методическая разработка открытого мероприятия посвященного 70 летию полного снятия Блокады Ленинграда
методическая разработка на тему

Тулина Галина Юрьевна

"Блокадные фонарики"- литературно- музыкальная композиция , посвященная детям блокадного Ленинграда с подробной аннотацией .

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Открытое мероприятие посвященное 70 юбилею СНЯТИЯ  БЛОКАДЫ  Ленинграда.

        Литературно-музыкальная композиция

                 «Блокадные фонарики»

( посвящается детям блокадного Ленинграда)

                  Пояснительная записка.

Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины способно сформировать у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма.

Литературно-музыкальная композиция «Блокадные фонарики» основана на восстановлении исторической памяти, воспитании чувства уважения к родной стране,родному городу , его героическим жителям и защитникам. Именно через эмоциональную сферу мы можем привнести общечеловеческие ценности в духовный мир ребенка. Наиболее действенным является образное , художественно-сценическое  воссоздание атмосферы тех дней  посредством поэзии , музыки, сцендвижения.

Поэтические строки Юрия Воронова, юного жителя блокадного Ленинграда, 13-летнего  Володи Кириллова, не выжившего в блокаде , стихи Николая Доризо, Анны Ахматовой, Сергея  Давыдова ,поэтов, переживших блокаду Ленинграда,яляются смысловым и содержательным стержнем литературной композиции, позволяющих прочувствовать саму атмосферу трагических событий ленинградской блокады.

Цель: содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории родного края посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни ленинградцев.

Задачи:

дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;

познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу;

развивать навыки выразительного чтения и органичного сценического поведения;

способствовать воспитанию благоговейного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцев и чувства гордости за своих земляков.

Условия проведения мероприятия:

  • оформление  зала : блокадные фотографии, плакаты, репродукциями с произведений художников блокадного города , увеличенные репродукции рисунков блокадных детей, «тарелка» -репродуктор,

на окнах  -обязательно затемнение.

  • Оборудование и реквизит:

        ширма , экран или штанкетный подвес белого цвета,         светопробиваемый;

         аудио и мультимедио установка;

         видеопрезентация  - архивные фотографии;

         ручные фонарики по колличеству исполнителей композиции;

         большая черная шаль в эпизоде «Последняя просьба»

         платок на голову в эпизоде «Алена»

  • музыкальное оформление

ф-мма2.Дм . Шостакович. 7-я симфония.  Адажио 2часть

ф-мма 6. Каччини. Аве Мария

ф-мма 1.И. Шварц. «Мальчишки у стен Ленинграда»

ф-мма 5.Дм. Шостакович «Фонарики»

ф-мма .Марш Победы " Над Россиею небо синее "

ф-мма 3.Сигнал воздушной тревоги

ф-мма 4Сигнал отбоя воздущной тревоги

ф-мма 2.Метроном

   

 

              Ход мероприятия:

В зал входят и рассаживаются приглашенные – блокадные дети, дедушки и бабушки сегодняшних  школьников.

         

             Ведущая: Это было более полвека тому назад. И город был тот же, и так же несла свои воды красавица Нева.  А над ней - Петропавловка и весь наш любимый, знакомый до боли город.

И жили тогда в нем  дети, такие же как вы, но это были ваши бабушки и дедушки. И была блокада! Что такое блокада?  

Страшное слово. Это значит отрезанность  от всего мира,  как тогда говорили от» большой земли»,это значит вокруг города  - кольцо вражеских  полчищ, очень близко и крепко охватывающее город.

 И в городе уже нет ни электричества, ни водопровода, а главное, нет хлеба, и вообще  никакой еды. Над городом веет смерть, время от времени завывающая страшным голосом воздушной тревоги, и сыплются бомбы ,рушатся дома, и сотни людей погибают  под  развалинами  и  на улицах.  

Но этого  мало. Близко подошедший  враг стреляет по городу из орудий прямой наводкой. Вражеская бомба попала в главную продуктовую кладовую Ленинграда – Бадаевские склады, и весь запас продуктов для огромного города погиб в огне.

Но люди, люди не хотели сдаваться, Они жили и боролись вопреки всему. И это не красивые слова. Все давалось с трудом. Трудно было и встать на опухшие от гопода ноги и идти за водой на Неву, то и  дело натыкаясь на тела погибших от голода людей, и мерзнуть в ледяных квартирах, теряя родных и близких.

И идти через весь город, и стоять у станка, работая негнущимися от холода руками, создавая боеприпасы для фронта. А трудоспособных людей становилось все меньше, и вот уже у станков появляются подростки и дети , им не  дотянуться до станка  - под ноги подставляют ящики из-под снарядов. На город сыплются бомбы, и дети, наравне со взрослыми гасят их на крышах.

 Блокадные дети! Как многим мы все вам обязаны! Вы продолжали дело отцов, подхватывая из ослабевших рук взрослых молоток, лопату или винтовку, вы несли радость и надежду в ряды бойцов ленинградского фронта, выступая в танцевальном ансамбле  Обранта.  

Низкий поклон вам ,  выжившим и победившим смерть.

                                                                                                                                                                             

Фонограмма1.Звучит вступление к песне И.Шварца  «Мальчишки у стен Ленинграда»

 На сценическую площадку перед установленной ширмой навстречу друг другу медленно выходят участники литературной композиции. Исполняется песня  

И. Шварца « Мальчишки у стен Ленинграда»

 Группа исполнителей  уходит за ширму, перед ширмой по разные стороны остаются -  мальчик и девочка.

Мальчик:

Опять война, опять блокада

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:  не надо,

 не надо раны бередить!

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

Правы и убедительны слова…

Но даже если это правда

Такая правда – не права!

Чтоб снова

На земной планете

 Не повторилось той зимы

Должны  сегодня наши  дети

 Об этом помнить, так как  мы!

Девочка:

Вместо супа – бурда из столярного клея

Вместо чая – заварка сосновой хвои

Это б все ничего, только ноги немеют

Только руки становятся вдруг не твои

Только сердце внезапно сожмется как ежик

И глухие удары пойдут невпопад.

Сердце! Надо стучать!

Даже если не можешь,

ведь на наших сердцах – Ленинград!

Бейся сердце! Стучи, несмотря на усталость!

Слышишь – город клянется, что враг не пройдет!

…сотый день догорал, как потом оказалось -

Впереди оставалось еще восемьсот... Ю.Воронов

                                                                   

Резко гаснет свет. Метроном. На сцене появляется девочка , медленно и задумчиво пересекающая ее по диагонали.

Из-за ширмы виден свет мелькающих фонарей.

( все участники включают фонарики, в том числе и находящиеся перед ширмой)

Девочка:

                     В густом и холодном тумане

Проспекты,

 каналы,

Сады.

Пурга леденит и арканит,

Поземка заносит следы.

Как мрачные тени навстречу

Деревья,

Ограды,

Дома,

Но скрипнут шаги человечьи

И сразу становится легче,

                 И снежная тропка – пряма.

Ф-мма2(фоном  )Из -за ширмы выходят и становятся полукругом остальные участники композиции. У каждого в руке- включенный фонарик, которым он освещает себя и направляет свет на того, кто в данный момент в центре полукруга читает стихи.

мальчик:

Здесь жил Пушкин, здесь жил Маяковский,

Мрамор славы, бессмертья металл.

Видел мемориальные доски

Но такую, клянусь, не видал.

Так и рвется наружу страданье –

Фронтовая зима.

ЛЕНИНГРАД.

От всего многолюдного зданья-

Лишь один обгоревший фасад…

А к фасаду прибита фанера,

 обведенная черной каймой

В этом доме жила тетя Вера –

Нацарапано детской  рукой .

                                  Н.Доризо.Мемориальные доски.

К мальчику подходит девочка

Девочка

Сыночек, плесни мне водички!

Дойти до Невы не могу…

Уж видимо я не жиличка,

Того и гляди упаду…

Мальчонку, как ты схоронила,

А старший и муж – на войне

Плесни же водички-то, милый

Никто не нальет больше мне.

Я б снегу себе натопила

Но в доме огонь не горит

Обои содрала. Спалила,

Тряпье же – оно лишь дымит…

Спасибо тебе ненаглядный!

Себе ты еще принесешь

А на день мне хватит и ладно

Да будет, куда столько льешь...

 в глубине полукруга “ женщину эту” перекрывают большой черной шалью – ее не видно

Мальчик

Но больше я женщину эту

Уже не встречал никогда

Наверно без жизни и света

 Не стала нужна ей вода…

Володя Кириллов (13 лет.11янв.1942г.)Последняя просьба.

 

В центре появляется девочка, в черной шали

Щели в саду вырыты

Не горят огни

Питерские сироты.

Детоньки мои!

Под землей не дышится

Боль сверлит висок,

Сквозь бомбежку слышится

Детский голосок…

                                    А Ахматова .

Участники перестраиваются, образуя «коридор.». И оттуда выходит по направлению к авансцене, « проползает» ,девочка, закутанная

 в платок. Направление света-во внутрь коридора.

Меж надолб и меж свежих воронок.

Меж столбов из огня и свинца

Проползал этот храбрый ребенок

Навестить лейтенанта – отца

Оставался на ржавых колючках

Детской шубки оранжевый мех

Эта девочка ползала лучше

Батальонных разведчиков всех

Вот возникнет она из метели

Вот отец ее к сердцу прижмет

И укутанный серой шинелью

Именной котелок принесет

Там на донце паек батальонный

Три картошины теплых лежат

Это все для тебя , ешь Алена

Как ресницы ее задрожат

Оружейный заухает молот

И земля содрогнется окрест

И как бешеный взвизгнет осколок!

Ленинградская девочка ест…

Чуть живая мерцает коптилка.

Бьет орудие в дальнем леске

И пульсирует тонкая жилка

На таком беззащитном виске…

                                   С . Давыдов .Алена.

                                                             

Из «коридора» появляется девочка в черной шали

участники восстанавливают полукруг

Постучи кулачком – я открою.

Я тебе открывала всегда

Я теперь за высокой горою

За пустыней, за ветром и зноем,

 но тебя не предам никогда

Твоего я не слышала стона

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клена

Или просто травинок зеленых,

Как ты прошлой весной приносил

Принеси же мне горстку чистой.

Нашей невской студеной воды.

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы…

                                                   А.Ахматова

фонограмма 3: сигнал воздушной тревоги.В центр выходит мальчик

Сначало - тонкий свист над  головою,

Потом удар,

 Потом - тебя качнет...

 Потом земля под домом и тобою

 Встревоженно ворочатся начнет.

Потом все это снова повторится,

 И крыша из- под ног пойдет скользя.

И что не страшно можно притвориться

А вот привыкнуть

 Все-таки нельзя…

                                           Ю . Воронов

Фонограмма4:отбой воздушной тревоги. Ф-мма  «Фонарики» Участники исполняют песню «аккомпанируя» согласным движением включенных фонариков. Припев — свет собирается в один пучок.

Над родной Невою,
Вдоль Невы-реки
Самолеты вражеские шли

     И тогда карманные фонарики

        на ночном дежурстве мы зажгли.

Припев.Бессменный часовой,

               Все ночи до зари,

               мой верный друг фонарик мой
              Гори, гори, гори!

Помним время сумрака туманного

 Тех ночей мы помним каждый час,

 Узкий луч фонарика карманного

в ночи те ни разу не погас.

припев

Вспыхивает полный свет.Фонограмма 5 . Марш Победы

участники проходят маршем по кругу. В центр входит мальчик.

 За залпом залп - гремит салют

Ракеты в воздухе горячем

Цветами яркими цветут

А ленинградцы — тихо плачут..

. Ни успокаивать людей,

Ни утешать пока не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

 Танцуют люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе - салют!

Сегодня ленинградцы — плачут.

                                                    Ю.Воронов

Участвующие в композиции чтецы под марш уходят со сцены Остается одна девочка.

 Кто ответит, что такое счастье?

Тает солнце медленно вдали,

Засыпает маленькая Настя,

Чудо синеглазое Земли.

Добрый мишка, заяц на поляне,

что приснится девочке во сне?

За стеною, на телеэкране

Мир гудит в тревоге и огне

Там, со свистом воздух разрезая,

Мины над жилищами летят.

Там мольбою, ужасом, слезами

Полнится далекий детский взгляд.

Голос смерти в грохоте орудий

Города в руинах и золе…

Люди, разве счастливы вы, люди,

Если дети гибнут на Земле?

Вспомните. Вглядитесь.

Я – Россия

Мне ль войну минувшую забыть?

Люди, люди разве вы не в силах

Маленьких и слабых защитить?

                                       Н. Кузовлева.

Фонограмма 6. Участники проходят в зал

Идет видеопрезентация- архивные фотографии блокады города.

Ведущая: Вечная память погибшим, взрослым и детям, страдальцам ,борцам и героям.

( минута молчания. Метроном.)

Ведущая: Сегодня с нами . в этом зале дети блокадного Ленинграда . ваши бабушки и дедушки. Низкий поклон вам, выжившим и победившим смерть, отстоявшим наш город.

Дети вручают цветы приглашенным.

Не забывайте блокаду! Пусть она всегда стучит в ваши сердца!

  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Спектакль к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда

"Дети Войны" по дневникам ребенка блокадного Ленинграда Милы Аниной...

Статья к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда

к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной годовщине полного снятия блокады Ленинграда .

Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в боль­шую жизнь выпускников......

Радиолинейка, посвященная Дню полного снятия блокады Ленинграда

Сценарий радиолинейки для учащихся 5 - 9 классов....

Возможности проведения мероприятий, посвященных годовщине полного снятия блокады Ленинграда, посредством школьного радио

Передача лицейского радио, посвященная годовщине полного снятия блокады Ленинграда...