Вещь в городе. ИЗО 8 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_k_uroku__veshch_v_gorode.docx706.82 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока О. Л. Кашиной – учитель ИЗО  МОУ «Гимназии №83»

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. 

Цель: Создать условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской среды. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в ин дивидуализации городской среды, в установке связи между чело веком и архитектурой. Создание информативного комфорта город ской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информаци онных блоков, блоков локального озеленения и т.д. Оформление родников и  ключей.

Место урока в системе

Тема III четверти – “Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека”.

Основная проблема, актуальность

Основная проблема урока заключается в нахождении ответа на основополагающий вопрос: “Какова роль архитектурного дизайна в формировании городской среды?”. Каждый современный человек живёт в среде “второй природы”, созданной практически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, он должен быть элементарно грамотен. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основных элементов этих искусств.

Новизна, практическая значимость

Тема VIII класса по программе изобразительного искусства под редакцией Б.М. Неменского – “Дизайн и архитектура в жизни человека” - имеет большую практическую значимость, актуальность для современного человека. Учащиеся начинают понимать связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды.

На уроке использованы воспитательные возможности учебного материала:

  1. Понимание экологических проблем, бережное отношение к природе
  2. Гордость за свою страну, за свою малую Родину
  3. Умение работать группой, прислушиваться к другому мнению.

Уровень проработанности:

  1. Этапы работы: экспериментальный.
  2. В 2007 – 2008 учебном году разработала урок по этой теме впервые.

Выполненный объем работы , полученные результаты.

Для подготовки к уроку я изучала специальную литературу, использовала журналы “Ландшафтная архитектура и дизайн”, “Архитектура”, “Наш сад”, работала в Интернете и с книгами про Ижевск. В результате мною собран обширный материал, который я могу использовать и на других уроках.

  1. Перспективы продолжения работы

Учащиеся проявляют большой интерес к теме года, поэтому в IX классе я планирую вести факультатив или элективный курс по теме “Основы дизайна”.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  1. как  анализировать  произведения  архитектуры  и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических ис кусств, их общие начала и специфику; особенности образного языка конструктивных видов искус ства, единство функционального и художественно-образных начали их социальную роль;
  2. основные этапы развития и истории архитектуры и дизай на, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  1. Моделировать дизайнерские объекты в объёме
  2. Использовать в макетных композициях ритм линий, объёмов, статику и динамику тектоники
  3. Владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги)

 Конспект урока.

Тема урока: Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Цель урока: Создать условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Задачи урока:

  1. Продолжать формирование умений моделировать дизайнерские объекты в объёме
  2. Развивать творческие способности
  3. Содействовать формированию художественного вкуса

Наглядные пособия, ТСО:

  1. Слайды в Power Point “Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды”.
  2. Макеты сооружений, выполненных на предыдущих уроках.
  3. Макет пешеходной зоны.
  4. Примеры приёмов работы с бумагой.
  5. ТСО: ПК, проектор, экран.

Ход урока

Этап урока

Время в минутах

Содержание урока

1.

Организационный момент

1

2.

Повторение ранее усвоенных знаний (актуализация)

Слайд №2-5

4

Напоминаю Вам, что тема III четверти – “Город и человек”, мы изучали образно-стилевой язык архитектуры прошлого и тенденции развития современной архитектуры. Город – это среда жизни современного человека, «рукотворная природа».

? – Какие виды архитектуры вы знаете?

  1. Объёмные сооружения (искусство проектировать и строить здания)
  2. Градостроительство (планировка и застройка городов, создание новых городов и реконструкция старых, формирование городской среды) 
  3. Ландшафтная архитектура (создание гармоничного сочетания естественного ландшафта с архитектурой) 

Виды архитектуры взаимосвязаны. Городскую среду формируют и архитекторы-градостроители, и ландшафтные архитекторы, и архитекторы объёмных сооружений.

3.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Сообщение темы и цели урока

Слайд №6

Слайд №7-8

4

В последнее время очень быстро меняется облик городов, изменились и принципы градостроительства.

? – Почему? С чем это связано?

  1. Бурный рост городов, 
  2. Быстрое развитие автотранспорта, 
  3. Загрязнение городской среды 

Результатом проектирования городов должно быть создание для населения комфортной среды.

? - Какова роль архитектурного дизайна в формировании городской среды - это вопрос, на который мы с вами будем отвечать, просматривая слайды.

4.

Изучение нового материала

Слайды №9

Слайд №10

Слайд №11-12 Пешеходная зона в парке

Площадь им. 50 лет Октября

Слайд №13 тротуары

Слайд №16-17  “Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды”

Слайд №18  Вывод.

Слайд №19-21  Скульптура в парке

Слайды №22-27 “Освещение”

12

В современном градостроительстве уделяется большое внимание пешеходным пространствам, их разграничению с транспортным пространством.

Существует несколько разновидностей пешеходных зон:

1. Отдельные пешеходные улицы.

? Какие преимущества пешеходной улицы?

  1. Безопасность
  2. Комфорт
  3. Экологичность

В Москве есть знаменитая улица – Арбат.

В городе Екатеринбурге есть пешеходная улица – улица Вайнера.

В Казани улица Баумана

Слайд №10

Есть в Ижевске особый монумент, и называется он «Навеки с Россией». Две женские фигуры в рус ском и удмуртском национальных костюмах, оли цетворяющие Россию и Удмуртию, высоко подни мают полотнища знамён, трепещущие на ветру. С другой стороны монумента в просвете между сте лами размещён вертикальный геральдический рельеф с символами нашей республики. Все скульптурные детали выполнены из красной, мес тами позолоченной, меди. Она эффектно кон трастирует со спокойной гладью серых стальных стел — пилонов. На боковых крыльях пилонов на удмуртском и русском языках написано: «Слава великой братской дружбе русского и удмуртского народов». От монумента к набережной пруда ве дёт просторная лестница. По ней ты, дружок, можешь спуститься к пруду, немного отдохнуть и отправиться дальше в путешествие по своему родному Ижевску. Бережное отношение к памятникам — это наш долг и обязанность.

2. Парки, бульвары, скверы

? Какие парки есть в нашем городе?

  1. Парк Кирова
  2. Парк М. Горького
  3. Парк космонавтов
  4. Козий парк

Пешеходная зона в парке.

3. Тротуары

Наши привычные тротуары тоже облагораживаются.

4. Пешеходная зона перед организациями и учреждениями

5. Дворовые территории

? – Какова роль архитектурного дизайна в формировании городской среды?

Обсуждение.

Таким образом, архитектурный дизайн 

  1. Делает городскую среду красивой и неповторимой
  2. Устанавливает связь между человеком и архитектурой, человеком и природой
  3. Создаёт комфорт
  4. Обеспечивает информационное пространство

Рассмотрим следующий вопрос.

? - Какие предметы создают городскую среду?

Предметы дизайна городской среды

  1. Городская мебель (скамьи, “диваны” и пр.)
  2. Блоки локального озеленения
  3. Информационные блоки
  4. Киоски
  5. Скульптура
  6. Блоки освещения
  7. Бетонные вазоны
  8. Ограждения

Скульптура (Слайды №19-21)

Придаёт эмоциональную окраску пространству. Создаётся скульптура, способная удивить зрителя, заставить остановиться.

Современный мир не мыслим без информации. Для информативного комфорта городской среды создаются информационные блоки. 

Блоки освещения (Слайды №22-27)

Фонари имеют давнюю историю. И до сих пор используют старинную форму фонарей, а также создают другие формы, применяют неожиданные решения.

При дальнейшем просмотре слайдов вы обдумываете содержание работы. Вам нужно будет выполнить макет фрагмента оформления родника или ключа.

Поэтому вы внимательно изучаете и запоминаете форму, старайтесь понять дизайнерский замысел.

5.

Слайд №28Природа и архитектура

Слайды №29-30

Слайды №31-42 малые формы архитектуры (оформление ключей и родников)

Слайды №35 Родником около санатория «Металлург»

Слайд №38

Слайд №39

Слайд №40

Слайд №42

Организация архитектурного - ландшафтного пространства

Как приятно посидеть в тени ветвистой ду шистой ели.  Отдохнуть,  подумать,  помечтать, послушать рассказ друга.

Слайды №29-30

Много рек, ручейков и родничков протека ет по земле удмуртской. Родниковым краем называют нашу Удмуртию. С маленьких родни ков берут начало большие реки Кама, Чепца, Вятка, Вала и Иж. Слышен шум воды. Это стремительная река Иж несёт свои воды в большую реку Каму.

? - Много ли вы знаете родников в городе?

Слайды №32 не все родники благоустроены

? - Ты знаешь, дружок, что означает слово род ник?

65 родников серебряной россыпью располо жились по берегам городских речек Карлутка, Позимь, Подборенка, Малиновка, по берегу Ижевского пруда, в оврагах, на городском пля же.

Над родниками взяли шефство взрослые и де ти: они оберегают их от загрязнения, вокруг сажают деревья и цветы. Ты знаешь, дружок, что означает слово род ник? По-древнерусски — родище, что означает род, Родина, родной; по-удмуртски родник — ошмес.

Слайд №33

Помнят люди историю и Важнина ключа. Этот родник получил название от фамилии братьев Ивана и Акима Важниных. Был у братьев в тех местах, по берегу Ижевского пруда, вдоль сос нового леса, покос. Места эти очень красивы. Здесь проходили первые рабочие собрания, от дыхали горожане после работы. Вода из Важни на ключа считается самой чистой и качествен ной в Ижевске.

Слайд №35

Родником около санатория «Металлург» часто пользуются отдыхающие

Слайд №38

А теперь мы очутились на ули це Кирова. Бегут троллейбусы, автобусы, трамваи, спешат пеше ходы. А недалеко от кинотеатра «Удмуртия» расположены сразу два родника. Они почти рядом, у подножия склона берега реки Подборенки. Очень удобен подход к этим родникам. Уложена бе тонная плитка, красиво оформлено бетонное ограждение. Вокруг родников растут ивы, вязы, серебристый мох, высокие травы. Приятное место для отдыха горожан.

Слайд №39

Люди издавна с большим почитанием относились к воде. Родники оберегали, давали им красивые названия. Самыми почитаемыми у ижевчан были Полковничьи ключи, которые поили своей чистой, студёной водой строителей заводской плотины. Их ещё называли «Ключи у обрыва». Напор воды в родниках был очень сильный, в минуту давал почти три ведра воды, в час — 168 вёдер.

Слайд №40

На улице Азина, что в Ленинском рай оне, расположен Казанский ключ. Уже более 140 лет жители этого рай она, пройдя по мощёной, дорожке, могут насладиться прохладной живительной влагой, бьющей прямо из-под земли. Этот родник очень гос теприимен. Возле него нередко оста навливаются пешеходы и водители.

Слайд №42

А вот ещё родник. Расположен он на улице Ракетной недалеко от троллейбусной остановки «Нефтемаш». Сколько помнят себя ста рожилы Ижевска, столько они ходят сюда за студёной водой. Ког да-то холодный ключ прикрывал деревянный сарайчик. Обветшал сарайчик, вырос город, раздвинул свои границы, но вода не иссякла. Теперь родник ухожен. Его благоустройством занялись лю бители природы из Первомайского общества охраны природы. Посмотри, дружок, как здесь красиво: сквозь мраморную стену пробивается хрустально-чистая вода. На площади у родника разбит цветник. По обе стороны поставлены скамейки. Рядом фигура женщины-удмуртки из металла. Она несёт полные вёдра хрус тальной воды — символ родникового края. На чугунной доске от литы строки удмуртского поэта Флора Васильева:

Поёт родник, от родника

Бежит ручей на дно врага,

Трепещет и сияет влага,

Пришедшая из глубока.

6

Слайды №43

Выполнение творческой работы дифференцированного характера

Пример выполнения работы. Демонстрация приёмов.

Слайды №44-46

20

Творческое задание - выполнение макета предмета архитектурного дизайна.

Предлагается работа по парам.

Каждый выполняет свой предмет, но согласовывает работу с соседом по парте для того, чтобы в конце урока вы могли представить макет-проект фрагмента оформления родников и ключей.

Материал – бумага. Мы с вами учились выполнять макеты сооружений. Поэтому, я надеюсь, вы знаете основные приёмы работы в бумажной пластике.

Вспомним некоторые из них.

? – Как получить точный сгиб бумаги?

  1. По линии провести резцом по линейке.

? – Как придать бумаге “устойчивость”?

  1. Согнуть по линии
  2. Придать кривую поверхность

? – Какие возможности у приёма “прорези”?

  1. Быстрое соединение деталей
  2. Разнообразность форм

? - Какие возможности у приёма “скручивания бумаги”?

  1. Быстрота выполнения
  2. Вариативность: скручивание по прямой, по диагонали, т.д.

Желаю вам создать необычный проект, а перед этим посмотрите на примеры оригинальных дизайнерских решений. (Слайды №40 - 42)

7

Итог

     

2

Мы познакомились с ролью архитектурного дизайна в формировании городской среды, создали проекты оформления родников и ключей. Это поможет вам видеть организацию предметной среды, оценивать её, а также самим принимать участие в создании. Может быть, пока на уровне проектов, а в будущем – на улицах нашего города.

Город нашей любви

Бьют куранты на башне Ижмаша

В честь тебя, дорогой наш Ижевск, Город славы и гордости нашей, Город нашей любви и надежд.

Пусть проходят года — не забудем, Как тебя создавали творцы:

 И Москвин, и Дерябин, и Дудин, Наши деды, и наши отцы.

Город нашей любви, нашей песни

С детства наши сердца покорил. Ижевчане! Давайте все вместе Делать всё, чтобы краше он был...

                                              Владимир Тяптин

8

Задание на дом

1

На следующем уроке мы будем изучать тему “Интерьер и вещь в доме”.

Домашнее задание:

Подобрать фотографии с организацией пространства интерьера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 8 классе. Тема урока:"Вещь в городе и дома. Городской дизайн"

Программа под редакцией Б.М. Неменского. Урок изобразительного искусства в 8 классе. Тема урока: " Вещь в городе и дома. Городской дизайн.Представлен визуальный материал в виде презентации....

Вещь в городе. 8 класс. Искусство

Урок в 8 классе по Искусству....

Технологическая карта урока английского языка "Как выжить в большом городе" 6 класс(УМК К.И. Кауфман, М.Ю.Кауфман "Счастливый английский.ру" 6 класс)

Технологическая карта урока английского языка "Как выжить в большом городе" 6 класс (УМК К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман "Счастливый английский.ру" содержит список применяемых технологий, в том числе технол...

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

презентация к уроку ИЗО "Интерьер и вещь в доме" 7 класс

Понятие - интерьер.  Помещения разного исторического периода, их сравнение. Оформление интерьера определяется назначением комнат. Дизайн помещения. Стилевое единство вещей. Задание сделать разраб...

Тема урока: «Интерьер и вещь в доме», 7 класс

Знакомство детей на уроке с новыми понятиями "Архитектура", "Дизайн", "Стили в архитектуре", "Интерьер" и мн. другое. Актуальность урока в том, что как важно со...

Информация в мире вещей и людей 8 класс

Информация в мире вещей и людей 8 класс...