Синее синего
книга по истории (9, 10, 11 класс)

Денисов Дмитрий Павлович

Вечер, как в библиотеке засиделся. Заказ оставил, и книгу жду. Зал пустой, гулкий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinee_sinego_.docx390.91 КБ

Предварительный просмотр:

Синее синего

Аннотация:
Вечер, как в библиотеке засиделся. Заказ оставил, и книгу жду. Зал пустой, гулкий.

(Рассказ основан на реальных событиях)

0x01 graphic

Вечер, как в библиотеке я засиделся. Зал пустой, гулкий, заказ оставил - книгу жду, на часы смотрю - домой пора. А книги единственной - нет и нет.

Идею с ней - хороший знакомый подкинул.

Случай ему из детства рассказал: как патрон у дороги нашел, в "казаки - разбойники играли".

Одна группа прячется, другая - ищет. Но те, кто в засаде, должны для азарта - метки на тропе рисовать.

Веду я по земле стрелу, "пальбу" предвкушаю...

Глянь, а рядом, за травинкой... Патрон! Сколько бегали, не замечали!

Ржавчиной, зеленью покрыт, пуля с него - на ладонь выпала...

Побыл тогда я у знакомого в гостях, домой собрался, он на пороге и спохватился:

- А что, если в архивы заглянуть? Теперь-то мы знаем, целились откуда? Думать здесь надо, а не копать или байки слушать!

Ходила у нас история про эти места.

Как атаман, или офицер, при штабе: схрон оставил, а забрать - не смог.

Не очень-то в нее верили, но однажды, по весне.

Треснула земля у дороги, квадратом осела.

Решил то место, умелец здешний, в одиночку пробить.

Дождался вечера, занес арматуру: раз, другой ткнул. А на третий...

Прут вниз - так и ухнул! И ответно ему, из под земли - удар глухой, будто эхо... Трубит, не умолкает! Бросил он ту затею и наутек... А на утро от трещины - и след простыл!

Уходят читатели, пустеют залы,

Светильники гаснут, окна - двери хлопают, а книги моей - нет...

Много я пожелтевших страниц пролистал, картотеки - справочники разрыл, пока на заглавие вышел. Да и не книга мне нужна, а схема, что в приложении к ней, по формуляру.

Устал, как черт - чего только не начитался, мысли в голове разные.

К сквознякам прислушиваюсь, на скрипы - шаги вздрагиваю!

"А что, если библиографы... Специально время тянут - "на живца" ссылка, битая?! Позвонят, куда надо: заказ в разработке, высылайте наряд!"

Тени по коридорам маячат, в штатском: "Ваша подпись на бланке? Не из дворян ли будете? За золотом пришли?""

За стеклами - вьюга ноет, к ночи сильней. Сердце стучит, опять "осенило"!?

Не повезло ведь тому, кто патрон уронил!

Потому и схрон не забрал, в овражек скатился.

А с полок библиотечных... Бюсты взирают мрачно - грознее сфинксов!

Глазами мутными и вечными, губами бескровными, мраморными шевелят...

"Смотрите на графа Монте-Кристо! Нашел патрон, и карту ждет, на блюдечке розовом. А гильза лишь убереглась на том, что пулей закупорилась!

И сколько их, пустых и обожженных - в лесах ржавеет, разбросанных? Мало ли стел, крестов над холмами? Оглянись-ка на нас, и мы... Живы были!

Сгинь отсюда - пока цел, и пурга путь-дорогу не замела!"

Послушался их, в раздевалку подался - в вестибюле ни души.

А на выдаче... Заказ мой - страницами шелестит, дожидается!

Не вытерпел - вернулся, руку тяну...

Как голос резкий из полутьмы. "Формуляр подпишите!" Глаза у библиографа злые, навыкате и с холодком: "Правил не знаете? Билета лишу!"

Расписался я в бланке, будто допрос подтвердил.

Возвращаюсь, бегу по лестницам, в руках книга с "ятями", дыхание сводит... Она!!! Карта!

Два цвета на ней: черный и синий, красного нет.

Пальцем веду по глянцу, ноготь скрипит: "Вот тебе и раз... И за что бились, стрелялись верховые, в погонах? Или без них..."

Поле чистое в плане, ковыль серебрится... И озеро рядом, синей синего, глаз не отвести! Хотели бы там что зарыть... Но негде, и не смогли бы!

К знакомому еду, чья идея была - злой, как дьявол! Копию с читалки несу, черным по белому. Он же ее - на свет поглядел, к носу поднес, морщится...

- В библиотеке надо нюхать! - говорю ему: Напрасно полдня я - бумагой дышал! Нет места для схрона, пустошь... И озеро, в придачу.

- А почему оно синее?

Смотрю на копию, и правда... Как угадал?

Опять вода, синее - синего!? Сочнее цвета быть не может.

Круги расходятся, от неба лазурь. Черточки лугов, словно ресницы, штрихи бережно - что завитки берез по берегу. И сквозь них - знаки топографические ...

Как план не поверни, на озере взор виснет, в глубине его тонет.

- А рисовал кто? Не лесника та рука: тонко, грамотно слишком! Патрон, по карте, где выпал?

- Примерно против поляны. Сруб на ней еще был: гнилой, колодезный, не отмечен на плане!

- Военный карту чертил, пристрелку хотел вести. Зачем же он озеро раскрасил, понять не могу? А сруб от патрона... Близко был?

- Саженей так сто или двести. Ближе не играли, упаси! Провалиться несложно... Да и страшновато, если сумерки - безлюдно обычно. Костры в низине, бывало, жгли.

- Ну и черт с ним! Без него дистанция - до метра сходится! Калибр помните?

- Трехлинейка... Гильзой любил свистеть - глубокая, ребята завидовали. Только не ею пальнули, не стрелянная она! И откуда целиться, с воды? Синей синего? Не было здесь водоема, или болота никогда! Разве, когда теплотрассу из города вели, в низине на мамонта наткнулись. Но это подальше, к оврагам.

- Не мог тот мамонт до Гражданской дожить...

- Жаль! Давайте, хоть озеро поищем, русалок спросим?!

Невтерпеж нам, на руках с картой - лета ожидать, охота - пуще неволи.

Договорились: встретимся у трассы, на лыжне в выходной.

Катим вдоль труб, сугробы меряем.

- Отсюда до озера... Пол локтя всего!

Ветер карту выхватил и давай по полю гонять.

- Какие тут локти в снегу?

- Да я по плану, слежу! Глянь, неужто... Под нами оно?! Видите?

Лишь ветер крутой, от ледышек синий, лицо сечет.

Обшивку на трубах рвет, как выстрелы в спину: Бах! Бах!

И скрыться от метели негде ...

Лыжники с криком несутся по склону, не видя нас из-за пурги.

И мы их - тоже, далеко в прошлое ушли.

К весне сообразили: со старым планом следует... "Спутник" совместить!?

И ровно в половодье, синева нам открылась, и лазурь с неба, да в землю тут же ушла!

Лишь на портале, где мемуары и письма, с кладом слегка прояснился вопрос: фамилия лесничего всплыла.

Но не лесником он, по призванию, оказался: кадет из корпуса, по специальности, военный топограф.

В войну за бедными, ли за богатыми не пошел, при лесах затерялся. О казачестве, по письмам, часто вспоминал. Надеялся, вернется оно, тосковал по просторам. Будто не рад, что, в итоге, жив остался?!

И была у кадета мечта. Девицу на вечеринке приметил, но при друзьях объясниться не смог. В дневнике о ней трепетал, но как встретились они...

В тени ветвей, или под кедрами - точных координат не указано!

Полагаю, у озера, что со взором, синей синего,

Если в знаки, тона или линии - чувства те слились!

История про перестрелку в ночи, патрон, колодец и золото ...

Что знакомый наплел, в дневниках и архивах не числится.

Да кто же о схроне, черным по белому, в мемуарах напишет?!

И зацепок - более нет, увы!

Разве что шифром, потому и сокровище - пока на месте лежит...

Или, за порохом и войною, проклято оно.

Хотя, если книгам, ли сфинксам поверить, может счастливчику тайна и откроется!

http://samlib.ru/d/denisow_d_p/___sinee_sinego__.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"

Данная презентация поможет уителю в проведении урока-путешествия по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"....

Презентация к учебнику Селивановой Н. "Синяя птица"

Презентация с иллюстративным материалом "Музей Клюни" для учащихся, изучающих французский язык в 9 классе к теме "Я гуляю по Парижу". В презентации отражена история возникновения музея и фотографии пр...

Педагогическая мастерская по теме: «Абу Али ибн Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения».

Данная мастерская, включает в себя два спаренных урока и проводится в 8 классе.Цель данной мастерской: познакомить учащихся с великим учёным, врачом, умнейшим человеком, поэтом –  Абу – Али – Ибн...

Әнием, мин сине көтәрмен!

Гөлзада Әхтәмованың "Берсе ак, берсе чуар" хикәясе буенча презентация....

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

"Халык мәхәббәте- синең исемең, Халык гомере-синең гомерең"

Әдәбияттан Г.Тукайга багышланган иҗади проект яклау дәресе...