Сценарий урока истории в 5 классе Тема: «Театр в жизни древних греков»
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_v_zhizni_drevnih_grekov.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока истории в 5 классе

Тема: «Театр в жизни древних греков»

Цель урока: Сформировать представление о роли театра в общественной и культурной жизни Древней Греции.

Задачи:

1. Предметные: Познакомить учащихся с происхождением театра, его устройством, основными жанрами (трагедия, комедия) и ключевыми элементами (маски, хор, костюмы).

2. Метапредметные (Функциональная грамотность):

Читательская грамотность: Работа с текстом, извлечение информации, её анализ и интерпретация.

Креативное мышление: Создание собственного творческого продукта на основе полученных знаний.

Коммуникативные УУД: Умение работать в группе, договариваться, представлять результат.

Глобальные компетенции: Понимание роли культуры и искусства в жизни общества.

3. Личностные: Развитие интереса к мировой художественной культуре, понимание значения театра как социального института.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы работы: Фронтальная, групповая (малые группы), индивидуальная.

Оборудование: Учебник, презентация (изображения театра в Эпидавре, масок, вазовой живописи), раздаточный материал (тексты, карточки), материалы для творческого задания (простая маска-заготовка из бумаги, краски/фломастеры, резинки).

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса.

II. Мотивация и актуализация знаний. «Загадка из прошлого».

Прием «Мозговой штурм»: Учитель показывает изображение древнегреческой маски (без комментариев).

Вопросы классу: «Что это? Где это использовалось? Что это может нам рассказать о людях, которые это создали?»

Вопрос-ключ:* «Как вы думаете, куда ходили древние греки, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления и даже... решить важные общественные вопросы?» (Подводя к ответу: не только на Олимпиаду, но и в ТЕАТР).

Формулировка темы и цели урока: «Сегодня мы с вами совершим путешествие в древнегреческий театр – один из главных «университетов» для гражданина Эллады. Мы узнаем, как он устроен, что в нём происходило, и даже попробуем себя в роли древнегреческих драматургов и актёров».

III. Изучение нового материала

1. Происхождение и устройство театра (работа с визуальной информацией и текстом).

Просмотр слайдов: Схема и фото театра в Эпидавре.

Работа с учебником/раздаточным текстом: Ученики читают короткий текст об устройстве театрона, орхестры, скены.

Задание на функциональную грамотность (индивидуальное): «Используя текст и изображение, подпишите части древнегреческого театра на схеме в своей тетради (орхестра, театрон, скена) и кратко напишите их назначение».

Проверка и обсуждение.

2. «Дионисии» — праздник в честь бога театра.

Краткий рассказ учителя о Дионисии как о большом государственном празднике, на который даже закрывали суды и отпускали заключённых. Акцент на том, что театр был общедоступным и важным для всех.

3. Жанры и особенности представления (групповая работа).

Класс делится на 3 группы. Каждая получает карточку-задание.

*Карточка 1 (Трагедия): «Прочитайте определение. Почему маска трагического героя имела скорбное выражение? Придумайте и запишите 2-3 возможные темы для трагедии (о чём она могла быть?).»

*Карточка 2 (Комедия): «Прочитайте определение. Почему маска комического героя имела увеселённое или гротескное выражение? Придумайте и запишите 2-3 возможные сюжета для комедии (кого или что могли высмеивать?).»

*Карточка 3 (Актеры и хор): «Изучите информацию об актерах (маски, котурны, один актер – несколько ролей) и о хоре. Какую роль играл хор? Представьте, что вы – хор. Какие действия вы могли бы выполнять на сцене (петь, танцевать, комментировать)?»

*Выступление групп. Учитель дополняет, называет имена Эсхила, Софокла, Аристофана.

IV. Творческое задание. «Мастерская древнегреческого театра»

*Инструкция: «Сейчас каждая группа станет творческой мастерской. Вам предстоит:

#1057;оздать маску для своего жанра (1-я и 2-я группы) или для Хора (3-я группа), раскрасив заготовку.

#1055;ридумать и записать на обратной стороне маски название своей пьесы (трагедии, комедии или хоровой драмы) и одну ключевую реплику (фразу) главного героя или хора.

#1055;одготовить короткую презентацию (30 секунд): «Мы представляем [трагедию/комедию] под названием «...». Главный герой говорит: «...».

* Ученики работают в группах, создают маски.

* Мини-представление: По одному представителю от группы демонстрирует маску и зачитывает реплику.

V. Рефлексия и подведение итогов

*Прием «Незаконченные предложения»

Учитель предлагает ученикам устно или письменно закончить фразы:

«Сегодня на уроке я узнал, что древнегреческий театр был...»

«Самым удивительным для меня стало...»

«Если бы я попал в древнегреческий театр, я бы хотел увидеть...»

Вывод учителя: «Театр для греков был не просто развлечением. Это была школа для граждан, где обсуждались важнейшие вопросы: о добре и зле, долге и чести, власти и народе. Искусство, рожденное в Древней Греции, живет до сих пор – мы ходим в театры, смотрим фильмы, которые являются далекими потомками тех первых представлений на склонах холмов».

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

*Базовый уровень: Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы.

*Повышенный уровень: Написать «Отзыв древнегреческого зрителя» (на 5-7 предложений) о том представлении, «отрывок» от которого показала одна из групп на уроке. Что понравилось? Чему научила пьеса?

*Творческий уровень: Нарисовать афишу для древнегреческого спектакля (с названием, именем условного автора и рисунком-символом).

Приложения (примеры раздаточных материалов):

Карточка для группы 1 (Трагедия):

Трагедия – это серьезное представление, где герой, обычно благородный и сильный, вступает в борьбу с роком, богами или своими страстями. Часто эта борьба заканчивается его гибелью, но вызывает у зрителей сострадание и очищение. Задание: 1) Почему маска трагического героя имела скорбное выражение? 2) Придумайте и запишите 2-3 возможные темы для трагедии (о чём она могла быть?).

Карточка для группы 3 (Актеры и хор):

В спектакле было всего 2-3 актера (все мужчины). Они играли много ролей, меняя маски. Маска показывала возраст, настроение, характер героя. Чтобы актеров было лучше видно, они носили обувь на высокой подошве – котурны. Хор (группа из 12-15 человек) комментировал происходящее, выражал мнение народа, беседовал с актерами. Задание: 1) Какую роль, по-вашему, играл хор в понимании пьесы зрителями? 2) Представьте, что вы – хор. Какие действия вы могли бы выполнять на сцене?

Самоанализ урока истории в 5 классе: «Театр в жизни древних греков»

Цели урока достигнуты. Ребята не просто узнали факты, а поняли, какое место театр занимал в жизни греков.

Дети активно работали. Читали и анализировали (учебник, карточки, схемы).

Творили — сами делали маски трагедии и комедии. Общались и договаривались в группах.

Думали о том, как культура влияет на общество.

Урок затронул не только ум, но и чувства — через загадку, творчество и ощущение себя в роли древних драматургов.

Урок построен логично и понятно: от загадки (что это?) → к изучению → к выводу.

Урок начался с интриги (загадочная маска) ,что сразу заинтересовало пятиклассников.

Материал подан частями (устройство театра, праздник, жанры), чтобы не перегружать.

Главное задание (создание маски) стало естественным итогом, где знания применили на практике.

В конце быстро подвели итоги, спросив: «Я узнал…», «Мне понравилось…».

Использовала разные методы: рассказ учителя, поиск информации в группе, творческий проект.

Работа в группах: каждая группа изучала свой вопрос, а потом делилась открытием с классом. Это повысило ответственность и вовлеченность.

«Мастерская масок» — сильная сторона урока. Задание:

* Полезное (закрепляет тему).

* Четкое и ограниченное по времени (важно для дисциплины).

* Имеет понятный результат — маску с репликой, которую нужно презентовать.

Учет разных способностей учеников и проверка знаний.

Разные возможности учтены: домашнее задание — на выбор (три уровня сложности). В группе дети негласно получают роли по силам.

Понимание проверялось постоянно: при работе со схемой, во время выступлений групп, при защите масок и в итоговой рефлексии.

Урок получился удачным и сбалансированным. В нем сочетаются прочные знания и активные, интересные для детей формы работы, которые развивают нужные современные навыки: умение работать с информацией, творчески мыслить, общаться и сотрудничать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультпроект "Одинакова ли жизнь древних греков?"

Предлагаемые темы:«Жилище древних греков», «Семья в древней Греции»,«Одежда древних греков», «Еда в древней Греции», «Образование в древней Греции...

Урок по теме "Религия, ее место в жизни древних греков"

Исследовательская работа на уроке истории путем частично- поискового и проблемного метода...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...

Повседневная жизнь древних греков

Повседневная жизнь древних греков...

«Глина в жизни древних греков в V до н.э.»

Разработка (конспект) урока для 5 класса по предмету история (Никишин, Стрелков) на тему "Глина в жизни древних греков в V в. до н.э."...

План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"

План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"...