Методическая разработка воспитательного мероприятия «Иммерсивная выставка «Блокадный город героев», посвященная Дню полного снятия блокады Ленинграда в рамках Всероссийской акции «Блокадный хлеб»
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Волонцевич Галина Александровна

Методическая разработка создана для проведения воспитательного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда с целью гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся на примере гражданского подвига жителей блокадного города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Данная тема  является одним из основных направлений проекта «Без срока давности» в вопросах осмысления трагедии геноцида советского народа нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка                                            воспитательного мероприятия

«Иммерсивная выставка «Блокадный город  героев»,  

посвященная Дню полного снятия блокады Ленинграда

в рамках Всероссийской акции  «Блокадный хлеб»

        

Автор-составитель: Волонцевич Галина Александровна

педагог-организатор,

педагог дополнительного образования

2025 г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………… 3

Этапы  работы    …………………………………………………………..  6

Сценарий проведения мероприятия ……………………………………... 9

Список источников информации …………………………………………16

Приложение…………………………………………………………………17

Иммерсивная выставка «Блокадный город  героев», посвященная

Дню полного снятия блокады Ленинграда

в рамках Всероссийской акции «Блокадный хлеб»

Пояснительная записка

Тематическое направление: гражданско-патриотическое

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Методическая разработка создана для проведения воспитательного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда с целью гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся на примере гражданского подвига жителей блокадного города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Данная тема  является одним из основных направлений проекта «Без срока давности» в вопросах осмысления трагедии геноцида советского народа нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Актуальность темы:

Тема нравственного и духовного подвига русского народа во время Великой Отечественной войны актуальна, так как является духовной основой, формирующей нравственный облик подрастающего поколения. Обучающиеся не всегда могут представить величие человеческого подвига русского человека во время войны. Поэтому задача иммерсивной выставки не только показать на конкретных примерах героизм русского человека, но и помочь осмыслить силу человеческого духа, способность к подвигу обычных жителей блокадного Ленинграда; при помощи вещей того времени погрузить в тему блокады Ленинграда современных школьников.

Материал будет интересен классным руководителям, учителям истории, организаторам по воспитательной работе, библиотекарям, культурным работникам.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся Центра детского творчества и 1- 9 классов школ г. Ярцева

Цель: сохранение исторической памяти о жертвах блокады Ленинграда, как акта геноцида советского народа, совершённого нацистами и их пособниками; формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за подвиг простых людей в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные: 

- расширить знания обучающихся об исторических событиях Великой Отечественной войны, о героизме защитников блокадного Ленинграда;

- познакомить обучающихся с важнейшими фактами снятия блокады Ленинграда, жизнью ленинградцев и, в частности детей, в условиях

блокады;

- сформировать у обучающихся оценку событий блокады Ленинграда как факта геноцида советского народа нацистами и их пособниками в годы

Великой Отечественной войны;

- рассмотреть деятельность человека с позиций морально-нравственных оценок и критериев – индивидуальных, групповых и общечеловеческих ценностей.

Воспитательные: 

- воспитывать уважение к защитникам Родины; чувства сострадания к людям, которые пережили страшное время; продолжать воспитывать такие качества, как: любовь к близким, чувство гордости за членов их семьи, которые пережили Великую Отечественную Войну, которые погибли во время ВОВ.                                                                            

- воспитывать чувство патриотизма, благодарность к поколению фронтовиков, к участникам тех событий;

- формировать стойкий иммунитет неприятия идей фашизма. с помощью музыкальных произведений, поэтической литературы, документальной хроники;

- сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа.  

 

Развивающие: 

- развивать у обучающихся интерес к истории своей страны, нравственным поступкам людей;

- стимулировать интерес обучающихся к сохранению памяти о героическом прошлом нашей страны;

- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Прогнозируемый результат: 

активизация гражданско-патриотических качеств обучающихся на примерах жизни и деятельности детей и молодежи в годы Великой Отечественной войны, расположение их к воспитательному воздействию;

реализация основной идеи мероприятия через максимальную активность обучающихся;  

применение в практической деятельности информации об исторических событиях Великой Отечественной войны.

Формируемые ценности:

жизнь, достоинство, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы служения Родине;

историческая память и преемственность поколений;

гуманизм, взаимопомощь и взаимоуважение, милосердие.

Форма проведения воспитательного мероприятия: иммерсивная выставка – форма, позволяющая представить задуманное на стыке реальности и оживающего прошлого. Предоставляет возможность для эффективного взаимодействия с материалом и позволяет получать опыт, который недоступен в рамках традиционных учебных методик.

Длительность мероприятия: 50 минут

Оборудование:

Материально-технические ресурсы

- Зал, где расположена иммерсивная выставка (со стульями для приглашенных)

- Сценарий мероприятия.

- Видео: документальна хроника «Блокада Ленинграда», документальные кадры  «Дневник Тани Савичевой», подготовленная презентация.

- Ноутбук, колонки.

- Телевизор с большой диагональю (экран).

- Выставка рисунков обучающихся ЦДТ, посвященная «Блокаде Ленинграда».

- Фото - выставка на тему блокадного Ленинграда, подготовленная обучающимися фото-студии «Оптикум».

- Открытки «Блокадная ласточка» по числу участников мероприятия, выполненные обучающимися – дошкольниками (по числу участников мероприятия) для проведения акции «Блокадная ласточка».

- Кусочки «блокадного» черного хлеба (по числу участников мероприятия) для проведения акции «Блокадный хлеб».

Кадровые ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Обучающиеся творческих объединений: детский социальный театр «Лицедеи», студия «Арлекино», вокальная студия «Детки».

Педагоги ЦДТ: Волонцевич Г.А., Борзова И.В., Малина М.В., Обдиркин С.В.

Почетные гости - ветераны ВОВ:

Дроздова Валентина Ивановна – бывшая малолетняя узница

Пахоменкова Тамара Андреевна – блокадница, заместитель председателя Совета ветеранов Ярцевского района

Лихачева Татьяна Федоровна - бывшая малолетняя узница.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  1. Технология проблемного обучения (анализ исторических документов: дневники, сводки).
  2. Технология визуализации (документальная хроника).
  3. Технология «Живая история» (встреча с очевидцами): театрализованные зарисовки по воспоминаниям блокадников, встреча с узниками.
  4. Проектная технология: акция «Блокадный хлеб» (раздача 125-граммовых пайков).
  5. Мультимедийная технология (создание видео презентации)
  6. Технология рефлексии: минута молчания, анализ мероприятия, отзывы.

Этапы работы:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Определение основных направлений работы

1. Формирование группы для подготовки мероприятия.

2. Определение идеи и формы проведения.

3. Определение целевой аудитории.

4. Постановка цели и задач.

5. Разработка  плана  мероприятий по достижению цели проекта.

6.Изучение теоретических  аспектов по истории хода блокады Ленинграда, а также изучение материалов из жизни простых ленинградцев. Подбор материала.

7. Написание сценария, распределение ролей.

8. Составление презентации, подбор видео, музыкальных произведений.

5. Работа с ведущими и обучающимися, участвующими в иммерсивной выставке.

6. Акция среди обучающихся творческих объединений ЦДТ «Блокадная ласточка».

7. Выставка рисунков по теме «Блокада Ленинграда».

8. Фотовыставка «Ленинград в годы войны».

9. Сбор вещей, предметов быта, для проведения иммерсивной выставки.

10. Создание декораций, оформление зала, где будет проходить иммерсивная выставка.

ОСНОВНОЙ

Проведение мероприятия.

Реализация разработанного плана совместной деятельности при воплощении сценария иммерсивной выставки.

Дата проведения: 27 -30 января 2025 г.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Обобщение полученного опыта

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов (рефлексия), оценка реализации проекта. Продолжение работы в данном формате при создании и воплощении следующих иммерсивных выставок: ко Дню бывших узников фашисткой Германии «Дети без детства», к 9 мая «Весна. Победа. Память».

Расширение форматов взаимодействия

(масштабирование проекта)

Мобильные модули для школ, музеев города, библиотек, сценических площадок учреждений культуры

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы

Данная методическая разработка, посвященная блокаде Ленинграда,  включает в себя все компоненты гражданско-патриотического воспитания: историко-краеведческий, духовно-нравственный, военно-патриотический, гражданско-социальный, семейно-родовой и эмоциональный.

Методическая разработка данного мероприятия может быть использована в любом образовательном учреждении (школа, дошкольное образовательное учреждение, гимназия, лицей, дополнительное образование ), учреждениях культуры.

Возможен вариант интеграции данной Иммерсивной выставки в учебные предметы и внеурочную деятельность:

история, обществознание (углубленное изучение блокады в контексте ВОВ);

литература (анализ произведений по блокаде Ленинграда);

ИЗО, музыка (создание плакатов, прослушивание музыкальных произведений);

классные часы, гражданско-патриотические акции («Блокадный хлеб», «Ласточки Победы», «Письмо ветерану»).

В настоящее время в воспитательном процессе особо актуально использование цифровых технологий, что отражено и при проведении Иммерсивной выставки: создание тематических групп в социальных сетях, публикации историй блокадников.

При проведении данного мероприятия рекомендуем соблюдать эмоциональную и психологическую безопасность, а именно: дозировать тяжёлый контент (фото умерших, подробности голода); давать возможность высказаться, выразить свои эмоции через творчество, и завершить мероприятие на позитивной ноте (подвиг выживших, восстановление города).

После проведения Иммерсивной выставки необходимо провести оценку эффективности воспитательного мероприятия, которая включает в себя: обратную связь со всеми участниками (анкетирование, рефлексия); анализ творческих работ (отзывы, рисунки).

Иммерсивная выставка может стать не просто экспозицией, а постоянно развивающимся проектом, который объединяет технологии и историю; вовлекает молодёжь; сохраняет память в новых форматах. Такая выставка не просто расскажет о блокаде – она позволит её прочувствовать.

Грамотное использование методической разработки поможет не только расширить знания о блокаде, но и сформировать у обучающихся уважение к истории, гражданскую ответственность и сопричастность к памяти поколений.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд 1 до начала мероприятия «Иммерсивнная выставка»

Слайд 2. Начало «80-летие Победы»

(В начале мероприятия приветственное слово педагога-организатора, представление почетных гостей).

Педагог-организатор: Добрый день, друзья! В этом году Россия отмечает важную дату – 80 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Добиться этого не удалось бы без самоотверженности тех, кто защищал нашу Родину, кто ценой собственной жизни и здоровья приблизил долгожданный день Победы. Трагические события прошлого должны навсегда оставаться в нашей памяти, чтобы мы могли ценить мир и свободу, которые долгое время оставались недоступными для жителей блокированного Ленинграда.

Сегодня на нашем мероприятии присутствуют почетные гости нашего мероприятия, бывшие малолетние узники фашисткой Германии

Дроздова Валентина Ивановна

Пахоменкова Тамара Андреевна

Лихачева Татьяна Федоровна

Приветственная речь и воспоминания о жизни в блокадном Ленинграде почетных гостей мероприятия

Тр. 1

Звучит детская музыка фоном дети поочередно появляются на площадке, общаются, вдруг вбегает девочка постарше, она тянет двух мальчишек, стыдя их, музыка умолкает.

Настя Т.: И вам не совестно! Как вы могли такое придумать?! Кто вас  этому научил? Неужели никогда раньше не слышали, что так поступать НЕЛЬЗЯ!

Артем: Нечего нас ругать, мы ничего не сделали!

Гера: Подумаешь, немного поиграли, что тут плохого?

Настя Т.: Поиграли! А чем вы играли?!

Артем: Коркой хлебной… Она невкусной оказалась, вот мы ее и футболили…

Настя Т.: Да разве так можно! Хлебом играть … Ведь эта корка в блокадном Ленинграде жизнь могла спасти!

Гера: Жизнь… А как это было?

Слайд 3 «27 января – день полного освобождения Ленинграда»

Тр. 2 фоном на слова Насти

Ведущая 1: Каждый год 27 января мы  отмечаем великий день - День освобождения Ленинграда от фашистской Блокады. Это одна из самых трагических и печальных страниц истории города, только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках. Сумеем ли мы, не знающие войны, понять, как выстояли ленинградцы эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Давайте попробуем перенестись ненадолго в те военные  дни, каждый из которых отмечен подвигом.

  1. ВИДЕО  «Начало блокады»

ТР. 3

Звучит минусовка фоном «Вставай, страна огромная!» до стихотворения. Выходят чтецы-ведущие.

Ведущий 2: 22 июня 1941 г. Началась великая отечественная война, а 8 сентября 1941 г. вероломные враги окружили Ленинград. Город был осаждён. Тысячи людей остались без еды, работы и средств к существованию. Началась блокада осаждённого города. Голод - вот что ожидало непокорных защитников Ленинграда! 

Ведущая 3: Длился этот ужас 900 дней….это почти 3 года! Смерть входила во все дома. Тысячи ленинградцев погибли от голода.  Это время – одно из самых жутких в истории Отечества.  Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Все дороги, связывающие Ленинград со страной, перерезаны. Город оказался в блокадном кольце, а в нем – 2 миллиона 544 тысячи жителей. Все жители Ленинграда встали на защиту своего города. Советские люди не желали отдавать этот город врагу

Гера: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...

Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.

Из музейных архивов, из фильмов и книг
Про блокадные дни или ночи...
Я ни разу не слышал про тяжесть «вериг»,
Кровь за кровь – в череде многоточий.

Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.

Был опять юбилей с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, Ленинградцы! (Владимир Кухарь)

 

Ведущая 1: Ежедневные налёты вражеской авиации и многочасовые обстрелы города артиллерией стали настоящим бедствием для ленинградцев. После одной из таких бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база города – Бадаевские склады. В городе стало не хватать продуктов питания.

СЦЕНА 1. Начало блокады

(на сцене две девушки-соседки, они с набитыми сумками, в руках пакетики с сухарями. Мама сидит с небольшой красивой сумочкой, вокруг нее крутится Лена)

Соседка 1: Ой, Ольга, какая же ты непрактичная!

Соседка 2: О ребенке бы хоть подумала!

Лена: Да вы что, у нас же есть целых 2 кг чечевицы! А еще банка кофе и даже кулечек крахмала! Не пропадем!

(Соседки качают головами и уходят)

Лена: Мама, давай посмотрим наш ЭнЗе!

Мама: Неприкосновенный запас? Ну, давай!

(раскрывает сумочку, вытаскивает оттуда: плитку шоколада, витамин С, три засохшие булочки с изюмом. Они рассматривают «богатства», потом все убирают)

Мама: Ну что ж, а теперь пора за работу. Вот тебе газеты, ножницы, вырезай бумажные полоски воооот такой ширины (показывает). А буду их наклеивать.

(начинает приклеивать их на «окно»)

Лена (вырезая): Это теперь мода такая?

Мама: Мода? Нет… Это просто война. Бумажные ленты укрепят стекла. И если немцы начнут нас бомбить…

Лена: Бомбить? (хмурится) А когда?

Мама: Что – когда?

Лена: Бомбить начнут? Мы увидим, как бомбят? Ты мне покажешь?

Мама: (испуганно) Не дай бог…  (меняет тон) Ну, как там у тебя с вырезками? Пойдем клеить окна (вместе приклеивают на окно, завешивают его черной тканью, уходят)

Ведущая 3: Вместе с ноябрьскими морозами в город пришёл голод, страшный голод! Война шла везде и везде умирали люди. Умирали по дороге на работу, в очереди за хлебом, умирали в своих холодных постелях, не имея сил встать и так 900 дней и ночей.

  1. ВИДЕО Кинохроника военкоров

Настя:

Бомбили город днём и ночью,

Все окна выбиты в домах.

В квартире мама, сын и дочка.

У Лёшки хлебушек в руках.

Кусок засохший обнаружил,

Что рядом с мамочкой лежал.

Теперь ей хлеб уже не нужен,

Её Господь к себе забрал.

Но Лёшка этого не знает,

Он в рот ей хлебушек суёт.

Трёхлетний сын не понимает:

«Ну что же мама не берёт?»

Он громко плачет: «Мама, мама!

Тебе я хлебушек принёс!»

В окне разбитом бьётся рама,

Не видит мама детских слёз.

Вдруг Лёшка слышит, как в коляске

Грудная Светочка кричит.

Брат трёт заплаканные глазки,

И в ручках хлебушек дрожит.

Ослабли ножки, он не может

К сестрёнке быстро подойти.

Ты помоги, великий Боже,

Ему тихонько доползти.

Сосала хлебушек сестрёнка.

Брат тихо рядышком лежал.

Кусочек хлеба спас ребёнка.

В ту ночь Алёша взрослым стал!

А утром их нашли солдаты.

Небесный Ангел их хранил!

Ребята живы! Хлеб блокадный

Их крепче крови породнил.  (Галина Карпюк)

Ведущий 2: Детям, наравне со взрослыми,  пришлось пережить холод, голод, гибель родных, но они держались и держались до конца, пройдя через весь этот ужас… Ужас, который взрослые назовут страшным, черным словом Блокада. 

Даша:

Их теперь совсем немного –

Тех, кто пережил блокаду,

Кто у самого порога

Побывал к земному аду.

Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.

Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет,

И за это лихолетье

Им положен Целый Свет.

Целый Свет всего, что можно,

И всего, чего нельзя.

Только будем осторожней –

Не расплещем память зря.

Память у людей конечна –

Так устроен человек,

Но ТАКОЕ надо вечно

Не забыть. Из века в век! (Лев Зазерский)

Песня  «ДЕТИ ВОЙНЫ» - исполняет вокальная студия «Детки»

(стихи Ильи Резника, музыка Ольги Юдахиной)

видеоряд из слайдов

Ведущая 3:  В ноябре 1941 года в блокадном городе была введена карточная система выдачи продуктов.

Выходят ведущие и чтецы. Они передают бережно из рук в руки кусочек хлеба.

Даша: Вот он кусочек хлеба! Соевой муки 12%    (передает хлеб).

Тимофей Пищевой целлюлозы, вернее опилок - 10% (передает хлеб).

Ангелина Отрубей  или кукурузной муки, а позже мучнистой пыли - 3% (передает хлеб)

Гера Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)

Настя Ржаной муки: вначале 71%, затем дошло до 45.

Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Но он был единственным продуктом питания. Варили и ели все что находили.

Слайд 4. «Блокадные карточки»

Сцена 2 Карточки

Сосед 1: У всех жителей Ленинграда теперь карточки: у служащих  - зеленые, у иждивенцев, которые не работают, – желтая  (Соседка 2 показывает, уходит)

ууу детей – розовая, детская… (Лена показывает, остается на месте)

Лена:  Новые карточки очень красивы — глянцевитая плотная бумага и много-много аккуратных квадратиков, на которых чернеют цифры: 50, 100, 125, 150, 200, 300… Это — граммы: хлеба, сахара, крупы. Когда смотришь на новые карточки, кажется, что этих граммов — уйма. Но когда «отоваришься» в магазине, то груз в кошелке почти невесом…

(Берет все карточки и складывает в шкатулку с замком, уходит. Выходит мама.)

Мама: Что приготовить на обед? На ужин? Из чего приготовить? Где взять ТО, из чего готовят обеды и ужины? Бережно сохраняю редкие очистки от столь же редких картофелин. Отмытые и перемолотые, сдобренные остатками крахмала, очистки очень вкусны. Кофе давно уже выпит. Из кофейной гущи испечены черные-пречерные, горькие-прегорькие оладьи.

(Берет тарелку с черными оладьями, идет к соседям. Выходит Соседка 1 и Соседка 2)

Мама: Вот, угощайтесь, оладьев напекла.

Сосед 1 (скривившись): Ой, нет, не надо нам такого. У нас нормальная мука есть. Мы, в отличие от некоторых, прилично запаслись! (Уходит)

Соседка 2: (пробует): А ничего, есть можно. Хотите, я вас тоже угощу? У меня студень есть. (Выносит тарелку мутного студня)

Мама (принюхиваясь): Из чего это?

Соседка 2: Из чего, из чего! Из столярного клея! (смеется) А что, все мясной дух! (отдает маме пластинку такого клея) Вот, держите, не стесняйтесь, хоть мужчину своего покормите!

(все уходят)

Гера: Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как, потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
(Юрий Воронов)

Настя: Нелегко было всем, но особенно детям, потерявшим в блокаду своих родителей.

  1. ВИДЕО «Девочка из блокадного Ленинграда»

Дима: Зима 1941 года оказалась для ленинградцев суровым испытанием  не было ни воды, ни электричества, ни топлива, перестал работать транспорт. Голодные, замерзшие, почти без сил, жители города ходили за водой к рекам и каналам.  Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву.  Однако, дети в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…

Настя Ш: Девчонка руки протянула, 
И головой - на край стола... 

 Сначала думали - уснула, 
А оказалось - умерла. 

Её из школы на носилках, 
Домой ребята понесли.
 В ресницах у подруг слезинки,  
То исчезали, то росли. 
Никто не обронил ни слова. 
Лишь хрипло, сквозь метельный сон 
Учитель выдавил, что снова 
Занятья - после похорон (Юрий Воронов)

Настя Ш: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Настя Т.: Самой известной девочкой блокадного Ленинграда стала Таня Савичева. Вот, как это было.

  1. ВИДЕО «Таня Савичева»

Ведущая 3: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо по единственной «Дороге жизни» Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.  

Слайд 5. «Дорога жизни»

Ведущая 3:  В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен 27 января 1944 года.

Ведущий 2: Всё меньше остаётся защитников Ленинграда, но живы дети блокады. Не было и, дай бог, никогда больше не будет на земле детей, которым придётся пережить то, что пережили эти дети. Блокадники будут вспоминать родных и близких, которые покоятся в братских могилах Пискарёвского, Серафимовского, Богословского и других кладбищ города. А в нас, вместе с нашими сердцами, пусть всегда стучит Ленинградский метроном, и звук его будет слышен всем последующим поколениям.

4 ТР.   Метроном фоном на стихотворение

Лера:           

Нам, живущим, не понять,

Что чувствовал ребёнок, угасая,

Везя на санках умершую мать

И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук

Тревожит память деточек блокадных:

Им выпало без счёта адских мук,

Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдались,

Не сдался город, взрослые и дети!

Их памяти, живущий, поклонись

И расскажи – пусть помнят!- нашим детям. (Галина Станиславская)

Ведущая 3: Всем встать! В память о погибших в блокадном Ленинграде, объявляется минута молчания!

ГРОМЧЕ   метроном

Ведущая 3: Можно сесть.

Тр. 5 фоном

Ведущая 1:    В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали «За оборону Ленинграда».

Слайд 6. «900 дней»

Ведущий 2: В память о героических защитниках Ленинграда,

О всех, переживших страшную 900-дневную блокаду,

О всех участниках прорыва и снятия блокады Города-героя,

В память, о павших смертью храбрых и ныне живущих, мы раздаем вам символ блокадного хлеба. Помните, даже такой маленький кусочек хлеба спасал жизни ленинградцев!

Ведущие и чтецы вместе: Помните и дорожите им!

(всем участникам мероприятия раздаются открытки «блокадная ласточка» и «блокадный хлеб»).

Ведущая 1: В 2025 году Центр детского творчества принял участие во II Всероссийской патриотической акции памяти «БЛОКАДНАЯ ЛАСТОЧКА», в рамках проекта «Я - ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ!», посвященной 81-летию снятия блокады Города-Героя Ленинграда. Ребята из бумаги сделали «Блокадную ласточку» -  символ благодарность и уважение тем, кто пережил блокаду и смог сохранить веру в лучшее будущее. Пусть блокадная ласточка летит сквозь время! Мы дарим эти открытки вам и верим, что через год вы присоединитесь к этой благородной акции.

В конце мероприятия общее фото

Список источников информации:

  1. Был город-фронт, была блокада… //Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней. Л.- Детская литература. – 1984.

  1. Вчера было девять тревог // Нева. - №1. – Ленинград блокадный. – 1999.

З. 3а блокадным кольцом: воспоминания // Автор-составитель И.А.Иванова. – СПб: ИПК «Вести». – 2007.

4. Сирены зовут на посты // Н.М. Суворов. Эстафета вечной жизни // Сборник воспоминаний уходящего поколения блокадников. – СПб «Грифон». – 1995.

  1. 900 героических дней: сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941-1944 гг. / сост. Х. Х. Камалов [и др.]. – Москва; Ленинград : Наука, 1966. – 424 с.

  1. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда / ред.-сост. Д. Б. Колпакова. – Санкт-Петербург : Детгиз-Лицей, 2005. – 320 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Используемое видео:

Начало блокады https://ok.ru/video/1240669162103 

Кинохроника военкоров «Блокадный Ленинград»  https://ok.ru/video/1240669162103 

 «Девочка из блокадного Ленинграда» https://vkvideo.ru/video-184088453_456239211?ref_domain=yastatic.net 

 Дневник «Тани Савичевой»  https://vkvideo.ru/video-91927136_456242124?ref_domain=yastatic.net 

Видеоролик самого мероприятия https://disk.yandex.ru/i/yMN1Pqcr-8vtuQ 

Видеосюжет местного ТВ  https://vk.com/wall179967020_3740 

Фотоотчет по мероприятию  Облако: папка блокада Ленинграда

https://cloud.mail.ru/public/U2kA/QgaQAn1u4 

Отзывы  https://sh1-yarcevo-r66.gosweb.gosuslugi.ru/glavnoe/%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0/80-letie-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-1941-1945_159.html 

https://vk.com/wall-198007940_1658 

https://vk.com/wall179967020_3726 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной годовщине полного снятия блокады Ленинграда .

Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в боль­шую жизнь выпускников......

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

методическая разработка открытого мероприятия посвященного 70 летию полного снятия Блокады Ленинграда

"Блокадные фонарики"- литературно- музыкальная композиция , посвященная детям блокадного Ленинграда с подробной аннотацией ....

Радиолинейка, посвященная Дню полного снятия блокады Ленинграда

Сценарий радиолинейки для учащихся 5 - 9 классов....

Возможности проведения мероприятий, посвященных годовщине полного снятия блокады Ленинграда, посредством школьного радио

Передача лицейского радио, посвященная годовщине полного снятия блокады Ленинграда...


 

Комментарии

Волонцевич Галина Александровна

Хотелось бы узнать мнение коллег по проведению мероприятия в данном формате?

Боровикова Елена Владимировна

Я с классом ходила на иммерсивную выставку "Блокадный город героев". Мои ученики внимательно слушали и смотрели. Выставка затронула их души: на глазах у многих были слёзы. Большое спасибо Галине Александровне!