Рабочая программа по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" под ред. Б.М.Неменского в 6 классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы " Изобразительное искусство и художественный труд" под. ред. Б.М. Неменского. 1час в неделю, 36 час в год, 1час-резерв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchashchiesya_dolzhny_umet.doc | 23.5 КБ |
planir_6.docx | 15.02 КБ |
tit_list.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учащиеся должны уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция)
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во-
ображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно
ориентационной, рефлексивной.
Список методической литературы:
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/.
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 1994
3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. В- СПб., 2004
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы обще- образовательных учреждений : с краткими методическими рекомендавциями: 1 -9 кл./ Б.М.Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2008
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8 кл.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение общего образования
«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено » на заседании методического совета Руководитель МС МОУОО «Шелаболихинская средняя школа №1» Черепанова Т.М. Протокол № от « » __________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУОО «Шелаболихинская средняя школа №1» Терёхина Н. Б. «__»________________2011г. | «Утверждаю» Директор МОУОО «Шелаболихинская средняя школа №1» Шилина С.В. Приказ № ___ от «__»_______________2011_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству в 6 классе
Шибайло Нины Геннадьевны
на 2011 - 2012 учебный год
Составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»
Под рук. Б.М. Неменского
Москва. Просвещение , 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы «Искусство в жизни человека», автор Л. А. Неменская, под ред. Б. М. Неменского (М., Просвещение, 2008 год).
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно - тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика предмета.
Изучение искусства в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности учащегося заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературы, истории, биологии, окружающим миром, математикой, технологией, информатикой.
Цели художественного образования:
-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Основные принципы программы и особенности работы по программе.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; Конструктивных- архитектура, дизайн;
Различных видов декоративно- прикладного искусства, народного искусства-традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах- экранных и театре.
Изучение такого многообразия искусства, необходимо для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего, это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы: - изобразительная художественная деятельность; -декоративная художественная деятельность; -конструктивная художественная деятельность.
Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живём, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.
Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель - духовное развитие личности, т.е. формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения на каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение чем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребёнка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному её решению.
Принцип единства восприятия и созидания.
Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предлагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие
задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и
переживания предложенной темы. Этому способствует также соответствующая музыка и
поэзия.
Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к
пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого
человека жизни.
Принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта-условие постижения искусства.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание- проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению- основа эстетической отзывчивосги. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереогииу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ: -наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; -фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.
Формы проведения занятий. Программный материал реализован за 1 учебный час в неделю. Основной формой проведения занятий по программе является урок.
Урок состоит из:
-введения в тему занятия,
-восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к
соответствующим реалиям окружающей жизни;
-созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;
-обобщения и обсуждения итогов урока;
-подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.
Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей
проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание
игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия
и уроки-праздники.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
-сотворчество учителя и ученика;
-диалогичность;
-чёткость поставленных задач и вариативность их решения;
-освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно
значимых смыслов.
Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся, уроков коллективной творческой деятельности, экскурсия по родному селу.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: -работа по группам;
-индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на уроках работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы для праздников, родительских собраний.
На уроках происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски акварель, гуашь, карандаши, мелки, пластилин), инструментов (кисти, стеки. ножницы...)
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Место предмета в базисном учебном плане.
Базисный учебный план МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» предусматривает обязательное изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» в 6 классе в количестве 1 час в неделю (35 час в год).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность -использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.);
определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений частями целого;
умение разделять процессы на этапы:
выделение характерных причинно- следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение;
самостоятельное выполнение различных художественно- творческих работ, участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность:
адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его
содержание в соответствии с целью учебного задания;
умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу
искусства, участвовать в диалоге;
выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем;
использование различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния;
осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки
зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления,
умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных
произведений и в самостоятельной творческой деятельности:
Самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают
«родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.
Учащиеся должны уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция)
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во-
ображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно
ориентационной, рефлексивной.
Учебно-методическое обеспечение.
Рабочая программа ориентирована на использование:
• учебников:
- Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека : учебник для 6 класса / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
• дополнительных пособий для учителя:
- Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. - М. : Просвещение, 1998;
- Рыкова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. - Ижевск, 1992;
- Колокольчиков, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. - М.: Просвещение, 1965;
- Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - М.: Агар, 1998;
- Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы / Н. Н. Фомина. -М. : Просвещение, 1995;
• дополнительных пособий для учащихся:
-Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. - М.: Мозайский, 1999. -Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. -М.: Детская литература, 1991.
- Вачъянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. - М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
- Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. - М.: Айрис-Пресс, 2007.
Список методической литературы:
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/.
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 1994
3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. В- СПб., 2004
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы обще- образовательных учреждений : с краткими методическими рекомендавциями: 1 -9 кл./ Б.М.Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2008
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Учебно-планирующая документация СПО. Рабочая программа учебной дисциплины ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА).
Рабочая программа учебной дисциплины ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)для специальности «Дошкольное образование» ....
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
Комментарии
Программа.