Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание на уроках истории.
статья по истории (11 класс)

Шалгынова Наталья Павловна

сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия восптания духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание на уроках истории.

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

В современных условиях учащиеся столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное – ценностное содержание изучаемого факта. Возрастание объема исторических знаний не делает человечество духовное, нравственно чище и добрее.

Источниками нравственной культуры могут стать труды выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей; народная педагогика; нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд; произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся нравственную культуру, и в конечном счете, на самовоспитание учеников.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Главная задача учителя – включить учащихся в процесс осознания и переживания нравственных ценностей как потребностей общества, субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов.

В планируемых результатах освоения программы по истории на уровне среднего общего образования в личностных результатах по ФРП:

Духовно-нравственного воспитания:

- личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа;

- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества;

- понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

На урок истории предусмотрено изучение НРК (национально-региональный компонент). Такие уроки важны для нравственного воспитания. Именно на таких уроках школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у односельчан, жителей своего села. Знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Например, создание мешочка- оберега. Этот мешочек-оберег от болезней, помогает очищать разум и душу и отгонять нечистую силу.  Внутри мешочка-оберега трава ирбен от (чабрец). «Сила духа» – именно так с древнегреческого переводится «чабрец». Раньше в праздник Богородицы этим ползучим растением украшали иконы в церкви и дома, поэтому его называют еще Богородской травой. Наши предки верили, что чабрец в доме не только защищает от болезней, но и помогает очищать разум и душу, отгонять нечистую силу. Хакасы именно с помощью чабреца проводят обряд очищения (алас).
        Лечение любых болезней начинали с обряда окуривания «алас». Обряд окуривания младенцев назывался «ызырых». Он применялся в профилактических целях от испуга. При окуривании на совочек клали девять горящих угольков, девять зернышек ячменя, семь щепоток соли и ирбен (Богородскую траву). Обряд «ызырых» совершали на каждый девятый день новолуния.
        Ирбен (чабрец) действовал на больного лучше плохого шамана. Он у хакасов считался первой лечебной травой. Применение лекарственных растений (их насчитывалось более 100 названий) уходит в глубь веков. В героическом эпосе упоминается волшебная «трехсуставная белая трава», которой ожидают погибших богатырей. По хакасским обычаям, лекарственные растения выкапывали утром, становясь со стороны восхода солнца. Вместо выкопанного корня клали белую шерстинку или серебряную монету и благодарили землю: «Мы тебя почитаем! Дай нам исцеление! Дай нам здоровье!» Заготовляли траву с июля и до первых заморозков. Пили лекарства только вечером, когда на небе появлялись звезды. Считалось, что в это время лекарство действует сильнее. Лечение начинали при новолунии. Во время лечения остерегались называть имя болезни, иначе думали, что она может усилиться.

Так же можно оформить мешочек-оберег хакасскими орнамента и бусинками. Значение цвета в узорах орнамента. В хакасской вышивке преобладают, яркие радужные цвета: белый, красный, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый и т.д. Каждый цвет имеет свой смысл:

Красный – цвет отражает радость, красоту, любовь, полную жизнь;

Белый – цвет радости, чистоты;

Синий – цвет неба, воды;

Зелёный – цвет зелени, молодости, надежды;

Оранжевый – цвет тепла, золота;

Жёлтый – цвет созревшей пшеницы, цвет осени, падающих листьев. Правда, в древности хакасы считали желтый цвет цветом болезни и несчастья и редко его использовали.

Таким образом, формируя этнокультурную компетентность, мы закладываем основу духовно – нравственных качеств личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения...

Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям

Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»

        В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...

Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания

Статья посвящена формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания. Анализируются понятия духовность, нравственные качества личности, ...