Главные вкладки

    Статья по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме:
    О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

    Дунашёва Татьяна Викторовна

         Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  общую  цель,  согласованные  методы,  способы  деятельности,  направленная  на  достижение  общего  результата.  Внедрение  метода  проекта  в  учебный  и  воспитательный  процессы  позволяет  развить  различные  способности  ребёнка:  коммуникативные,  художественные,   социальные,  технологические  и   многие  другие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya__k_proektu.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта педагога  о  методе  проектного  обучения.

    П р о е к т     «М и р    ц в е т а».

                                             

                       Как  и  многие   наши   коллеги,  педагогический   коллектив  Прогимназии   №48  активно  осваивает  и   внедряет  отечественные  и   зарубежные  педагогические  технологии, это  позволяет  более  эффективно  строить  образовательный    процесс,  активизировать  познавательную  деятельность  учащихся   и   воспитанников.

     Одной   из  современных  педагогических  технологий   является  метод  проектного  обучения   в  основе  которого  лежит   развитие   познавательных   навыков,  критического   и   творческого  мышления   учащихся,  умения   самостоятельно  конструировать  свои  знания  и  ориентироваться  в  информационном  пространстве.  

    Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  общую  цель,  согласованные  методы,  способы  деятельности,  направленная  на  достижение  общего  результата.  Внедрение  метода  проекта  в  учебный  и  воспитательный  процессы  позволяет  развить  различные  способности  ребёнка:  коммуникативные,  художественные,   социальные,  технологические  и   многие  другие.

    Методику  организации   проектной   деятельности   детей   педагоги  Прогимназии   осваивали   в  течение  двух  лет  на  педагогических  советах,  методических  объединениях,  семинарах,  практических  занятиях,   пытаясь   адаптировать   её   к  дошкольному  и   младшему  школьному  возрасту.

    В  результате  тщательного  анализа  сделали   вывод,  что  для   данного  возраста   оптимальным   является   долгосрочный   проект,  позволяющий    стимулировать  поисковую  и  исследовательскую  деятельность  дошкольников  и   младших  школьников,  способствующий   развитию  креативности   и  творчества.  Не  скрою,  что   вначале  метод    проектов   казался   для   меня   чем-то  заоблачным   и   непонятным.  

    Я  долго  размышляла,  каким  образом  можно  применить  его   при  изучении  изобразительного  искусства  и   что  это  даст  учащимся   и   учителю?

                 Увидев  результат   проектов,  над   которыми   работали  мои   коллеги,  («Птицы» - старшая  группа,  педагог Смурыгина В.В.;  «Природа,  искусство  и  мы» - 4  класс, учитель Пермина Н.Н.;  «Почемучкина  поляна» - 2  класс,   педагог  Барсукова Н.Я.)         заинтересовалась  этой    работой.  Привлекло  также  и  то,  что  изучение  материала  ограниченное   временными   рамками  урока,  переносится  во  внеурочную  деятельность.  Явным,  видимым   результатом   стало   расширение  словарного  запаса  детей,  активизация  их  речи.  Я   убедилась,  что  школьники  с  большим   интересом   включаются   в  исследовательскую  деятельность.  Активными   участниками  становятся  и  родители.  Они  вместе  с  ребёнком  ищут  материал,  используя  не  только  школьную  библиотеку,  но  и  ИКТ.  Кроме  того,  очень  эффективно  осуществляются  межпредметные   связи.  

                    Изучив   соответствующую   литературу,  наметив  цели  и  задачи  будущего  проекта,  получив  методические  рекомендации,  я  приступила  к  работе.

    Развитие  познавательных  способностей,  эстетического  восприятия,  практических  навыков,  интеллектуально-творческого  потенциала  личности,  формирование  эмоциональной  отзывчивости  –  это   лишь  немногие  задачи,  которые  ставит  перед

    собой  учитель  изобразительного  искусства.  Приобщение  детей  к  миру  искусства  через  познание  окружающего  мира,  умение  видеть  цветовое  богатство  окружающего  мира,  развитие  цветового  восприятия   (глаз  человека  способен   различать  200  оттенков  одного  цвета) –  цели  эстетического  воспитания,   которые  ставят  перед  собой  многие   педагоги.

     На  одном  из  уроков,  беседуя  с  учащимися   третьего  класса  о  роли   цвета  в  жизни  человека,  я   поставила  перед   детьми   проблему  –  что  же  такое  цвет?        Активно  включившись  в  обсуждение,  они  так  и  не  смогли  сформулировать  ответ,  но  тема  эта  была  для  них  близка  и   интересна.  Тогда  я   предложила  учащимся  провести  исследовательскую  работу  на  тему  «Мир  цвета». Забежав  вперёд,  сообщила,  что  в  процессе  работы  мы  будем   не  только  выполнять  творческие  задания,  но  и   проводить  опыты,  придётся  «порыться»  в  словарях,  «заглянуть»   в   Интернет,  подготовить  рефераты,  а  в  заключение,  как  итог  нашей  работы,   представить  презентацию  проекта.  Ребята   с  удовольствием  согласились,  тем  более  что   видели   предшествующий  опыт  сверстников.   Так  началась  интересная   творческая   работа.

    Перед  тем  как  к  ней  приступить,  мной   были  разработаны   цели  и  задачи  проекта,  намечены  этапы  проектной  деятельности.

    Цели  проекта  «Мир  цвета»:                                                                                            

    1. Формировать  художественно-творческое  мышление;
    2. Развивать  познавательные  способности  в  процессе  разрешения  проблемных  ситуаций;
    3. Воспитывать  чувство  прекрасного,  умение  восхищаться  цветовым  многообразием  окружающего  мира.

              Задачи:

    1. Погружение  в  раздел  цветоведения  (разложение  света  в  спектр);
    2. Введение  элементов  исследовательской  работы;
    3. Развитие  аналитического  мышления

    (поисковая  деятельность в  ходе  решения  проблем);

    1. Активизация  творческих  способностей  детей;
    2. Развитие  эмоционального  восприятия  цвета;
    3. Осуществление  интегрированных  связей (изо, литература, музыка)

    Этапы  проектной  деятельности:

    I     Погружение  в  проект;

    II    Организация  деятельности  детей;

    III   Практическая  деятельность  по  решению  проекта;

    IV   Презентация  проекта.  Рефлексия.

    На  последующих  уроках, мы  вновь   вернулись  к   вопросу  - «Что  такое  цвет  и  от  чего  зависит  наше  цветовое  восприятие».  Учащиеся   сравнили   фотографии,  выполненные  в  разное  время  суток.  Ребята  обнаружили,  что  в  темноте  цвет  предметов  не  виден,  и  догадались  точнее,  сделали  открытие,  что  цвет  зависит  от  освещения,  т.е.  от  света.  Похожий  опыт  они  проделали  дома,  а  затем  рассказали  о  нём  в  классе.

    Следующая  проблема,  которая  была  поставлена  перед  учениками –

     «Какого  цвета  солнечный  свет   и   есть  ли   цвет  у  света»?

    Многие,   не  задумываясь   ответили,  что  свет  жёлтого  цвета,  а  некоторые   искали   в  вопросе  подвох  и  не  спешили  с  ответом.   В  процессе   проведения   эксперимента,  «стеклянная   призма  и   луч  света»  ребята  обнаружили,  что  свет  можно  разложить  на  цветовой  спектр.  Как  настоящее  чудо  восприняли   они  этот  опыт  -  столько  было  радости,  восторга  и  удивления.  А  когда   после  уроков   ученики  смастерили  «волчок», раскрасили  его  в  цвета  радуги   и   увидели,   что   при   вращении  спектр  соединяется  в  серый,  дети  почувствовали  себя   волшебниками.  Один   ученик   принёс  из  дома   моторчик,  решили   проделать  этот  же   опыт.  Прикрепив  «волчок»  к  механизму,  ребята  наблюдали,   как  с  увеличением  скорости   вращения   «волчка»  цветовой   спектр  становится   светлее.  В  результате  был  сделан  вывод,  что  луч  света  можно  «разложить»  на  цветовой   спектр,  а  затем  «собрать»  его.  

                В  словарях  ребята   нашли   разные   определения  слова  «цвет».  Верность  определений   подтверждала    проведённая   исследовательская   работа.

                Затем   класс   разделился   на   небольшие  подгруппы,  каждый  ученик  получил  задание  на  дом,  которое  предлагалось  выполнить  вместе  с  родителями.  

    На  родительском  собрании  я   кратко  рассказала  о  содержании   и  значении   проектной  деятельности,  о  важности   предстоящей  работы.  Метод  проектов  тесно  связан  с  основным   учебным   процессом,  ориентированным   на  развитие  исследовательской,  творческой  активности   детей,   а  также   на  углубление,  закрепление   имеющихся   знаний,  умений,  навыков  не  только  в  области   изобразительного  искусства,  но  и  других  предметов.   Каждый  ученик  получил  задание  выбрать  и   оформить   результаты  работы    в  форме  реферата:

    1. Из  книг  выбрать  и   выписать  цитаты,  где   встречается   данный   цвет

              (художественная  литература,  произведения  у. н. т.,  песни)

    1. Творческая  работа.  Написать  сочинение,  сказку-миниатюру   или  

         стихотворение  о  цвете  или   цветах  радуги.

    1. Подобрать  и  выписать  гамму,  оттенки  определённого  цвета.

                 Рефераты,   как  и  ученики  класса,  получились  очень  разными. Одни  были выполнены  от  руки,  с  рисунками  и  аппликацией,  другие  на  компьютере  с  цветными  иллюстрациями.   Содержание  и  объём   также  отличался:   кто-то  уместил   всё   на  одной  странице,  кому-то  было  мало  трёх  листов.  Увлекательные  сказки   и  трогательные  детские  стихи  раскрывали  творчество  детей  и  родителей.

    При   выполнении   последнего   задания,   пришлось  обратиться   к  словарям,   поискать  информацию  в   Интернете.  Некоторые  семьи   даже   журналы  об   искусстве   купили.

    А  я   ещё  раз   убедилась  в  важности   поставленных  задач   по  развитию   цветового  восприятия,   над  которыми   необходимо   работать,   начиная   с   детского  сада,  тем  более  что  в  нашем  учреждении  имеется  такая  возможность.

                   В  процессе   работы  над   проектом  ученики   кроме  этого   выполнили  ряд  практических  и   творческих  заданий   с   использованием   разных   технических   приёмов  рисовали   радугу,  пытаясь  показать  переход   цвета.  Придумывали  сказочных  персонажей,  изображая  их  в  определённой  цветовой  гамме.  Учащиеся  узнали  о   значении   каждого  цвета,  разнообразии   и   неповторимости   цветов.

     При   подготовке   презентации    проекта,  была  создана   творческая   группа.  Вместе  с  ребятами  мы   отбирали  лучшие  рисунки  в  подарок   школе,  снимали  видеоролики,  оформляли   компьютерную  версию  презентации.  

    Мне,  как  педагогу,  очень   большую   помощь  оказали   курсы   ИКТ,  которые   я   закончила   на   базе   районного  методического  центра.

    С  презентацией  проекта «Мир  цвета»  ученики  3   класса   выступали   несколько  раз:

     перед  сверстниками,   родителями,    учителями  Прогимназии,  а  также  перед  участниками  семинара  учителей  изобразительного  искусства   Раменского  района.

                    Несомненно,   в  работе  такого  плана  существует  много  положительных  сторон.         Конечно,   работа  над   проектом   настолько   поглощает  и  увлекает,  что  порой  забываешь  о  других   запланированных   делах.  И   всё  же,   я   посоветовала  бы   коллегам,  не  успевшим   ещё   «окунуться»  в  метод   проектов,   попробовать   свои  силы  и  силы  детей  в  этой  по-настоящему  творческой  деятельности.  

     

     

    В  результате   участия   в   проекте   «Мир  цвета»  учащиеся   3   класса

    приобрели  опыт   работы   с  цветом;  расширили   накопленные  ранее  навыки    его восприятия;  окунулись   в   исследовательский   процесс;  обогатили  словарный  запас;   попробовали  себя   в  роли  лекторов  во  время  публичных  выступлений.  Повысилась   их учебная   мотивация.  Рисунки,  выполненные  в  процессе   работы   над  проектом,    украсили   рекреации   Прогимназии.

    Педагог   получает   возможность   повысить  свой    профессиональный  уровень;  изучить  и  использовать   новые  формы   и   методы  работы  с  детьми  и   родителями,  получить   опыт  в  области   проектного  обучения,   расширить   знания   при  работе  с  компьютером, раскрыть    творческие   способности   в   области   ИКТ.

     

                                                                                    Из   опыта   работы   Дунашёвой  Т.В.

                                                                                    учитель  изобразительного  искусства                    

                                                                                    Прогимназия  № 48  п.ГКЗ

     .      

                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

    Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

    "Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

    Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

    Активные методы обучения (из опыта работы).

    Активные приемы выполнения домашнего задания позволяют опросить всех учащихся за короткое время. Работая в группе, обучающиеся закрепляют, углубляют свои знания....

    Технология деятельностного метода обучения (из опыта работы)

    Презентация об использовании деятельностного метода на разных этапах урока....

    «Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова

    Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...

    Из опыта работы учителя изобразительного искусства "Особенности работы с одарёнными детьми"

    quot;Творчество рождает творца". Эти слова М.Горького как нельзя лучше подходят для педагогов, которые среди множества детей, обучающихся рисованию, умеют распознать одарённость и помогают...

    Из опыта работы педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты о профилактике суицида в ОУ

    Выступление педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты ОГАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ на МО педагогов-психологов о профилактике суицида в ОУ...


     

    Комментарии

    Шимановская Любовь Михайловна

    Проектный метод-это актуально и интересно и учащимся и ученику и родителям.Спасибо за интересный материал