урок истории "Блокадный Ленинград"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Виноградова Марина Петровна

Урок истории в 10 классе , посвящен снятию блокады Ленинграда , мужеству и стойкости ленинградцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad.docx34.78 КБ
Файл blokadnyy_leningrad.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кыренская открытая (сменная)общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока мужества

«Никто не забыт и ничто не забыто»

К 80 летию полного освобождения города Ленинграда

2024

27 января 2025 года исполнится 81 год со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

В современном, быстро меняющемся мире – целая эпоха. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

Мероприятия, посвященные 80-летию снятия блокады Ленинграда, проводятся в МБОУ КОСОШ в период с 27 по 31 января 2024 г.

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Задачи проведения урока мужества:

  1. Донести до понимания учащимися роли и значения Великой Победы для судеб народов РФ и всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире, как страны победительницы в Великой Отечественной войны и во Второй мировой.
    2. Способствовать осмыслению учащимися таких духовно нравственных ценностей, как Родина-мать, историческая память, юные защитники, а также уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
    3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу нашего народа, как взрослого населения, так юных тружеников, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.
    4. Воспитывать тесную семейно-родственную связь, взаимосвязь региональной и этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей нашего города.
  2. Ожидаемые результаты проведения Урока мужества ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
    Личностные результаты:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 1
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение систематизировать и обобщать исторические факты , выявлять характерные признаки исторических явлений;
  • формулировка и обоснование выводов.

  1. - формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания гражданина РФ, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
    - воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне; - воспитание чувства гордости за свою город и свою страну, за жителей и детей осажденного Севастополя, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
    - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

    Предметные результаты:
    - знание основных вех истории обороны нашего города , к контексте Великой Отечественной войны;
    - умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов своих сверстниках во имя свободы и независимости города Севастополя и всей Родины;
    - способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;
    - проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.
    Форма организации деятельности детей:урок мужества в виде устного журнала(свидетельства войны) для старшеклассников
    Оборудование:
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер/ноутбук

Оформление помещения:

Плакаты, рисунки, газеты, фотоальбомы, письма ветеранам, и посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда.

Звуковое и фоновое сопровождение:

  • «Дети войны» в исп. Т. Гвердцетели
  • «Дети Ленинграда» в исп. В. Толкуновой
  • отрывок из Седьмой Симфонии Д.И. Шостаковича
  • "Наш город" муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова
  • "Санкт-Петербург" Муз. и сл. О.Кваши
  • Разрывы снарядов
  • Звук сирены «Воздушная тревога»
  • Звучание метронома
  • Сообщение о прорыве блокады "...от советского информбюро..."

Видео сопровождение:

  • Презентация «Дети блокадного Ленинграда»
  • Видеоклип "900 дней" на песню В. Плешака, сл. М. Дахие "Ты помнишь, товарищ"
  • Видеоклип "Дорога жизни" на песню А. Розенбаума "На Дороге Жизни"

Ход внеклассного мероприятия:

Подготовка к мероприятию начинается заранее. Группа делится на подгруппы: историки (они готовят рассказ о событиях блокадных лет), артисты (готовят стихи и песни), кулинары (готовят праздничную пищу для новогоднего стола 1942 г – ячневая каша на воде, кусочек хлеба, леденец). Учащиеся готовят информацию сами и с помощью преподавателя, используют дополнительную литературу и интернет-ресурсы. Дети готовят презентации, приносят из дома фотографии (группа оформителей).

Звучит Гимн РФ

Учитель:

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

(Ольга Бергольц)

Читает очерк «Блокада сердца» (по ходу чтения идет презентация с видами современного Санкт-Петербурга).

Падал белый снег. Короткие питерские сумерки — и почти уже ночь. Во влажной дымке растворяются фонари, дома, проходящие люди. Невский, Грибоедова, Миллионная — маршрут знакомый, по которому каждый день хожу в университет. Люди спешат куда-то, и никто не останавливается, почти никто не смотрит друг на друга. Лица к вечеру озабоченные и усталые. Улыбка или смех — невероятная редкость. Кажется, прошедшее 300-летие на мгновение осветило город огнями фейерверков — и снова будни, снова зимняя дремота города-гиганта. За свою историю город дважды пустел более чем наполовину. Первый раз — после смерти Петра I, когда появилась надежда, что столица из этих болот вернется в благополучную Москву, второй раз — в ленинградскую блокаду. Шансов почти не было, но оба раза Петербург выжил. Выжили люди, выжила мечта об особом культурном и духовном центре России.

Вечерний город невероятен и прекрасен. Как часто я слышу от друзей из других городов или даже из других стран, что Петербург очень красив, возможно, это даже самый красивый город на свете. Мне хочется им верить, и все же несмотря на фантастическую подсветку и обилие праздников меня не оставляет чувство, что город устало дремлет. Пессимизм? Может быть... Или мучительный поиск ответа на вопрос о том, что значит для человека и для города выжить и оставаться живым?

Далее выступает группа историков. Они рассказывают о боях на подступах к городу и начале блокады. (используется диск «Ленинград в блокаде»), их рассказ иллюстрируется слайд-шоу с диска и фрагментами кинохроники.

Звучит Седьмая симфония Д.И. Шостаковича.

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был захвачен Псков, 10 июля немецкие части прорвали фронт и силами 4-я танковой группы армии «Север» вышли к реке Плюса и далее устремились к Луге. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу, и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга. С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда.

Группа артистов.

Не в первый раз идти нам вдоль пустынной,

Вдоль отсверкавшей окнами стены.

Но перед неожиданной картиной

Остановились мы, поражены.

К стене в печали руки простирала,

Как бы ослепнув, женщина. Она,

Беде не веря, сына окликала.

Еще кирпичной пыли пелена

Казалась теплой

И на кровь похожей.

«Василий, Вася, Васенька, Сынок!

Ты спал, родной,

Откликнись мне. О боже!»

...Из черных дыр оконных шел дымок.

Рыданьем этим, горем материнским,

Холодный день, обжег ты души нам.

А вечером

В полку артиллерийском

Мы обо всем поведали друзьям.

Кто под луной не вспомнил дымноликой

Родную мать?

Чье сердце нам верней?

Гнев наших залпов

Равен будь великой

Любви многострадальных матерей!

Группа историков.

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиционного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е.Бадаева.

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные - по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек.

Группа артистов

31 декабря 1941

Мне скажут — Армия...

Я вспомню день — зимой,

январский день сорок второго года.

Моя подруга шла с детьми домой —

они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен, хоть и недалек.

И подошел к ним человек в шинели,

взглянул — и вынул хлебный свой паек,

трехсотграммовый, весь обледенелый.

И разломил, и детям дал чужим,

и постоял, пока они поели.

И мать рукою серою, как дым,

дотронулась до рукава шинели.

Дотронулась, не посветлев в лице...

Не ведал мир движенья благодарней!

Мы знали всё о жизни наших армий,

стоявших с нами в городе, в кольце.

...Они расстались. Мать пошла направо,

боец вперед — по снегу и по льду.

Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,

от голода качаясь на ходу.

Он шел на фронт, мучительно палим

стыдом отца, мужчины и солдата:

огромный город умирал за ним

в седых лучах январского заката.

Он шел на фронт, одолевая бред,

все время помня — нет, не помня — зная,

что женщина глядит ему вослед,

благодаря его, не укоряя.

Он снег глотал, он чувствовал с досадой,

что слишком тяжелеет автомат,

добрел до фронта и пополз в засаду

на истребленье вражеских солдат...

...Теперь ты понимаешь — почему

нет Армии на всей земле любимей,

нет преданней ее народу своему,

великодушней и непобедимей!

Группа историков.

Город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели и как пульс города звучал знаменитый ленинградский метроном (звук метронома).Если был сигнал воздушной тревоги, он бился быстрее, если все было спокойно – медленнее (сигнал воздушной тревоги) 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде (звучит фрагмент симфонии)

Жители города страдали от отсутствия еды, воды, тепла. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано: «Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами - мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день». (презентация)

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. Речь идёт о тех маленьких ленинградцах, которые прошли все тяготы и лишения вместе со своим городом. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградские женщины проявили столько материнской любви и самоотверженности, что перед величием их подвига можно преклоняться. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами -работниками детских домов во время опасности. "Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили. Артиллерийским снарядом выбило все рамы и внутренние перегородки тех домиков, в которых были расположены ясли. Но все дети - их было сто семьдесят - были спасены".

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

Группа артистов:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?.. Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом паспорта.

И в этом нет беды. но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно от того, что мы не будем

Ни старше, ни взрослее, чем тогда".

(Ю.Воронов)

Группа историков:

В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни". Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

В блокадном городе были организованы даже новогодние елки для детей, где в качестве подарка детям давали по тем временам прекрасный обед.

(группа кулинаров со своей презентацией)

Группа историков.

В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

Обороной города руководил вначале К.Е.Ворошилов, а после его отстранения — Жуков, хозяйственной стороной занимался Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) товарища А.А.Жданова. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей.

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная дорога. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

(Презентация с муз. сопровождением)

Группа артистов

Ты мой голос слышал, за кольцом,

Дай мне руку! Прорвана блокада.

Сердце к сердцу - посмотри в лицо.

Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,

На полотнах полковых знамен.

На века убийцам нет прощенья.

Прорвана блокада. Мы идем!

Мы сегодня снова наступаем,

Никогда не повернем назад...

Мой малыш-сынишка - спит, не зная,

Как сегодня счастлив Ленинград.

Группа историков. (на фоне музыки)

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек погибших от голода и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек.

Группа артистов:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй:

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Минута молчания под звук метронома

(Звучат песни о Ленинграде и Санкт-Петербурге)

Учитель:

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал.

Документальный фильм «Блокада Ленинграда»



Предварительный просмотр:

МБОУ «Кыренская открытая (сменная)общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока мужества

«Никто не забыт и ничто не забыто»

К 80 летию полного освобождения города Ленинграда

2024

27 января 2025 года исполнится 81 год со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

В современном, быстро меняющемся мире – целая эпоха. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

Мероприятия, посвященные 80-летию снятия блокады Ленинграда, проводятся в МБОУ КОСОШ в период с 27 по 31 января 2024 г.

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Задачи проведения урока мужества:

  1. Донести до понимания учащимися роли и значения Великой Победы для судеб народов РФ и всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире, как страны победительницы в Великой Отечественной войны и во Второй мировой.
    2. Способствовать осмыслению учащимися таких духовно нравственных ценностей, как Родина-мать, историческая память, юные защитники, а также уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
    3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу нашего народа, как взрослого населения, так юных тружеников, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.
    4. Воспитывать тесную семейно-родственную связь, взаимосвязь региональной и этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей нашего города.
  2. Ожидаемые результаты проведения Урока мужества ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
    Личностные результаты:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 1
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение систематизировать и обобщать исторические факты , выявлять характерные признаки исторических явлений;
  • формулировка и обоснование выводов.

  1. - формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания гражданина РФ, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
    - воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне; - воспитание чувства гордости за свою город и свою страну, за жителей и детей осажденного Севастополя, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
    - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

    Предметные результаты:
    - знание основных вех истории обороны нашего города , к контексте Великой Отечественной войны;
    - умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов своих сверстниках во имя свободы и независимости города Севастополя и всей Родины;
    - способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;
    - проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.
    Форма организации деятельности детей:урок мужества в виде устного журнала(свидетельства войны) для старшеклассников
    Оборудование:
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер/ноутбук

Оформление помещения:

Плакаты, рисунки, газеты, фотоальбомы, письма ветеранам, и посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда.

Звуковое и фоновое сопровождение:

  • «Дети войны» в исп. Т. Гвердцетели
  • «Дети Ленинграда» в исп. В. Толкуновой
  • отрывок из Седьмой Симфонии Д.И. Шостаковича
  • "Наш город" муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова
  • "Санкт-Петербург" Муз. и сл. О.Кваши
  • Разрывы снарядов
  • Звук сирены «Воздушная тревога»
  • Звучание метронома
  • Сообщение о прорыве блокады "...от советского информбюро..."

Видео сопровождение:

  • Презентация «Дети блокадного Ленинграда»
  • Видеоклип "900 дней" на песню В. Плешака, сл. М. Дахие "Ты помнишь, товарищ"
  • Видеоклип "Дорога жизни" на песню А. Розенбаума "На Дороге Жизни"

Ход внеклассного мероприятия:

Подготовка к мероприятию начинается заранее. Группа делится на подгруппы: историки (они готовят рассказ о событиях блокадных лет), артисты (готовят стихи и песни), кулинары (готовят праздничную пищу для новогоднего стола 1942 г – ячневая каша на воде, кусочек хлеба, леденец). Учащиеся готовят информацию сами и с помощью преподавателя, используют дополнительную литературу и интернет-ресурсы. Дети готовят презентации, приносят из дома фотографии (группа оформителей).

Звучит Гимн РФ

Учитель:

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

(Ольга Бергольц)

Читает очерк «Блокада сердца» (по ходу чтения идет презентация с видами современного Санкт-Петербурга).

Падал белый снег. Короткие питерские сумерки — и почти уже ночь. Во влажной дымке растворяются фонари, дома, проходящие люди. Невский, Грибоедова, Миллионная — маршрут знакомый, по которому каждый день хожу в университет. Люди спешат куда-то, и никто не останавливается, почти никто не смотрит друг на друга. Лица к вечеру озабоченные и усталые. Улыбка или смех — невероятная редкость. Кажется, прошедшее 300-летие на мгновение осветило город огнями фейерверков — и снова будни, снова зимняя дремота города-гиганта. За свою историю город дважды пустел более чем наполовину. Первый раз — после смерти Петра I, когда появилась надежда, что столица из этих болот вернется в благополучную Москву, второй раз — в ленинградскую блокаду. Шансов почти не было, но оба раза Петербург выжил. Выжили люди, выжила мечта об особом культурном и духовном центре России.

Вечерний город невероятен и прекрасен. Как часто я слышу от друзей из других городов или даже из других стран, что Петербург очень красив, возможно, это даже самый красивый город на свете. Мне хочется им верить, и все же несмотря на фантастическую подсветку и обилие праздников меня не оставляет чувство, что город устало дремлет. Пессимизм? Может быть... Или мучительный поиск ответа на вопрос о том, что значит для человека и для города выжить и оставаться живым?

Далее выступает группа историков. Они рассказывают о боях на подступах к городу и начале блокады. (используется диск «Ленинград в блокаде»), их рассказ иллюстрируется слайд-шоу с диска и фрагментами кинохроники.

Звучит Седьмая симфония Д.И. Шостаковича.

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был захвачен Псков, 10 июля немецкие части прорвали фронт и силами 4-я танковой группы армии «Север» вышли к реке Плюса и далее устремились к Луге. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу, и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга. С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда.

Группа артистов.

Не в первый раз идти нам вдоль пустынной,

Вдоль отсверкавшей окнами стены.

Но перед неожиданной картиной

Остановились мы, поражены.

К стене в печали руки простирала,

Как бы ослепнув, женщина. Она,

Беде не веря, сына окликала.

Еще кирпичной пыли пелена

Казалась теплой

И на кровь похожей.

«Василий, Вася, Васенька, Сынок!

Ты спал, родной,

Откликнись мне. О боже!»

...Из черных дыр оконных шел дымок.

Рыданьем этим, горем материнским,

Холодный день, обжег ты души нам.

А вечером

В полку артиллерийском

Мы обо всем поведали друзьям.

Кто под луной не вспомнил дымноликой

Родную мать?

Чье сердце нам верней?

Гнев наших залпов

Равен будь великой

Любви многострадальных матерей!

Группа историков.

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиционного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е.Бадаева.

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные - по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек.

Группа артистов

31 декабря 1941

Мне скажут — Армия...

Я вспомню день — зимой,

январский день сорок второго года.

Моя подруга шла с детьми домой —

они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен, хоть и недалек.

И подошел к ним человек в шинели,

взглянул — и вынул хлебный свой паек,

трехсотграммовый, весь обледенелый.

И разломил, и детям дал чужим,

и постоял, пока они поели.

И мать рукою серою, как дым,

дотронулась до рукава шинели.

Дотронулась, не посветлев в лице...

Не ведал мир движенья благодарней!

Мы знали всё о жизни наших армий,

стоявших с нами в городе, в кольце.

...Они расстались. Мать пошла направо,

боец вперед — по снегу и по льду.

Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,

от голода качаясь на ходу.

Он шел на фронт, мучительно палим

стыдом отца, мужчины и солдата:

огромный город умирал за ним

в седых лучах январского заката.

Он шел на фронт, одолевая бред,

все время помня — нет, не помня — зная,

что женщина глядит ему вослед,

благодаря его, не укоряя.

Он снег глотал, он чувствовал с досадой,

что слишком тяжелеет автомат,

добрел до фронта и пополз в засаду

на истребленье вражеских солдат...

...Теперь ты понимаешь — почему

нет Армии на всей земле любимей,

нет преданней ее народу своему,

великодушней и непобедимей!

Группа историков.

Город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели и как пульс города звучал знаменитый ленинградский метроном (звук метронома).Если был сигнал воздушной тревоги, он бился быстрее, если все было спокойно – медленнее (сигнал воздушной тревоги) 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде (звучит фрагмент симфонии)

Жители города страдали от отсутствия еды, воды, тепла. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано: «Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами - мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день». (презентация)

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. Речь идёт о тех маленьких ленинградцах, которые прошли все тяготы и лишения вместе со своим городом. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградские женщины проявили столько материнской любви и самоотверженности, что перед величием их подвига можно преклоняться. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами -работниками детских домов во время опасности. "Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили. Артиллерийским снарядом выбило все рамы и внутренние перегородки тех домиков, в которых были расположены ясли. Но все дети - их было сто семьдесят - были спасены".

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

Группа артистов:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?.. Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом паспорта.

И в этом нет беды. но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно от того, что мы не будем

Ни старше, ни взрослее, чем тогда".

(Ю.Воронов)

Группа историков:

В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни". Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

В блокадном городе были организованы даже новогодние елки для детей, где в качестве подарка детям давали по тем временам прекрасный обед.

(группа кулинаров со своей презентацией)

Группа историков.

В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

Обороной города руководил вначале К.Е.Ворошилов, а после его отстранения — Жуков, хозяйственной стороной занимался Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) товарища А.А.Жданова. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей.

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная дорога. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

(Презентация с муз. сопровождением)

Группа артистов

Ты мой голос слышал, за кольцом,

Дай мне руку! Прорвана блокада.

Сердце к сердцу - посмотри в лицо.

Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,

На полотнах полковых знамен.

На века убийцам нет прощенья.

Прорвана блокада. Мы идем!

Мы сегодня снова наступаем,

Никогда не повернем назад...

Мой малыш-сынишка - спит, не зная,

Как сегодня счастлив Ленинград.

Группа историков. (на фоне музыки)

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек погибших от голода и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек.

Группа артистов:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй:

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Минута молчания под звук метронома

(Звучат песни о Ленинграде и Санкт-Петербурге)

Учитель:

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал.

Документальный фильм «Блокада Ленинграда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...