Методическая разработка «Активные методы воспитания гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся»
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Цель реализации методической разработки - формирование активной гражданско-патриотической позиции школьников, основанной на традиционных российских ценностях..
Задачи:
- создать условия для социализации учащихся через систему патриотических мероприятий в школе,
- развивать активные методы гражданско-патриотического воспитания на основе современных педагогических технологий;
- культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре;
- формировать у обучающихся духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
В урочной и внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию наиболее эффективны педагогические технологии:
- музейная педагогика,
- информационно-коммуникационные,
- проектная,
- технология развития критического мышления,
- личностно-ориентированная,
- игровая.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Надымский район
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Методическая разработка
«Активные методы воспитания гражданственности и патриотизма
как стратегия успешной социализации учащихся»
Автор: Юферова Светлана Михайловна,
учитель истории и обществознания.
Надым
2023
Актуальность методической разработки. Школа, как и всё современное общество, столкнулась с проблемами в области гражданско-патриотического развития личности: растущая популярность националистических идей в молодежной среде из-за свободы доступа к различным источникам информации в сети Интернет приводит к переоценке моральных ценностей, изменению мотивации деятельности, к своей роли в обществе, в истории своей страны.
Для преодоления проблемы были разработаны: программы внеурочной деятельности «История Вооруженных Сил РФ» и «Поиск истины», «История и традиции казачества». Совместно с социальными партнерами были разработаны и реализуются на базе Зала истории военного костюма и государственной символики программа дополнительного образования «Наследие», программа полицейской подготовки «Основы правовых знаний» совместно с ОМВД России по Надымскому району, программа пожарно-технической направленности «Азбука безопасности» совместно с Федеральным государственным казенным учреждением «1 отделением федеральной противопожарной службы ЯНАО». Большое значение в реализации данных программ имеют органы общественного управления школой Управляющий Совет МОУ и Совет отцов, которые являются организаторами и активными участниками мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной школе является системно - деятельностный подход. В основу работы положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание организационных условий для мотивационно - ценностного развития человека. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Цель реализации методической разработки - формирование активной гражданско-патриотической позиции школьников, основанной на традиционных российских ценностях..
Задачи:
- создать условия для социализации учащихся через систему патриотических мероприятий в школе,
- развивать активные методы гражданско-патриотического воспитания на основе современных педагогических технологий;
- культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре;
- формировать у обучающихся духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
В урочной и внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию наиболее эффективны педагогические технологии:
- музейная педагогика,
- информационно-коммуникационные,
- проектная,
- технология развития критического мышления,
- личностно-ориентированная,
- игровая.
Данные технологии позволяют использовать следующие активные формы и методы работы: интерактивные лекции, дебаты, музейные уроки, экскурсии, исторические квесты, исторические квизы, турниры, конкурсы и викторины, проекты и исследовательские работы, выставки плакатов, стенгазет, творческих работ, рисунков, фотовыставки, историко-краеведческие игры, встречи с ветеранами, социальные и патриотические акции, военно - спортивные игры и многие другие активные методы работы.
Продуктами работы могут стать: памятная книга, фотоальбом, видеофильм, новые музейные экспозиции, концерт, презентации и другие работы.
Визитной карточкой нашей школы стали социально-значимые проекты «Читающий автобус» и «Поющий автобус». Учащиеся в рейсовых городских автобусах читают стихи и исполняют песни, посвящённые Великой Отечественной войне. Популярными становятся выступления обучающихся школы с театрализованными постановками в торговых центрах и учреждениях города.
Ведущая роль во внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию в нашей школе отводится школьному музею. В течение года на базе школьного Зала истории военного костюма и государственной символики реализуются Дни Памяти А.Ю. Санникова, выпускника школы, офицера Российской Армии, погибшего при исполнении воинского долга в Чеченской республике. Встречи с ветеранами и тружениками Великой Отечественной войны, с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, СВО, экскурсии «Дни воинской славы России», исторические квесты, интеллектуальные игры и викторины, уроки-путешествия, являются неотъемлемой частью воспитательной системы школы, призванной реализовывать задачи социализации и гражданской активности школьников. Музейные уроки проводятся на базе организаций социальных партнёров: музея истории и археологии г. Надыма, Дома природы, музея ООО «Газпром Добыча Надым», музея им. Анатолия Зверева МОУ СОШ № 2 г. Надыма. Предлагаемые формы работы побуждают детей думать, переживать, анализировать факты истории и культуры. По инициативе поисково-исследовательской группы «Наследие» учащиеся школы участвуют во Всероссийских и районных акциях: «Посылка солдату», «Солдатский платок», «Знамя Победы», «Белые журавлики», «Стена памяти», «Георгиевская ленточка» и другие.
При разработке и проведении мероприятий в рамках музея мы учитываем следующие принципы деятельности:
- интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
- комплексность: включение всех типов восприятия;
- проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика;
- каждое посещение музея - это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- педагог и дети должны осознавать, что посещение музея - не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещение музея в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- отказ от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбор экспонатов для экскурсионного показа на основе возрастных интересов ребёнка;
- итог посещения музея - самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Музей в нашей школе органично вписывается в систему всех проводимых патриотических мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Особенностью нашей школы являются кадетские классы, для которых обязательной составляющей их специализации является гражданско-патриотическое воспитание. Кадеты школы – активные участники многих гражданско-патриотических мероприятий, проводимых муниципалитетом и округом, участники, призеры и победители районных военно-спортивных соревнований «Юный патриот! Своими делами славь Отечество!», регионального сетевого проекта «ЮнАрктика», призеры окружных военно-спортивных соревнований «Командарм». Зал истории военного костюма обеспечивает учащихся-кадет полноценной информационной базой для подготовки к интеллектуальным и творческим конкурсам, мероприятиям разного уровня.
История Российского государства богата великими и значимыми событиями. Испокон веков мужество, героизм, мощь русского оружия были неотъемлемой частью великого государства Российского. Уроки истории, обществознания, ОДНКНР призваны способствовать патриотическому воспитанию обучающихся. Каждый период истории нашего Отечества драматичен и значим. Задачами уроков истории является демонстрация учащимся преемственности времен и народов, поколений, раскрытие связи между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому воспитание патриотизма в молодом поколении тесно связано с изучением истории Отечества.
Уроки истории в формате Дебатов и сюжетно-ролевых игр (например, «Выборы»), которые мы используем в старших классах и частично в средних классах, позволяют детям усваивать исторические знания, пропуская их через собственную позицию, которую нужно представлять аудитории и аргументировано защищать. Активный поиск аргументов в различных исторических источниках развивает читательскую грамотность учащихся. Публичные выступления развивают ораторские способности и коммуникативные навыки учащихся, развивают активную жизненную и патриотическую позицию. Открытые уроки в формате Дебатов по темам «Петр Первый: реформатор или революционер на троне?», «Сталин: жестокий тиран или «отец народов?», «Образование и воспитание в СССР и современной России: плюсы и минусы» были представлены на муниципальных и региональных площадках и получили высокую оценку педагогов и родительской общественности.
Реализация методической разработки по использованию активных форм в урочной и внеурочной деятельности эффективно содействует гражданско-патриотическому воспитанию школьников, а также формированию морально-волевых качеств, необходимых в любой сфере человеческой деятельности. Положительный результат при реализации данной методической разработки достигнут при условии системной командной работы всего школьного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Активные методы обучения"
Могут быть использованы на уроках английского языка в начальной школе....
Методическая разработка "Активные методы обучения"
Методическая разработка "Активные методы обучения"...

Инновационный педагогический опыт "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся".
Актуальность инновационного педагогического опыта:1) изменения, происходящие в образовании, требуют от учителя совершенствования своих профессиональных качеств и нового подхода к методике преподавания...
Методы воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории. Методические рекомендации.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание, школа.Аннотация: из практики использования методов воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории....

Методическая разработка "Инновационные методы и технологии в успешном обучении на уроках географии"
laquo;Тот, кто мало знает, малому может и учить...»(Н. А. Коменский)...

Методическая разработка "Развитие лидерских качеств воспитанников интерната как условие успешной социализации"
создание условий для развития у школьников лидерских компетенций...
Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках
Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках...
- Мне нравится (1)
