Программа внеурочной деятельности "История России в лицах и документах"
элективный курс по истории (11 класс)
Программа внеурочной деятельности «История России в лицах и документах» ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Михалева Наталья Ивановна
Авторская программа внеурочной деятельности
«История России в лицах и документах»
Составитель: учитель истории и обществознания,
первой квалификационной категории
Михалева Наталья Ивановна
Ангарск, 2024
Программа внеурочной деятельности «История России в лицах и документах» ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также предназначена для подготовки обучающихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ, курс поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по истории, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания. Курс рассчитан на 34 часа в год.
Цели курса:
- создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества;
- способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
- помочь увидеть альтернативы развития страны на различных этапах её развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи курса:
- помочь учащимся в овладении новых знаний по отечественной истории XX века;
- развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса;
- развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей;
- формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода.
Основные ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образования, учебно – исследовательской, проектной и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- учащиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
- в результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий будут заложены основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт.
Предметные результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать различные источники информации по истории для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать историческую и иную информацию;
- находить и формулировать по результатам полученных знаний зависимости и закономерности развития научных знаний.
По окончании курса учащиеся должны
иметь представление:
- о политических лидерах, полководцах, реформаторах, учёных России XX века;
- о вкладе исторических персоналий в ход истории России;
уметь:
- работать с научной литературой, интернет-информацией, электронными источниками;
- сравнивать, обобщать и делать выводы на основе анализа полученной информации;
- выполнять творческие задания;
владеть навыками и способами деятельности:
- сбора и систематизации информации;
- поиска и обработки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- создавать творческие проекты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- обобщения, формулирования выводов, выдвижения гипотезы, приведения аргументов;
- ведения диалога и участия в дискуссии;
- защиты эссе, презентации творческого проекта.
Тематическое планирование
Введение. Роль личности истории. 1 час.
Раздел 1. Российское реформаторство. 3 часа.
Что такое реформа? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформ «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.
Раздел 2. Революция и гражданская война 1917-1922 гг. 4 часа.
От Февраля к Октябрю. Два штаба, два враждебных лагеря. Популизм А.Ф. Керенского. В.И. Ленин – портрет пролетарского вождя. «Мы пойдем другим путем». Стеклянный саркофаг. Гражданская война и её участники. Белый и красный террор. Портреты Колчака, Деникина, Врангеля, Фрунзе, Тухачевского, Буденного. Причины поражения белых.
Раздел 3. Трагедия 30-х годов. 4 часа.
«Коба» - портрет тирана. Сталин – на вершине власти. «Кремлёвский отшельник». Великое прощание. Сталинские репрессии. Круги ада. Страшная 58-я. Архипелаг ГУЛАГ. Голод 30-х.
Раздел 4. Великая Отечественная война. Великие полководцы. 4 часа.
СССР перед войной «Красная армия всех сильней». Трагизм и героизм начального этапа. Оружие победы: самый массовый автомат, лучший танк войны и др. Коренной перелом. Военные операции: «Уран», «Зимняя гроза», «Кольцо», «Цитадель», «Преднамеренная оборона», «Восточный вал». Нюрнбергский процесс.
Раздел 5. Советский Союз в 1946-1991 гг. 6 часов.
«Холодная война». «Оттепель» - глазами очевидцев и современников. Хрущев – разоблачитель Сталина. Освоение целины. «Кукурузная эпопея». Карибский кризис. Падение с Олимпа. Пенсионер союзного значения.
«Застой». Брежнев – от гимназиста до генерального секретаря. Любитель поэзии и охоты. Болезнь и смерть.
Перестройка. Новое мышление. Гласность. Первый и последний президент СССР. Судьба реформатора.
Раздел 6. Эпоха перемен (1992 – 1999 гг.). 2 часа.
«Шоковая терапия». Дефолт. Жаркая осень 1993. Осада Белого дома. Кровавое противостояние.
Ельцин – портрет эпохи распада СССР и рождения новой России.
Раздел 7. Россия на рубеже XX – XXI вв. 4 часа.
Путин и Медведев – президенты новой формации. Новое место России в мире. Чеченская война. Размах терроризма в стране. Политические, экономические и социальные реформы. Разработка стратегии развития России до 2020 г. Президентские выборы 2008 г.
Раздел 8. Достижения науки и культуры XX века. 4 часа.
Серебряный век. Социалистический реализм. Власть и наука. СССР – ядерная держава. Прорыв в космос. Советский и российский спорт. Кинематограф. Музыка и изобразительное искусство.
Раздел 9. Итоговое занятие: История в лицах – выдающиеся современники. 2 часа.
Защита рефератов, проектов.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов (модулей) и тем | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
1 | Введение. Роль личности истории. | 1 | - | |
Российское реформаторство. | 3 | - | ||
2 | Россия в начале XX века. Николай II – Кровавый? | 1 | Аналитическая беседа. | |
3 | «Реформаторы начала 20 века – С.Ю. Витте, П.Д. Святополк-Мирский, П.А. Столыпин. Трагедия одиночества». | 1 | Эссе. | |
4 | Мирский, П.А. Столыпин. Трагедия одиночества». | 1 | Составление типологической таблицы «Основные реформы 20 века». | |
Революция и гражданская война 1917-1922 гг. | 4 | - | ||
5 | Александр Керенский: политик, оратор, артист. | 1 | Синквейн. | |
6 | Ленин – портрет революционера. | 1 | Реферат. | |
7/8 | Гражданская война и ее «виновники». | 2 | Групповая работа. Сообщения. Эссе. | |
Трагедия 30-х годов. | 4 | - | ||
9 | Сталин - портрет тирана. | 1 | Составление текстов для хрестоматии по данной теме. | |
10/11 | Сталинские репрессии, лагеря и тюрьмы. | 2 | ||
12 | Сталин в годы ВОВ | 1 | ||
Великая Отечественная война. Великие полководцы. | 4 | |||
13 | СССР во Второй мировой войне. | 1 | Исторический анализ. | |
14/15 | Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 2 | Эссе. | |
16 | Историческая гостиная «Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» | 1 | Аналитическая беседа. | |
Советский Союз в 1946-1991 гг. | 6 | - | ||
17 | «Оттепель». | 1 | Реферат. | |
18 | Хрущёв – портрет разоблачителя. | 1 | ||
19 | Хрущёв – экономический реформы. | 1 | ||
20 | «Застой» - глазами очевидцев и современников. | 1 | Интервью родных, соседей… | |
21 | Брежнев – портрет «застойного» генсека. | 1 | Синквейн. | |
22 | Эпоха перемен. Горбачев и Ельцин. | 1 | Круглый стол. | Составление типологической таблицы «Реформы 80 – 90-х гг. 20 века». |
Эпоха перемен (1992 – 1999 гг.) | 2 | |||
23 | «Шоковая терапия». | Реферат. | ||
24 | Жаркая осень 1993. | Презентация. | ||
Россия на рубеже XX – XXI вв. | 4 | - | ||
25 | Путин и Медведев – президенты новой формации. | 1 | Урок-дебаты. | Дебаты. |
26 | Чеченская война. | 1 | Хронологическая таблица. | |
27 | Размах терроризма в стране. | 1 | Хронологическая таблица. Презентация. | |
28 | Политические, экономические и социальные реформы. | 1 | Сообщения. | |
Достижения науки и культуры XX века. | 4 | - | ||
29/30 | На службе Отечеству: учёные и деятели культуры XX века. | 2 | Практикум. | Составление типологической таблицы |
31/32 | Выдающиеся современники: видные политические деятели, представители науки и культуры. | 2 | Практикум. | Составление таблицы «Современники». |
Итоговое занятие. | 2 | - | ||
33/34 | История в лицах – выдающиеся современники. | 2 | Защита рефератов, проектов. | |
Список литературы для учителя:
- Манько А.В. Выдающиеся деятели XX века. Школьная пресса. Москва, 2004.
- Веко А.В. История России с древнейших времён до наших дней. Издательство «Современный литератор». Минск, 2001.
- Россия и мир. Часть 1 и 2. Издательство «Владос». Москва, 1994.
- История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Издательство политической литературы. Москва, 1991.
- Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории (XIX век). Издательство «Сфера». Москва, 2000.
- Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами её руководителей. Москва, 1991.
- Суровая драма народа. Издательство политической литературы. Москва,1989.
- Деникин А.И. Путь русского офицера. Издательство «Современник». Москва, 1991.
- Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах. – Волгоград: Учитель, 2002.
- История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах / сост. Г.А. Сушко, - Волгоград: Учитель, 2010.
- История: внеклассные мероприятия. 5 - 11 классы. Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол» / авт.-сост. Н.В. Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- История. 8 – 9 классы. Внеклассная работа. Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- История России на рубеже XIX – XX веков. 9 класс: элективные курсы / сост. Н.И. Чеботарёва. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10 – 11-х классов. – М.: Глобус, 2007.
Список литературы для обучающихся:
- Энциклопедия Аванта + История России, в 3-х частях. М., 2002.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. М.: Олма – Пресс Образование, 2003.
- Энциклопедия «Кто есть кто в мире». М., 2004.
- История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарёва, - Волгоград: Учитель, 2004.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «История России в лицах» 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «История России в лицах» в 9 классе на 68 часов...
Рабочая программа внеурочной детальности "История в лицах" 9 класс
Рабочая программа внеурочной детальности по истории 9 класс...

Программа внеурочной деятельности История в лицах
Программа внеурочной деятельности имеет познавательную направленность и предназначена учащимся 5-6 классов для углубленного изучения образовательной программы основной школы «История» (5-6...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах"
quot;История в лицах" курс внеурочной деятельности для 10 класса (по ФГОС). Рабочая программа содержит 9 разделов. Имеет рецензию....
Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» для 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» для 6 класса направлена на формирование у учащихся более полного представления о личностях отечественной истории, котрым у...

Рабочая программа внеурочного вкурса "История в лицах"
Программа способствует расширению и углубленнию базового курса истории за счет изучения отдельных исторических персоналей....

Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах" для учащихся 10-11 классов
Данный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В центре курса находится история Росс...