учебника). Систематизируйте материал о либеральных партиях России в начале XX века. Обязательно укажите название партий, год основания, руководителей, программные позиции, предпочитаемую тактику.

Результаты своей работы оформите в таблице.

Задание для 3 группы

Внимательно ознакомьтесь с материалом третьего пункта параграфа 31 «Консервативные партии» (стр.241-242 учебника). Систематизируйте материал о консервативных партиях России в начале XX века. Обязательно укажите название партий, год основания, руководителей, программные позиции, предпочитаемую тактику.

Результаты своей работы оформите в таблице.

Ребята заполняют таблицу «Политические партии России в начале XX века»:

У вас таблица, которую нужно заполнить.

2. Революционные события ноября-декабря 1905 года

– прочитать пункт 4 учебника стр. 242 – 244.

- Назвать причины восстания.

– Как вам кажется, какова роль политических партий во всех этих событиях?

В эти дни в России бастовало примерно 435 тыс. человек. Вооружённые выступления происходили не только в Москве, но и во многих городах страны. Они были подавлены, что придало правительству уверенности в своих силах. Революционным партиям пришлось задуматься об эффективности своих средств борьбы. Общество же устало от насилия и рассчитывало на будущую Государственную Думу.

- Назвать причины поражения восстания.

V Закрепление материала

Давайте выполним небольшое задание. Соотнесите название партии и её программное положение

ПАРТИИ

ПРОГРАММНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1) Союз 17 октября

2) Конституционно-демократическая партия

3) РСДРП

4) Партия социалистов-революционеров

5) Союз русского народа

А) Конституционная монархия по английскому образцу

Б) Самодержавие – гарантия мира

В) Демократическая федеративная республика

Г) Конституционная монархия по немецкому образцу

Д) Террористические акты, дезорганизующие власть

Е) Национализация помещичьих земель с денежной компенсацией

Ж) Установление диктатуры пролетариата

З) Борьба с революционными и либеральными партиями

VI Рефлексия

Упражнение «Оцени себя на уроке». Учащимся даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

Помогал другим

не понял

Полученные ответы при необходимости обсуждаются.

Домашнее задание

п.31 стр. 236-241 вопр. стр. 244 №1,2 ,3 письменно №4 устно 

Дополнительно: – проведите поиск и систематизацию информации о событиях 1905 года в нашем крае. Представьте результаты вашей работы в виде презентации.

Список использованной литературы и источников:

Учебник «История России. 1801-1914 гг.», Авторы: кандидат исторических наук, доцент Е.В. Пчелов, доктор исторических наук, профессор П.В. Лукин, доктор исторических наук, профессор В.Н. Захаров, доктор исторических наук, профессор К.А. Соловьёв, кандидат исторических наук, доцент А.П. Шевырёв. Под научной редакцией доктора исторических наук, профессора Ю.А. Петрова.

Название партии, её место в политическом спектре

Год основания

Руководители

Программные позиции

Тактика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку георафии в 11 классе по теме "Формирование политической карты стран Латинской Америки"

Презентация к уроку георафии в 11 классе естественно-математического направления  по теме "Формирование политической карты стран Латинской Америки", автор А.Бейсенова...

Урок на тему "Частота и вероятность случайного события"

Методическая разработка урока по теории вероятностей для 10-11 класса. Содержит практическую работу и творческое домашнее задание. План урока отражает общие компетенции, формируемые на каждом этапе ур...

Открытый урок "Демократические выборы и политические партии".

Демократические выборы и партии Демократичные выборы – один из главнейших институтов легитимизации действующего политического режима и политической системы.Демократичные выборыДемократичные выбор...

Урок в 9 классе "Политические партии"

Урок обществознания в 9 классе. Политические движения,их виды,политические партии,их классификация, партийная система....

Революционные события 1905-1907гг. Формирование политических партий и российского парламентаризма

Материал к учебнику: Соловьёв К.А., Шевырёв А.П. История России. 1801—1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций...