Сценарий урока истории в 5 классе Тема: «Театр в жизни древних греков»
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий урока истории в 5 классе
Тема: «Театр в жизни древних греков»
Цель урока: Сформировать представление о роли театра в общественной и культурной жизни Древней Греции.
Задачи:
1. Предметные: Познакомить учащихся с происхождением театра, его устройством, основными жанрами (трагедия, комедия) и ключевыми элементами (маски, хор, костюмы).
2. Метапредметные (Функциональная грамотность):
Читательская грамотность: Работа с текстом, извлечение информации, её анализ и интерпретация.
Креативное мышление: Создание собственного творческого продукта на основе полученных знаний.
Коммуникативные УУД: Умение работать в группе, договариваться, представлять результат.
Глобальные компетенции: Понимание роли культуры и искусства в жизни общества.
3. Личностные: Развитие интереса к мировой художественной культуре, понимание значения театра как социального института.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Формы работы: Фронтальная, групповая (малые группы), индивидуальная.
Оборудование: Учебник, презентация (изображения театра в Эпидавре, масок, вазовой живописи), раздаточный материал (тексты, карточки), материалы для творческого задания (простая маска-заготовка из бумаги, краски/фломастеры, резинки).
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса.
II. Мотивация и актуализация знаний. «Загадка из прошлого».
Прием «Мозговой штурм»: Учитель показывает изображение древнегреческой маски (без комментариев).
Вопросы классу: «Что это? Где это использовалось? Что это может нам рассказать о людях, которые это создали?»
Вопрос-ключ:* «Как вы думаете, куда ходили древние греки, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления и даже... решить важные общественные вопросы?» (Подводя к ответу: не только на Олимпиаду, но и в ТЕАТР).
Формулировка темы и цели урока: «Сегодня мы с вами совершим путешествие в древнегреческий театр – один из главных «университетов» для гражданина Эллады. Мы узнаем, как он устроен, что в нём происходило, и даже попробуем себя в роли древнегреческих драматургов и актёров».
III. Изучение нового материала
1. Происхождение и устройство театра (работа с визуальной информацией и текстом).
Просмотр слайдов: Схема и фото театра в Эпидавре.
Работа с учебником/раздаточным текстом: Ученики читают короткий текст об устройстве театрона, орхестры, скены.
Задание на функциональную грамотность (индивидуальное): «Используя текст и изображение, подпишите части древнегреческого театра на схеме в своей тетради (орхестра, театрон, скена) и кратко напишите их назначение».
Проверка и обсуждение.
2. «Дионисии» — праздник в честь бога театра.
Краткий рассказ учителя о Дионисии как о большом государственном празднике, на который даже закрывали суды и отпускали заключённых. Акцент на том, что театр был общедоступным и важным для всех.
3. Жанры и особенности представления (групповая работа).
Класс делится на 3 группы. Каждая получает карточку-задание.
*Карточка 1 (Трагедия): «Прочитайте определение. Почему маска трагического героя имела скорбное выражение? Придумайте и запишите 2-3 возможные темы для трагедии (о чём она могла быть?).»
*Карточка 2 (Комедия): «Прочитайте определение. Почему маска комического героя имела увеселённое или гротескное выражение? Придумайте и запишите 2-3 возможные сюжета для комедии (кого или что могли высмеивать?).»
*Карточка 3 (Актеры и хор): «Изучите информацию об актерах (маски, котурны, один актер – несколько ролей) и о хоре. Какую роль играл хор? Представьте, что вы – хор. Какие действия вы могли бы выполнять на сцене (петь, танцевать, комментировать)?»
*Выступление групп. Учитель дополняет, называет имена Эсхила, Софокла, Аристофана.
IV. Творческое задание. «Мастерская древнегреческого театра»
*Инструкция: «Сейчас каждая группа станет творческой мастерской. Вам предстоит:
#1057;оздать маску для своего жанра (1-я и 2-я группы) или для Хора (3-я группа), раскрасив заготовку.
#1055;ридумать и записать на обратной стороне маски название своей пьесы (трагедии, комедии или хоровой драмы) и одну ключевую реплику (фразу) главного героя или хора.
#1055;одготовить короткую презентацию (30 секунд): «Мы представляем [трагедию/комедию] под названием «...». Главный герой говорит: «...».
* Ученики работают в группах, создают маски.
* Мини-представление: По одному представителю от группы демонстрирует маску и зачитывает реплику.
V. Рефлексия и подведение итогов
*Прием «Незаконченные предложения»
Учитель предлагает ученикам устно или письменно закончить фразы:
«Сегодня на уроке я узнал, что древнегреческий театр был...»
«Самым удивительным для меня стало...»
«Если бы я попал в древнегреческий театр, я бы хотел увидеть...»
Вывод учителя: «Театр для греков был не просто развлечением. Это была школа для граждан, где обсуждались важнейшие вопросы: о добре и зле, долге и чести, власти и народе. Искусство, рожденное в Древней Греции, живет до сих пор – мы ходим в театры, смотрим фильмы, которые являются далекими потомками тех первых представлений на склонах холмов».
VI. Домашнее задание (дифференцированное)
*Базовый уровень: Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы.
*Повышенный уровень: Написать «Отзыв древнегреческого зрителя» (на 5-7 предложений) о том представлении, «отрывок» от которого показала одна из групп на уроке. Что понравилось? Чему научила пьеса?
*Творческий уровень: Нарисовать афишу для древнегреческого спектакля (с названием, именем условного автора и рисунком-символом).
Приложения (примеры раздаточных материалов):
Карточка для группы 1 (Трагедия):
Трагедия – это серьезное представление, где герой, обычно благородный и сильный, вступает в борьбу с роком, богами или своими страстями. Часто эта борьба заканчивается его гибелью, но вызывает у зрителей сострадание и очищение. Задание: 1) Почему маска трагического героя имела скорбное выражение? 2) Придумайте и запишите 2-3 возможные темы для трагедии (о чём она могла быть?).
Карточка для группы 3 (Актеры и хор):
В спектакле было всего 2-3 актера (все мужчины). Они играли много ролей, меняя маски. Маска показывала возраст, настроение, характер героя. Чтобы актеров было лучше видно, они носили обувь на высокой подошве – котурны. Хор (группа из 12-15 человек) комментировал происходящее, выражал мнение народа, беседовал с актерами. Задание: 1) Какую роль, по-вашему, играл хор в понимании пьесы зрителями? 2) Представьте, что вы – хор. Какие действия вы могли бы выполнять на сцене?
Самоанализ урока истории в 5 классе: «Театр в жизни древних греков»
Цели урока достигнуты. Ребята не просто узнали факты, а поняли, какое место театр занимал в жизни греков.
Дети активно работали. Читали и анализировали (учебник, карточки, схемы).
Творили — сами делали маски трагедии и комедии. Общались и договаривались в группах.
Думали о том, как культура влияет на общество.
Урок затронул не только ум, но и чувства — через загадку, творчество и ощущение себя в роли древних драматургов.
Урок построен логично и понятно: от загадки (что это?) → к изучению → к выводу.
Урок начался с интриги (загадочная маска) ,что сразу заинтересовало пятиклассников.
Материал подан частями (устройство театра, праздник, жанры), чтобы не перегружать.
Главное задание (создание маски) стало естественным итогом, где знания применили на практике.
В конце быстро подвели итоги, спросив: «Я узнал…», «Мне понравилось…».
Использовала разные методы: рассказ учителя, поиск информации в группе, творческий проект.
Работа в группах: каждая группа изучала свой вопрос, а потом делилась открытием с классом. Это повысило ответственность и вовлеченность.
«Мастерская масок» — сильная сторона урока. Задание:
* Полезное (закрепляет тему).
* Четкое и ограниченное по времени (важно для дисциплины).
* Имеет понятный результат — маску с репликой, которую нужно презентовать.
Учет разных способностей учеников и проверка знаний.
Разные возможности учтены: домашнее задание — на выбор (три уровня сложности). В группе дети негласно получают роли по силам.
Понимание проверялось постоянно: при работе со схемой, во время выступлений групп, при защите масок и в итоговой рефлексии.
Урок получился удачным и сбалансированным. В нем сочетаются прочные знания и активные, интересные для детей формы работы, которые развивают нужные современные навыки: умение работать с информацией, творчески мыслить, общаться и сотрудничать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультпроект "Одинакова ли жизнь древних греков?"
Предлагаемые темы:«Жилище древних греков», «Семья в древней Греции»,«Одежда древних греков», «Еда в древней Греции», «Образование в древней Греции...
ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ! Древние греки говорили: "Если хочешь быть красивым — бегай, если хочешь быть здоровым — бегай, если хочешь быть сильным — бегай"
Интересная статья...

Урок по теме "Религия, ее место в жизни древних греков"
Исследовательская работа на уроке истории путем частично- поискового и проблемного метода...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»
Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...

«Глина в жизни древних греков в V до н.э.»
Разработка (конспект) урока для 5 класса по предмету история (Никишин, Стрелков) на тему "Глина в жизни древних греков в V в. до н.э."...
План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"
План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"...