Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Натюрморт"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Разработка предназначена для учителей изобразительного искусства и может помочь при подготовке к уроку по теме: "Натюрморт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: изображение предметного мира – натюрморт.
Цели урока:
1.знакомство с жанром натюрморта;
2.формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме предмета;
3.формирование у учащихся образного восприятия как способа мышления;
4. знакомство учащихся с наблюдательной перспективой;
5.формирование у учащихся пространственного мышления;
6 закрепление у учащихся навыков визирования;
7. совершенствование у учащихся навыков конструктивного анализа формы предмета;
8. совершенствование у учащихся навыков построения конструктивной схемы предмета;
9.развитие у учащихся глазомера;
Задача урока: построение линейного рисунка натюрморта.
Воспитательное воздействие урока: способствовать развитию самостоятельности, создавать условия для развития познавательного интереса.
Развивающее воздействие: создать условия для развития навыков самостоятельной работы, развития индуктивного мышления.
Оснащение урока:
у учащихся: бумага, карандаш, ластик
у учителя:
1.предметы натюрморта, драпировка,
2.доска, мел,
3.магнитная доска, магниты,
4.силуэтные плоские модели для определения размеров изображения в композиции, плоские модели для конструктивного анализа формы.
5.репродукции натюрмортов: Виллем Клаас Хеда «Завтрак с омаром», К.С.Петров-Водкин «Селедка», «Розовый».
Ведущий метод обучения: эвристический.
Тип урока-комбинированный, структура урока: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла
1.Технологическая карта урока:
Этапы и время проведения урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный этап. 5 мин | Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Цель: знакомство с жанром натюрморта, знакомство учащихся с наблюдательной перспективой. | Слушают и осмысляют цели предстоящего занятия, отвечают на вопросы |
Актуализация опорных знаний 5мин | Обобщает опорные знания: выбор формата, определение высоты линии горизонта, конструктивный анализ формы, светотень. Вопросы к учащимся: что такое натюрморт? Что такое предметная плоскость? Что такое задник? Что такое светотень? Перечислить элементы светотени. Обсуждает с учащимися ранее изученное. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала | Слушают педагога, отвечают на вопросы; |
Работа по усвоению новых знаний, на базе ранее изученного 10 мин | Сообщает новые познавательные сведения. Натюрморт, правила композиции натюрморта, что такое наблюдательная перспектива. Обращает внимание учащихся на таблицы с правилами постановки натюрморта и композиции. | Анализируют услышанное и отвечают на вопросы |
Проверка степени усвоения учебного материала. 5 мин | Предлагает ответить на вопросы по новому материалу. Вопросы к учащимся: что нового в сегодняшней постановке по сравнению с предыдущими? Какие сложности возникают в связи с этим? Какая тема объединяет предметы натюрморта? | Отвечают на вопросы |
Работа по закреплению новых знаний 15 мин | Организует и направляет практическую работу учащихся, определяет этапы работы. Объясняет применение наблюдательной перспективы. Правило: дальше-выше, ближе-ниже. Обращает внимание учащихся на разницу в степени искажения горла кувшина и кружки. Выбор размера изображаемых предметов с помощью динамических пособий в форме силуэтных плоских моделей. Конструктивный анализ формы предметов. Построение конструктивной схемы натюрморта. | Практическая работа учащихся, с применением новых знаний на базе ранее изученного материала. |
Рефлексия деятельности 5 мин | Экспресс – выставка работ учащихся, выставление оценок. Оценивает деятельность учащихся и подводит общий итог урока. Предлагает учащимся оценить урок. Вопросы к учащимся: что нового они сегодня узнали на уроке? Что было непонятно? Что было интересно? Понравился ли урок? Благодарит учащихся за урок. | Слушают и осмысляют итоги урока; Выражают отношение к уроку; |
2.Сообщение темы урока; Учитель демонстрирует ряд репродукций натюрмортов и спрашивает учащихся, что изображено на этих картинах. Предполагаемые ответы учащихся: «Посуда»; «Разные предметы»; «Вещи»; Учитель задает вопрос, знает ли кто-нибудь, как называются картины, изображающие различные предметы. Поскольку и раньше на уроках ИЗО использовалось слово «натюрморт», возможен и правильный ответ. Учитель задает вопрос, а для чего художник изображает на своей картине обычные такие знакомые нам всем предметы? (Рассмотрение натюрмортов В.К.Хеды, К.С.Петрова-Водкина,) .В натюрморте мы не увидим изображения человека. И все-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, пробудить радость или грусть.
Слово «натюрморт» происходит от французского «nature morte», что означает «неживая природа», содержанием натюрморта становятся предметы, сопровождающие человека всю его жизнь, цветы, фрукты и др. Предельно точно суть натюрморта отражается в немецком и голландском названиях натюрморта –«Stilleben» - «тихая жизнь». Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем.
3. Сообщение познавательного материала по теме урока. Последовательность и правила работы над натюрмортом: чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. В искусстве жестких рецептов нет. Отметим только некоторые, самые общие правила. Прежде всего, набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Затем сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком близко - натюрморт может получиться слишком громоздким, тяжеловесным. Одинаковые предметы, расположенные на одной линии, создадут впечатление скучного однообразия.
Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет, либо самый крупный, либо самый яркий. Еще одно правило группировки предметов в натюрморте - относительно свободный, легкий передний план. Существенную роль в натюрморте играет задник. Он ограничивает поле зрения, не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.
При выполнении рисунка натюрморта следует также соблюдать правила композиции. Прежде всего, следует выбрать формат рисунка. Поскольку кувшин у нас – самый крупный предмет в натюрморте, он будет определять композицию натюрморта. Высота кувшина больше его ширины, поэтому вертикальный формат предпочтительнее. Далее определяем соотношение между вертикальной и горизонтальной плоскостями основания, на котором стоит натюрморт. Для того, чтобы понять, какое значение имеет положение предметной плоскости, проведем небольшой эксперимент: пожалуйста, посмотрите в окно, найдите линию горизонта, и медленно приподнимитесь и опуститесь, наблюдая за тем, как меняется картина в поле вашего зрения. Когда больше обзор: когда вы стоите или когда вы сидите? А теперь проделайте то же самое, наблюдая за натюрмортом. Линия, разделяющая вертикальную и горизонтальную плоскости играет ту же роль, что и линия горизонта. Таким образом, в зависимости от высоты точки зрения изменяется и поле зрения. Понаблюдайте, что происходит с внешними очертаниями горла кувшина при изменении высоты точки зрения. Обратите внимание: кувшин перекрывает линию, отделяющую горизонтальную плоскость от вертикальной. Основание кувшина находится ниже этой линии, горло выше. Высота точки зрения выбрана. Далее определяем размер изображения на рисунке. Учитель , используя динамическое пособие, показывает различные варианты композиции с силуэтными моделями разной величины. Учащиеся выбирают размер изображения. Когда выбор размера изображения сделан, наступает очередь размещения. При выполнении натюрморта предпочтительнее над натюрмортом оставлять больше пространства, чем под ним.(По ходу объяснения учитель делает на доске записи основных правил построения композиции рисунка: 1.Определение формата, 2. Определение высоты горизонта. 3.Определение размеров предметов. 4. Определение местоположения предметов. После определения местоположения предметов производится конструктивный анализ формы кувшина. Учитель обращает внимание учащихся на то, что кувшин симметричен, т.е. правая его половина точно такая же, как и левая. Для того, чтобы правильно построить форму кувшина, нужно определить, из каких частей он состоит. Учащиеся рассматривают кувшин, говорят свое мнение. В результате обсуждения с помощью учителя выясняем, что горло кувшина представляет собой усеченный конус, тулово можно разделить на две части: полусферу и усеченный конус. Осталось определить соотношение размеров этих частей, т.е. пропорции. Правильная передача пропорций имеет огромное значение в изобразительном искусстве. Для того, чтобы правильно определить пропорции, художники используют метод визирования. Учитель объясняет сущность метода. Учащиеся измеряют части кувшина и сравнивают их между собой. Затем учитель на доске показывает последовательность построения кувшина, учащиеся наблюдают и помогают учителю определить размеры предметов. Следующий этап - учащиеся строят схему кувшина под диктовку учителя. Учитель освещает роль осевой линии и ключевых точек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»
Данная разработка является завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся мотивации к познанию, развитие творческих спос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс
Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...
Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"
1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...