Аннотация к списку коротких фильмов о Великих людях России
методическая разработка по истории

Савкина Ксения Александровна

Аннотация к списку коротких фильмов о Великих людях России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Волгодонска

Аннотируемый каталог

к видеороликам

«Великие люди России»

( в рамках социального проекта

«Сохраняя историческую память»)

2025 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.ФЕДОР УШАКОВ

2.ИГОРЬ КУРЧАТОВ

3.АЛЕКСАНДР ГОРЧАКОВ

4.АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

5.ГЕННАДИЙ НЕВЕЛЬСКОЙ

6.АЛЕКСАНДР ПУШКИН

7.АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ

8.АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

9.АНДРЕЙ РУБЛЕВ

10.АННА АХМАТОВА

11.АННА ЗЕЛЕНОВА

12.АРКАДИЙ ГАЙДАР

13.МАТВЕЙ ПЛАТОВ

14.АННА ПАВЛОВА

15.ФЕДОР ШАЛЯПИН

16.ВЛАДИМИР ДАЛЬ

17.ДМИТРИЙ КАРБЫШЕВ

18.МИХАИЛ СКОБЕЛЕВ

19.АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ

20.ДАША СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ

21.ЕКАТЕРИНА ДАШКОВА

22.ЗИНАИДА ЕРМОЛЬЕВА

23.КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

24.КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ

25.ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

26.СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ

27.КОНСТАНТИН ЦИОЛКОВСКИЙ

28.СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ

29.АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ

30.СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

31.СЕРГЕЙ КОРОЛЕВ

32.СЕРГЕЙ КРИКАЛЕВ

33.ЕЛИЗАВЕТА РОМАНОВА

34.СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

35.ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ

36.АЛЕКСАНД ПОПОВ

37.ИВАН ПАНФИЛОВ

38.ДМИТРИЙ ИВАНОВСКИЙ

39.ДОВМОНТ

40.ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ

41.ИГОРЬ СИКОРСКИЙ

42.СЕМЕН ДЕЖНЕВ

43.ОТТОШМИДТ

44.СЕРГЕЙ ИЛЬЮШИН

45.ОЛЬГА РЮРИКОВИЧ

46.ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ

47.КУЗЬМА МИНИН

48.ИВАН КУЛИБИН

49.ГЕОРГИЙ ЖУКОВ

50.МАХАИЛ ГЛИНКА

51.МИХАИЛ КОШКИН

52.МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ

53.НИКИТА ДЕМИДОВ

54.НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ

55.НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ

56.НИКОЛАЙ ЛОБАЧЕВСКИЙ

57.ПЕТР НЕСТЕРОВ

58.ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ

59.ЭММАНУИЛ НОБЕЛЬ

60.ПЕТР I

61.МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ

62.ТАТЬЯНА ПРОНЧИЩЕВА

63АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ

64.ЖЕНЩИНЫ ВОВ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ»

65. СБОРНИК О ВЕЛИКИХ ЛЮДЯХ РОССИИ

  1. АДМИРАЛ УШАКОВ 

 (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Фёдор Фёдорович Ушаков (13 февраля 1745 — 2 октября 1817) — русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790–1798) и русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798–1800), адмирал (1799). Был одним из создателей Черноморского флота и его командующим. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом. Успешно провёл Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции. Проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кем был Федор Ушаков? (Адмирал)

2.Сколько проиграл боев? (Ни одного)

3. Что Ушаков открыл во время войны с Наполеоном? (госпиталь, сиротский приют)

  1. АКАДЕМИК ИГОРЬ КУРЧАТОВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Игорь Васильевич Курчатов (1903–1960) — советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954). Академик АН СССР (1943), доктор физико-математических наук (1933), профессор (1935). Основатель и первый директор Института атомной энергии (1943–1960). Главный научный руководитель атомного проекта в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кем был Игорь Курчатов?( Физик)

2.Что изобрел Игорь Курчатов? (Атомную бомбу)

3.Что было построено под его руководством? (Первая в мире АЭС)

  1. АЛЕКСАНДР ГОРЧАКОВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Князь Александр Михайлович Горчаков — глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, являлся последним канцлером Российской империи. Александр, будучи еще юношей, прославился как прирожденный дипломат. Навыки посредничества и ведения переговоров, а также умение с блеском решать конфликтные вопросы поспособствовали тому, что мужчина смог построить успешную карьеру и снискать доверие российского императора.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кем был Александр Горчаков? (Дипломат)

2.Что Горчаков предложил Императору? (Стратегию великодержавного нейтралитета)

3.Какой новый флот появился на Черном море (Паровой)

  1. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Александр Невский – русский национальный герой, которым гордится вся страна. Этот новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни единого сражения. Он заслужил звание истинно христианского правителя, хранителя православной веры, свободы народа. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Кем был Александр Невский? (Князь, Полководец Дипломат)
  2. Чего смог добиться Александр Невский (Частичной независимости Руси от Орды)
  3. Святой Александр Невский считается чьим покровителем? (Дипломатов)

  1. АДМИРАЛ ГЕННАДИЙ НЕВЕЛЬСКОЙ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Геннадий Невельской – русский исследователь, мореплаватель, адмирал, внесший огромный вклад в изучение территорий Приамурья и доказавший, что Сахалин – это остров.Любое крупное географическое открытие сопровождается смелостью, настойчивостью и изрядной долей авантюризма. Границы Российского государства расширились в самых разных направлениях благодаря таким одухотворенным людям, как Геннадий Иванович Невельской. Основной заслугой русского адмирала стало присоединение к нашей стране обширных дальневосточных земель и острова Сахалин.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какие территории исследовал и открыл Невельской? (Сахалин-Дальний Восток)

2.Кто поддержал Невельского? (Император Николай I)

3. Что назвали в честь Невельского? (Пролив,Залив,город)

  1. АЛЕКСАНДР ПУШКИН

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Александр Пушкин – гений русской и мировой литературы. Его перу принадлежит множество произведений, которые сделали его знаменитым и любимым многими поколениями почитателей его таланта.Можно с точностью сказать, что современный русский литературный язык начался с поэта Александра Пушкина. Именно он сумел объединить в своих произведениях все самое лучшее из национальной и мировой литературы того периода. Это он сблизил литературный язык и самобытную народную разговорную речь. Пушкин превозносил богатство, выразительность, гибкость русского языка, позволяющий каждому талантливому литератору творить настоящие шедевры. И в то же время в своих произведениях он старался выражаться максимально точно и ясно, без второстепенного. Именно благодаря таланту Пушкина, русский язык поднялся до уровня великого национального и мирового языка.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.От какого стиля отказался Пушкин в литературе? (высокопарного стиля)

2.Что первым ввел в литературу? (Приземленные сюжеты)

3.Когда отмечается день русского языка? (6 июня)

  1. АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Алексей Леонов – летчик-космонавт Советского Союза №11. Впервые совершил выход в космическое пространство. Два раза удостоен звания Герой Советского Союза, имел звание генерал-майора авиации.Помимо этого Леонов был творческим человеком, поэтому смог оценить красоту планеты Земля «со стороны».

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какой подвиг совершил Алексей Леонов? (первый, кто вышел в открытый космос)

2.Кикие сложности случились с Леоновы при выполнении задания в открытом космосе? (Раздулся скафандр из за разницы давления)

3.Каким первым художников стал Леонов? (Художник на орбите Земли, рисовал тему космоса)

  1. АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Андрей Боголюбский – первый великороссийский князь. Данное мнение высказывал в своих трудах известный историк В. О. Ключевский. Именно Андрей Юрьевич стал основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси. Время правления этого князя, его труды на благо Руси имеют особое значение для нашего государства.

К великому князю Андрею Боголюбскому русские историки всегда относились с особым уважением. Он стал основателем суверенитета Северо-Восточной Руси. Это был первый великоросс, выступивший на историческую сцену.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что сделал со столицей Андрей Боголюбский? (Перенес ее из Киева во Владимир)

2.Почему именно во Владимир? (Был подъем города в торговле, сельском хозяйстве, трудились иностранные и русские мастера)

3.Почему был убит Боголюбский? (Нажил много врагов, был жестким и неоднозначным правителем, но сделал много открытий для государства)

  1. АНДРЕЙ РУБЛЕВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Андрей Рублёв — выдающийся русский иконописец, чьё творчество, широко известное в России и далеко за ее пределами, стало воплощением иконописной живописи пятнадцатого века. Работы Рублёва выполнены в уникальной технике московской школы иконописи.Андрею Рублёву доверяли расписывать главные храмы на Руси. Его работы можно сегодня увидеть в Благовещенском соборе в Москве, Троицком соборе в Сергиевом Посаде, Успенском соборе во Владимире. Творчество Андрея Рублёва высоко ценится знатоками иконописного искусства во всех уголках планеты и является национальным достоянием России. Его наследие — это пример мастерства высшей пробы, эталон иконописи мирового уровня и абсолютный повод для гордости.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Чем известен Андрей Рублев? (самый известный русский иконописец)

2.Кем был Рублев? (Монахом)

3.Какой внес вклад в древнерусское искусство? (Икона Святой Троицы)

  1. АННА АХМАТОВА

       (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Анна Андреевна Ахматова – известная поэтесса, или как принято ее называть, поэт периода Серебряного века в русской литературе. Известна не только своим поэтическим наследием, она была переводчицей и литературоведом. В 1965 и 1966 годах номинирована на Нобелевскую премию по литературе.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кем был сын Ахматовой? (историк)

2.Что делала в годы блокады Ахматова? (выступала по радио, воодушевляя ленинградцев)

3.Чем еще известна Ахматова? (переводчик, исследователь творчества Пушкина)

  1. АННА ЗЕЛЕНОВА

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Анна Ивановна Зеленова (1913–1980) — советский искусствовед, литературовед, реставратор, директор Павловского дворца-музея (1941–1979). Заслуженный работник культуры РСФСР (1966).Под руководством Зеленовой в Павловске была создана важнейшая школа отечественной музейной реставрации. Анна Ивановна стала первой среди коллег-музейщиков, кто разработал и реализовал методику реставрации архитектурно-паркового ансамбля. Вместе с соратниками по научно-музейному делу она разработала новую систему маркировки разрушенных элементов, что позволило сохранить их исторический адрес и воссоздать утраты на прежнем месте.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что сделала Анна Зеленова во время войны? (дважды спасла Павловский дворец от фашистов)

2.Кем была Анна Зеленова (Директором Павловского Дворца-музея)

3. сколько экспонатов удалось вывезти благодаря Зеленовой? ( более 12 тысяч)

  1. АРКАДИЙ ГАЙДАР

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Гайдар Аркадий Петрович (настоящее имя – Голиков Аркадий Петрович) (1904–1941 гг.) – советский писатель, автор детских книг, киносценарист, участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Его книги, такие, как «Чук и Гек», «Тимур и его команда» стали классикой детской литературы.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какой подвиг совершил Гайдар? (Выдал себя противнику, чтобы предупредить товарищей о засаде)

2.Как война отразилась на здоровье Гайдара? (сказалась на его психике, «Травматический невроз»)

3.Где нашел свое призвание Гайдар (Влитературе)

  1. АТАМАН МАТВЕЙ ПЛАТОВ

       (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Матвей Платов — военнослужащий, прошедший все российские сражения периода 18–19 веков, неизменно проявлявший героизм и доблесть во славу империи. Являлся блистательным примером для солдат, прошел путь с самых низов и занял пост прославленного предводителя казачьих войск.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какой город основал Платов? (Новочеркасск)

2.Почему Платов отказался от наград Наполеона? (Платов ему не служил)

3.Почему казаков считали лучшей легкой кавалерией в мире? (Тренировались с детства и владели приемами кочевников-степняков)

  1.  БАЛЕРИНА АННА ПАВЛОВА

       (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Анна Павлова – русская балерина, служила в Мариинском театре с 1906 по 1910 год. Признана величайшей балериной 20-го века. Высочайшим достижением Павловой считается миниатюра «Умирающий лебедь», повторить которую смогла только Майя Плисецкая. Анна Павлова стала легендой еще при жизни. Она была самой высокооплачиваемой балериной того времени, ей старались подражать, она вызывала восторг, в ее честь устраивались королевские приемы, кондитеры давали своим тортам ее имя. Для нее писали стихи и прозу, ее изображали на портретах.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что названо в честь Анны Павловой? (сорт тюльпанов, десерт)

2.Что в Европе открыла Павлова (Приют для русских детей сирот)

3. Павлова задала моду на новый типаж балерин, как ее описывали? (Плоти в ней не более, чем в снежинке)

  1. ФЕДОР ШАЛЯПИН

       (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Федор Шаляпин – великий русский оперный, камерный певец, обладатель уникального баса. Он был солистом Большого, Мариинского театра, пел в Метрополитен-опера. Творчество легендарного баса получило признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Он пел для всех – для образованных людей и для народа. Народные песни в исполнении Шаляпина пользуются особенным успехом, в них звучит широкая русская душа, ее необъятная удаль и размах.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Из-за чего Шаляпина лишили статуса народного артиста СССР? (Благотворительность, отдавал деньги с концертов детям эмигрантов)

2. Чем восхищал публику Шаляпин? (Голосом и возможностью перевоплощаться на сцене)

3.В чем еще успешно пробовал себя Шаляпин? (живопись,скульптура)

  1. ВЛАДИМИР ДАЛЬ

       (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Многие из нас знают Владимира Ивановича Даля как выдающегося исследователя русского языка, создавшего знаменитый Толковый словарь. Однако основная профессия известного ученого и литератора – военный врач. Во время войны он оказывал помощь раненым, написал несколько учебных пособий по ботанике и зоологии. Но главная заслуга этого человека — неоценимый вклад в изучение русского языка. Современники в шутку называли Даля «принцем Датским», но он был истинно русским человеком и считал своей родиной Россию.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Чем известен Даль (Хирург, сказочник, моряк)

2. Кто такой амбидекстер? (одинаково хорошо владел двумя руками)

3. Главное достижение Даля? (Словарь)

  1. ГЕНЕРАЛ ДМИТРИЙ КАРБЫШЕВ

       (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Дмитрий Карбышев — доктор военных наук, посмертно получивший звание «Героя Советского Союза». Ему довелось участвовать в большей части вооруженных конфликтов прошлого столетия и превратить свое имя в синоним мужества и силы духа. Опасность и заманчивые предложения не сбили с пути отважного человека, до самой смерти сохранившего верность выбранным идеалам и убеждениям.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Чем известен Карбышев? (Гениальный инженер)

2.До какого звания дослужился в Первую Мировую (Подполковник)

3.Согласился ли Карбышев перейти на сторону фашистов? (нет, «Я Родиной не торгую)

  1. ГЕНЕРАЛ МИХАИЛ СКОБЕЛЕВ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Михаил Скобелев – выдающийся русский военачальник, генерал-адъютант. Участвовал в Среднеазиатских завоеваниях Российской империи и Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Остался в истории, как Белый генерал, за то, что во время сражения облачался в белый мундир и появлялся на белом скакуне. Национальный герой болгарского народа.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какую награду получил Скобелев в боях против Хивы и Коканды? (Георгиевский орден)

2.Какой новый город заложил Скобелев? (Фергану)

3.Какую главную славу получил на Балканах? (Победа в Русско-турецкой войне)

  1.  АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Александр Грибоедов — русский писатель, композитор, дипломат рубежа XVIII-XIX веков. Автор многочисленных произведений с интересной судьбой. Цитата из комедии «Горе от ума» «А судьи кто?» не сходит с уст вот уже не одно столетие и показывает, что осуждать люди любят, независимо от эпохи, в которой живут.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кем был Грибоедов? (знаменитый поэт, композитор, полиглот, дипломат)

2.Из –за чего погиб Грибоедов? (из-за нападения мятежников на русское посольство)

3.Что такое алмаз Шах? (выкуп за смерть Грибоедова, напоминает о цене служения Отечеству)

  1.  ДАША СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Даша Севастопольская –  (настоящее имя Дарья Лаврентьевна Михайлова, по мужу Хворостова) — одна из первых военных сестёр милосердия, героиня обороны Севастополя в Крымскую войну 1853–1856 годов.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Чем знаменита Даша Севастопольская? (под обстрелами на передовой вывозила раненых, поила и бинтовала)

2.Какую награду Даша получила от Императора? (Золотую медаль)

3.Символом чего стала Даша Севастопольская? (Сострадания и стойкости, легендой обороны Севастополя)

  1. ЕКАТЕРИНА ДАШКОВА

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Дашкова Екатерина Романовна – имя этой женщины вошло в историю, благодаря ее деятельности в сфере культуры и науки. Она внесла неоценимый вклад и сделала открытия, которые до сегодняшнего дня будоражат «великие умы» современности. Сподвижница, сторонница и близкая подруга Екатерины II, Екатерина Романовна, стала женщиной, которая прожила свою жизнь, так как сама того хотела, «окунувшись» в идею просвещения.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.В чем была первой в мире женщиной Екатерина Дашкова? (во главе академии наук)

2.Что было сделано под ее руководством? (построено новое здание академии, публичные лекции, издано первое собрание Ломоносова, выросло число студентов-степендиатов)

3.Что было выпущено с ее подачи? (Первый толковый и нормативный словарь, новая буква алфавита «Ё, сборник о российском театре и сатирический журнал»)

  1.  ЗИНАИДА ЕРМОЛЬЕВА

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Зинаида Виссарионовна Ермольева- выдающийся врач-микробиолог нашего времени, которая внесла огромный вклад в развитие советской и мировой науки. З.В.Ермольева – исследовательница холеры, бактериофагов, лизоцима, создательница первого отечественного антибиотика.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Как называют Ермольеву в народе? (Мадам Пенициллин)

2.Кто повлиял на выбор ее профессии? (История композитора Чайковского, скончавшегося от холеры)

3.На основе какого опыта Ермольева чуть не умерла? (заразила сама себя холерой)

  1. КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Ксения Петербургская (настоящее имя Ксения Григорьевна Петрова) — православная юродивая дворянского происхождения, жившая в Санкт-Петербурге в XVIII веке.После сильного эмоционального потрясения оставила благополучную жизнь и полностью посвятила себя служению вере. Она отказалась от всех мирских благ — денег, собственного дома, общения с родственниками — и ушла бродяжничать. Днём ходила по петербургским улицам, иногда разговаривая со случайными прохожими, а ночью уходила за город, в поля, где истово молилась.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какой сознательный подвиг юродства совершила Ксения? (раздала имущество бедным, дом подарила арендатору. Подвиг –посвященный Богу в память об умершем муже)

2.За что любил город Ксению? (она молилась о людях, милостыню отдавала другим нищим)

3.Местом чего стала могила Ксении?( местом паломничества)

  1. КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Корней Иванович Чуковский (настоящее имя — Николай Васильевич Корнейчуков) — знаменитый детский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик и переводчик. Автор знаменитых «Мойдодыра», «Айболита» и «Мухи-Цокотухи», «От двух до пяти». Корней Чуковский прожил долгую жизнь, почти 90 лет, семьдесят из которых занимался литературной деятельностью. Доктор наук, герой труда, но для детишек всей страны он стал просто дедушкой Корнеем.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Как сперва прославился Чуковский? (Как литературный критик)

2.Кто отчасти обязан своей славой Чуковскому? (Маяковский, Чехов, Блок)

3.Что Чуковский писал для своих детей? (стихи, «Крокодил», «Путаница» итд.)

  1. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Великий князь Ярослав Владимирович — единственный из русских правителей, кто вошёл в историю с прозвищем Мудрый. Время его княжения оценивается учёными как золотой век Древней Руси. 

Князь известен как умный, смелый и просвещённый правитель, много сделавший для процветания и роста авторитета Древней Руси. Он победил печенегов, укрепил внешние границы государства, наладил отношения с многими странами Европы, основал несколько новых городов, создал первый свод законов русского права, названный впоследствии «Русской правдой». 

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что воздвиг Ярослав в честь победы над Печенегами? (Храм святой Софии)

2.Засоздание чего современники звали Ярослава правосудом? (За создание свода законов)

3.Почему Европейские державы стремились к союзу с Ярославом? (укрепление политических связей)

  1. СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Софья Палеолог или Зоя Палеологиня – Великая Московская княгиня, вторая супруга Ивана III Великого, мама императора Василия III, родная бабушка Ивана Грозного.

Историю развития Московского царства трудно представить без Софьи Палеолог, представительницы византийской императорской династии Палеологов. Княжеское окружение относилось к ней по-разному. Одни чтили Великую княгиню, преклонялись перед ее умом, другие видели в ней гордячку, которой абсолютно нет никакого дела до проблем других, а третьи придерживались мнения, что с ее появлением князь Московский «вымел» из государства все старые обычаи.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какой первый шаг сделала София для того, чтобы ее новая Родина не уступала Европейским державам? (полная независимость от осколков Золотой орды)

2.Какой символ рода Палеологов? (Двуглавый орел)

3.Какую эпоху София открыла для Руси? (Эпоху Возрождения и помогла освободить страну)

  1. ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Константин Циолковский – изобретатель, философ, учитель. Стоял у истоков зарождения теоретической космонавтики, первым нашел обоснование для применения ракет в космических полетах, доказал необходимость использования так называемых «ракетных поездов», которые были прототипом современных многоступенчатых ракет.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Чем увлекался Циолковский? (Воздухоплаванием, аэродинамикой, космонавтикой)

2.Назвите идеи Циолковского? (Скафандр, ступенчатость ракеты, орбитальные станции и двухкомпонентное топливо)

3.Какая профессия была у Циолковского? (Педагог)

  1.  СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Софья Ковалевская – математик, механик, первая в мировой истории женщина-профессор и первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской академии наук (1889). Ее перу принадлежит авторство повестей «Нигилистка» и «Воспоминания детства».

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Почему Ковалевская получила образование в Европе? (В России женщины не могли учиться в вузах)

2.В какой области работала Ковалевская? (Математического анализа, механики и астрономии)

3.Каким еще талантом обладала Ковалевская? (Литературным талантом)

  1.  РОМАНОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Алексей Романов (Тишайший) – русский царь, стал вторым представителем династии Романовых, оказавшихся на российском престоле.

Каждый раз при упоминании русских царей, в памяти всплывают имена Петра Первого, Ивана Грозного, многочисленных Николаев и Александров. А вот Алексей Михайлович Романов почему-то остается в тени. Наверное, не зря его современники дали ему прозвище Тишайший, он таким и остается уже много лет. Хотя, если посмотреть правде в глаза, вряд ли без него сохранилась бы Российская империя.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какой единый кодекс законов создали при Царе Алексее? (Соборное уложение)

2.Какие территории вернул Царь Алексей? (Смоленск, Присоединил Украину))

3.Кто был сыном Царя? (Петр Первый)

  1. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Сергий Радонежский – православный святой, игумен Русской церкви, основатель нескольких монастырей, идеал святости и духовности. Благодаря заботам святого был основан легендарный Свято-Троицкий монастырь.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Назовите главную заслугу Сергия Радонежского? (Его ученики – 21 Святой)

2.Из- за чего Сергию пришлось возрождать монашество?(После разрушения монголами Киева)

3.Как Сергий смог объединить страну? (Призывал князей сплотиться против врага, благословил на битву Дмитрия Донского)

  1. СЕРГЕЙ КОРОЛЕВ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Сергей Королев – советский конструктор, разработчик ракетно-космических комплексов. Внес огромный вклад в отечественное ракетостроение и покорение космоса.

Имя выдающегося конструктора Сергея Королева известно во всем мире. В историю он вошел, как талантливый ученый, положивший начало развитию отечественной космонавтики. Результаты изысканий Сергея Павловича по сей день применяются в ракетостроении и ряде смежных областей.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что открыл Королев человечеству? (Космос)

2.Что первым в истории сделал Королев? (Запустил искусственный спутник Земли)

3.Что в 17 лет спроектировал Королев? (Самолет)

  1. СЕРГЕЙ КРИКАЛЕВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Сергей Крикалев — советский и российский космонавт, авиационный спортсмен и лётчик-космонавт СССР. Он участвовал в шести космических экспедициях, проявив себя как один из самых известных и опытных специалистов в своей области.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Сколько провел в космосе Крикалев? (803 суток)

2.Как говорили про экипаж Александра Волкова и Сергея Крикалева? (Улетели в космос из СССР, а вернулись в Россию)

3.В каком эксперименте участвовал Крикалев? (Можно ли долго жить и продуктивно работать в космосе)

  1. ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА РОМАНОВНА

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Елизавета Федоровна – супруга российского великого князя Сергея Александровича, великая княгиня рода Романовых. В 1992-м году Русской православной церковью Елизавета Федоровна была причислена к лику святых.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Каким делам посвятила себя княгиня после смерти мужа? (Делам милосердия)

2.Что создала Княгиня? (Уникальную Марфо-Мариинскую обитель)

3. Кому помогала Княгиня? (нищим, нуждающимся и больным людям)

  1.  СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Сергей Прокофьев – русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Народный артист РСФСР (1947), лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952). Один из самых исполняемых композиторов ХХ века. Его музыкальная сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и Седьмая симфония считаются шедеврами в мире музыки.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.От чего на выпускном экзамене привел в ужас комиссию? (От диссонирующих аккордов и энергичной манеры игры)

2.Какие премии ждали Прокофьева по возвращению на родину? (6 Сталинских премий)

3.Какой главный итог творчества Прокофьева? (Седьмая симфония)

  1.  ШОСТАКОВИЧ ДМИТРИЙ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Дмитрий Шостакович – композитор, пианист, педагог. Носил звание Народного артиста СССР, награжден многочисленными премиями СССР И РСФСР.

Мировая слава пришла к Дмитрию Шостаковичу в 20 лет, кода его Первую симфонию услышали не только на родине, но и в США и Европе. После этого прошло еще десять лет, и его музыка зазвучала со сцены ведущих театров мира. В сталинские времена его то поднимали до небес, то чуть ли не превращали во врага народа, но это не помешало ему стать крупнейшим композитором 20-го века, музыка которого будет жить вечно.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кем был Шостакович во время войны? (Вступил в ПВО Ленинграда, научился гасить бомбы-зажигалки)

2.Как по-другому называют седьмую симфонию Шостаковича? (Ленинградская)

3. Почему огромного труда стоило собрать оркестр? (музыканты были на передовой, ослабевшие от голода, в госпиталях)

  1. АЛЕКСАНДР ПОПОВ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Александр Степанович Попов (1859 – 1906) – физик, электротехник, изобретатель, известный как создатель радио. Демонстрация радиосвязи привела к развитию многих научных идей, и на протяжении десяти лет, до самой смерти изобретателя, радиотехника развивалась при его активном участии.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.В какой науке нашел свое призвание Попов? (Физика)

2.Какое изобретение Попов представил русскому физико-химическому обществу? (Грозоотметчик, он же радиоприемник)

3.С помощью какой азбуки могли передавать послание? (Морзе)

  1. ГЕНЕРАЛ ИВАН ПАНФИЛОВ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Иван Панфилов – советский полководец, генерал-майор, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной отряд командира совершил легендарный подвиг, вошедший в историю как подвиг 28 панфиловцев. Генерал Иван Панфилов был в числе героев, спасших столицу в 1941 году. Его именем названы две улицы в подмосковном Зеленограде, а раньше в честь его именовался целый район города.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какой важный вклад внесли Панфиловцы? (вырвали дни, за которые к столице подошли резервы. Удалось подготовить контрнаступление)

2.Благодаря чему дивизия Панфилова смогла сдержать атаки трех пехотных и двух танковых дивизий? (Благодаря хорошей подготовке и налаженному снабжению)

3.Какой был взгляд на армию у Панфилова? (Не войска для командира, а командир для войск)

  1. ДМИТРИЙ ИВАНОВСКИЙ

  (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Дмитрий Иосифович Ивановский (1864 — 1920) — русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии. На основе своего исследования мозаичной болезни табака впервые подробно описал многие характеристики организмов, которые стали известны как вирусы. Открытие вирусов сыграло огромную роль в развитии биологии, медицины, ветеринарии и фитопатологии. Оно позволило расшифровать этиологию таких заболеваний, как бешенство, оспа, энцефалиты и многих других.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кем был Дмитрий Ивановский? (Микробиологом)

2.Какой был год возникновения вирусологии? (1892 год)

3.Что доказал Ивановский? (Что источник болезни, значительно меньше бактерий, заражает растения, но не способен размножаться в питательных средах)

  1. ДОВМОНТ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Литовский «беженец» Довмонт (Домант) (ум. 20 мая 1299), в крещении Тимофей — псковский князь, правивший в Пскове с 1266 по 1299 год. Происходил из князей Великого княжества Литовского, правил в Пскове 33 года (с 1266 по 1299). В истории и народной памяти он остался как самый успешный и самый любимый князь этого города. В конце XVI столетия Довмонт был канонизирован Русской православной церковью (лишь немного позже Александра Невского).Довмонт вошёл в историю как талантливый полководец. Неоднократно разбивал литовцев и немцев, в том числе в Раковорской битве. В исторических хрониках и художественной литературе отмечается как «муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти». При Довмонте Псковская земля фактически перестала зависеть от Новгородской республики.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кем был Довмонт? (Псковским князем и святым русской церкви)

2. Что хранят во Пскове как память о Довмонте? (Его легендарный меч)

3. Как проявил себя Довмонт в боях? (Храбро, отважно, смекалисто)

  1. ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Евгений Николаевич Андреев — советский парашютист-испытатель, Герой Советского Союза.1 ноября 1962 года в обстановке секретности совершил прыжок из стратосферы, фактически из ближнего космоса. Секретный эксперимент «Звезда» проводился под руководством Сергея Королёва и предназначался для отработки спуска космических модулей на Землю. Евгений Андреев первым покинул гондолу, пролетел в свободном падении до высоты 958 метров, раскрыл парашют и благополучно приземлился. Полёт продолжался 270 секунд, скорость падения составляла 900 километров в час.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кто такие стратонавты? (Люди, совершившие полет в стратосферу и прыжок с высоты 25 км)

2.Какова задача развития стратосферы? (развитие авиационных и космических технологий, наблюдение за погодой и климатом)

3.Какой рекорд установил Евгений Андреев? (Прыжок: 4 мин 30 сек. Свободное падение 24 км)

  1. ИГОРЬ СИКОРСКИЙ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Игорь Сикорский –советский и американский авиаконструктор, изобретатель и ученый. Сикорский известен как создатель гидросамолетов и многомоторных воздушных судов. Он – основоположник современных бомбардировщиков, одновинтовых вертолетов и четырехмоторных самолетов.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что разработал Игорь Сикорский? (Самолет-супергигант первой мировой войны)

2.Какой рекорд поставил Сикорский7 (Грузоподъемности)

3.Назовите день создания эскадры воздушных самолетов? (23 декабря 1914 год)

  1. КАЗАК СЕМЕН ДЕЖНЕВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Семен Дежнев – известный русский путешественник, мореход, землепроходец, якутский атаман. Исследовал Северную и Восточную Сибирь, Северную Америку, торговал пушниной. Величайший из путешественников-первооткрывателей за всю историю России. Во времена своих многочисленных походов он нашел новые земли, побывал в бассейне Анадыря, стал первооткрывателем Корякского нагорья и исследователем северо-восточного побережья Евразии. На восемьдесят лет раньше Беринга прошел заливом между Америкой и Евразией, и если Берингу удалось обследовать этот проход только частично, то Дежнев и его товарищи прошли его насквозь. Поэтому отнюдь не случайно его имя присвоено крайней восточной точке Евразии — мысу Дежнева.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кто открыл Беренгов пролив? (Семен Дежнев)

2.Кем нанялся в Тобольск на службу Дежнев? (Рядовым казаком, собирал ясак)

3.Что еще первым разведал Дежнев? (Колыму)

  1. ОТТО ШМИДТ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Отто Шмидт — ученый-энциклопедист и исследователь-полярник, достигший мирового признания в нескольких сферах научных знаний и покоривший Памир. Он не боялся рисковать и мыслил масштабно, равняясь на Леонардо да Винчи, Михаила Ломоносова. Заслуги этого человека отмечены рядом наград (Герой Советского Союза, орден Ленина, орден Красной звезды, орден Трудового Красного Знамени).

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что освоил Отто Шмидт? (Арктику)

2.Как назывался ледокол, на котором шел Шмидт? (Сибиряков)

3.Что делали «Челюскинцы», когда оказались на льдине? (Устроили лагерь, вели наблюдения)

  1.  СЕРЕГЙ ИЛЬЮШИН

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Сергей Ильюшин — выдающийся авиаконструктор XX столетия. Его достижения оказали значительное влияние на развитие отечественной и мировой авиационной промышленности. Под руководством Ильюшина были созданы инновационные боевые и разведывательные самолеты, включая легендарный бронированный Ил-2 — самый массовый штурмовик в истории, один из самых известных в мире. Эта боевая машина сыграла важную роль в победе над фашизмом.Сергей Ильюшин внес значительный вклад в развитие гражданской авиации. В его конструкторском бюро были разработаны самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-16, а также один из первых в мире турбореактивных дальнемагистральных пассажирских самолетов — Ил-62.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что создал Ильюшин? (Штурмовик, в котором броня стала каркасом самолета)

2.Какой самолет стал самым массовым военным самолетом? (ИЛ-2)

3.Что ранее использовали для корпусов самолетов? (Дерево)

  1. КНЯГИНЯ ОЛЬГА

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Княгиня Ольга — была регентом при сыне и правила Великой Русью с 945 года по 960 год, после смерти её мужа Игоря Рюриковича. Является первой правительницей, которая приняла христианство. Церковь признала её равноапостольной святой Руссой православной церкви.За время своего правления она не вела боевых действий, все вопросы по внешней политике старалась решать переговорами. Ольгу больше интересовала внутренняя политика подвластных ей земель, в решении которых она несомненно преуспела. Когда её сын Святослав вырос, и часто стал отлучаться из Киева находясь в походах, она продолжала править Русью.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какая легенда звучала об Ольге? (Ее красота пленила князя Игоря)

2.Что пришлось сделать Ольге, чтобы сохранить власть? (Сжечь коростень- столицу древлян)

3. Что произошло с Ольгой во время поездки в Константинополь? (Приняла крещение)

  1. КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Дмитрий Михайлович Пожарский — Русский герой народного ополчения, князь, боярин, политический деятель, освободитель Москвы от польских оккупантов. Он был справедлив и великодушен, щедр и честен. В трудные, смутные для родины времена он встал на защиту отечества. Его твёрдости духа, решимости и непримиримости к изменникам родины, можно только позавидовать.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Почему Пожарский не стал царем после смутного времени? (Отказался от личных амбиций)

2.Откуда восходит род Пожарских? (к Рюриковичам)

3.Против кого сражался Пожарский на улицах Москвы? (Против поляков)

  1. КУЗЬМА МИНИН

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Кузьма Минин – идейный организатор и один из руководителей Земского ополчения в период Смутного времени, когда российские земли оккупировали польско-литовские и шведские интервенты.

Выходец из семьи солепромышленника принял активное участие в           русском национально- освободительном движении, снискав доверие и уважение современников. Сподвижник князя Дмитрия Пожарского стал поистине народным героем того времени.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кем был Минин? (Нижегородский купец, земский староста)

2.Что решил организовать Минин? (Ополчение, предложил возглавить военачальником Князя Пожарского)

3.Что по итогу благодаря трудам Минина удалось сделать? (Снова сплотить страну, пресечь гражданскую войну и изгнать интервентов)

  1. КУЛИБИН ИВАН

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Иван Петрович Кулибин – гениальный русский изобретатель, сумевший опередить своё время и подарить миру уникальные разработки, которыми стали пользоваться по всему свету. На счету Кулибина множество инновационных, оригинальных изобретений: от часов нового типа и подъёмного лифта до протезов и прожектора. Все эти устройства должны были в первую очередь облегчить жизнь человека, принести пользу, за что их создатель и заслужил безусловную народную любовь.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Назовите пять главных изобретений Ивана Кулибина? (Уникальные часы, самобеглая коляска, водоход, одноарочный мост, зеркальный прожектор, светящий на триста метров, лифт)

2.Кому Кулибин подарил уникальные часы? (Екатерине II)

3.Что сделала Императрица, получив подарок? (Поставила Кулибина во главе механических мастерских академии наук)

  1. МАРШАЛ ГЕОРГИЙ ЖУКОВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Полководец Георгий Жуков полностью соответствовал своему времени – он был жестким, волевым, бескомпромиссным. Он имел редкий дар полководца и аналитический ум, который мог на сто ходов вперед просчитать действия вражеской армии. Жуков владел качеством, которого пожалуй не было ни у одного из всех остальных – он умел не просто побеждать, его победы были сокрушительными. В памяти одних он остался Георгием Победоносцем, другие говорят о нем, как о бездарном полководце. Но солдаты, прошедшие Великую Отечественную, называли его не иначе, как «народный маршал».

В памяти потомков Георгий Жуков навсегда останется маршалом Победы. Четыре раза ему присваивали звание Героя Советского Союза, он награжден двумя орденами «Победа», многочисленными советскими и иностранными медалями и орденами.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какую по мнению Жукова главную победу он одержал еще до войны? (Конфликт на реке Халхин-гол)

2.Как советские полководцы обманули японцев? (Установили вдоль границы машины для имитации шума танков и самолетов)

3.Сколько длились жестокие бои? (10 дней)

  1. МИХАИЛ ГЛИНКА

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Михаил Иванович Глинка (1804–1857) — русский композитор, один из основоположников отечественной традиции классической музыки. Многие поклонники классической музыки благоговеют перед именем Михаила Ивановича Глинки. Этот знаменитый русский композитор является основоположником русской национальной оперы. Он стал автором опер, получивших мировую известность, написал «Руслана и Людмилу», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), много романсов, других музыкальных произведений.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Как называют М.И.Глинку ? (Пушкиным русской музыки)

2.Что Глинка сделал с народной музыкой? (Поднял на ступень высокого искусства)

3.о чем мечтал Глинка? (Согласовать русский церковный распев с западной музыкальной гармонией)

  1. МИХАИЛ ИЛЬИЧ КОШКИН

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Михаил Ильич Кошкин – советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. Михаил Кошкин прошёл путь от пекаря на кондитерской фабрике до руководителя конструкторского бюро танкостроения. За время своей профессиональной деятельности он сконструировал танк Т-34, который знают во всём мире, его название связано с победой Советской армии во Второй мировой войне. Конструктору не довелось узнать, какой грандиозный вклад в военную отрасль сделал он для своей страны, поскольку до войны он не дожил 9 месяцев.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что создал Кошкин? (Танк Т-34)

2.Где изготавливали танк Т-34? (Нижний Тагил)

3.Кем был по профессии Кошкин? (Конструктор танков)

  1. МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Михаил Ломоносов — «универсальный человек», физик, химик, энциклопедист. Статский советник, профессор химии, получил звание почетного члена Шведской и Болонской академий наук.

Только благодаря своей неуемной страсти к наукам, Михаил Ломоносов сумел подняться из самого низа до всемирного признания своих талантов. Он стал первым русским ученым-естествоиспытателем, художником и энциклопедистом, поэтом и филологом, астрономом, физиком и химиком. Сфера его деятельности распространилась на молекулярно-кинетическую теорию тепла, металлургию, географию, историю и геологию. Это он открыл атмосферу вокруг Венеры, основал науку о стекле. Он стоял у истоков зарождения МГУ, который сейчас носит его имя. Кроме этого добился определенных успехов в генеалогии и приборостроении.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что было основано с подачи Ломоносова? (МГУ)

2.Зачем в 19 лет Ломоносов пришел пешком в Москву? (Чтобы учиться)

3.Какой был круг интересов у Ломоносова? (Химия, физика, метеорология, астрономия, свойства стекла)

  1. НИКИТА ДЕМИДОВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Никита Демидов (26 марта 1656, Тула — 17 ноября 1725, там же) — тульский казённый кузнец-оружейник, комиссар, строитель и владелец заводов в центре Европейской части России и на Урале, основатель разветвлённой многопоколенной промышленной династии. 

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какая профессия была у Никиты Демидова? (Оружейник)

2.Что Петр I дал Демидову? (Завод на Урале и уникальные льготы)

3.Что создал Никита Демидов? (Училище, Нижнетагильский горно-металлургический колледж, свою промышленную империю)

  1. НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Николай Вавилов – известный ученый-генетик, химик, селекционер, географ, государственный деятель. Автор закона гомологических рядов и учения об иммунитете растений.Имя Николая Вавилова известно разве что узкому кругу специалистов, хотя он стал первым ученым, к которому пришла идея создать специальные банки-семенохранилища. Он понимал, что спасти род человеческий от голода можно только сохранив лучшие образцы культурных растений, собранных в разных уголках планеты. Парадоксом стало то, что ученый, который хотел избавить людей от голода, сам умер голодной смертью в сталинских застенках.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1. Какая профессия была у Вавилова7 (Ученый, Генетик)

2.Какое главное открытие Вавилова? («Таблица Менделеева» для биологии)

3.Что создал по всей стране? (Селекционные станции, чтобы исследовать сорта растений)

  1. НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Николай Гумилев вошел в историю русской литературы как основатель акмеизма, поэт, переводчик и художественный критик. Он участвовал в Первой мировой войне, получил несколько орденов, много путешествовал. Кроме стихов, в его творческое наследие вошли и этнографические заметки о жизни народов Африки.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какой материк изучал Гумилев? (Африку)

2.Что привез Гумилев из путешествия? (Богатую этнографическую коллекцию, фотоснимков, воспел красоту Африки в своих стихах.)

3.Помимо изучения Африки, чем еще занимался Гумилев? (Был поэтом)

  1.  НИКОЛАЙ ЛОБАЧЕВСКИЙ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Николай Лобачевский – великий русский ученый, физик-математик, основатель неевклидовой геометрии. Являясь профессором и ректором Казанского университета, провел ряд реформ и вывел альма-матер в ряд лучших вузов страны. Имя математика Николая Лобачевского стоит в одном ряду с великими учеными мужьями, прославившими российскую науку на весь мир. Будучи одним из основателей неевклидовой геометрии, Николай Иванович совершил ряд революционных научных открытий, послуживших во благо всего человечества.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Чего смог добиться Лобачевский в 24 года? (Стал профессором)

2.Какое главное достижение в науке? (Теории относительности)

3.От чего спас Лобачевский многих своих студентов? (От эпидемии холеры)

  1. ПЕТР НЕСТЕРОВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Петр Нестеров — русский летчик, отец высшего пилотажа и всемирно признанный ас. В 1913 году он первым в мире выполнил воздушный маневр, известный как «мертвая петля».До полета Нестерова вертикальную петлю в воздухе не мог осуществить ни один летчик в мире. Самолеты того времени просто не выдерживали нагрузки и отказывали, из-за чего летчики разбивались насмерть. Поэтому в летных училищах будущим пилотам строго запрещали выполнять крутые виражи в полете.

Мастерство и непоколебимая воля Нестерова показали всему миру, что для русского пилота нет ничего невозможного. Выполнив мертвую петлю, он благополучно приземлился под звуки оваций всего мирового сообщества. Вскоре после этого летчики по всему миру принялись повторять подвиг Нестерова.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что первым сделал летчик Петр Нестеров? (Фигуру высшего пилотажа- Мертвую петлю)

2.Кем хотел быть Нестеров? (Авиаконструктором)

3.Что открыла петля Нестерова? (Эпоху высшего пилотажа)

  1. ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижер, педагог и критик. Его произведения известны всем соотечественникам, даже в том случае, если эти люди не являются приверженцами классической музыки.Один из самых исполняемых композиторов во всем мире.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Назовите три самых известных балета Чайковского?(«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». )

2.Когда композитор начал сочинять музыку? (Еще будучи ребенком)

3.Что еще сочинил Чайковский помимо балета? (Оперу, Симфонии, концерты, духовные песнопения)

  1. ЭММАНУИЛ НОБЕЛЬ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Шведский и российский инженер, архитектор, изобретатель и промышленник. Основатель промышленной династии Нобелей. Ещё живя в Швеции, Эммануил получил архитектурное образование, конструировал плавающие мосты, придумал надувной матрас, увлекался исследованием взрывчатых веществ. В 1837 году он предлагает российскому военному ведомству производить мины. У него уже есть проект сконструированной им морской мины.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Где впервые стали вручать Нобелевскую премию? (В России)

2.Кем были три поколения Нобелей? (Известные русские промышленники)

3.Что построили братья Нобели? (Первые в России нефтепровод, нефтяной насос и танкер)

  1.  ПЕТР I

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Петр I Великий – последний русский царь и первый российский император из династии Романовых, взошедший на престол в десятилетнем возрасте. В истории остался, как великий реформатор и человек, «прорубивший окно в Европу». О том, что Петр I внес огромный вклад в развитие страны и «прорубил окно в Европу», известно каждому российскому школьнику. Будучи сыном царя, крестником царя и братом царя, Петр Алексеевич и сам стал правителем страны уже в десятилетнем возрасте.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Что сделал Петр I в битве при Гангуте? (Лично пошел на абордаж шведского корабля)

2.Какое звание Император получил за победу? (Звание Вице-Адмирала)

3.Как Петр I смог одержать победу над шведами? (Разбил шведские резервы и обозы, держали оборону)

  1. МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Митрофан Воронежский (в миру Михаил) — первый епископ на Воронежской кафедре, церковно-государственный деятель. Родился 6 ноября 1623 года во Владимирской губернии. Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и “Азовским”. В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Кто помогал строить флот Петру I (Православный Святой Митрофан)

2.Где ПетрI строил первые корабли? (Воронеж)

3.Кем был Митрофан? (Епископом города)

  1. ТАТЬЯНА ПРОНЧИЩЕВА

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Татьяна Фёдоровна Прончищева- первая женщина — полярный исследователь Арктики, участница Великой Северной экспедиции в составе Ленско-Енисейского отряда, жена руководителя отряда Василия Прончищева. 

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Почему летчики полярной авиации бросают белый цветок над устьем реки Оленек? (в память о первой русской полярнице)

2.Какте территории исследовала Прончищева с отрядом? (Сибирь и Дальний Восток)

3.Что с лучилось с супружеской парой? (Погиб ее муж Василий и Татьяна не смогла выдержать горя)

  1. АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

Александр Матросов – красноармеец, служил стрелком-автоматчиком во 2-м отдельном стрелковом батальоне 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им.Сталина. Член ВЛКСМ. 19 июня 1943 года получил звание Героя Советского Союза (посмертно) за то, что закрыл собой амбразуру фашистского дзота, предоставив однополчанам возможность захватить опорный пункт.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Какой наградой награжден Александр Матросов? (Герой Советского союза)

2.Какой подвиг совершил Матросов? (Он закрыл телом амбразуру немецкого дзота, тем самым спас товарищей)

3.Кто такие камикадзе? (японские пилоты-смертники, использовавшиеся на заключительном этапе войны в Тихом океане.)

  1.  ЛЕТЧИЦЫ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ»

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 МИНУТА)

46-й гвардейский авиационный полк, прозванный гитлеровцами «Ночными ведьмами», это одно из самых известных подразделений времен Великой Отечественной войны, прославившееся своими подвигами. Оно состояло исключительно из женщин. Все вылеты полк совершал по ночам, бомбардировщики наносили удары молниеносно и абсолютно скрытно. За это фашисты и дали им грозное прозвище.За годы войны «Ночные ведьмы» совершили более 24 тысяч вылетов — участвовали в стратегически важных сражениях на Кавказе, освобождали Керченский полуостров, Новороссийск, были задействованы в ходе Севастопольской операции. Они подрывали вражескую инфраструктуру, разрушали средства и линии связи, выводили из строя целые эшелоны с техникой, оказывали поддержку нашей пехоте с воздуха. Подвиги бойцов авиационного полка вошли в мировую военную историю как яркий пример женского мужества и самоотверженности.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Почему ночных бомбардировщиков прозвали Ночные ведьмы? (из-за их особой тактики налётов.)

2.На чем летали женщины-летчицы (Легкие учебные ПО-2)

3.Какой средний возраст летчиц легендарного полка? (22 года)

  1. СБОРНИК О ВЕЛИКИХ ЛЮДЯХ РОССИИ

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 17,20 МИНУТ)

Величие России неотделимо от её великих людей — тех, кто оставил неизгладимый след в истории, культуре и науке. Мы отправимся в захватывающее путешествие по страницам жизни выдающихся личностей, которые вдохновили целые поколения.Мы познакомимся с их достижениями и испытаниями, которые они преодолели на пути к великим свершениям. Их идеи и открытия вошли в наследие не только родной страны, но и всего человечества.

Вопросы для обсуждения с детьми:

1.Назовите первый морской порт России? Кто гордость этого края? (Архангельск, М. Ломоносов)

2.Откуда родом два известных конструктора вертолетов Камов и Миль? (Иркутск)

3.Назовите известных людей, родом из Нижнего Новгорода? (Кулибин-изобретатель, Чкалов-летчик, Горький-писатель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие люди России

В презентацию вошли фотографии и коментарии о М.В. Ломоносове. Данный материал может быть использован как фрагмент урока или внеклассного мероприятиях о великих людях России....

Проект на тему:" Великие люди России Эдуард Успенский"

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Э. Успенского. Предшествующая работа заключается  прежде всего в чтении книг Успенского. Затем проводится викторина по его произведениям, конкур чтецов ...

Элективный курс "Великие люди России"

Элективный курс для учащихся 10 класса. Углубленное изучение личностей российской истории и роли этих людей в жизни страны....

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

"Великие люди России : основоположник мозаичного искусства М.В.Ломоносов"

Предназначено для детей в возрасте 8 - 10 лет. В ходе занятия дети знакомятся с одним из видов декоративно - прикладного искусства -мозаикой и  мозаичной техникой М.В.Ломоносова,развивают мелкую ...

Презентация "Великие люди России.М.В.Ломоносов"

Презентация посвящена выдающимуся сыну России,универсальному ученому,патриоту-Михаилу Васильевичу Ломоносову..Данная презентация ориентирована на учащихся 7 класса....

Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:  формировать представление  о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...