Урок литературы по теме "А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Материал может быть использован при проведении урока литературы в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное казенное оздоровительное

образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,

«Санаторная школа – интернат»

Урок

литературы по теме

А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

 

Учитель: Кокарева Светлана Юрьевна

2013-2014 уч. г.

Школа: ОГКООУ «Санаторная школа-интернат» г.Шуя, Ивановской Обл.

Класс: 5

Тема урока: А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

Цели урока:

Образовательная:

- познакомить учащихся со стихотворением А.Твардовского «Рассказ танкиста»

- формировать  умение анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

-формировать  общеучебные умения и навыки: работа с текстом, таблицей, работа в группах;

- учить создавать  собственные устные и письменные высказывания.

Развивающая:

-развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательсккю культуру и понимание авторской позиции;

-развивать  устную и письменную речь учащихся;

Воспитательная:

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Оборудование: учебник, компьютер,  мультимедийный проектор, видеоматериал «Дети войны», портрет А.Т.Твардовского

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемый учебник: В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв,  «Литература.

5 класс» - М.: «Просвещение», 2011 г.

Ход урока

1.Организация учащихся

Слова приветствия,  проверка отсутствующих, проверка  готовности к уроку.

2.Подготовка к первичному восприятию текста (просмотр презентации «Дети на войне»

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. О ком и о чём рассказывают эти фотографии

         Война.                              Дети.

Страх         Мужество

Трусоть       Героизм

Над чем, на ваш взгляд, будем размышлять на уроке?

- Прочитайте тему сегодняшнего урока. О ком мы будем говорить? А что вы хотели бы узнать о детях того времени, ваших ровесниках? Нужно ли нам сейчас вспоминать о войне? Нужно ли вам стараться узнать больше о детях, ваших ровесниках на войне?

-Мужество и героизм на войне проявляли только взрослые люди? А дети?

2.Целеполагание. Мотивация.

Ознакомление учащихся с темой  урока. (Слайд)

 А.Т.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

Что вы должны узнать и чему научиться на уроке?

Используйте слова-помощники:

Список на слайде : изучить, учиться, выучить,  узнать, уметь, выяснить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, понять

(Узнать, кто такой Твардовский.  Выяснить, о  чём говорится в стихотворении? Учиться  выразительно читать стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим стихотворением.)

- Наша задача  состоит не только в том, чтобы познакомиться с содержанием стихотворения, но и в том, чтобы вдуматься в глубокий смысл этого произведения. Мы должны понять, что переживал лирический герой и что автор.

4.Прослушивание стихотворения (фонохрестоматия)

(Самостоятельная словарная работа, см. Презентацию)

- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

5.Выявление эмоционального восприятия текста, постановка учебной задачи (проблемы)

Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

- Кто из героев привлек вас?

- Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? (Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.)

-Думал ли мальчик, что совершает подвиг?

-Какое чувство им двигало? (ненависть к фашистам, любовь к Родине)

-Как вы думаете, что помогло Твардовскому создать такое  правдивое стихотворение?

6. Работа над биографией. (Заполнить таблицу, подумать над вопросом: Какой факт биографии объясняет нам, почему Твардовский смог создать такое правдивое стихотворение ?- Был фронтовым корреспондентом, свидетелем и участником боёв)

Проверка записи в таблице.

Фамилия, имя писателя

Годы жизни

(век)

Место рождения

Жанр произведений

Самые известные произведения

 

Текст биографии для работы.

Александр Трифонович Твардовский  

Родился  Александр Трифонович Твардовский  в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. Поэт вспоминал : «Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, с «Тарасом Бульбой» Гоголя,  популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова <…> произошло таким именно образом. Отец и на память знал много стихов - «Бородино», <…> чуть ли не всего Ершовского «Конька-Горбунка».

Стихи  Твардовский начал писать очень рано. Первое стихотворение, сочиненное , когда автор еще не знал всех букв алфавита, обвиняло мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд. В сельской школе  он учился с удовольствием, продолжая под руководством школьного учителя литературы писать стихи. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.

В 1936 была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия». Она получила широкую известность.

В 1939 был призван в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах в качестве военного корреспондента.

Самое известное произведение  Твардовского- поэма  «Василий Теркин» (1941-1945). Это произведение стало главным в творчестве поэта.

Долгое время был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивал право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Благодаря таким героям, как в стихотворении Твардовского, над нашей головой мирное голубое  небо.

Вывод: А.Т.Твардовский- участник войны с первых её дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом. Он сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. В своих стихах он призывал народ к борьбе с врагами. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата. Вот почему, когда читаешь стихи и поэмы А.Т.Твардовского о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги советских людей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

   Встаньте, пожалуйста. Представьте себе  это чистое небо. Поднимите руки к небу.  В небе  сияет  солнце. Потянитесь к солнышку.  Оно всем светит, и всех любит, и греет, всем дарит добро. Тянемся к солнышку, впитываем , берем себе  тепло, доброту, радость. А теперь поделитесь  с другими людьми. Отдаем тепло, отдаем доброту, отдаем радость. Улыбаемся солнышку. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся, поделимся радостью и добротой.

Садитесь. Как хорошо, что сейчас нет войны. И мы должны помнить всех, кто защитил этом мир, сберег его для нас, всех, кто боролся с фашистами.  Больше узнать о войне, сохранить память нам помогают такие произведения, как «Рассказ танкиста»

7. Анализ стихотворения.

Нам удаётся хорошо представить себе картину боя, внешность мальчика, победу над врагом. Кажется, будто эти события происходят прямо сейчас у нас перед глазами.

Какие же средства использовал  автор, чтобы мы могли ясно увидеть картину боя? Это нам и предстоит выяснить.

Что можете сказать о звукописи?Автор часто использует /ж ш щ з с/, чтобы передать шум боя, свист пуль…

Работа по группам над стихотворением.

Задания группам: (текст распечатан для работы с карандашом)

1 группа.

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает мальчика (внешний вид, черты характера, поступки).  

Прочитайте о самых опасных для жизни мальчика моментах боя.

Что вы можете рассказать о характере мальчика?( Бесстрашный, смелый, отважный.)

2 группа

-Какие слова и выражения  помогают автору   показать, что он  хоть бесстрашный, но всё-таки ребенок, ещё маленький ? (Выразительно прочитать)

3 группа.

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский  описывает картины боя?

- Докажите, что бой был страшный.(Выразительно прочитать)

Анализ работы групп. Ответы и выводы учащихся.

- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? (Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

8.Обобщение, вывод по уроку.

Вывод: Как вы считаете, какие свои мысли и чувства  хотел донести до читателя автор стихотворения? (Во время Великой Отечественной войны вся наша страна, даже дети, встали на защиту Родины. Думали ли они о том, что совершают подвиг? Нет, просто хотели помочь своей стране, нашей армии.

- Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой.

- О ком же стихи Твардовского?

- О смелом , неизвестном мальчике, который ненавидел фашистов, горячо любил свою Родину).

9.Домашнее задание.

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2. Творческое задание. Представьте, что у вас появилась возможность перененстись во времени и пространстве и встретиться с героем стихотворения, какие вопросы вы бы ему задали?  Запишите их.

Выставление оценок: работа на уроке + работа в тетради + оценочные листы по группам

10.Рефлексия.

Сейчас  вы увидите этих ребят, которые наравне со взрослыми вынесли всю тяжесть войны. Подумайте о том, что если они живы, то им около 80 лет, это ваши прабабушки и прадедушки…Старушка с соседней улицы, дедушка  из соседней квартиры. Поговорите с ними, и услышите  историю их военного детства. И тогда вы совсем другими глазами посмотрите на них…

Просмотр видеоролика «Дети на войне».

Литература:

  1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М.: «ВАКО», 2009г.
  2. О. А. Еремина. Поурочное планирование по литературе. 5 класс.  –М.: "Экзамен", 2010 г.
  3. А.А.Жиркова. Урок литературы и русского языка на тему «Употребление времен в стихотворении А.А.Твардовского «Рассказ танкиста»
  4. В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв,  Литература. 5 класс - М.: «Просвещение», 2011 г.
  5. С.М.Платонова. Открытый урок литературы в 5 классе по теме: Дети и война. А.Твардовский  «Рассказ танкиста». 
  6. http://gigabaza.ru/doc/37991.html Открытый урок по литературе в 5 классе на тему: « Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Учитель Гладких Нина Александровна
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. http://gigabaza.ru/doc/37991.html  Открытый урок по литературе в 5 классе на тему: « Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Учитель Гладких Нина Александровна
  9. http://festival.1september.ru/articles/610269/ 
  10. https://yandex.ru/yandsearch?&clid=2186620&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%201941-1945
  11. https://yandex.ru/images



Предварительный просмотр:

 Александр Трифонович Твардовский  1910 -1971

Родился  Александр Трифонович Твардовский  в Смоленской губернии в семье кузнеца. Стихи  Твардовский начал писать очень рано. Первое стихотворение, сочиненное, когда автор еще не знал всех букв алфавита, обвиняло мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд. В сельской школе  он учился с удовольствием, продолжая под руководством школьного учителя литературы писать стихи. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.

В 1936 была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия». Она получила широкую известность.

В 1939 был призван в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах военным  корреспондентом.

Самое известное произведение  Твардовского - поэма  «Василий Теркин» (1941-1945). Это произведение стало главным в творчестве поэта.

Долгое время был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивал право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью.

Александр Трифонович Твардовский  1910 -1971

Родился  Александр Трифонович Твардовский  в Смоленской губернии в семье кузнеца. Стихи  Твардовский начал писать очень рано. Первое стихотворение, сочиненное, когда автор еще не знал всех букв алфавита, обвиняло мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд. В сельской школе  он учился с удовольствием, продолжая под руководством школьного учителя литературы писать стихи. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.

В 1936 была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия». Она получила широкую известность.

В 1939 был призван в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах военным  корреспондентом.

Самое известное произведение  Твардовского - поэма  «Василий Теркин» (1941-1945). Это произведение стало главным в творчестве поэта.

Долгое время был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивал право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя

Оценка

Руководитель группы_________________________

Фамилия, имя

Оценка

Руководитель группы_________________________

Фамилия, имя

Оценка

Руководитель группы_________________________



Предварительный просмотр:

Рассказ танкиста

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

(Александр Твардовский)



Предварительный просмотр:

Задания группам: (текст распечатан для работы с карандашом)

1 группа.

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает мальчика (внешний вид, черты характера, поступки).Рассказать   о нём кратко.

2 группа

-Какие слова и выражения  помогают автору   показать, что он  хоть бесстрашный, но всё-таки ребенок, ещё маленький? (Выразительно прочитать)

3 группа.

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский  описывает картины боя?

- Докажите, что бой был страшный.(Выразительно прочитать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"

Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»....

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....