Конспект урока "Источники исторических знаний по истории Тамбовского края"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Пирожкова Наталия Сергеевна

Конспект по историчекому краеведению для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Источники исторических знаний о Тамбовском крае

Класс: 5

Цель урока: Продолжить знакомство с историей родного края; познакомить с предметами быта различных народов, с вещественными историческими источниками, сформировать понятия «археология», «прогресс»; развивать логическое мышление, воображение.

Планируемые результаты урока

Личностные: Осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре  Тамбовского края; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

 Познавательные:

•  Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

•  Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

•  Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные:

•  Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

•  Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

•  Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Регулятивные:

•  Научить принимать и сохранять учебную задачу;

•  Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•  Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий. 

Предметные: Познакомятся с историческими источниками родного края, с вещественными историческими источниками. Научатся сопоставлять предметы  различных эпох.

Дидактическое обеспечение урока: Параграф 2 учебника, презентация, карточки с заданиями. 

Техническое оснащение урока:Электронная доска или проектор, компьютер

План изучения темы

1. Организационный момент.

Цель: создание атмосферы психологической комфортности.

2. Актуализация знаний.

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.  

3. Целеполагание.

Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.

4. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

5. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6. Домашнее задание

Ход урока

  1. Методы и приёмы -  приветствие; эмоциональный настрой; проверка готовности.

-Здравствуйте, ребята.

- Посмотрите на меня, я желаю вам удачи на этом уроке, потому что «с малой удачи начинается большой успех».

-Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал.

2. Метод - Беседа о современных способах получения информации

Слайд 2

  • Эпиграфом нашего урока является высказывание  П. Бажова «Мира не узнаешь, не зная края своего». Как вы думаете, что означают эти слова?

- Ребята, как вы думаете, откуда мы можем получать информацию о жизни современных людей?

Слайд 4

Ответы: интернет, , книги, свитки.

  • Как вы думаете, откуда ученые-археологи узнают о прошлом наших предков?

Ответы: археологические находки, письменные источники, вещественные источники, фото- и кино материалы, костюмы, предметы быта и т.д.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

Слайд 1

3. Метод - введение в тему урока при помощи литературного слова (стихотворения).

-Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, что будем изучать на уроке.

Слайд 3

Когда к истории хотим мы прикоснуться

Иль в мир прекрасного охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

Душой с тенями предков говорим.

Застыло время здесь для нас,

Чтоб для потомков сохранить

Дарованный щедро духовный запас,

Который в музее умеют ценить.

Ольга Держанова

-О чём стихотворение? (о музее, истории, прошлом)

-Сегодня на уроке мы будем изучать вещи, которые рассказывают нам о прошлом. 

-Сегодня на уроке мы будем изучать вещи, которые рассказывают нам о прошлом.

4.Метод - Работа с текстом учебника.

Работа с иллюстрациям в учебнике, презентации, видеоряду

-Откройте учебник на странице 13 и давайте прочитаем раздел «Письменные источники» (читают текст учебника самостоятельно)

-Что такое письменные источники? («следы», оставленные человеческим обществом в ходе исторического развития)

  • Какой пример письменного источника, приведенного в учебнике вы можете привести? ( «Древний Тамбовский летописец»)
  • Посмотрите на стр.14, посмотрите на изображение Тамбовского летописца.  Слайд 5
  • Какие еще виды письменных источников вы можете привести? ( документы статистики, хозяйственные документы, личные письма, газеты, журналы и т.д.)
  • Прочитать стр.15 раздел «Вещественные источники».
  • Какие вещественные источники вы можете назвать? (здания, сооружения,  предметы быта,оружие, одежда, монеты и т.д.)
  • Исследуем понятие «археология». ( Археология– наука, изучающая вещественные источники, которые находятся под землей)
  • Сколько объектов археологического наследия есть на территории Тамбовского края?(1200. Одни из самых известных - могильники). Слайд 6
  • Откройте стр.16 учебника. Посмотрите на первое изображение. Так выглядят могильники.
  • Что археологи находят в могильниках? (монеты, предметы быта, предметы роскоши и т.д.)
  • Сейчас немного поговорим о памятниках археологии Жердевского муниципального округа.
  • https://muzeum-zherdevka.tmb.muzkult.ru/information
  • Мы посмотрим с вами фрагмент видеоэкскурсии Жердевского краеведческого музея (часть 1). Слайд 7
  • Отвечаем на вопросы:
  • Какие экспонаты есть в музее? 
  • Какие археологические памятники вы увидели и запомнили из видеоматериала. Слайд 8, 9
  • Откройте стр.17. Раздел «Фото -и киноматериалы». Посмотрите на фото начала ХХ века. Что на нем изображено? (опишите его). Как вы думаете, что они могут рассказать о прошлом?
  • Открываем страницу 18-19. Класс делится на 2 группы (по принципу вариантности). На подготовку 3-5 минут, ответы можно записать тезисно в тетрадь или сформулировать устный ответ.

1 группа – «Этнографические источники».

Ответьте на вопросы.

  • Что относят к этнографическим источникам? (обычаи, традиции, особенности быта, костюмы, посуда и т.д.)
  • Приведите пример любого этнографического источника

2 группа – «Лингвистические источники»

Ответьте на вопросы.

  • Расскажите о происхождении названия «Тамбов»
  • Какие слова имеют нерусские корни?
  • Проведем небольшую викторину на закрепление материала.

 УСТНО. Отвечайте на вопросы. Фронтальный опрос, работает весь класс.

  1. Что такое исторический источник? (следы, оставленные человеческим обществом в ходе исторического развития)
  2. Какие виды исторических источников вы знаете? (письменные, вещественные, фото, кино материалы и т.д.)
  3. Что обычно находят в могильниках? ( предметы быта, монеты, оружие и т.д)
  4. Могли ли названия сёл, рек, городов называться в честь людей, церковных праздников, святых и т.д. (Да)
  5. Есть ли на территории Жердевского муниципального округа археологические памятники? Какие? (Да. Курганы, могильники)

Открываем стр.21 учебника «Тамбовские ученые краеведы»

Класс делится на группы по 4 человека (принцип-1,2 парты, 3,4 и т.д) Один человек из группы выбирает карточку с заданием, которые предлагает учитель

1 группа– С.А. Березнеговский. Слайд 10

2 группа– И.И. Дубасов               Слайд 11

3 группа– А.Н. Норцов                Слайд 12

4 группа– П.Н. Черменский        Слайд 13

Карточка содержит 2 вопроса, на которые в ней нужно написать ответы в тетради.

Вопросы:

  1. Что вы можете рассказать об ученом?
  2. Какой вклад внес ученый в изучение истории родного края?

Подготовка – 3-5 минут, ответы– 2-3 минуты. Отвечает 1 человек, дополняют ребята из этой группы. Класс может делится на то количество групп, сколько есть детей

-Давайте перейдём к истории нашей малой Родины – Жердевки.

Как вы думаете, были ли у нас свои краеведы? (Да. Л.Ф. Тюленева «Страницы истории Жердевского края»). Слайд 14

5. Метод - обобщающая беседа; рефлексия.

-Как вы думаете, а дойдут ли наши с вами вещи до будущих поколений?

-Какие бы из своих вещей вы бы хотели «донести» до следующих времен? Почему именно их?

-Какие вещи, существующие в настоящее время, смогу поведать нашим потомкам о том, как мы жили?

Заполнение в тетради лестницы успеха.  Слайд 15

Домашнее задание: составить и записать в тетрадь  рассказ об одном из предметов быта, который хранится в вашей семье как память о прошлом. Объём – 1 лист.

Приложение

Дидактические материалы к уроку

  1. Презентация
  2. Карточки с заданиями

Группа 1 .

С.А. Березнеговский

Вопросы:

  1. Что вы можете рассказать об ученом?
  2. Какой вклад внес ученый в изучение истории родного края?

Группа 2 .

И.И. Дубасов

Вопросы:

  1. Что вы можете рассказать об ученом?
  2. Какой вклад внес ученый в изучение истории родного края?

Группа 3 .

А.Н. Норцов

Вопросы:

  1. Что вы можете рассказать об ученом?
  2. Какой вклад внес ученый в изучение истории родного края?

Группа 4 .

П. Н. Черменский

Вопросы:

  1. Что вы можете рассказать об ученом?
  2. Какой вклад внес ученый в изучение истории родного края?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"

Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...

Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края.

Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края....

Социально - исторический проект изучения истории родного края - "Сунтаарым - мин дойдум"

Социально - исторический проект изучения истории родного края  - "Сунтаарым - мин дойдум" ориентирован на учеников 5-11 класса. Основная цель: гражданско-патриотическое воспитание и изучение исто...

История музыкальной культуры Тамбовского края

Статья, посвященная истории музыкальной культуры Тамбовщины...

История 5 класс 3 урок: Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...