Главные вкладки

    Рабочая программа по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" под ред. Б.М.Неменского в 6 классе
    календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

    Шибайло Нина Геннадьевна

    Рабочая программа составлена на основе программы " Изобразительное искусство и художественный труд" под. ред. Б.М. Неменского. 1час в неделю, 36 час в год, 1час-резерв.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchashchiesya_dolzhny_umet.doc23.5 КБ
    Файл planir_6.docx15.02 КБ
    Файл tit_list.docx28.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учащиеся должны уметь:

    • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
    • анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства  выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция)
    • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные  произведения.

    Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:

    • восприятия и оценки произведений искусства;
    • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во-

    ображению),  в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

    владеть    компетенциями:    коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно

    ориентационной, рефлексивной.

    Список методической литературы:

    1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/.

    2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 1994

    3.  Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. В- СПб., 2004

    1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы обще- образовательных учреждений : с краткими методическими рекомендавциями: 1 -9 кл./ Б.М.Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2008
    2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8 кл.



    Предварительный просмотр:

                                                 

    Учебно- тематическое планирование

    6 класс

    п/п

    Название разделов и тем

    Всего

    практические

    теоретические

    Примечание

    Название изучаемой темы

    I

    Виды изобразительного искусства

    8

    1

            Изобразительное искусство- живопись, графика, скульптура.

    1

    2

    Рисунок- основа изобразительного творчества

    1

    3

    Линия и её выразительные возможности

    1

    4

    Пятно как средство выражения

    1

    5

    Цвет. Основы цветоведения

    1

    6-7

    Цвет в произведениях живописи

    2

    8

    Объёмные изображения в скульптуре

            1

    II

    Мир наших вещей. Натюрморт

    7

    9

    Изображение предметного мира- натюрморт из плоских предметов

    1

    10-11

    Натюрморт из геометрических фигур в графике.

    Натюрморт из муляжей «Овощи и фрукты»

         

    2

    12

    Освещение. Свет, тень.

    1

    13

    Цвет в натюрморте

    1

    14-15

    Выразительные возможности натюрморта

    2

     III

    Вглядываясь в человека. Портрет

    10

    15

    Образ человека - главная тема искусства

    1

    17-

    18

    Конструкция головы человека и её пропорции

    2

    19-20

    Графический портретный рисунок и

    Выразитель-

    ность образа человека

    2

    21-22

    Портрет в скульптуре

    Сатирические образы человека

    2

    23-24

    Портер в живописи

    2

    25

    Великие портретисты.

    Обобщение темы четверти

    1

    IV

    Человек и пространство в изобразительном искусстве

    9

    26

    Жанры в изобразитель-

    ном искусстве

    1

    27

    Изображение пространства

    1

    28-29

    Правила линейной и воздушной перспективы

    2

    30-31

    Пейзаж - большой мир.

    Организация изображаемого пространства

    2

    32-33

    Пейзаж- настроение. Природа и художник.

    2

      34

      35

    Виды пейзажа

    Резерв

    Всего:

    35 /1 час/

    1



    Предварительный просмотр:

                  Муниципальное общеобразовательное учреждение общего образования

    «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа  №1»

    «Рассмотрено »

    на заседании методического

    совета

    Руководитель МС МОУОО

    «Шелаболихинская средняя

    школа №1»

    Черепанова Т.М.

    Протокол № 

    от «  » __________2011 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по

                                              УР МОУОО

    «Шелаболихинская средняя

     школа №1»

    Терёхина Н. Б.

    «__»________________2011г.

    «Утверждаю»

    Директор МОУОО

    «Шелаболихинская средняя

     школа №1»

    Шилина С.В.

    Приказ № ___ от

    «__»_______________2011_г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по изобразительному искусству в 6 классе

    Шибайло Нины Геннадьевны

    на 2011 - 2012 учебный год

      Составлено на основе программы общеобразовательных   учреждений                           «Изобразительное искусство и художественный труд»

    Под рук. Б.М. Неменского

    Москва. Просвещение , 2010

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа разработана на основе программы  «Искусство в жизни человека», автор Л. А. Неменская, под ред. Б. М. Неменского (М., Просвещение, 2008 год).

    Структура документа  

    Рабочая программа по  изобразительному искусству представляет собой документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку;  учебно - тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. 

    Общая характеристика предмета.

    Изучение искусства в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе  собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности  учащегося заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых  ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

    Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературы, истории, биологии, окружающим миром, математикой, технологией, информатикой.

    Цели художественного образования:

    -развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

    -воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

    -освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

    -овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

    -формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

    Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:

    -формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

    Основные принципы программы и особенности работы по программе.

    Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; Конструктивных- архитектура, дизайн;

    Различных видов декоративно- прикладного искусства, народного искусства-традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах- экранных и театре.

    Изучение такого многообразия искусства, необходимо для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего, это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы: - изобразительная художественная деятельность; -декоративная художественная деятельность; -конструктивная художественная деятельность.

    Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живём, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

    Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель - духовное развитие личности, т.е. формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения на каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение чем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребёнка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному её решению.

    Принцип единства восприятия и созидания.

    Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предлагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

    На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие

    задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и

    переживания предложенной темы. Этому способствует также соответствующая музыка и

    поэзия.

    Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к

    пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого

    человека жизни.

    Принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта-условие постижения искусства.

    Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание- проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению- основа эстетической отзывчивосги. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

    Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереогииу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ: -наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; -фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

    Формы проведения занятий. Программный материал реализован за 1 учебный час в неделю. Основной формой проведения занятий по программе является урок.

    Урок состоит из:

    -введения в тему занятия,

    -восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к

    соответствующим реалиям окружающей жизни;

    -созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

    -обобщения и обсуждения итогов урока;

    -подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

    Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей

    проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание

    игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия

    и уроки-праздники.

    Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

    -сотворчество учителя и ученика;

    -диалогичность;

    -чёткость поставленных задач и вариативность их решения;

    -освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно

    значимых смыслов.

    Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся, уроков коллективной творческой деятельности, экскурсия по родному селу.

    Коллективные формы работы могут быть разных видов: -работа по группам;

    -индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

    Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

    Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

    Выполненные на уроках работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы для праздников, родительских собраний.

    На уроках происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски акварель, гуашь, карандаши, мелки, пластилин), инструментов (кисти, стеки. ножницы...)

    Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

    Место предмета в базисном учебном плане.

    Базисный учебный план МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» предусматривает обязательное изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» в 6 классе в количестве 1 час в неделю (35 час в год).

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:

    Познавательная деятельность -использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.);

    определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений частями целого;

    умение разделять процессы на этапы:

    выделение характерных причинно- следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение;

    самостоятельное выполнение различных художественно- творческих работ, участие в проектной деятельности.

    Информационно-коммуникативная деятельность:

    адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его

    содержание в соответствии с целью учебного задания;

    умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу

    искусства, участвовать в диалоге;

    выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем;

    использование различных источников информации.

    Рефлексивная деятельность:

    оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния;

    осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

    владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки

    зрения эстетических ценностей.

    Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления,

    умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных

    произведений и в самостоятельной творческой деятельности:

    Самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают

    «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

    Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

     Учащиеся должны знать:

    • основные виды и жанры изобразительных искусств;
    • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
    • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

    •        названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.

    Учащиеся должны уметь:

    • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
    • анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства  выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция)
    • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные  произведения.

    Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:

    • восприятия и оценки произведений искусства;
    • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во-

    ображению),  в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

    владеть    компетенциями:    коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно

    ориентационной, рефлексивной.

    Учебно-методическое обеспечение.

    Рабочая программа ориентирована  на использование:

    •        учебников:

    -        Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека : учебник для 6 класса / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.

    •        дополнительных пособий для учителя:

    • Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. - М. : Просвещение, 1998;
    • Рыкова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. - Ижевск, 1992;
    • Колокольчиков, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. - М.: Просвещение, 1965;
    • Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - М.: Агар, 1998;
    • Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы / Н. Н. Фомина. -М. : Просвещение, 1995;

    •        дополнительных пособий для учащихся:

    -Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. - М.: Мозайский, 1999. -Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. -М.: Детская литература, 1991.

    • Вачъянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. - М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
    • Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. - М.: Айрис-Пресс, 2007.

    Список методической литературы:

    1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/.

    2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 1994

    3.  Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. В- СПб., 2004

    1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы обще- образовательных учреждений : с краткими методическими рекомендавциями: 1 -9 кл./ Б.М.Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2008
    2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8 кл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

    Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

    Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

    Учебно-планирующая документация СПО. Рабочая программа учебной дисциплины ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА).

    Рабочая программа  учебной дисциплины  ИСКУССТВО  (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)для специальности   «Дошкольное образование» ....

    Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

    Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...


     

    Комментарии

    Очень содержательная! Молодец, Нина Геннадьевна!