Разработка урока "Крестьянская реформа 1861 года"
план-конспект урока по истории (9 класс)
Цель: Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока : Крестьянская реформа 1861 года
Цель: Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе.
Задачи:
Образовательные: развивать умение самостоятельно работать с текстом параграфа, документов. Устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, аргументировать свое отношение к ней.
Воспитательные: содействовать воспитанию нравственности, гражданственности и уважения к истории России
Ход урока
Тема нашего урока : « Крестьянская реформа 1861 года».
Цель: мы постараемся с вами выяснить как же проходила реформа 1861 года по отмене крепостного права.
Проблема: «Почему только к середине 19 века отмена крепостного права стала необходимостью?»
Попробуем ответить на этот вопрос в течении урока.
Но прежде чем мы начнем изучение новой темы, повторим пройденный материал.
Вопросы:
-Охарактеризуйте предпосылки отмены крепостного права
1)Павел1 1797 г. Указ о трехдневной барщине
2)Александр1 1803 г. Указ о вольных хлебопашцах
3)1816-1819г.г.- отмена крепостного права в Прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)
4)Николай 1 1842г – указ о обязанных крестьянах (реформа Киселёва)
-- Назовите причины отмены крепостного права
1) поражение России в Крымской войне
2) технико – экономическая отсталость России
3) угроза России потерять статус великой державы.
Проблема: «Почему только к середине 19 века отмена крепостного права стала необходимостью?»
Новая тема
Новые знания. Рассказ учителя.
Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр 2 официально заявил в краткой речи произнесенной им 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства, он подчеркнул, что будет гораздо лучше, если ликвидация крепостного права произойдет сверху, нежели ждать когда это свершится снизу. Но большинство дворян упорно молчали.
Составьте предложения. Если не отменить крепостное право сейчас, то начнутся волнения. Восстания, беспорядок … который приведет к разрухе ...
Как вы понимаете эту фразу?
Вопрос: «Почему помещики были против отмены крепостного права?
Учитель: Сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И.Левшину собрать все имеющиеся в архиве проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришёл к выводу, что имеется три возможных варианта освобождения крестьян. Каковы были эти варианты.
Подготовка отмены крепостного права. Слайд 1
Варианты освобождения крестьян. Слайд2.
дворяне – Освобождение крестьян без земли (Дворяне в губернских комитетах).
чиновники помещики– Освобождение крестьян с землёй за выкуп (Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранение помещичьего землевладения).
революционно настроенная часть населения – Освобождение крестьян с землей без выкупа.
Вопрос: Как Вы думаете, какой вариант избрал император и почему?
Освобождение крестьян с землёй за выкуп (так ка одновременно он заботился и о крестьянах и о помещиках)
Дата подписания манифеста- 19 февраля 1861 года
Учитель: 19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» В документе было записано: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяются навсегда».
Цели реформы.Слайд3.
Освобождение крестьян. Слайд 4.
Порядок наделения землёй. Слайд.5
Порядок совершения выкупной сделки .Слайд 6
Рассмотрим основные положения реформы: (индивидуальная работа детей заполнение таблицы),
Прогрессивные и регрессивные стороны реформы 1861 года
Прогрессивные черты
Крестьяне лично свободны
Наделены общегражданскими свободами и имущественными правами
Пережитки крепостничества
Сохранилось сословное деление
Оброк, барщина (временнообязанный), рекрутские наборы
Крестьяне не могли свободно покинуть крестьянскую общину
Должны были выкупить свою землю
(9 лет) заключалась в течении 2 лет,
Выкупная операция 25 % платит
75% платит государство
Следить за осуществлением реформы на местах должны были мировые посредники.Слайд7.
Учитель: (читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)
В каком году рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова, Неурожайна тож.
- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (С 1861 до 1881 гг, до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).
- почему автор поэмы дал такие названия губерниям, деревням? (названия говорят о бедственном положении крестьян после реформы).
- (Слайд 8 презентации - Г.Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.»)
- Кто изображен на картине? (Крестьяне, ставшие свободными. Они внимательно слушают манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает.)
- Предположите, о чем думают изображенные на картине люди?
Учитель: обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.
В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.
Значение реформы 1861 года определяется учениками на основе анализа изученного материала. (презентация, слайд 9).
Значение крестьянской реформы
реформа создала условия для развития капитализма
крестьяне получили свободу, гражданские права.
Укрепился международный авторитет
Вывод: Россия находилась на пороге великих перемен.
Урок окончен. Спасибо всем за работу. Оценки сегодня получают ( называю кто). Д/з. 20 параграф. Прошу вас выразить свое отношение к уроку подняв карточки разного цвета.
Черные урок не понравился
Желтые чего- то не поняли. Красные вам все понравилось.
Домашнее задание: параграф 20, задания к параграфу; словарь; конспект в тетради; подготовиться к «историческому диктанту».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН- конспект урока с применением ЭОР по истории в 8 классе : « Крестьянская реформа 1861 года»
Для учителей истории....
Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс
Преподаватель: ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...
Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"
Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.
Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...

конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Данный урок был проведён как открытый урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории и обществознания"...
