Синее синего
книга по истории (9, 10, 11 класс)
Вечер, как в библиотеке засиделся. Заказ оставил, и книгу жду. Зал пустой, гулкий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 390.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Синее синего
Аннотация:
Вечер, как в библиотеке засиделся. Заказ оставил, и книгу жду. Зал пустой, гулкий.
(Рассказ основан на реальных событиях)
Вечер, как в библиотеке я засиделся. Зал пустой, гулкий, заказ оставил - книгу жду, на часы смотрю - домой пора. А книги единственной - нет и нет.
Идею с ней - хороший знакомый подкинул.
Случай ему из детства рассказал: как патрон у дороги нашел, в "казаки - разбойники играли".
Одна группа прячется, другая - ищет. Но те, кто в засаде, должны для азарта - метки на тропе рисовать.
Веду я по земле стрелу, "пальбу" предвкушаю...
Глянь, а рядом, за травинкой... Патрон! Сколько бегали, не замечали!
Ржавчиной, зеленью покрыт, пуля с него - на ладонь выпала...
Побыл тогда я у знакомого в гостях, домой собрался, он на пороге и спохватился:
- А что, если в архивы заглянуть? Теперь-то мы знаем, целились откуда? Думать здесь надо, а не копать или байки слушать!
Ходила у нас история про эти места.
Как атаман, или офицер, при штабе: схрон оставил, а забрать - не смог.
Не очень-то в нее верили, но однажды, по весне.
Треснула земля у дороги, квадратом осела.
Решил то место, умелец здешний, в одиночку пробить.
Дождался вечера, занес арматуру: раз, другой ткнул. А на третий...
Прут вниз - так и ухнул! И ответно ему, из под земли - удар глухой, будто эхо... Трубит, не умолкает! Бросил он ту затею и наутек... А на утро от трещины - и след простыл!
Уходят читатели, пустеют залы,
Светильники гаснут, окна - двери хлопают, а книги моей - нет...
Много я пожелтевших страниц пролистал, картотеки - справочники разрыл, пока на заглавие вышел. Да и не книга мне нужна, а схема, что в приложении к ней, по формуляру.
Устал, как черт - чего только не начитался, мысли в голове разные.
К сквознякам прислушиваюсь, на скрипы - шаги вздрагиваю!
"А что, если библиографы... Специально время тянут - "на живца" ссылка, битая?! Позвонят, куда надо: заказ в разработке, высылайте наряд!"
Тени по коридорам маячат, в штатском: "Ваша подпись на бланке? Не из дворян ли будете? За золотом пришли?""
За стеклами - вьюга ноет, к ночи сильней. Сердце стучит, опять "осенило"!?
Не повезло ведь тому, кто патрон уронил!
Потому и схрон не забрал, в овражек скатился.
А с полок библиотечных... Бюсты взирают мрачно - грознее сфинксов!
Глазами мутными и вечными, губами бескровными, мраморными шевелят...
"Смотрите на графа Монте-Кристо! Нашел патрон, и карту ждет, на блюдечке розовом. А гильза лишь убереглась на том, что пулей закупорилась!
И сколько их, пустых и обожженных - в лесах ржавеет, разбросанных? Мало ли стел, крестов над холмами? Оглянись-ка на нас, и мы... Живы были!
Сгинь отсюда - пока цел, и пурга путь-дорогу не замела!"
Послушался их, в раздевалку подался - в вестибюле ни души.
А на выдаче... Заказ мой - страницами шелестит, дожидается!
Не вытерпел - вернулся, руку тяну...
Как голос резкий из полутьмы. "Формуляр подпишите!" Глаза у библиографа злые, навыкате и с холодком: "Правил не знаете? Билета лишу!"
Расписался я в бланке, будто допрос подтвердил.
Возвращаюсь, бегу по лестницам, в руках книга с "ятями", дыхание сводит... Она!!! Карта!
Два цвета на ней: черный и синий, красного нет.
Пальцем веду по глянцу, ноготь скрипит: "Вот тебе и раз... И за что бились, стрелялись верховые, в погонах? Или без них..."
Поле чистое в плане, ковыль серебрится... И озеро рядом, синей синего, глаз не отвести! Хотели бы там что зарыть... Но негде, и не смогли бы!
К знакомому еду, чья идея была - злой, как дьявол! Копию с читалки несу, черным по белому. Он же ее - на свет поглядел, к носу поднес, морщится...
- В библиотеке надо нюхать! - говорю ему: Напрасно полдня я - бумагой дышал! Нет места для схрона, пустошь... И озеро, в придачу.
- А почему оно синее?
Смотрю на копию, и правда... Как угадал?
Опять вода, синее - синего!? Сочнее цвета быть не может.
Круги расходятся, от неба лазурь. Черточки лугов, словно ресницы, штрихи бережно - что завитки берез по берегу. И сквозь них - знаки топографические ...
Как план не поверни, на озере взор виснет, в глубине его тонет.
- А рисовал кто? Не лесника та рука: тонко, грамотно слишком! Патрон, по карте, где выпал?
- Примерно против поляны. Сруб на ней еще был: гнилой, колодезный, не отмечен на плане!
- Военный карту чертил, пристрелку хотел вести. Зачем же он озеро раскрасил, понять не могу? А сруб от патрона... Близко был?
- Саженей так сто или двести. Ближе не играли, упаси! Провалиться несложно... Да и страшновато, если сумерки - безлюдно обычно. Костры в низине, бывало, жгли.
- Ну и черт с ним! Без него дистанция - до метра сходится! Калибр помните?
- Трехлинейка... Гильзой любил свистеть - глубокая, ребята завидовали. Только не ею пальнули, не стрелянная она! И откуда целиться, с воды? Синей синего? Не было здесь водоема, или болота никогда! Разве, когда теплотрассу из города вели, в низине на мамонта наткнулись. Но это подальше, к оврагам.
- Не мог тот мамонт до Гражданской дожить...
- Жаль! Давайте, хоть озеро поищем, русалок спросим?!
Невтерпеж нам, на руках с картой - лета ожидать, охота - пуще неволи.
Договорились: встретимся у трассы, на лыжне в выходной.
Катим вдоль труб, сугробы меряем.
- Отсюда до озера... Пол локтя всего!
Ветер карту выхватил и давай по полю гонять.
- Какие тут локти в снегу?
- Да я по плану, слежу! Глянь, неужто... Под нами оно?! Видите?
Лишь ветер крутой, от ледышек синий, лицо сечет.
Обшивку на трубах рвет, как выстрелы в спину: Бах! Бах!
И скрыться от метели негде ...
Лыжники с криком несутся по склону, не видя нас из-за пурги.
И мы их - тоже, далеко в прошлое ушли.
К весне сообразили: со старым планом следует... "Спутник" совместить!?
И ровно в половодье, синева нам открылась, и лазурь с неба, да в землю тут же ушла!
Лишь на портале, где мемуары и письма, с кладом слегка прояснился вопрос: фамилия лесничего всплыла.
Но не лесником он, по призванию, оказался: кадет из корпуса, по специальности, военный топограф.
В войну за бедными, ли за богатыми не пошел, при лесах затерялся. О казачестве, по письмам, часто вспоминал. Надеялся, вернется оно, тосковал по просторам. Будто не рад, что, в итоге, жив остался?!
И была у кадета мечта. Девицу на вечеринке приметил, но при друзьях объясниться не смог. В дневнике о ней трепетал, но как встретились они...
В тени ветвей, или под кедрами - точных координат не указано!
Полагаю, у озера, что со взором, синей синего,
Если в знаки, тона или линии - чувства те слились!
История про перестрелку в ночи, патрон, колодец и золото ...
Что знакомый наплел, в дневниках и архивах не числится.
Да кто же о схроне, черным по белому, в мемуарах напишет?!
И зацепок - более нет, увы!
Разве что шифром, потому и сокровище - пока на месте лежит...
Или, за порохом и войною, проклято оно.
Хотя, если книгам, ли сфинксам поверить, может счастливчику тайна и откроется!
http://samlib.ru/d/denisow_d_p/___sinee_sinego__.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"
Данная презентация поможет уителю в проведении урока-путешествия по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"....
Презентация к учебнику Селивановой Н. "Синяя птица"
Презентация с иллюстративным материалом "Музей Клюни" для учащихся, изучающих французский язык в 9 классе к теме "Я гуляю по Парижу". В презентации отражена история возникновения музея и фотографии пр...
Педагогическая мастерская по теме: «Абу Али ибн Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения».
Данная мастерская, включает в себя два спаренных урока и проводится в 8 классе.Цель данной мастерской: познакомить учащихся с великим учёным, врачом, умнейшим человеком, поэтом – Абу – Али – Ибн...
Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"...
«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
Данная разработка является одним из примеров эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

"Халык мәхәббәте- синең исемең, Халык гомере-синең гомерең"
Әдәбияттан Г.Тукайга багышланган иҗади проект яклау дәресе...