Рабочая программа по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" под ред. Б.М.Неменского в 6 классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Шибайло Нина Геннадьевна

Рабочая программа составлена на основе программы " Изобразительное искусство и художественный труд" под. ред. Б.М. Неменского. 1час в неделю, 36 час в год, 1час-резерв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchashchiesya_dolzhny_umet.doc23.5 КБ
Файл planir_6.docx15.02 КБ
Файл tit_list.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Учащиеся должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства  выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция)
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные  произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во-

ображению),  в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть    компетенциями:    коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно

ориентационной, рефлексивной.

Список методической литературы:

1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 1994

3.  Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. В- СПб., 2004

  1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы обще- образовательных учреждений : с краткими методическими рекомендавциями: 1 -9 кл./ Б.М.Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2008
  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8 кл.



Предварительный просмотр:

                                             

Учебно- тематическое планирование

6 класс

п/п

Название разделов и тем

Всего

практические

теоретические

Примечание

Название изучаемой темы

I

Виды изобразительного искусства

8

1

        Изобразительное искусство- живопись, графика, скульптура.

1

2

Рисунок- основа изобразительного творчества

1

3

Линия и её выразительные возможности

1

4

Пятно как средство выражения

1

5

Цвет. Основы цветоведения

1

6-7

Цвет в произведениях живописи

2

8

Объёмные изображения в скульптуре

        1

II

Мир наших вещей. Натюрморт

7

9

Изображение предметного мира- натюрморт из плоских предметов

1

10-11

Натюрморт из геометрических фигур в графике.

Натюрморт из муляжей «Овощи и фрукты»

     

2

12

Освещение. Свет, тень.

1

13

Цвет в натюрморте

1

14-15

Выразительные возможности натюрморта

2

 III

Вглядываясь в человека. Портрет

10

15

Образ человека - главная тема искусства

1

17-

18

Конструкция головы человека и её пропорции

2

19-20

Графический портретный рисунок и

Выразитель-

ность образа человека

2

21-22

Портрет в скульптуре

Сатирические образы человека

2

23-24

Портер в живописи

2

25

Великие портретисты.

Обобщение темы четверти

1

IV

Человек и пространство в изобразительном искусстве

9

26

Жанры в изобразитель-

ном искусстве

1

27

Изображение пространства

1

28-29

Правила линейной и воздушной перспективы

2

30-31

Пейзаж - большой мир.

Организация изображаемого пространства

2

32-33

Пейзаж- настроение. Природа и художник.

2

  34

  35

Виды пейзажа

Резерв

Всего:

35 /1 час/

1



Предварительный просмотр:

              Муниципальное общеобразовательное учреждение общего образования

«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа  №1»

«Рассмотрено »

на заседании методического

совета

Руководитель МС МОУОО

«Шелаболихинская средняя

школа №1»

Черепанова Т.М.

Протокол № 

от «  » __________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

                                          УР МОУОО

«Шелаболихинская средняя

 школа №1»

Терёхина Н. Б.

«__»________________2011г.

«Утверждаю»

Директор МОУОО

«Шелаболихинская средняя

 школа №1»

Шилина С.В.

Приказ № ___ от

«__»_______________2011_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству в 6 классе

Шибайло Нины Геннадьевны

на 2011 - 2012 учебный год

  Составлено на основе программы общеобразовательных   учреждений                           «Изобразительное искусство и художественный труд»

Под рук. Б.М. Неменского

Москва. Просвещение , 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе программы  «Искусство в жизни человека», автор Л. А. Неменская, под ред. Б. М. Неменского (М., Просвещение, 2008 год).

Структура документа  

Рабочая программа по  изобразительному искусству представляет собой документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку;  учебно - тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. 

Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе  собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности  учащегося заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых  ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературы, истории, биологии, окружающим миром, математикой, технологией, информатикой.

Цели художественного образования:

-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

-овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:

-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Основные принципы программы и особенности работы по программе.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; Конструктивных- архитектура, дизайн;

Различных видов декоративно- прикладного искусства, народного искусства-традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах- экранных и театре.

Изучение такого многообразия искусства, необходимо для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего, это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы: - изобразительная художественная деятельность; -декоративная художественная деятельность; -конструктивная художественная деятельность.

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живём, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель - духовное развитие личности, т.е. формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения на каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение чем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребёнка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному её решению.

Принцип единства восприятия и созидания.

Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предлагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие

задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и

переживания предложенной темы. Этому способствует также соответствующая музыка и

поэзия.

Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к

пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого

человека жизни.

Принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта-условие постижения искусства.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание- проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению- основа эстетической отзывчивосги. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереогииу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ: -наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; -фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

Формы проведения занятий. Программный материал реализован за 1 учебный час в неделю. Основной формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

-введения в тему занятия,

-восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к

соответствующим реалиям окружающей жизни;

-созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

-обобщения и обсуждения итогов урока;

-подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей

проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание

игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия

и уроки-праздники.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

-сотворчество учителя и ученика;

-диалогичность;

-чёткость поставленных задач и вариативность их решения;

-освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно

значимых смыслов.

Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся, уроков коллективной творческой деятельности, экскурсия по родному селу.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: -работа по группам;

-индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Выполненные на уроках работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы для праздников, родительских собраний.

На уроках происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски акварель, гуашь, карандаши, мелки, пластилин), инструментов (кисти, стеки. ножницы...)

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Место предмета в базисном учебном плане.

Базисный учебный план МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» предусматривает обязательное изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» в 6 классе в количестве 1 час в неделю (35 час в год).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность -использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.);

определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений частями целого;

умение разделять процессы на этапы:

выделение характерных причинно- следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение;

самостоятельное выполнение различных художественно- творческих работ, участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность:

адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его

содержание в соответствии с целью учебного задания;

умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу

искусства, участвовать в диалоге;

выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем;

использование различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния;

осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки

зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления,

умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных

произведений и в самостоятельной творческой деятельности:

Самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают

«родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

 Учащиеся должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
  • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

•        названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.

Учащиеся должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства  выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция)
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные  произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во-

ображению),  в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть    компетенциями:    коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно

ориентационной, рефлексивной.

Учебно-методическое обеспечение.

Рабочая программа ориентирована  на использование:

•        учебников:

-        Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека : учебник для 6 класса / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.

•        дополнительных пособий для учителя:

  • Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. - М. : Просвещение, 1998;
  • Рыкова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. - Ижевск, 1992;
  • Колокольчиков, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. - М.: Просвещение, 1965;
  • Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - М.: Агар, 1998;
  • Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы / Н. Н. Фомина. -М. : Просвещение, 1995;

•        дополнительных пособий для учащихся:

-Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. - М.: Мозайский, 1999. -Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. -М.: Детская литература, 1991.

  • Вачъянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. - М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
  • Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. - М.: Айрис-Пресс, 2007.

Список методической литературы:

1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 1994

3.  Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. В- СПб., 2004

  1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы обще- образовательных учреждений : с краткими методическими рекомендавциями: 1 -9 кл./ Б.М.Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2008
  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Учебно-планирующая документация СПО. Рабочая программа учебной дисциплины ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА).

Рабочая программа  учебной дисциплины  ИСКУССТВО  (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)для специальности   «Дошкольное образование» ....

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...


 

Комментарии

Очень содержательная! Молодец, Нина Геннадьевна!