Урок истории по теме "Московское государство и его соседи"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Конспект урока истории в 6 классе по теме "Московское государство и его соседи". Конспект составлен к учебнику А. А. Данилов. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011. – 270 с.
Данная разработка соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Московское государство и его соседи во второй половине XV в.
Тип урока: урок изучения нового
Вид урока: комбинированный
Цель и задачи урока:
- объяснить социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства;
- показать причины и характер феодальной войны, её значение для складывания единого Русского государства;
- развивать умение работать с источниками, оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные задания;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну; прививать любовь к родному краю, интерес к его истории.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
- знания:
а) представление о внутренней политике московских князей в конце XIV – середине XV века.
б) представление о внешнем положении Московского княжества в конце XIV – середине XV века.
- умения:
а) показать по карте территорию государства в динамике;
б) находить информацию как источник знаний (документ как источник связного контекстного изложения);
в) умение решения исторической задачи.
Метапредметные:
а) умения применять и преобразовывать знаки и символы;
б) смысловое чтение;
в) владение устной, монологической контекстной речью;
г) умение обобщать и делать выводы;
д) умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации.
Личностные: ценностное отношение к миру.
Оборудование: карта в атласе «Образование Российского централизованного государства»
Литература: А. А. Данилов. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011. – 270 с.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг. момент (1 мин.) | Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Ученики приветствуют учителя, готовятся к уроку. |
2. Актуализация знаний происходит на протяжении всего урока. | Формулирует задание. Контролирует выполнение задания. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Слушают задания. Выполняют задания. Высказывают свое мнение. Участвуют в беседе. Оценивают свои знания. |
3. Проверка домашнего задания. | Организует проверку выполнения домашнего задания по вопросам. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Вопросы. 1) Назовите дату Куликовской битвы. 2) Опишите место и участников Куликовской битвы. 3) Дайте характеристику Дмитрию Донскому. 4) Почему Сергей Радонежский – «собиратель русских земель»? 5) Каково значение Куликовской битвы? 6) Какими мотивами руководствовались Дмитрий Донской и Сергей Радонежский в достижении своих целей? Определите результат их действий. 7) Почему Тохтамышу вновь удалось покорить Русь? | Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Участвуют в беседе. Определяют основные события. Выявляют закономерность. Оценивают свои знания по предыдущей теме. |
4. Мотивационный этап | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока. Целью урока будет (если дети затрудняются, учитель помогает сформулировать): выяснить, кто был соседями Московского государства в конце XIV – середине XV веков, а также охарактеризовать особенности отношений с этими государствами. | Записывают дату и тему урока. Осмысливают поставленные задачи. |
5. Изучение нового материала. | 1. Москва при Василии Дмитриевиче. Учитель рассказывает о деятельности Василия I Дмитриевича – старшего сына Дмитрия Донского. Василий I проводил политику своего отца. Работа с картой. Учитель даёт задание: найти и показать:
Эти княжества присоединил Василий I к Московскому княжеству. Найти и показать г. Суздаль – он оставался независимым. Работа с учебником (с. 157). Прочитать текст о взаимоотношениях Москвы и Золотой Орды и объяснить, почему Едигею удалось разорить Московское княжество и возобновить уплату ордынской дани. 2. Феодальная война. Работа с понятиями. Что общего и каковы различия в понятиях «усобица» и «война»? Учитель вводит понятие «война» – организованная вооружённая борьба между государствами, классами или нациями (народами). Работа с таблицей. Прочитать текст учебника (с. 157 – 159) и заполнить таблицу «Феодальная война второй четверти XV века» (приложение 1). Учитель останавливается на ходе усобицы. Спор шёл только о том, кто из князей будет править в Москве – признанной столицей Северо-Восточной Руси. Самое важное – принципиальных различий между противниками не было, единство Руси никто уже не оспаривал. Это главное отличие данной усобицы от всех остальных. Учитель обращает внимание учащихся на силы, которые поддерживали Василия II и его противников. Работа с документом. (с. 165 – 166). Почему Василий II не был выдающимся политиком, но при этом смог выйти победителем? Работа с картой в учебнике. (с. 159). Учитель объясняет итоги феодальной войны:
Учитель знакомит учащихся с историческими мнениями: 1) Русь стояла на перепутье, выбирая дорогу. Север (Галич, Вятка, Углич), на которой опирались Юрий Дмитриевич и его сыновья, это – район промысловой вольницы. Там складывались предбуржуазные отношения. 2) Центр – основная опора Василия Тёмного – был крестьянским, бедным. Следовательно, победа Василия II ознаменовалась усилением деспотизма. В феодальной войне погибли многие князья. Страна не желала кровавых междоусобиц, а желала твёрдой власти и порядка. Власть Василия II постепенно обретала деспотические черты:
3. Распад Золотой Орды. Рассказ учителя о распаде Золотой Орды в объёме учебника с использованием карты «Золотая Орда и её распад» (с. 160). Учитель уточняет, что XV веке Золотая Орда распалась на ханства: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское. 4. Великое княжество Литовское при Витовке. Работа с учебником. 5. Формирование великорусской народности. Данный вопрос оформляется в виде схемы. (Приложение 2). | Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся работают с картой атласа, выполняют задания учителя. Учащиеся работают с текстом учебника и приходят к выводу: Золотая Орда пока не собиралась терять власти над русскими землями. Учащиеся вспоминают, что понятие «усобица» – несогласие, раздор между какими-либо общественными группами в государстве, преимущественно в феодальном. Учащиеся записывают новое понятие в тетрадь. Учащиеся самостоятельно работают с учебником, заполняют таблицу. Учащиеся с помощью учителя приходят к выводам: 1) главной причиной феодальной войны было противоречие между старыми принципами наследования – от брата к брату, и новым – от отца к сыну. 2) Московский трон давно передавался от отца к сыну, но это не было закреплено законом. 3) после смерти Василия I, который сделал наследником престола своего сына, старая и новая системы престолонаследования столкнулись. Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя. Учащиеся работают с текстом документа, отвечают на поставленный вопрос. При поддержке московского боярства и духовенства на московский престол был окончательно посажен Василий II. И всё-таки политика князей Василия I и Василия II отвечала задаче объединения Руси. Учащиеся сравнивают территории Московского княжества в 1340 и 1462 гг.; показывают территории княжеств, которые вошли в состав Московского княжества, а также княжества, которые ещё сохраняли свою самостоятельность (Новгородская земля, Рязанское княжество, Тверское княжество, Ярославское княжество). Учащиеся слушают учителя. Учащиеся слушают объяснения учителя. Учащиеся самостоятельно работают по учебнику, затем отвечают на вопрос №6 (с. 164): какие изменения произошли в конце XIV – XV вв. в Литовском государстве? Как они повлияли на русское население Литвы? Учащиеся записывают данную схему себе в тетрадь. |
6. Закрепление изученного материала. | Учитель задаёт вопросы для устного ответа.
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
7. Итог урока. Рефлексия. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
8. Домашнее задание. | Комментирует домашнее задание. 1) § 19 2) Работать по вопросам и заданиям после § 19 3) Подготовить сообщение по теме «Иван III и его семья» | Слушают и записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы. |
Приложение 1. Таблица. Феодальная война второй четверти XV века.
Причины войны | Повод к началу войны | Основные события | Историческое значение | Итог войны |
1. Борьба между наследованием по старшинству. 2. Личное соперничество за Москву между потомками Дмитрия Донского. | История с драгоценным поясом: 8 февраля 1433 г. на свадьбе Василия II Софья Витовтовна (мать Василия II) сорвала драгоценный пояс, принадлежавший ранее Дмитрию Донскому, с Василия Косого. | 1425 г. – занятие Василием II московского престола без ханского ярлыка. 1431 г. – получение Василием II ордынского ярлыка на московский княжеский престол. 1433 г. – скандал на свадьбе. Конфликт и начало военных действий. 1434 г. – военное поражение Василия II. Июнь 1434 г. – авантюра Василия Косого. 1436 г. – поражение Василия Косого. 1445 г. – пленение Василия II. 1446 г. – ослепление Василия II. 1453 г. – смерть Дмитрия Шемяки. Окончание войны. | События второй четверти XV века ускорили объединение русских земель. Это, в свою очередь, привело к окончательному освобождению от ига и созданию единого Русского государства. | Демонстрация неизбежности объединения Руси в одно государство, центром которого непременно была бы Москва. |
Приложение 2. Схема. Формирование великорусской народности.
Необходимость выплаты дани Золотой Орды
↓
Покровительство русских князей развитию ремесла и торговли в своих княжествах
↓
Расширение экономических связей между городами и отдельными русскими землями
↓
Тесное общение людей в хозяйственных контактах
↓
Складывание общих черт в занятиях, общественном поведении
↓
Складывание великорусской народности
↓ ↓ ↓
Общие культурные традиции | Русская православная церковь сумела сохранить свою целостность в период феодальной раздробленности | Консолидация русских людей для решения общей внешнеполитической задачи |
↓
Религиозная общность русских людей (православие) |
↓
Общая необходимость освобождения Руси от ордынского владычества
Самоанализ урока
1. Внешние связи урока.
Урок взаимосвязан с историей средних веков, т.к. раскрывает внешнюю политику московских князей во взаимоотношениях с соседями. На уроке используется карта по истории средних веков «Европа в XIV–XV веках». Это третий урок в изучении темы, охватывает период с конца XIV до середины XV века.
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса/группы.
Развивающий аспект триединой цели урока поставлен, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся. На уроке изучения нового материала (комбинированный урок) применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, карта, раздаточный материал).
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
1. Общая организация урока
Урок прошёл по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл хорошо, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.
Актуализация знаний прослеживалась на протяжении всего урока. После проверки д/з совместно с учащимися названа тема урока, поставлены цели и задачи урока.
При проверке домашнего задания учащиеся класса были активны.
На этапе изучение нового материала происходит осознание цели урока, актуализация знаний.
Закрепление полученных знаний прошло в форме беседы с учащимися по вопросам, которые задавал учитель.
На этапе рефлексии учащиеся дали оценку своей работы, работе одноклассников. На данном этапе учитель озвучил оценки тех учащихся, которые активно работали в течение всего урока.
На последнем этапе (домашнее задание) учащиеся делали записи в дневнике, задавали уточняющие вопросы.
2. Содержание урока
Изучение новой темы базируется на умениях работать с картой в учебнике, заполнять схемы, выполнять задания разной сложности. Закрепление спланировано через фронтальную работу путём фронтальной беседы по теме урока. Всё это способствовало реализации всех аспектов триединой цели урока.
3. Методическая сторона урока и его оборудование.
Структура урока построена с использованием системы развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и закрепление изученного материала, рефлексия.
В течение всего урока учащиеся были активны. Ответы на вопросы были правильны, не всегда точны (но с помощью уточняющих вопросов педагога, ребята верно корректировали свои ответы).
4. Функциональный анализ урока.
Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий этап тесно связан с последующим. Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность.
Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учащихся.
5. Оценка конечного результата урока.
Урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи достигнуты, все учащиеся выявили и осмыслили особенности развития Московского княжества и его соседей в конце XIV – середине XV века.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успеха, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с детьми.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, в самом построении урока, а также установления сотрудничества с детьми.
Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием его содержания возрасту учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории "Формирование Древнерусского государства".
Данная презентация на основе схем, карт, иллюстративного материала рассказывает о предпосылках и механизме формирования Древнерусского государства. Презентация составлена на основе параграфа учебника...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ "Образование Древнерусского государства"
Конспект урока ознакомления с новым материалом. Цель урока: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древн...
Формирование УУД на уроке истории. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Этапы организации учебной деятельности на уроке....

Технологическая карта урока истории «Общество и государство. Тяготы реформ»
Урок проблемного обучения по теме "Народные восстания в эпоху Петра Великого". Представлена технологическая карта урока с приложениями....

Урок истории «Церковь и государство в XVI веке»
Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим» &md...

Презентация к уроку истории "Церковь и государство в XVI веке"
Презентация к уроку истории в 7 классе...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ "Формирование Древнерусского государства"
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян. Раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян; сформир...
