Конспект урока "Источники исторических знаний по истории Тамбовского края"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конспект по историчекому краеведению для 5 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Источники исторических знаний о Тамбовском крае
Класс: 5
Цель урока: Продолжить знакомство с историей родного края; познакомить с предметами быта различных народов, с вещественными историческими источниками, сформировать понятия «археология», «прогресс»; развивать логическое мышление, воображение.
Планируемые результаты урока
Личностные: Осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре Тамбовского края; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
• Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
• Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
• Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
Коммуникативные:
• Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
• Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Регулятивные:
• Научить принимать и сохранять учебную задачу;
• Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
Предметные: Познакомятся с историческими источниками родного края, с вещественными историческими источниками. Научатся сопоставлять предметы различных эпох.
Дидактическое обеспечение урока: Параграф 2 учебника, презентация, карточки с заданиями.
Техническое оснащение урока:Электронная доска или проектор, компьютер
План изучения темы
1. Организационный момент.
Цель: создание атмосферы психологической комфортности.
2. Актуализация знаний.
Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
3. Целеполагание.
Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.
4. Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
5. Итог урока.
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6. Домашнее задание
Ход урока
- Методы и приёмы - приветствие; эмоциональный настрой; проверка готовности.
-Здравствуйте, ребята.
- Посмотрите на меня, я желаю вам удачи на этом уроке, потому что «с малой удачи начинается большой успех».
-Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал.
2. Метод - Беседа о современных способах получения информации
Слайд 2
- Эпиграфом нашего урока является высказывание П. Бажова «Мира не узнаешь, не зная края своего». Как вы думаете, что означают эти слова?
- Ребята, как вы думаете, откуда мы можем получать информацию о жизни современных людей?
Слайд 4
Ответы: интернет, , книги, свитки.
- Как вы думаете, откуда ученые-археологи узнают о прошлом наших предков?
Ответы: археологические находки, письменные источники, вещественные источники, фото- и кино материалы, костюмы, предметы быта и т.д.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
Слайд 1
3. Метод - введение в тему урока при помощи литературного слова (стихотворения).
-Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, что будем изучать на уроке.
Слайд 3
Когда к истории хотим мы прикоснуться
Иль в мир прекрасного охота окунуться
В музей идем, по залам ходим,
Душой с тенями предков говорим.
Застыло время здесь для нас,
Чтоб для потомков сохранить
Дарованный щедро духовный запас,
Который в музее умеют ценить.
Ольга Держанова
-О чём стихотворение? (о музее, истории, прошлом)
-Сегодня на уроке мы будем изучать вещи, которые рассказывают нам о прошлом.
-Сегодня на уроке мы будем изучать вещи, которые рассказывают нам о прошлом.
4.Метод - Работа с текстом учебника.
Работа с иллюстрациям в учебнике, презентации, видеоряду
-Откройте учебник на странице 13 и давайте прочитаем раздел «Письменные источники» (читают текст учебника самостоятельно)
-Что такое письменные источники? («следы», оставленные человеческим обществом в ходе исторического развития)
- Какой пример письменного источника, приведенного в учебнике вы можете привести? ( «Древний Тамбовский летописец»)
- Посмотрите на стр.14, посмотрите на изображение Тамбовского летописца. Слайд 5
- Какие еще виды письменных источников вы можете привести? ( документы статистики, хозяйственные документы, личные письма, газеты, журналы и т.д.)
- Прочитать стр.15 раздел «Вещественные источники».
- Какие вещественные источники вы можете назвать? (здания, сооружения, предметы быта,оружие, одежда, монеты и т.д.)
- Исследуем понятие «археология». ( Археология– наука, изучающая вещественные источники, которые находятся под землей)
- Сколько объектов археологического наследия есть на территории Тамбовского края?(1200. Одни из самых известных - могильники). Слайд 6
- Откройте стр.16 учебника. Посмотрите на первое изображение. Так выглядят могильники.
- Что археологи находят в могильниках? (монеты, предметы быта, предметы роскоши и т.д.)
- Сейчас немного поговорим о памятниках археологии Жердевского муниципального округа.
- https://muzeum-zherdevka.tmb.muzkult.ru/information
- Мы посмотрим с вами фрагмент видеоэкскурсии Жердевского краеведческого музея (часть 1). Слайд 7
- Отвечаем на вопросы:
- Какие экспонаты есть в музее?
- Какие археологические памятники вы увидели и запомнили из видеоматериала. Слайд 8, 9
- Откройте стр.17. Раздел «Фото -и киноматериалы». Посмотрите на фото начала ХХ века. Что на нем изображено? (опишите его). Как вы думаете, что они могут рассказать о прошлом?
- Открываем страницу 18-19. Класс делится на 2 группы (по принципу вариантности). На подготовку 3-5 минут, ответы можно записать тезисно в тетрадь или сформулировать устный ответ.
1 группа – «Этнографические источники».
Ответьте на вопросы.
- Что относят к этнографическим источникам? (обычаи, традиции, особенности быта, костюмы, посуда и т.д.)
- Приведите пример любого этнографического источника
2 группа – «Лингвистические источники»
Ответьте на вопросы.
- Расскажите о происхождении названия «Тамбов»
- Какие слова имеют нерусские корни?
- Проведем небольшую викторину на закрепление материала.
УСТНО. Отвечайте на вопросы. Фронтальный опрос, работает весь класс.
- Что такое исторический источник? (следы, оставленные человеческим обществом в ходе исторического развития)
- Какие виды исторических источников вы знаете? (письменные, вещественные, фото, кино материалы и т.д.)
- Что обычно находят в могильниках? ( предметы быта, монеты, оружие и т.д)
- Могли ли названия сёл, рек, городов называться в честь людей, церковных праздников, святых и т.д. (Да)
- Есть ли на территории Жердевского муниципального округа археологические памятники? Какие? (Да. Курганы, могильники)
Открываем стр.21 учебника «Тамбовские ученые краеведы»
Класс делится на группы по 4 человека (принцип-1,2 парты, 3,4 и т.д) Один человек из группы выбирает карточку с заданием, которые предлагает учитель
1 группа– С.А. Березнеговский. Слайд 10
2 группа– И.И. Дубасов Слайд 11
3 группа– А.Н. Норцов Слайд 12
4 группа– П.Н. Черменский Слайд 13
Карточка содержит 2 вопроса, на которые в ней нужно написать ответы в тетради.
Вопросы:
- Что вы можете рассказать об ученом?
- Какой вклад внес ученый в изучение истории родного края?
Подготовка – 3-5 минут, ответы– 2-3 минуты. Отвечает 1 человек, дополняют ребята из этой группы. Класс может делится на то количество групп, сколько есть детей
-Давайте перейдём к истории нашей малой Родины – Жердевки.
Как вы думаете, были ли у нас свои краеведы? (Да. Л.Ф. Тюленева «Страницы истории Жердевского края»). Слайд 14
5. Метод - обобщающая беседа; рефлексия.
-Как вы думаете, а дойдут ли наши с вами вещи до будущих поколений?
-Какие бы из своих вещей вы бы хотели «донести» до следующих времен? Почему именно их?
-Какие вещи, существующие в настоящее время, смогу поведать нашим потомкам о том, как мы жили?
Заполнение в тетради лестницы успеха. Слайд 15
Домашнее задание: составить и записать в тетрадь рассказ об одном из предметов быта, который хранится в вашей семье как память о прошлом. Объём – 1 лист.
Приложение
Дидактические материалы к уроку
- Презентация
- Карточки с заданиями
Группа 1 . С.А. Березнеговский Вопросы:
|
Группа 2 . И.И. Дубасов Вопросы:
|
Группа 3 . А.Н. Норцов Вопросы:
|
Группа 4 . П. Н. Черменский Вопросы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"
Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...

Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края.
Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края....

Исторический калейдоскоп "Просторы нашего края"( по материалам истории Нижегородского края
Внеклассное мероприятие по краеведению...
Социально - исторический проект изучения истории родного края - "Сунтаарым - мин дойдум"
Социально - исторический проект изучения истории родного края - "Сунтаарым - мин дойдум" ориентирован на учеников 5-11 класса. Основная цель: гражданско-патриотическое воспитание и изучение исто...

История музыкальной культуры Тамбовского края
Статья, посвященная истории музыкальной культуры Тамбовщины...

История 5 класс 3 урок: Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...
Конспект занятия кружка "География и история Приморского края"
Материал для учащихся 8-9-х классов...
