"Зима в лесу"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Соснова Ирина Анатольевна

Урок изобразительного искусства для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима в лесу»

Цель:

- формировать эстетическое восприятие зимнего пейзажа в действительности и в искусстве;

- развивать наблюдательность, зрительную память, чувство композиции;

- развивать графические навыки и умения в передаче красоты реальной формы и цвета зимних деревьев;

- закреплять умение изображать пространство, используя приемы загораживания одних предметов другими;

- воспитывать бережное отношение к родной природе.

Оборудование:

репродукции картин: И. И. Шишкин «Зима в лесу», А. Пластов «Первый снег», Б. Кустодиев «Масленица», Л. Бродская «Русская зима», С. Ю. Жуковский «Иней»; диск

с записью  музыки П. Чайковского «Времена года», компьютер, мультимедийный проектор.

Ход занятия

Презентация

Слайд 1.

  1. Оргмомент.

Добрый день, друзья!

Зима сегодня в гости к нам пришла.

Разноцветна и красива,

Всем пленительна на диво.

Проверка организации рабочего стола.

  1. Беседа по теме занятия.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

                                  (Зима)

Учитель.  Ребята, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на  занятии?

Ответ. О зиме.

Учитель. А какие загадки, пословицы и поговорки вы знаете о зиме?

Много снега - много хлеба.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

                          (Снежинка)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.

                          (Иней)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы

И заросли роз?

                          (Мороз)

Учитель. Скажите, что отличает зиму от других времен года?

Ответ. Зимой на улице много снега.

Учитель. Какого цвета в зимней палитре больше всего?

Ответ. Белого.

Учитель. Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых. Оказывается снег разноцветный.

 И очень интересно, что все видят мир по-разному. А сейчас давайте посмотрим, каким увидели снег художники. 

Слайд 2.

Вот он чисто белый, как на картине А. Пластова «Первый снег». Хотя художник выбрал неяркие цвета, но именно они больше всего подошли для ноябрьского снега.

- Что еще подчеркивает его белизну?

- Крупная серая с черными крыльями птица на свежем снегу делает его еще белее.

Слайд 3-5.

Снег бывает и розовым, как на картине Б. Кустодиева «Масленица», и голубым, как на картине Л. Бродской «Русская зима», и фиолетовым как на картине С. Ю. Жуковского «Иней».

Изображать зимнюю природу очень интересно. Каждый миг она изменяется. То луч солнца выглянет, то снег повалит.

Слайд 6.

Посмотрите на картину Ивана Ивановича Шишкина «Зима».  Изображен зимний лес, кругом снежная пороша, деревья засыпаны снегом, ели свесили тяжелые лапы. Деревья похожи на людей, надевших на себя зимние наряды. Картине Шишкина созвучно стихотворение Ф. Тютчева:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Вопрос. Какое настроение выражено в этом стихотворении?

              Подберите слова, описывающие красоту зимнего пейзажа.

Оказывается, природу любят описывать не только художники, но и поэты.

Мороз и солнце;

День чудесный.

               (А. С. Пушкин)

Вечор, ты помнишь вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

                  (А. С. Пушкин)

Учитель. Изображают в своих произведениях настроение  зимней природы и музыканты. Вот, например, как прекрасно изобразил времена года композитор П. И. Чайковский.

 Звучит музыкальный фрагмент «Ноябрь. На тройке» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Учитель. Какое настроение природы передал композитор звуками? Какие чувства пробудило в вас это музыкальное произведение? Какую картину, какое время года вы услышали, увидели?

Учитель. По одной только мелодии мы смогли догадаться о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства и переживания. Создавать музыку, как и любое произведение искусства, невозможно без выражения своих чувств.

  1. Упражнение «Краски зимы».

На палитре составим различные оттенки серого, голубого, розового, фиолетового цветов от самого светлого до самого темного путем постепенного добавления и смешения. Перед тем как набрать новую краску, особенно белую, нужно промыть кисть. Тут же на палитре найденным цветом попробуем провести кистью различные линии для будущего изображения ствола, крупных сучьев и тонких веточек.

  1. Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

  1. Практическая работа – изображение зимнего леса.

Учитель. Мы сегодня тоже будем художниками, которые передают настроение зимнего леса при помощи цвета.

Изображение начинаем с компоновки земли и неба, проведения линии горизонта. Линия горизонта бывает низкой, когда большая часть пространства листа отводится для неба. Бывает линия горизонта высокая, когда большую часть занимает земля. Художник не допускает, чтобы горизонт делил лист пополам.

Небо изображаем в цвете до горизонта. У верхнего края листа небо - темней, к горизонту - светлей. Деревья чем ближе  к зрительному ряду, тем крупнее и выразительнее. Ствол дерева не изображают из края листа.

Зимой лес таинственный, заснеженный, а ели темные, сине-зеленые. В дали лес голубовато - розовый, чуть темнее неба.

  1. Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа с учениками и анализ общих ошибок. Устные вопросы по теме урока.

Требования к работам:

  1. равновесие композиции;
  2. сюжетно-композиционный центр выделен;
  3. оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно);
  4. умение работать линией, пятном, владение материалом;
  5. аккуратность;
  6. завершенность.

  1.  Итог занятия.

Учитель. Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, художников, композиторов. Творческий процесс одинаков при создании живописного, музыкального или литературного образа. Вы сегодня были прекрасными художниками, которые сумели передать настроение зимней природы. При помощи красок создали удивительные образы природы. Каждый ваш рисунок неповторим и уникален, т. к. вы вложили в них частичку своей души.

Экспресс-выставка. Оценка работ, выбор лучших. Уборка рабочих мест.

Список используемых источников

  1. М. А. Абрамова.  «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М., 2004
  2. Н. А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства», М., 1991

3.  Лободина Н. В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2006

4. Б. М. Неменский. « Изобразительное искусство и художественный труд», М., 1991

5. Р. М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи», М., 1992

6. Т. Д. Шпикалова. «Изобразительное искусство», М., 2000