Статья «Страницы блокадного детства»
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Газахова Сабина Бахрузовна
27 января принято считать одним из дней воинской славы России, в этот день в нашей стране отмечают дату полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которая затронула почти каждую ленинградскую семью, став одной из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны. Говорить об этом знаменательном событии продолжают и сегодня. Блокадная трагедия оказала большее влияния не столько на участников Великой Отечественной войны, сколько на последующие поколения, так как воспоминания через призму детского восприятия совершенно не похожи на воспоминания взрослых. Детская память сохранила чрезвычайно много информации о том времени. После войны уже взрослые люди, а тогда дети блокадного Ленинграда, тяжело переносили последствия голодного детства; страшнейшие условия отразились на здоровье бывших блокадников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stranitsy_blokadnogo_detstva.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Страницы блокадного детства»

Детское восприятие условий блокады Ленинграда

Дети блокадного Ленинграда пережили страшнейший период жизни, который очень сложно назвать «детство», ведь юным ленинградцам приходилось работать не меньше, чем взрослым, перенося тяготы и невзгоды с ними наравне.

На начало блокады в городе оставалось около 400 тысяч детей. Советское правительство, не сумев эвакуировать их, старалось по возможности облегчить им жизнь. В сложившихся условиях это было трудно сделать, так как необходимо было связать обучение с обороной города, научить детей бороться с трудностями и преодолевать лишения, возникающие на каждом шагу. В жизни детей изменилось многое…

 Учебные занятия осуществлялись в необычной обстановке, часто в ходе урока раздавался вой сирены, объявлявший о начале очередной бомбежки. Г.А. Акиньхов в своем очерке «Эвакуация» писал о том, как приспосабливались к таким условиям: «...Мы постепенно стали привыкать к такому распорядку. Чувство опасности сохранилось, но уже с меньшим внутренним переживанием. Молодость брала свое, о худшем не думалось. На домах появились специальные надписи: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстрелах». Во время воздушных тревог в бомбоубежища стали ходить немногие – боялись завалов, из которых трудно выбраться. Основным укрытием стали щели во дворах и парадные домов».

Сейчас мы понимаем, что детство блокадных детей было украдено, ведь повзрослеть им пришлось гораздо раньше остальных сверстников. В их разговорах чаще можно было услышать слова «бомбежка», «воздушная тревога», «хлебные карточки» и др. Совсем маленькие жители блокадного города и вовсе ничего не знали о жизни до войны. Например, однажды 3-летний Саша Игнатьев в детском саду нарисовал рисунок. Лист был зарисован черным цветом, а по середине - белый овал. Воспитательница спросила у мальчика, что означает его картина. Малыш ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего».

Детские воспоминания, написанные на страницах дневников, сохранили память о тех днях, давая возможность сегодня нам понять состояние школьников и узнать за что они больше всего переживали. В умах детей блокадного Ленинграда сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Так, например, воспоминания Валентина Байкова позволяют понять то, как детское поколение не осознанно отнеслось к известию о начале войны «...Война началась для меня, с внезапной паники, которая вдруг охватила людей на улице, с гула самолетов и тревожного крика матери, звавшей меня домой. Домой не хотелось. Мы с ребятами еще не доиграли. В руках у меня был деревянный пистолетик. Лазая с мальчишками по акациям, я палил из этого пистолетика: пых, пых...».

Самой острой проблемой из перечня лишений и трудностей того периода была проблема голода. Он изменил отношение детей к продуктам питания, ушли в прошлое капризы, касающиеся еды. О том, как дети относились к хлебу в те голодные годы свидетельствуют записи в дневниках. Причем восприятия эти не кажутся детскими, настолько блокада сделала маленьких людей взрослыми.

«...Голод – одно из страшных физических страданий. Как и другие физические страдания, его нельзя передать полностью на словах или в письме: его надо испытать. Это страшное чувство: хочется есть. Хочется есть что-нибудь – хлеб, картошку, дуранду, мясо, сахар, шоколад – лишь бы есть, лишь бы побольше. Остальные чувства и мысли притупляются, думаешь о еде, о прошлой еде, о будущих счастливых временах. В будущем ставишь себе первую проблему насытиться».

«С каждым днем есть хотелось все сильнее. В организме накапливался голод. Вот и сегодня, я пишу эти строчки, а мне так хочется есть, как будто я давно не ела. Это ощущение голода всегда преследует меня. От голода люди становились дистрофиками или опухали. Я опухла и мне это было забавно, я хлопала себя по щекам, выпуская воздух, хвастаясь, какая я пухлая».

Дистрофия и слабость преследовали почти каждого, но даже к этому школьники приспосабливались. Новый 1942 год. В школах, которые продолжали обучать детей, объявили каникулы. В те праздничные январские дни дети получили незабываемый подарок: в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».

Читая воспоминания выросших блокадников, понимаешь, что каждый ребёнок, прошедший блокаду настоящий герой, ведь сумев сохранить жизнь, они лишились детства.

 

Быт и досуг детей Ленинграда военного времени 

         Начавшаяся блокада Ленинграда существенно изменила повседневный уклад города. Быт блокадного Ленинграда невозможно описать словами. Не работали практически все бани и прачечные, в магазинах отсутствовала обувь, одежда, хозяйственные товары. Комнаты освещались коптилками и лучинами, а прогревались печками – времянками, от которых были закопчены даже лица людей. У водоразборных колонок и проталин стояли протяжные очереди за водой.Ситуация заметно улучшилась в марте 1942 г. В это время в Ленинграде действовало 2559 санитарно-бытовых комитета, 624 кипятильника, 123 домашних бани и 610 домашних прачечных.

         Санитарное состояние города вызывало опасение, так как трупы не убирали каждый день, нечистоты из домов не вывозились всю зиму, нависла опасность возникновения эпидемии. 25 марта 1942 года вышло постановление Ленгорисполкома о санитарной очистке города с привлечением к этой работе всего населения. Очисткой обязаны были заниматься мужчины от 15 до 60 лет и женщина от 15 до 55 лет. Те, кто работал на остановленных предприятиях, должны были трудиться 8 часов в день, на действующих - не менее 2 часов в день. Дети и неработающие обязаны были работать 6 часов в день.

Рубка дров, стирка бинтов, уход за ранеными, очистка улиц от снега, доставка почты, сбор урожая, гашение «зажигалок», рыли окопы и противотанковые рвы – работа, которую выполняли детские руки.

Е.В. Алешин вспоминает: «Скоро мы привыкли и без страха дежурили по ночам на улицах и крышах домов. Гасили зажигательные бомбы, которые сбрасывали пачками». А весной и летом у школьников началась «огородная жизнь». По постановлению ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР от 17 апреля 1942 года, школьников старше 14 лет мобилизовали на сельскохозяйственные работы, в которых были задействованы 5 тысяч ребят на 240 тысяч индивидуальных огородов. Работавшим в совхозах детям предоставлялся ночлег, дополнительное питание. Согласно распоряжению Ленгорсовета и бюро Ленинградского горкома ВКП(б) от 29 апреля 1943 г. 8685 учеников с 4 по 10 классы на период летних каникул были отправлены на чистку, полив овощей и уборку жатвы в совхозах и служебных хозяйствах блокадного города и области.

 Рабочий день и меры выработки для учеников 9-10 классов были приняты наряду с работниками совхозов и служебных хозяйств. Для учеников 4-8 классов был составлен облегченный распорядок трудового дня.

 Начиная трудовой день в 8 часов 40 минут, ученики 4-6 классов заканчивали дело в 11 часов, 7-8 классы – в 13 часов. Следом был послеобеденный отдых. После чая, в 17 часов, учащиеся снова начинали трудиться до 20 часов.

После ужина осуществлялась воинско-гимнастическая подготовка, кружки, отрядные и звеньевые культмероприятия. В 22 часа отбой. Вознаграждение работы происходило сдельно по существовавшим в хозяйстве расценкам за объём выработки, принятой для детей. Для учеников 4-го класса было на 50% меньше, чем для работников хозяйства, 5-6-е классы – на 40%, 7-8-е классы – на 20%.

Весной 1942 года в опустевшие цехи предприятий пришли дети и подростки. В 12-15 лет они  становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

С первых дней блокады в Ленинграде проходил массовый сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. Трудящимися Петроградского района было собрано 1965 метров мануфактуры и 18825 штук теплых вещей. 

Учителя и комсомольцы – старшеклассники организовывали работу добровольных дружин школьников. В зимний период 1941 – 1942 гг. в домохозяйствах действовало 56 боевых пионерских дружин, которые принимали самое активное участие в оказании разнообразной помощи фронту, госпиталям, детским домам, ослабевшему населению.

 Помимо работы многие дети продолжали ходить в школу. В одной из своих записей, Юра Рябинкин рассказывает, что ему необходимо ходить в школу, так как если дело дойдет до эвакуации, его выпустят из города при условии, что он учащийся.

В школу ходили не только ради разрешения на выезд, но и потому что там кормили: «С сентября мы стали ходить в другую школу за тарелку супа».

«...Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа, который они ели с большим удовольствием, а на десерт маленькую баночку фруктового желе».

Успехи в учебе были малоутешительными. Посещаемость занятий падала и уже к середине декабря. Из-за неявки учителей и учеников срывались занятия в младших классах. Учиться в жестоких условиях  зимы было подвигом. Учителя и ученики сами добывал топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали шуметь на переменах. Урок продолжался 20-25 мин., больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только детские ручонки, но и замерзали чернила.

В январе 1942 г. в городе их посещали только 36 тыс. учеников. В июне 1942 г. в классах, где занятия не прекращались, были проведены весенние испытания. Требования были высокими, но большинство школьников получили отличные и хорошие оценки и были переведены в следующий класс.

Из 542 выпускников 10-х классов 70 получили аттестаты с отличием, или, как тогда говорили, с «золотой каемочкой». 3 июля для выпускников средних школ во Дворце пионеров был устроен общегородской праздник. Каждый из них получил подарок и книгу с надписью: «Окончившему полный курс школы №... в Ленинграде в 1941/42 году в годы Отечественной войны и блокады».

Страшнее всего, что нормой повседневной жизни стала смерть. Смерть, которую видели дети на каждом шагу. За время блокады резко увеличилось количество детских домов. Если в конце 1941 года их было 17, то весной 1942 – 98, в них было принято более 40 тыс. детей сирот.

Новогодние ёлки, как было сказано выше, были одним из так называемых развлечений детей Ленинграда. Ёлки устраивали в школах, ремесленных училищах, детских садах, в рабочих клубах и детских столовых. Все получили подарки.

В дневнике Миши Тихомирова приведены примеры проведения досуга. Миша описывает свой день рождения 21 декабря: «День рождения прошёл великолепно. Я получил замечательный коллективный подарок: альбом для рисования и великолепно изданную книгу «Античное и новое искусство» с замечательными репродукциями творений великих мастеров. Потом начался обед, состоящий из двух тарелок густого супа с капустой, каши из разваренных бобов сои с лапшой (кажется, никогда не ел такой вкусной!), кофе. К кофе было выдано по кусочку варёной почки, тресковых консервов, хлеба, мёда. Из всего этого каждый состряпал десяток миниатюрных бутербродов и с наслаждением, медленно съел. Кроме того, ко сну мама выдала по нескольку конфет. Организм почувствовал сытость. Камин не топили, так как великолепная печечка очень сильно нагрела комнату». Данное описание дня рождения показывает, что для ребёнка блокады главным на своём дне рождения были даже не подарки, а угощения.

 Можно сказать, что дети блокады – это особая категория жителей Ленинграда,которыеоказались лишены детства, вынужденно повзрослев намного раньше положенного. Им пришлось бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час , посвященный снятию блокады Ленинграда "Им досталось блокадное детство..."

Материал урока рассказывает учащимся о детях блокадного Ленинграда...

Читательская конференция "По страницам "Блокадной книги"..."

В ходе конференции обучающиеся знакомятся с одной из героических страниц истории нашей страны - событиями блокадного Ленинграда - на основе "Блокадной книги" А.Адамовича и Д.Гранина. В ходе конференци...

Сценарий "По страницам блокадного Ленинграда"

Идея создания театрализованной экскурссии для ребят, посвященной Блокаде Ленинграда, была взята неспроста. Наша школа была госпиталем, в то нелегкое время. В Музее истории школы, сохранились письма, в...

Блокадное детство

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один...

"Страницы блокадного Ленинграда"

Сценарий к Уроку Памяти "Страницы блокадного Ленинграда"...

Презентация "Блокадное детство"

Материал предназначен для детей школьного возраста....