Урок ИЗО по теме: "О чем нам рассказали вазы…"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Урок ИЗО в 4 классе по теме: "Керамика Древней Греции. Вазопись", цель которого - дать детям представление об образной и смысловой стороне живописи (вазописи) Древней Греции, в их соотнесенности с наследием русской национальной художественной культуры. Для ускорения работы используются трафареты в форме сосудов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_i_zo_v_4b__klasse._o_chyom_rasskazali_vazy.__vazopis..doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
-
Урок ИЗО
данный в 4 «Б» классе ГОУ ЦО № 1862
по теме:
"О чем нам рассказали вазы…"
(Керамика Древней Греции. Вазопись)
Учитель: Коваленко Г.Е.
Москва
2009 год
Цели урока:
- Дать детям представление об образной и смысловой стороне живописи (вазописи) Древней Греции, в их соотнесенности с наследием русской национальной художественной культуры.
- Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, формирование знаний учащихся о древнегреческой живописи.
- Приобретение учащимися навыков по отбору информации, умения выделить основные значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.
Зрительный ряд: схемы и фотографии греческих ваз, детские рисунки прошлых лет.
Музыкальный ряд: Сиртаки.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
-Заглянем на минутку в наш музей. В нем есть предмет, являющийся ответом на загадку. Есть старая русская загадка: “ Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил. А стар стал, пеленаться стал”. Что же это? О чём пойдёт речь на уроке?
(Это глиняный горшок-корчага)
- Был я на копанце- глину копали. “Топанцы” - место, где глину хорошо разминали. А далее гончарный круг – “кружало”, затем – “пожар”, т. е. обжиг. Последней стадией обработки был “обвар” - погружение изделия в жидкость (ржаной, овсяной квасной и другие отвары). - Как горшок людей кормил объяснять не надо, а зачем его в старости пеленали?
(Даже треснувшие горшки не выбрасывали, их обматывали лентами распаренной бересты или тканью, и они еще долго могли служить).
И вот этот-то запелёнутый грошок оказывается машиной времени. Сегодня мы с вами отправимся в путешестви путешествие по Древней Греции. А экскурсоводами будут горшки –только греческие.
Учитель: Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Приглашаю вас на выставку древнегреческих ваз. Приоткроем завесу времени и посмотрим на частичку древнегреческого базара ваз.
- Выставка ваз . (Фотографии и детские работы на доске)
(Чтение стихотворения О. А. Таратутина “Античные вазы” из сб. “Что я видел в Эрмитаже”.)
Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись… И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Учитель: А прежде, чем расписать вазу, ее нужно было изготовить. Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный человеком.
Гончарный круг на Крите использовали уже во 2 тыс. до н. э. . Постепенно гончарное производство распространяется по всем греческим городам. Но всегда существовали центры, которые задавали тон и моду.
В VII в. до н. э. ценились вазы из Коринфа. В этом городе был изобретён чернофигурный стиль росписи. С VI в. до н. э. первенство переходит к Афинам. Отсюда происходят самые прекрасные чернофигурные вазы, а также вазы изобретённых здесь краснофигурного и белофонного стилей.
У греков было особенное представление о профессии гончара. Как и многие другие народы, греки считали, что первые люди были вылеплены из глины. Сделал это Прометей, а Афина, по преданию, вдохнула в вылепленных им людей душу,она была покровительницей гончаров.
- Сюжеты древнегреческих ваз
Учитель: В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде - это носитель искусства эллинов, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре.
Греческая мифология была главным источником сюжетов всех вазописцев. На вазах также изображены жанровый сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали.
- Порядок работы
Как вы догадались, мы становимся гончарами и вазописцами и изготавливаем и расписываем вазу.
План работы: -Сложите лист бумаги пополам. –Нарисуйте половинку вазы, используя схемы. – Вырежьте вазу. – Разверните её. – Нанесите рисунок и фон. – Готовые вазы несите на выставку.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Подведение итогов урока. Организация мини-выставки.
Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели. То есть ваза – это неотъемлемая часть их жизни от 3-летнего возраста и до смерти. Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами. Сегодня мы проложили незримый мостик между античностью и нашим временем, и если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче. Спасибо!
Домашнее задание: роспись ваз (для тех, кто не успел).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Урок литературы по теме "А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»"
Материал может быть использован при проведении урока литературы в 5 классе...
Урок- исследование по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко»
Конспект урока- исследования по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко» для проведение урока литературы в 7 классе. Учитель организует исследование эмоциона...