Главные вкладки

    Особенности организации индивидуальной работы учащихся с разными учебными возможностями»
    статья (изобразительное искусство) по теме

    Пенькова Светлана Владимировна

    Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod._nedelya.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на методической неделе по теме: «Особенности организации индивидуальной работы учащихся с разными учебными возможностями»

    /28 февраля – 3 марта/

    Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства.

    Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.

    Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

    Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

    Основной задачей уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

    Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

    В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

    Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

    Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

    Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности.

    Для проведения индивидуальной работы можно разделить учащихся (условно) на три группы:

    1. в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
    2. во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
    3. Третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.

     

    Программа изобразительного искусства Б.М.Неменского, по которой я работаю . Это творческая программа, использующая все виды деятельности: игровую, трудовую, художественную, учебную, а также формы – индивидуальную, коллективную; требующая много наглядного материала, а также применения литературного и музыкального ряда.

    Данная программа использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его в целостную личность.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

    Личностно-ориентированное обучение по этой программе направлено на формирование творческой личности, раскрытия своеобразия каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, приоритет комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, учебной), когда коллективная ее форма постепенно становится индивидуальной.

    На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций;  индивидуальная работа.

    Результатом моей деятельности могут служить:

    1. участие в школьных конкурсах  и выставках;
    2. участие в городских конкурсах: «Прочтение. «Дорога в космос» в номинации «Иллюстрация  к книге», иллюстрация к сказкам А.С. Пушкина», «Космос  глазами детей»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

    Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

    Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".

    Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....

    «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»

    Сообщение на совещании при директоре на тему «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»....

    Особенности организации проектной работы учащихся по технологии

    В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способн...

    Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими высокие учебные способности на уроках русского языка и литературы

    Учащихся, имеющих такие особенности, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и способностей,  и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, к...