Преподавание темы «Великая Отечественная война» обучающимся с расстройствами аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушениями в 9 классе коррекционной школы
методическая разработка по истории (9 класс)

Преподавание темы Великой Отечественной войны (ВОВ) детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушениями в 9 классе коррекционной школы требует особого подхода. Важно учитывать их когнитивные особенности, эмоциональную чувствительность и потребность в структурированности материала.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподавание темы «Великая Отечественная война»  детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушениями в 9 классе коррекционной школы

Преподавание темы Великой Отечественной войны (ВОВ) детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушениями в 9 классе коррекционной школы требует особого подхода. Важно учитывать их когнитивные особенности, эмоциональную чувствительность и потребность в структурированности материала.  

 

1. Основные принципы преподавания  

- Простота и доступность – информация должна быть максимально понятной, без сложных терминов.  

- Наглядность – использование визуальных материалов (картинки, схемы, видео, предметы).  

- Практико-ориентированность – связь с жизненным опытом, личными историями.  

- Эмоциональная безопасность – избегать страшных подробностей (концлагеря, массовые смерти), но сохранить уважение к подвигу.  

- Повторение и закрепление – многократное возвращение к ключевым моментам.  

 

2. Структура урока (пример) 

   1. Вводная часть (5-10 мин) 

- Эмоциональный настрой: спокойная музыка военных лет ("Темная ночь", "Катюша").  

- Визуализация: показ карты СССР/России, флагов, орденов.  

- Опорные вопросы:  

  - "Вы знаете, что такое война?"  

  - "Кто защищал нашу страну?"  

 

  2. Основная часть (20-25 мин)

Тема: "Великая Отечественная война: главные события и герои" 

 

а) Основные факты (упрощенно): 

- Когда?     ## 1941–1945 гг.  

- Кто воевал?   ## СССР против Германии.  

- Почему война "Великая" и "Отечественная"?

 ## - "Великая" – потому что очень важная.  

 ## - "Отечественная" – потому что защищали Родину.  

 

б) Ключевые события (с опорой на картинки/плакаты):  

- 22 июня 1941 года – начало войны (можно показать часы с временем 4:00).  

- Блокада Ленинграда (но без страшных деталей, акцент на мужестве людей).  

- Битва за Москву (показать фото солдат в снегу).  

- 9 мая 1945 года – День Победы (салют, Георгиевская лента).  

 

в) Герои войны (персоналии, которые можно "оживить"):  

- Дети-герои (Зина Портнова, Леня Голиков – короткие истории с картинками).  

- Животные на войне (собаки-санитары, лошади).  

 

г) Тыл – помощь женщин и детей: 

- Работа на заводах (можно принести старую каску, ложку).  

- Письма солдатам (показать треугольные конверты).  

 

3. Закрепление (10-15 мин)

- Сортировка карточек ("1941" – начало, "1945" – конец).  

- Собираем "ленту времени" (на доске выстраиваем основные даты).  

- Игра "Собери вещмешок солдата" (ложка, фляжка, пилотка).  

- Просмотр короткого мультфильма ("Солдатская сказка" по произведению К. Паустовского).  

 

4. Итог (5 мин) 

- Рефлексия:  

  - "Что запомнили?"  

  - "Кто такие ветераны?" (можно показать фото дедушки в орденах).  

- Творческое задание:  

  - Раскрашивание открытки ко Дню Победы.  

  - Аппликация "Вечный огонь".  

 

3. Адаптации для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями 

- Социальные истории (короткие сценарии: "Как люди праздновали Победу?").  

- Сенсорные элементы (потрогать каску, медали, послушать звук метронома).  

- Четкий алгоритм (одна и та же структура каждого урока).  

- Минимизация тревожности ( по возможности не использовать кадры с кровью, криками).  

 

4. Домашнее задание (по возможности) 

- Расспросить родных: "Есть ли в нашей семье участники войны?"  

- Найти старые фото (если есть).  

 

5. Важные моменты  

- Избегать нагнетания страха, но сохранить уважение к подвигу.  

- Делать акцент не на смерти, а на мужестве и победе.  

- Использовать личные истории – это запоминается лучше, чем сухие факты.  

 

Такой подход поможет детям с особенностями развития понять суть войны, не перегружая их эмоционально и интеллектуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждае...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорны...

Из опыта преподавания английского языка обучающемуся с расстройством аутистического спектра в 6-9 классах

Здесь я публикую презентацию своего выступления на семинаре Городского методического объединения учителей иностранных языков города Новосибирска: «Особенности преподавания иностранных языков обу...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА по коррекционному курсу «Формирование социально-бытовых навыков» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования 1-4 класс

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ программы 1.1. Пояснительная запискаАдаптированная программа учителя-дефектолога (далее - Программа) разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее -...