Методическая разработка «Активные методы воспитания гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся»
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Юферова Светлана Михайловна

Цель реализации методической разработки - формирование активной гражданско-патриотической позиции школьников, основанной на традиционных российских ценностях..

Задачи:

- создать условия для социализации учащихся через систему  патриотических мероприятий в школе,

- развивать активные методы гражданско-патриотического воспитания на основе современных педагогических  технологий;

- культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре;

 - формировать у обучающихся духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

В урочной и внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию наиболее эффективны педагогические технологии:

- музейная педагогика,

- информационно-коммуникационные,

- проектная,

- технология развития критического мышления,

- личностно-ориентированная,

- игровая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Надымский район

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

Методическая разработка

«Активные методы воспитания гражданственности и патриотизма

как стратегия успешной социализации учащихся»

Автор: Юферова Светлана Михайловна,

учитель истории и обществознания.

Надым

2023

Актуальность методической разработки. Школа, как и всё современное общество, столкнулась с проблемами в области гражданско-патриотического развития личности: растущая популярность националистических идей в молодежной среде из-за свободы доступа к различным источникам информации в сети Интернет приводит к переоценке моральных ценностей, изменению мотивации деятельности, к своей роли в обществе, в истории своей страны.

Для преодоления проблемы были разработаны: программы внеурочной деятельности «История Вооруженных Сил РФ» и «Поиск истины», «История и традиции казачества». Совместно с социальными партнерами были разработаны и реализуются на базе Зала истории военного костюма и государственной символики программа дополнительного образования «Наследие», программа полицейской подготовки «Основы правовых знаний» совместно с ОМВД России по Надымскому району, программа пожарно-технической направленности «Азбука безопасности» совместно с Федеральным государственным казенным учреждением «1 отделением федеральной противопожарной службы ЯНАО». Большое значение в реализации данных программ имеют органы общественного управления школой Управляющий Совет МОУ и Совет отцов, которые являются организаторами и активными участниками мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной школе является системно - деятельностный подход. В основу работы положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание организационных условий для мотивационно - ценностного развития человека. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Цель реализации методической разработки - формирование активной гражданско-патриотической позиции школьников, основанной на традиционных российских ценностях..

Задачи:

- создать условия для социализации учащихся через систему патриотических мероприятий в школе,

- развивать активные методы гражданско-патриотического воспитания на основе современных педагогических технологий;

- культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре;

- формировать у обучающихся духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

В урочной и внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию наиболее эффективны педагогические технологии:

- музейная педагогика,

- информационно-коммуникационные,

- проектная,

- технология развития критического мышления,

- личностно-ориентированная,

- игровая.

Данные технологии позволяют использовать следующие активные формы и методы работы: интерактивные лекции, дебаты, музейные уроки, экскурсии, исторические квесты, исторические квизы, турниры, конкурсы и викторины, проекты и исследовательские работы, выставки плакатов, стенгазет, творческих работ, рисунков, фотовыставки, историко-краеведческие игры, встречи с ветеранами, социальные и патриотические акции, военно - спортивные игры и многие другие активные методы работы.

Продуктами работы могут стать: памятная книга, фотоальбом, видеофильм, новые музейные экспозиции, концерт, презентации и другие работы.

Визитной карточкой нашей школы стали социально-значимые проекты «Читающий автобус» и «Поющий автобус». Учащиеся в рейсовых городских автобусах читают стихи и исполняют песни, посвящённые Великой Отечественной войне. Популярными становятся выступления обучающихся школы с театрализованными постановками в торговых центрах и учреждениях города.

Ведущая роль во внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию в нашей школе отводится школьному музею. В течение года на базе школьного Зала истории военного костюма и государственной символики реализуются Дни Памяти А.Ю. Санникова, выпускника школы, офицера Российской Армии, погибшего при исполнении воинского долга в Чеченской республике. Встречи с ветеранами и тружениками Великой Отечественной войны, с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, СВО, экскурсии «Дни воинской славы России», исторические квесты, интеллектуальные игры и викторины, уроки-путешествия, являются неотъемлемой частью воспитательной системы школы, призванной реализовывать задачи социализации и гражданской активности школьников. Музейные уроки проводятся на базе организаций социальных партнёров: музея истории и археологии г. Надыма, Дома природы, музея ООО «Газпром Добыча Надым», музея им. Анатолия Зверева МОУ СОШ № 2 г. Надыма. Предлагаемые формы работы побуждают детей думать, переживать, анализировать факты истории и культуры. По инициативе поисково-исследовательской группы «Наследие» учащиеся школы участвуют во Всероссийских и районных акциях: «Посылка солдату», «Солдатский платок», «Знамя Победы», «Белые журавлики», «Стена памяти», «Георгиевская ленточка» и другие.

При разработке и проведении мероприятий в рамках музея мы учитываем следующие принципы деятельности:

- интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

- комплексность: включение всех типов восприятия;

- проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика;

- каждое посещение музея - это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- педагог и дети должны осознавать, что посещение музея - не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещение музея в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- отказ от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбор экспонатов для экскурсионного показа на основе возрастных интересов ребёнка;

- итог посещения музея - самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Музей в нашей школе органично вписывается в систему всех проводимых патриотических мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Особенностью нашей школы являются кадетские классы, для которых обязательной составляющей их специализации является гражданско-патриотическое воспитание. Кадеты школы – активные участники многих гражданско-патриотических мероприятий, проводимых муниципалитетом и округом, участники, призеры и победители районных военно-спортивных соревнований «Юный патриот! Своими делами славь Отечество!», регионального сетевого проекта «ЮнАрктика», призеры окружных военно-спортивных соревнований «Командарм». Зал истории военного костюма обеспечивает учащихся-кадет полноценной информационной базой для подготовки к интеллектуальным и творческим конкурсам, мероприятиям разного уровня.

История Российского государства богата великими и значимыми событиями. Испокон веков мужество, героизм, мощь русского оружия были неотъемлемой частью великого государства Российского. Уроки истории, обществознания, ОДНКНР призваны способствовать патриотическому воспитанию обучающихся. Каждый период истории нашего Отечества драматичен и значим. Задачами уроков истории является демонстрация учащимся преемственности времен и народов, поколений, раскрытие связи между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому воспитание патриотизма в молодом поколении тесно связано с изучением истории Отечества.

Уроки истории в формате Дебатов и сюжетно-ролевых игр (например, «Выборы»), которые мы используем в старших классах и частично в средних классах, позволяют детям усваивать исторические знания, пропуская их через собственную позицию, которую нужно представлять аудитории и аргументировано защищать. Активный поиск аргументов в различных исторических источниках развивает читательскую грамотность учащихся. Публичные выступления развивают ораторские способности и коммуникативные навыки учащихся, развивают активную жизненную и патриотическую позицию. Открытые уроки в формате Дебатов по темам «Петр Первый: реформатор или революционер на троне?», «Сталин: жестокий тиран или «отец народов?», «Образование и воспитание в СССР и современной России: плюсы и минусы» были представлены на муниципальных и региональных площадках и получили высокую оценку педагогов и родительской общественности.

Реализация методической разработки по использованию активных форм в урочной и внеурочной деятельности эффективно содействует гражданско-патриотическому воспитанию школьников, а также формированию морально-волевых качеств, необходимых в любой сфере человеческой деятельности. Положительный результат при реализации данной методической разработки достигнут при условии системной командной работы всего школьного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Активные методы обучения"

Могут быть использованы на уроках английского языка в начальной школе....

Методическая разработка "Активные методы обучения"

Методическая разработка "Активные методы обучения"...

Инновационный педагогический опыт "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся".

Актуальность инновационного педагогического опыта:1) изменения, происходящие в образовании, требуют от учителя совершенствования своих профессиональных качеств и нового подхода к методике преподавания...

Методы воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории. Методические рекомендации.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание, школа.Аннотация: из практики использования методов воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории....

Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках

Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках...