Программа внеурочной деятельности "История России в лицах и документах"
элективный курс по истории (11 класс)

Программа внеурочной деятельности «История России в лицах и документах» ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoriya_rossii_v_litsah_i_dokumentah.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Михалева Наталья Ивановна

Авторская программа внеурочной деятельности

«История России в лицах и документах»

Составитель: учитель истории и обществознания,

первой квалификационной категории

Михалева Наталья Ивановна

Ангарск, 2024

Программа внеурочной деятельности «История России в лицах и документах» ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также предназначена для подготовки обучающихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ, курс поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по истории, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания. Курс рассчитан на 34 часа в год.

Цели курса:

  • создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества;
  • способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
  • помочь увидеть альтернативы развития страны на различных этапах её развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи курса:

  • помочь учащимся в овладении новых знаний по отечественной истории XX века;
  • развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса;
  • развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей;
  • формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода.

Основные ожидаемые результаты.

        Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие  современного мира;
  • формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образования, учебно – исследовательской, проектной и других видов деятельности.

        Метапредметные результаты:

  • учащиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
  • в результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий будут заложены основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт.

        Предметные результаты.

        Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать различные источники информации по истории для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать историческую и иную информацию;
  • находить и формулировать по результатам полученных знаний зависимости и закономерности развития научных знаний.

        По окончании курса учащиеся должны

        иметь представление:

-  о политических лидерах, полководцах, реформаторах, учёных России XX века;

-   о вкладе исторических персоналий в ход истории России;

        уметь:

- работать с научной литературой, интернет-информацией, электронными источниками;

-  сравнивать, обобщать и делать выводы на основе анализа полученной информации;

   -     выполнять творческие задания;

        владеть навыками и способами деятельности:

  -     сбора и систематизации информации;

  - поиска и обработки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий;

-  создавать творческие проекты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

- обобщения, формулирования выводов, выдвижения гипотезы, приведения аргументов;

-    ведения диалога и участия в дискуссии;

-    защиты эссе, презентации творческого проекта.



Тематическое планирование

Введение. Роль личности истории. 1 час.

Раздел 1. Российское реформаторство. 3 часа.

Что такое реформа? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформ «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.

Раздел 2. Революция и гражданская война 1917-1922 гг. 4 часа.

От Февраля к Октябрю. Два штаба, два враждебных лагеря. Популизм А.Ф. Керенского. В.И. Ленин – портрет пролетарского вождя. «Мы пойдем другим путем». Стеклянный саркофаг. Гражданская война и её участники. Белый и красный террор. Портреты Колчака, Деникина, Врангеля, Фрунзе, Тухачевского, Буденного. Причины поражения белых.

Раздел 3. Трагедия 30-х годов. 4 часа.

«Коба» - портрет тирана. Сталин – на вершине власти. «Кремлёвский отшельник». Великое прощание. Сталинские репрессии. Круги ада. Страшная 58-я. Архипелаг ГУЛАГ. Голод 30-х.

Раздел 4. Великая Отечественная война. Великие полководцы. 4 часа.

СССР перед войной «Красная армия всех сильней». Трагизм и героизм начального этапа. Оружие победы: самый массовый автомат, лучший танк войны и др. Коренной перелом. Военные операции: «Уран», «Зимняя гроза», «Кольцо», «Цитадель», «Преднамеренная оборона», «Восточный вал». Нюрнбергский процесс.

Раздел 5. Советский Союз в 1946-1991 гг. 6 часов.

«Холодная война». «Оттепель» - глазами очевидцев и современников. Хрущев – разоблачитель Сталина. Освоение целины. «Кукурузная эпопея». Карибский кризис. Падение с Олимпа. Пенсионер союзного значения.

«Застой». Брежнев – от гимназиста до генерального секретаря. Любитель поэзии и охоты. Болезнь и смерть.

Перестройка. Новое мышление. Гласность. Первый и последний президент СССР. Судьба реформатора.

Раздел 6. Эпоха перемен (1992 – 1999 гг.). 2 часа.

«Шоковая терапия». Дефолт. Жаркая осень 1993. Осада Белого дома. Кровавое противостояние.

Ельцин – портрет эпохи распада СССР и рождения новой России.

Раздел 7. Россия на рубеже XX – XXI вв. 4 часа.

Путин и Медведев – президенты новой формации. Новое место России в мире. Чеченская война. Размах терроризма в стране. Политические, экономические и социальные реформы. Разработка стратегии развития России до 2020 г. Президентские выборы 2008 г.

Раздел 8. Достижения науки и культуры XX века. 4 часа.

Серебряный век. Социалистический реализм. Власть и наука. СССР – ядерная держава. Прорыв в космос. Советский и российский спорт. Кинематограф. Музыка и изобразительное искусство.

Раздел 9. Итоговое занятие: История в лицах – выдающиеся современники. 2 часа.

Защита рефератов, проектов.


Учебно-тематический план.

Наименование разделов (модулей) и тем

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Введение. Роль личности истории.

1

-

Российское реформаторство.

3

-

2

Россия в начале XX века. Николай II – Кровавый?

1

Аналитическая беседа.

3

«Реформаторы начала 20 века – С.Ю. Витте, П.Д. Святополк-Мирский, П.А. Столыпин. Трагедия одиночества».

1

Эссе.

4

Мирский, П.А. Столыпин. Трагедия одиночества».

1

Составление типологической таблицы «Основные реформы 20 века».

Революция и гражданская война 1917-1922 гг.

4

-

5

Александр Керенский: политик, оратор, артист.

1

Синквейн.

6

Ленин – портрет революционера.

1

Реферат.

7/8

Гражданская война и ее «виновники».

2

Групповая работа. Сообщения. Эссе.

Трагедия 30-х годов.

4

-

9

Сталин  - портрет тирана.

1

Составление текстов для хрестоматии по данной теме.

10/11

Сталинские репрессии, лагеря и тюрьмы.

2

12

Сталин в годы ВОВ

1

Великая Отечественная война. Великие полководцы.

4

13

СССР во Второй мировой войне.

1

Исторический анализ.

14/15

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2

Эссе.

16

Историческая гостиная  «Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

1

Аналитическая беседа.

Советский Союз в 1946-1991 гг.

6

-

17

«Оттепель».

1

Реферат.

18

Хрущёв – портрет разоблачителя.

1

19

Хрущёв – экономический реформы.

1

20

«Застой» - глазами очевидцев и современников.

1

Интервью родных, соседей…

21

Брежнев – портрет «застойного» генсека.

1

Синквейн.

22

Эпоха перемен.

Горбачев и Ельцин.

1

Круглый стол.

Составление типологической таблицы «Реформы 80 – 90-х гг. 20 века».

Эпоха перемен (1992 – 1999 гг.)

2

23

«Шоковая терапия».

Реферат.

24

Жаркая осень 1993.

Презентация.

Россия на рубеже XX – XXI вв.

4

-

25

Путин и Медведев – президенты новой формации.

1

Урок-дебаты.

Дебаты.

26

Чеченская война.

1

Хронологическая таблица.

27

Размах терроризма в стране.

1

Хронологическая таблица. Презентация.

28

Политические, экономические и социальные реформы.

1

Сообщения.

Достижения науки и культуры XX века.

4

-

29/30

На службе Отечеству: учёные и деятели культуры XX века.

2

Практикум.

Составление типологической таблицы

31/32

Выдающиеся современники: видные политические деятели, представители науки и культуры.

2

Практикум.

Составление таблицы «Современники».

Итоговое занятие.

2

-

33/34

История в лицах – выдающиеся современники.

2

Защита рефератов, проектов.

Список литературы для учителя:

  1. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX века. Школьная пресса. Москва, 2004.
  2. Веко А.В. История России с древнейших времён до наших дней. Издательство «Современный литератор». Минск,  2001.
  3. Россия и мир. Часть 1 и 2. Издательство «Владос». Москва,  1994.
  4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Издательство политической литературы. Москва,  1991.
  5. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории (XIX век). Издательство «Сфера». Москва, 2000.
  6. Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами её руководителей. Москва, 1991.
  7. Суровая драма народа. Издательство политической литературы. Москва,1989.
  8. Деникин А.И. Путь русского офицера. Издательство «Современник». Москва, 1991.
  9. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах. – Волгоград: Учитель, 2002.
  10. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах / сост. Г.А. Сушко, - Волгоград: Учитель, 2010.
  11. История: внеклассные мероприятия. 5 - 11 классы. Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол» / авт.-сост. Н.В. Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  12. История. 8 – 9 классы. Внеклассная работа.  Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  13. История России на рубеже XIX – XX веков. 9 класс: элективные курсы / сост. Н.И. Чеботарёва. – Волгоград: Учитель, 2007.
  14. Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10 – 11-х классов. – М.: Глобус, 2007.

Список литературы для обучающихся:

  1. Энциклопедия Аванта + История России, в 3-х частях. М., 2002.
  2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. М.: Олма – Пресс Образование, 2003.
  3. Энциклопедия «Кто есть кто в мире». М., 2004.
  4. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарёва, - Волгоград: Учитель, 2004.

Интернет – ресурсы:

  1. http:// www.history.ru
  2. http:// www.historydok.edu.ru
  3. http://vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «История России в лицах» 9 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА  «История России в лицах» в 9 классе  на 68 часов...

Рабочая программа внеурочной детальности "История в лицах" 9 класс

Рабочая программа внеурочной детальности по истории 9 класс...

Программа внеурочной деятельности История в лицах

Программа внеурочной деятельности имеет познавательную направленность и предназначена учащимся 5-6 классов для углубленного изучения образовательной программы основной школы «История» (5-6...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах"

quot;История в лицах" курс внеурочной деятельности для 10 класса (по ФГОС). Рабочая программа содержит 9 разделов. Имеет рецензию....

Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  «История в лицах» для 6 класса направлена на формирование у учащихся более полного представления о личностях отечественной истории, котрым у...

Рабочая программа внеурочного вкурса "История в лицах"

Программа способствует расширению и углубленнию базового курса истории за счет изучения отдельных исторических персоналей....

Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах" для учащихся 10-11 классов

Данный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В  центре курса находится история Росс...