Методические приёмы ознакомления школьников с искусством Городецской кистевой росписью.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Тарадаева Светлана Ивановна

Методика ознакомления учащихся с народным промыслом "городецкая кистевая роспись". Выбор практических рекомендаций  и распределение их поэтапно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приёмы ознакомления школьников с искусством городецской кистевой росписью.

Автор: Тарадаева Светлана Ивановна

Учитель изобразительного искусства.

с.Токское, Оренбургская обл., Красногвардейский район

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение знаний по программе.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, навыки и умения преподносятся. Так как дети школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, рисование, и т. п.), то выделяются методы наглядные, словесные, практические.

Н. К. Крупская указывала, что методика преподавания органически связана с самой сущностью преподаваемого предмета, сознанием объекта воздействия, т. е. того человека, растущего, развивающегося, к которому она применяется. Руководствуясь этим указанием применительно к образному характеру изобразительной деятельности, следует выделить игровые приемы обучения.

Приемами обучения в советской дидактике называют отдельные детали, составные части метода. Например, показ иллюстраций или предмета в процессе изображения с целью уточнения представлений ребенка о форме, величине, цвете или других качествах предмета (если он в чем-то затрудняется) является приемом обучения.

Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ ребенку знакомого способа изображения у доски или индивидуальный показ педагога в процессе занятия тому, кто в этом нуждается (например, ребенку, с трудом осваивающему способ изображения или пропустившему много занятий и забывшему тот или иной способ), можно назвать приемом обучения.

Начиная с 10 лет, у детей наиболее интенсивно развивается интеллект, формально логическое мышление, которое становиться ведущим и к этому времени подростки психологически «вырастают» из предмета изобразительной деятельности. А в изобразительной деятельности даже при лояльном отношение учителя чаще всего успех приходит к детям, наделённым природными способностями. Дети перестают любить уроки рисования потому, что не умеют рисовать, теряют из-за этого интерес им просто нужно помочь и дать основы городецкой кистевой росписи  . А так же помогать и создавать им условия для более глубокого изучения данного материала и тем самым расширить объём предусмотренной школьной учебной программой, развивать у детей стремление к самообразованию, формировать необходимые для этого  навыки и умения. А выйдя за рамки общеобразовательных программ, одарённые дети получат возможность раскрыть и развить свои таланты, тем самым помогут детям компенсировать проблемы в учёбе и практике для получения допрофессиональной и профессиональной подготовки а может даже поможет в выборе профессии.

В знакомстве учащихся с народным промыслом городецкая кистевая роспись выбрала для себя практические рекомендации  и распределила их поэтапно:

 1 этап: накопление и систематизация знаний об особенностях декоративно-прикладного искусства, его выразительных средствах и назначении жизни людей. Основными методами и приёмами работы на данном этапе является рассказ педагога о народном промысле, рассматривание изделий народных мастеров, произведений  городецких мастеров. Работа в альбомах.

 2 этап: формирование представлений об орнаменте, его назначении и выразительных возможностей. Основные методы и приёмы: рассказ педагога об орнаменте, художественно-дидактические игры на магнитной доске (составление орнамента) в городецкой кистевой росписи. Работа в альбомах.

 3 этап: овладение грамотой декоративного рисования (изображение отдельных декоративных элементов; простейшими приёмами стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы в манере народных мастеров городецкой кистевой росписи; составление узоров с последующей росписью). В качестве основных методов и приёмов применяются: беседа («что такое узор?», «как украшают вещи?»); демонстрация педагогом способов рисования элементов узора и его построения; упражнения детей в прорисовке главных и дополнительных элементов узора городецкой кистевой росписи. Работа в альбомах.

 4 этап: овладение обобщёнными способами действий в декоративном рисовании на основе понимания принципов составления узора и украшение им предметов. Основные методы и приёмы: рассказ-консультация педагога («как лучше украсить», «как можно составить узор», «придумай узор» и др.); работа в альбомах.

 5 этап: формирование потребности в использовании декоративных элементов в предметном и сюжетном рисунке с целью обогащения их эстетической выразительностью.  Ведущими на данном этапе являются следующие методы приёма: зарисовка с натуры орнаментированных предметов, сравнение предметов, беседы по рисункам детей. Работа в альбомах.

 Использовала наглядный материал с указанием последовательности работы при обучении детей приёмам городецкой кистевой росписи, альбомы с иллюстрациями, папки с плоскостными силуэтами, дидактический раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, укомплектовала наборы кисточек с №1, №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация по ознакомлению школьников с Государственными и региональными символами.

В данной разработке   представлена методика работы по ознакомлению   дошкольников  школьников   с государственной  и региональной символикой в трех раздел...

Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом

Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....

Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)

Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...

«Выполнение кистевой росписи плакетки из гипса»

Методическая разработка задания по декоративно-прикладной композиции в  ДШИ. Совместно с учащимися мы сделали оригинальные  плакетки из гипса, расписанные кистью....

Методические приёмы поэтапной коррекции заикания у школьников

Представлены методические приемы поэтапной коррекции заикания у школьников. Читатель на материале конкретных логопедических упражнений может познакомиться с тем, как следует помогать заикающимся учени...

Методические приёмы поэтапной коррекции заикания у школьников

Представлены методические приемы поэтапной коррекции заикания у школьников. Читатель на материале конкретных логопедических упражнений может познакомиться с тем, как следует помогать заикающимся учени...

Методическая разработка для урока изобразительного искусства «Выполнение зимнего пейзажа гуашью. Приёмы, стили и техники исполнения.»

Работая в школе, учитель создает собственную систему работы с учениками, за счёт уникального подхода, методик и наработок. За несколько лет активной педагогической деятельности создается комплекс педа...