Открытый урок на тему "Цивилизации майя, ацтеков и инков"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Болодурина Мария Александровна

Открытый урок в 6 классе по Истории Средних веков.  В приложении материал к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

29.11.2024 год

Учитель Болодурина Мария Александровна

 Конспект открытого урока по истории в 6 классе                              

Тема: «Цивилизация майя, ацтеков и инков»

Цели: 

    - Повторить  пройденный материал по истории Средних веков;

     -сформировать у учащихся представление о государствах и народах доколумбовой Америки.

- Познакомиться с основными занятиями народов доколумбовой Америки;

        - выяснить особенности управления государством и главные достижения культуры американских народов.

        - продолжать формировать умение работать с картой, « читать» её;

Планируемые результаты:

Предметные -  показывают на исторической

карте территории государств народов майя, инков, ацтеков; называют народы  Америки, особенности их цивилизации; дают характеристику образа жизни и занятий.

Метапредметные: Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; выделяют главную и второстепенную информацию; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщают факты;

Ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблем;

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество);

Личностные: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Агибалова Е.В.: учеб для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2007.

карта «доколумбова Америка»;презентация,

Основные понятия: майя, ацтеки, инки, полуостров Юкатан, город Теночтитлан, горы Анды, страна инков Перу, город Куско, Мачу-Пикчу

                                Ход урока

  1. Орг. начало урока. Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать на нашем уроке! У нас сегодня присутствуют гости. Давайте улыбнемся и настроимся на хорошую работу.

Теперь с хорошим настроением отправляемся в увлекательное путешествие  в средневековье за новыми знаниями.

Века Средние, века темные,  

Но не без света, не без огня!  

Здесь рыцари сражаются за веру,  

И песни трубадуров звучат, звеня.

Замки, крепости, монастыри,  

Дворцы, где королям служить почет.  

Простолюдины в поле, в поле трудятся,  

Хлеб растят, чтоб жизнь свою прожить.

Инквизиция огнем грозит,  

Черная смерть уносит жизни.  

Но искусство в эти дни цветет,  

Живопись, скульптура, музыка, стихи.

Век великих перемен, великих испытаний,  

Век борьбы за правду, веру, честь.  

Средние века – мост между прошлым и будущим,  

Учитель мудрости, наставник и отец.

Этот урок пусть будет памятью о них,  

О тех, кто жил, любил, страдал и верил.  

Пусть вдохновляют нас их дела,  

На пути к новым знаниям и свершениям

          Ребята,  согласны вы проверить знания свои,
         Которые на уроках истории  получили?
         (ответ ребят)

          Тогда, скорее, в путь, друзья!
Задание « Скрытое лицо» - необходимо по картинке угадать термин и дать ему определение.

  1.  Станция «Просто вопросы»:

По какой лестнице никто никогда не ходил? ( феодальной)

             Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? ( это один и тот же город)

Сколько длилась Столетняя война? Между какими странами? (116 лет, Англия и Франция.)

Одни называли их преданными вассалами, другие – благородными слугами прекрасных дам, третьи – нестойкими в бою грабителями. О ком идет речь? (рыцарях)

Закончите фразу « Вассал моего вассала не….» ( мой вассал)

Религия, основанная Муххамедом ,называлась? ( ислам)

Какая наука занимается раскопками и изучением прошлого человечества по памятникам материальной культуры? (Археология). 1

Как называется грамота о прощении грехов? (Индульгенция). 1

Как называется человек, являющийся полной собственностью своего господина? (Раб). 1

Как называется здание, где совершаются религиозные обряды? (Храм). 

Как называется военное состязание рыцарей? (Турнир). 

Как называются ежегодные торги, в которых принимают участие купцы из разных городов и стран? (Ярмарки). 

3 задание. «Человек –загадка»

1. Эта девушка была убеждена, что ей предназначено Богом спасти родину от врагов. « Никто на свете ….. не спасёт королевство французское и не поможет ему, кроме меня». В XX веке папа римский причислил её к лику святых.

                                                                                           Жанна д, Арк

2. Франкский вождь, король, хитрый и расчётливый. Уничтожив соперников, он притворно жаловался приближённым: « Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем - либо помочь в минуту опасности». Этой хитростью король пытался обнаружить кого-либо из родни, чтобы и над ними учинить расправу.

                                                                                                 Хлодвиг

3. Этот представитель духовенства обещал всем полное прощение грехов. Надо было только «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину. «Земля та течет медом и молоком, - призывал он. Бой против неверных должен в изобилии дать добычу. Кто здесь горестный и бедный, там будет радостный и богатый»

                                                                                                  Урбан II

4.  Этот человек укоположен в сан священника римско-католической церкви в 1401 году, 

Он проповедовал против зла, причиняемого церковью, и завоевал тем самым народное признание. был  Был объявлен еретиком и отлучен от церкви, а все его сочинения были объявлены запрещенными.

                                  (  Ян Гус)

Ребята, вы большие молодцы!

3. Сообщение темы и целей урока.

- Мы продолжаем путешествие по удивительному миру средневековья и сегодня мы отправимся в путешествие по государствам, расположенным сразу на двух материках.

Посмотрите на экран.

В Мексике установлен памятник ученому Юрию Кнорозову.

Почему установили памятник русскому ученому в Мексике и как это связано с темой нашего урока?

Однажды профессор Сергей Токарев показал Кнорозову статью немецкого исследователя Пауля Шельхаса под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема?». Спустя много лет, в 1996 году, ученый говорил, что именно эта работа подтолкнула его к главному делу жизни.

«То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки.»

Юрий Кнорозов

Давайте разгадаем тему урока.

Работа с ребусами.

(Дети отгадывают ребусы)

Таким образом , тема нашего занятия «Цивилизации майя, ацтеков и инков»

У вас на столах рабочие листы. В ходе  нашего занятия мы будем заполнять их.

Запишите тему урока в рабочие листы.

- Сегодня, в ходе нашего путешествия, мы узнаем, чем занимались, как жили индейские племена майя, инки, ацтеки; познакомимся с особенностями управления государством, культурой, достижениями индейских племен. Это путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой  Америки.

Задание на урок:

Подумайте и ответьте: какой след оставили народы и государства доколумбовой Америки в истории человечества?

  1. Изучение нового материала.
  1. работа с глобусом. – Покажите Россию, Северную и Южную Америку.

А что вы знаете об Америке?

 (сл. 6) А  как вы думаете, почему этот континент называют доколумбовой Америкой?

 ( доколумбовая Америка – это континент, который открыл Христофор Колумб (хотя он считал, что открыл Индию, но он ошибся – он открыл Америку), а до тех пор, пока он  не открыл континент,  он назывался доколумбовая Америка)

        Ребята, смотрите,  нам пришла посылка от жителей доколумбовой Америки – головной убор роуч и флейта.        

- Северная и Южная Америка были населены множеством племен и народов. .

Большая их часть добывала средства к жизни охотой и рыбной ловлей.          

- А как вы думаете, какие культуры могли разводить индейцы?

Но на юге Северной Америки, на возвышенностях Центральной и Южной Америки развивалось земледелие. Здесь выращивали неизвестные европейцам растения: кукурузу, картофель, подсолнечник, помидоры, какао, табак.
- А каких животных разводили индейцы?

Жители большей части материка не умели приручать животных. Лошади в Америке не водились. Лишь на севере были приручены собаки, а на юге — ламы. Из птиц разводили индеек и уток.
- Индейцы не знали важных достижений, известных народам других континентов: железа, плуга и колеса, огнестрельного оружия. Орудия труда и оружие они делали из дерева, камня и бронзы.

- В Америке были большие залежи золота и серебра. Индейцы изготовляли из них украшения, амулеты и разные фигурки. Они не считали эти металлы драгоценными и не скапливали их как богатства, но только как культовые ценности племени. Это потрясло европейцев и вызвало их жестокую жадность.
- У большинства индейцев были родоплеменные порядки. Выше других народов по развитию хозяйства и культуры стояли майя, ацтеки, инки. ( сл.7)

           2. Как жили майя.

 ( сл 8) На территории полуострова Юкатан была создана удивительная цивилизация –цивилизация майя… 

Майя жили на территории современной Мексики, Гватемалы, Гондураса и Белиза с 2600 года до н.э. 

( сл 15) Каждая семья получала расчищенный от леса участок.

Главная культура – кукуруза.

Обычай: помогать друг другу.

( сл 8) Государство и классы у майя

В I тысячелетии нашей эры у майя возникли города-государства  (Чичен-ица, Паленке  и др.) во главе с правителем — «великим человеком, передавшим власть по наследству». С населения округи он собирал налоги.  В структуру общества майя входили знать, жрецы. Свободные крестьяне-общинники, рабы.

( сл. 9) Жрецы указывали сроки начала земледельческих работ на основе календаря, который был одним из самых точных календарей народов Древности и Средневековья. В городах майя строились астрономические обсерватории. Жрецы вычисляли время обращения планет вокруг Солнца и могли предсказывать солнечные и лунные затмения.
Основой счета у майя был не десяток, как у нас, а двадцатка. Впервые в мире, раньше индийцев, они ввели нуль.

В Средние века майя уже знали письменность. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Жрецы записывали молитвы, мифы и исторические события. Надписи высекали также на стенах храмов и высоких каменных столбах.


( сл. 11) Архитектура майя была своеобразной, строительное дело стояло на большой высоте. Чтобы построить город, майя расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из каменоломен многотонные каменные глыбы; их шлифовали и покрывали резьбой.

 Улицы городов пересекались под прямыми углами друг к другу. Между городами были проложены прекрасные дороги, покрытые гладко отесанными каменными плитами.
На высоких платформах сооружали дворцы и храмы в виде ступенчатых пирамид; некоторые из них использовали как гробницы правителей. Окон в зданиях не было, а свет и воздух проникали через дверные проемы.
- Постройки украшали статуями богов и рельефами, изображавшими правителей, жрецов, а также военные сцены. При раскопках найдено множество керамических предметов: сосуды, блюда, статуэтки в виде человеческих фигурок.

Просмотр короткого видео (15 секунд) «Чичен-ица»

Заполнение рабочего листа «Майя».

Включить перуанскую музыку

Физминутка « Австралийский дождь»

Знаете ли Вы, что такое австралийский дождь? Слышали ли Вы его когда – то ? Нет? Тогда давайте послушаем, какой он? Сейчас по кругу цепочкой Вы будете передавать мои движения. Как только они вернуться ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер (трём ладошки).

Начинает капать дождь (щёлкаем пальцами).

Дождь усиливается, (хлопаем ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень (хлопаем по бёдрам).

А вот град- настоящая буря (топаем ногами).

Но что это? Буря стихает (хлопаем по бёдрам).

Дождь стихает (хлопаем по груди)

Редкие капли падают на землю(щёлкаем пальцами).

Солнце! Ура! (руки вверх)

Всем спасибо! Садитесь на свои места.

А мы продолжаем наше путешествие в мир неизвестный.

Ацтеки. 

Сл. 45. В Мексике, на плоскогорье высотой 2000 м над уровнем моря, у подножий горных вершин Анд расположена живописная долина с мягким климатом и плодородной почвой. В XIII веке сюда с севера пришли ацтеки и основали на островах посреди большого озера город Теночтитлан. Острова соединили дамбами; город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы, украшенные рельефами и мозаикой.
У горожан земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укладывали поднятые со дна озера водоросли и плодородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей столицы.

(В 1428 году, полностью сформировалась структура империи.

Теночтитлан стал столицей будущей империи, вокруг него строилась экономика, там же заседал государственный аппарат. 

( слайд  13)

 Во главе государства стоял наследственный правитель — «владыка всех людей».

В структуру общества ацтеков входили знать (религиозная, военная, светская), купцы и ремесленники и свободные общинники.

Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье и брали подати с подвластных селений. Во время войны создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Своим мужеством на войне рядовые воины, вооруженные копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати; таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делали рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали пленниками.

Работа с учебником. «Обычаи при дворе верховного правителя ацтеков»  из рассказа очевидца. стр.221 в новых учебниках, стр. 278 в старых.

Прочитать и ответить на вопросы к тексту.

 Сл.47 Больших успехов ацтеки достигли в ремесле. Чеканщики делали украшения из золота и серебра; ювелиры искусно гранили драгоценные камни и делали тонкую мозаику. Мастера изготовляли глиняные сосуды с орнаментом и маленькие выразительные фигурки людей и животных, ткани из хлопка и вышивки с прокладками из цветных птичьих перьев. 

Письменность ацтеков была неполноценной письменностью предсталяла с собой картинки с элементами фонетической записи. (слайд)

  Сл.48 Образование в империи было обязательным, и раздельным - для мальчиков и девочек.

Мальчиков знатного рода обучали  истории, астрономии, искусству, а также управленческим навыкам.  Из юношей из семей попроще готовили воинов. .
 Религиозные верования

 В мифологии ацтеков существовало 13 раев и 9 адов. Солнце сражалось по ночам с тьмой, а к утру возвращалось, чтобы спасти человечество. При этом Солнцу нужна была жертвенная кровь, чтобы оно могло подняться. Несмотря на это, бог Солнца оставался самым почитаемым. Земля же, естественно была плоской. Поклонение своим божествам у ацтеков было возведено на высшую ступень. Они возводили им величественные храмы и изображали в живописи

Заполнение рабочего листа «Ацтеки»

                        4. Цивилизация инков

( сл. 22) В суровых горах Андах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров страна инков Перу. Центром ее был город Куско с прилегающей долиной.
Империя Инков в XI—XVI в.в. стала крупнейшим государством Южной Америки.

 Инки объединились в единое государство, чтобы защищаться от набегов врагов.

Между частями обширной страны была налажена почтовая связь. Сообщения с мест в столицу передавали гонцы-бегуны, дежурившие парами на каждом участке дороги.

Постепенно поднимаясь по горным склонам, инки  сооружали многоярусные террасы, предохраняющие почвы от эрозии, орошали поля системой каналов и собирали богатые урожаи кукурузы. Инки занимались строительством дорог, производством орудий труда и оружия..

На ставшей плодородной, земле во всех областях империи выращивали самые различные растения, королевой среди которых была кукуруза. Индейцам было известно до 20 различных сортов кукурузы.

Ценнейшим даром перуанского земледелия является картофель. Инкам было известно до 250 его сортов, выращивали и сладкий картофель – батат,  фасоль, ананасы, какао, тыквы, орехи,  арахис, красный перец.

сл .16 Государством управлял великий инка. Он был не только правителем инков, но и считался полубогом.

Государством выделялись специальные должностные лица, в обязанность которых входил надзор за исправностью террас и каналов.

 ( сл. 26)  Государство инков было подчинено интересам войны и по образу жизни напоминало казарму. Мужчины были поделены на отряды — десятки, сотни и т. д. — во главе с начальниками. Дисциплина в войске была крайне суровой: воина, который во время марша вышел из рядов, могли покарать даже смертью. Армия инков побеждала и своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов.

( Религия и культура

В соответствии с религиозными воззрениями инков Солнце занимало главенствующее положение среди богов и управляло всем неземным миром.

(Календарь инков был прежде всего ориентирован на солнце. Год считался состоящим из 365 дней, делился на двенадцать 30-дневных месяцев, после которых в календаре еще следовало пять (а в високосный год – шесть) заключительных дней, которые назывались «дни без работы».  

Они точно определили   моменты декабрьского и июньского солнцестояния

Астрономия являлась одним из двух важнейших научных представлений в империи инков

( сл. 17) Самой интересной и удивительной культурной особенностью цивилизации Инков была кипу, своеобразная узелковая письменность, использовавшаяся в
Империи. С помощью сложной системы узелков и сплетений нитей разного цвета передавались сообщения по почте, записывались законы и исторические события, фиксировались налоги, велась перепись населения. Практически любая сторона повседневной и общественной жизни инков могла быть зафиксирована в кипу.

 Инки были хорошими врачами.

Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Архитекту́ра и́нков известна массивностью своих конструкций, прочностью сооружений и мастерством кладки.

Примером архитектурного искусства служит их древний город Мачу-Пикчу.

Если устали, можно стоя просматривать видео.

Просмотр видеоролика о городе Мачу-Пикчу.

Заполнение рабочего листа «Инки»


Таким образом,  народы средневековой Америки создали необычные порядки и оригинальную культуру, не похожую ни на одну из культур народов Европы и Азии.

5. Подведение итога урока.

 Ребята , в начале урока мы ставили проблемный вопрос «какой след оставили народы и государства доколумбовой Америки?

Какой вывод мы с вами можем сделать? Заслушиваем ответ ребят.

  • Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
  • У них складывались классовые общества и возникали государства.
  • Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.
  • За что поставили памятник русскому ученому Кнорозову
  1. Отметьте черты, присущие цивилизациям доколумбовой Америки /поднимаем руку вверх если эта черта была присуща цивилизациям доколумбовой Америки. Рука опущена, если это было не свойственно цивилизациям доколумбовой Америки. /  Да или нет
  • 1.        Умение людей выплавлять железо /нет/.
  • 2.        Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/.
  • 3.        Отсутствие тягловых животных /да/.
  • 4.        Наличие знати /да/.
  • 5.        Развитие астрономических и математических знаний /да/.
  • 6.        Вера во множество богов /да/.
  • 7.        Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/.
  • 8.        Широкое использование тягловых животных /нет/.
  • 9.        Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/.
  • 10.   Европейцы называли коренное население Америки «индейцами», потому что считали, что они попали в Индию. /да/.

3. Распределить по группам. Народы –майя, ацтеки, инки.

6. Рефлексия

Фразеологизмы.  

Ребята, вы молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и показали свои знания, полученные на предыдущих уроках истории. Как вы считаете, какую оценку вы сегодня заслужили?

Оценки за урок.

7. Домашнее задание:

        Параграф 26, записи, составить рассказ от имени жителя любой из стран доколумбовой Америки.



Предварительный просмотр:

от жителей доколумбовой Америки

Кипу

  Иероглифы

Юкатан

Чичен-ица

Календарь

Двадцатеричная система

«ноль»

Теночтитлан

Плавающее земледелие

Горы Анды

Куско

Почтовая связь

Великий Инка

Мачу-пикчу

Медицина

Добыча и обработка металлов

Музыка и театр

365 дней году

Мексика

Ювелирные украшения

Верь в себя! У тебя сегодня все получится!

Желаю плодотворной работы!

Улыбнись! От твоей улыбки станет день светлей!

Пусть сегодняшний урок станет новой ступенькой к твоему успеху в страну знаний!

Ты добьешься всего, только нужно потрудиться!  Успех и радость будут сегодня твоими спутниками.

Нет ничего не возможного, смело берись за любое дело!

 Даша

 Тимур

 Ваня

 Миша

 Аянат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

7 класс, открытый урок. Тема:"Древние цивилизации Латинской Америки. Майя."

Представляю итоговый урок по теме "Древние цивилизации Латинской Америки.Майя" в 7 классе...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Открытый урок в 10 классе на тему: "Цивилизация майя"

План-конспект урока в 10 классе на тему: "Цивилизация майя"Цели: развить навыки чтения с пониманием основного содержания; активизировать лексические и фонетические навыки.Оборудование: карти...