Страницы истории
рабочая программа по истории (11 класс)
Для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ учебного времени, отводящегося на овладение учебной программы по истории, явно недостаточно. Кроме того, по результатам выполнения работ по истории России выявлен ряд проблем в знаниях и умениях выпускников. Самым «слабым звеном» в подготовке учащихся по истории часто оказывается незнание дат исторических событий, периодов. Проблемной частью являются вопросы истории общественного движения, культуры. Очень серьезные пробелы имеются в усвоении сведений об исторических личностях, причем по всем периодам и разделам курса отечественной истории. Задания на сравнение событий и явлений, анализ исторических ситуаций имеют худшие показатели в части 2
Программа «Страницы истории» призвана сделать данную подготовку более системной и эффективной. Использование образцов контрольных измерительных материалов (КИМов) позволяют придать содержанию программы практическую направленность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Администрации МР Усть-Майского улуса (района)
МБОУ "Солнечнинская СОШ"
«Согласовано» Заместитель директора школы по ВР _____________ (Ю.К.Кудачинова) | «Утверждено» директор МБОУ «Солнечнинская СОШ» ________________ (Е.А. Виноградова) Приказ № 71 от «29» августа 2025 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Подготовка к ЕГЭ по истории»
Разработала:
Заланская Е.Ю.
Солнечный 2025 г
Пояснительная записка
Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории как формы государственной (итоговой) независимой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений требует серьезного отношения к организации подготовки к сдаче ЕГЭ. История, наряду с обществознанием, традиционно относится к «разговорным» предметам. Учащиеся привыкли к развернутым ответам, наводящим вопросам учителя, помогающим не упустить нечто важное в освещаемом вопросе. Письменные формы проверки знаний по истории еще совсем недавно не часто встречались в практике части учителей. Тестовые материалы использовались в текущей работе нерегулярно. Поэтому часть выпускников нередко испытывает трудности при подготовке к ЕГЭ по истории.
Экзаменационная работа по истории состоит из огромного количества заданий, основными объектами проверки которых являются:
- Знание исторических фактов;
- Усвоение исторических концепций;
- Умение извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач;
- Владение приемами исторического описания;
- Наличие представлений об оценках исторических событий, явлений, процессов, навыков оценочной деятельности.
Для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ учебного времени, отводящегося на овладение учебной программы по истории, явно недостаточно. Кроме того, по результатам выполнения работ по истории России выявлен ряд проблем в знаниях и умениях выпускников. Самым «слабым звеном» в подготовке учащихся по истории часто оказывается незнание дат исторических событий, периодов. Проблемной частью являются вопросы истории общественного движения, культуры. Очень серьезные пробелы имеются в усвоении сведений об исторических личностях, причем по всем периодам и разделам курса отечественной истории. Задания на сравнение событий и явлений, анализ исторических ситуаций имеют худшие показатели в части 2
Программа «Страницы истории» призвана сделать данную подготовку более системной и эффективной. Использование образцов контрольных измерительных материалов (КИМов) позволяют придать содержанию программы практическую направленность. Содержание программы акцентирует внимание на анализ наиболее трудных вопросов курса истории, на технологию работы с тестовыми заданиями разного типа и уровня сложности. Отработка во время практикумов, тренингов типовых конструкций тестовых заданий позволит практически не тратить время на экзамене на понимание инструкции, на точное оформление ответа по всем направлениям.
Целью данной программы является углубление знаний учащихся в области истории. Кроме того, она призвана придать более глубокую научную направленность подготовке выпускников по курсу истории, отвечать наиболее сложным требованиям государственного стандарта к знаниям теоретического характера и уровню развития комплексных познавательных действий.
Программа «Страницы истории» рассчитана на 34 годовых часа (1 час в неделю). Конкретные примеры заданий помогут учащимся подготовиться к ЕГЭ и систематизировать большой объем исторической информации.
Цель программы: осуществление технологии выполнения тематических заданий по истории при подготовке к ЕГЭ.
Задачи программы
- Углубление и развитие знаний учащихся по курсу истории России за счет расширения представлений о содержании заданий КИМ Федерального банка.
- Ознакомление учащихся с кодификатором, спецификацией и демоверсий КИМ по курсу истории России.
- Изучение отдельных тем предмета истории в виде различных письменных заданий, в том числе подобных ЕГЭ.
- Изучение инструкций по выполнению экзаменационной работы, ее частей и различных заданий.
- Приучение учащихся к различным формам тестовых работ.
- Разработка психолого-педагогических рекомендаций по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.
Принципы программы
- Принцип последовательной оптимизации деятельности – предполагает оптимальный отбор теоретического содержания и практического материала в оптимальной форме. Предусматривает минимально необходимое количество ключевых упражнений, творческих заданий.
- Принцип адекватности действий учителя и ученика – предполагает обучающую роль педагога в сочетании с активной практической деятельностью самого ученика.
- Принцип результативности обучения учащихся – предполагает постепенный переход обучающихся к выполнению заданий с большим уровнем сложности и ученической самостоятельности.
- Принцип элективного углубления - дает каждому ученику возможность выбора уровня усвоения образовательной области в соответствии со своими потребностями.
Методы программы
- Словесный (консультация, объяснение, диалог)
- Проблемный (разбор заданий части )
- Деятельностный (письменные работы, тесты, эссе)
- Аналитический (графики, диаграммы)
Прогнозируемые результаты
- Реализация данной программы позволит осуществлять отработку практических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ.
- Реализация программы поможет учащимся в понимании качества подготовки и особенностей проведения ЕГЭ.
- Содержание программы позволит учащимся познакомиться со структурой и содержанием КИМ
- Реализация программы позволит учащимся позитивно настроиться на предстоящий ЕГЭ.
Содержание программы «Страницы истории»
(34 часа)
I. Введение . Общие сведения об экзаменационной работе по истории (1 час).
II. Правила для сдающих единый государственный экзамен (3 часа):
1. Изучение инструкций к ЕГЭ :
- Инструкция, предваряющая всю работу (она носит вводный характер, ее назначение состоит в том, чтобы подвести учащегося к выполнению работы);
- Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы (они обращают внимание на специфику заданий части, формулировку и запись ответов на них);
- Инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий (например, задания к текстовому фрагменту);
- Инструкции, относящиеся к отдельным заданиям.
2. Ознакомление с кодификатором элементов содержания по истории для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2009
3. Правила заполнения бланков ЕГЭ по истории .
III. Работа с заданиями части I с выбором ответа (базового уровня) (6 часов):
- Решение заданий на проверку истоIIрических дат ;
- Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств, участников событий) ;
- Решение заданий на проверку понятий и терминов ;
- Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий и явлений ;
- Решение заданий на понимание суждений о причинах и следствиях событий, а также понимание связей единичных фактов и общих явлений .
IV. Работа с заданиями части II с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности) (11 часов):
- Решение заданий на установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов.
- Решение заданий на соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества и т.д.
- Решение заданий на определение названия события, явления или имени исторической личности, о которых идет речь в представленном отрывке из исторического источника .
- Комплекс заданий для работы с источниками :
- Атрибуция документа, определение событий, явлений, личностей, о которых в нем идет речь;
- Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте (на основе текста и с привлечением знаний по курсу истории) ;
- Анализ позиции автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий.
- Комплекс заданий с развернутым ответом по предложенной теме, проблеме :
- Задание на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала ;
- Задание на анализ исторических версий, оценок;
- Задание на анализ исторических ситуаций;
- Задание на сравнение исторических событий и явлений.
V. Тематические тренировочные задания повышенной сложности (10 часа):
- История России с древности до конца XIII века
- История России XIV – XVI века
- История России XVII - XVIII века
- История России XIX века .
- Период 1900 – 1945 гг.
- Период 1945 – 2009 гг.
VI. Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с содержательными линиями школьного курса (3 часа).
Итого – 34 часа.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Страницы истории» 34 часа
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во час | Дата | ||
План | Факт | |||||
Правила для сдающих единый государственный экзамен (4 ч) | ||||||
1 | Введение. | Общие сведения об экзаменационной работе по истории | 1 | |||
2 | Изучение инструкций к ЕГЭ |
| 1 | |||
3 | Знакомство с демоверсией по истории 2026г. | Работа над кодификатором элементов содержания по истории для составления КИМ 2026 г. | 1 | |||
4 | Правила заполнения бланков ЕГЭ по истории | Особенности заполнения бланков ЕГЭ по предмету. | 1 | |||
Работа с заданиями части 1 с выбором ответа (6 ч) | ||||||
5 | Алгоритм выполнения задания с открытом ответом | Решение заданий на проверку исторических дат | 1 | |||
6 | Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов | Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств, участников событий) | 1 | |||
7 | Структура и специфика заданий на анализ документов | Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий и явлений | 1 | |||
8 | Особенности заданий 12,16,18 | Решение заданий на понимание суждений о причинах и следствиях событий, а также понимание связей единичных фактов и общих явлений | 1 | |||
9 | Специфика заданий 11,15 | Решение заданий на установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов | 1 | |||
10 | Разновидности заданий и задач | Решение заданий на соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества и т.д. | 1 | |||
Работа с заданиями части 2 с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности) (11ч) | ||||||
11 | Общая характеристика заданий части 2 | Ознакомление с заданиями части 2 и особенностями их выполнения | 1 | |||
12 | Специфика заданий 20,21,22 | Атрибуция документа, определение событий, явлений, личностей, о которых в нем идет речь | 1 | |||
13 | Решение исторических ситуаций в контексте текста |
| 1 | |||
14 | Структура и специфика заданий 23 |
| 1 | |||
15 | Структура и специфика заданий 24 |
| 1 | |||
16 | Анализ исторических версий и интерпретаций событий |
| 1 | |||
17 | Историческое сочинение как творческая работа выпускника | Общие критерии выполнения задания по написанию исторического сочинения | 1 | |||
18 | Особенности написания исторического сочинения | Критерии написания исторического сочинения согласно требованиям К1 и К2 | 1 | |||
19 | Особенности написания исторического сочинения | Критерии написания исторического сочинения согласно требованиям К3 и К4 | 1 | |||
20 | Особенности написания исторического сочинения | Критерии написания исторического сочинения согласно требованиям К5 и К6, К7. | 1 | |||
21 | Тренировочное написание исторического сочинения | Выявление типичных ошибок при выполнении задания по написанию исторического сочинения | 1 | |||
Тематические тренировочные задания повышенной сложности (10ч) | ||||||
22 | История России с древности до конца XIIIвека | Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода История России с древности до конца XIIIвека | 1 | |||
23 | История России XIV - XVIвека | Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода История России XIV - XVIвека | 1 | |||
24 | История России XVII - XVIII века | Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода История России XVII - XVIII века | 1 | |||
25 | История России XIX века | Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода История России XIX века | 1 | |||
26 | Период 1900 – 1945 гг. | Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода 1900 – 1945 гг. | 1 | |||
27 | Период 1945 – 2009 гг. | Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода 1945 – 2009 гг. | 1 | |||
28 | Типичные ошибки при выполнении задания ЕГЭ по истории | Выявление типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ и пути решения исправления выявленных недостатков в I части | 1 | |||
29 | Типичные ошибки при выполнении задания ЕГЭ по истории | Выявление типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ и пути решения исправления выявленных недостатков во II части | 1 | |||
30 | Типичные ошибки при выполнении задания ЕГЭ по истории | Выявление типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ и пути решения исправления выявленных недостатков при работе с картой | 1 | |||
31 | Типичные ошибки при выполнении задания ЕГЭ по истории | Выявление типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ и пути решения исправления выявленных недостатков при работе с иллюстрированным материалом | 1 | |||
Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с содержательными линиями школьного курса | ||||||
32 | Решение КИМов | Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории | 1 | |||
33 | Решение КИМов | Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории | 1 | |||
34 | Итоговое занятие | 1 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
Урок истории в 5 классе по теме:"По страницам истории Древнего мира"
Повторительно- обобщающий урок с использованием ЭОР на различных этапах урока...

Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».
Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень
Программа кружка «Страницы истории» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувс...

Внеурочная работа по истории. "Славные страницы истории"
На уроках истории предлагается тема «Отечественная война 1812 года и Сталинградская битва 1943 года - героические страницы истории». ...
